Научная статья на тему 'УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ФУНКЦИИ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ / LITERARY READING LESSONS / MENTAL RETARDATION / SPEECH FUNCTIONS / COMMUNICATIVE SPEECH FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Э.У., Тен Е.П.

Данная статья посвящена изучению особенностей развития коммуникативной функции речи у старших школьников с умственной отсталостью средствами уроков литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY READING LESSONS AS A MEANS OF DEVELOPING THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH IN OLDER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

This article is devoted to the study of the features of the development of the communicative function of speech in older students with mental retardation by means of literary reading lessons.

Текст научной работы на тему «УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 371 912

Кадырова Э. У. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» Научный руководитель: Тен Е.П.

доцент

кафедра специального (дефектологического) образования

Россия, г. Симферополь

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: Данная статья посвящена изучению особенностей развития коммуникативной функции речи у старших школьников с умственной отсталостью средствами уроков литературного чтения.

Ключевые слова: уроки литературного чтения, умственная отсталость, функции речи, коммуникативная функция речи.

E. Kadyrova student

Crimean engineering and pedagogical Institute of THE Republic

of Kazakhstan Fevzi Yakubov University» Scientific adviser: E. Ten associate professor Department of special (defectological) education

Russia, Simferopol

LITERARY READING LESSONS AS A MEANS OF DEVELOPING THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH IN OLDER STUDENTS

WITH MENTAL RETARDATION

Annotation: This article is devoted to the study of the features of the development of the communicative function of speech in older students with mental retardation by means of literary reading lessons.

Key words: literary reading lessons, mental retardation, speech functions, communicative speech function.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного

употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов [1].

Уроки чтения способствуют развитию связной речи детей. Не случайно в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-м классе до творческого пересказа в 8-м классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала [5].

Главная задача уроков чтения - выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков.

У умственно отсталых детей исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологического речи, усовершенствовать словесную систему мышления [4].

В методике чтения умственно отсталых учащихся следует выделять общие и частные принципы, поскольку важным, кроме общедидактических, является соблюдение собственно методических принципов. Тем более, что жизнь выдвигает новые принципы обучения умственно отсталых школьников в условиях инклюзии и достаточно распространенного в современной вспомогательной школе внутри классного дифференцированного обучения [3].

Речь и мышление у умственно отсталых учащихся стоит развивать параллельно, поскольку - речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности [2].

Исследователь М. Ф. Гнездилов помимо общедидактических принципов рассмотрел и собственно методические принципы обучения умственно отсталых школьников языку: принцип коммуникативной направленности обучения, единства развития мышления и речи, формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности учащихся, принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи в процессе ее развития, повышение языковой и речевой мотивации [4].

Принципы построения процесса обучения чтению можно объединить в две группы. К первой группе относятся принципы, которые соответствуют наиболее общим закономерностям обучения чтению: принцип

формирования читательской деятельности, что зависит от особенностей овладения читательской деятельностью в норме.

Ко второй группе отнесены собственно методические принципы формирования читательской деятельности у умственно отсталых школьников: принцип развития читательских интересов, развития речи и логического мышления, учета возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников, индивидуального подхода [6].

Принцип развития читательских интересов важен потому, что художественное произведение должно заинтересовать учеников, сообщить информацию об авторе произведения как личность, рекомендовать прочитать произведение.

Принцип коррекции и развития речи и логического мышления, подразумевает анализ, сравнение, группировки, поиск общего вывода, уточнение и расширение словарного запаса с целью понимания читаемого материала в процессе читательской деятельности [5].

Согласно Л.С. Выготскому мышление и речь находятся в неразрывной связи, поскольку мысль формируется в слове. Язык реализуется в речи, в том числе и письменной, которым является любой литературное произведение. Благодаря языку высказывается мнение - мышления в речи, а ученики овладевают эмпирическим и теоретическим мышлением, реализуя его в доводах и умозаключениях о сущности прочитанного [3].

Принцип учета возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников с целью перевода знаний из зоны ближнего развития в зону актуально развития с осознанием смысла прочитанного и его последующей вербализацией.

Учитывается принцип индивидуального подхода, поскольку разнообразие нарушений, присущих умственно отсталым, требуют учета данных психолого-педагогической диагностики относительно соматического и психического состояния учащихся с целью построения коррекционно-направленного учебного процесса на уроках чтения.

Умственно отсталые со значительными трудностями овладевают как технической, так и смысловой составляющей навыка чтения, поэтому важным является принцип формирования навыка чтения, коррекции его нарушений [1].

Стоит придерживаться принципа функционального подхода к изучению литературоведческих понятий. Ученики осознают особенности значения литературоведческих понятий (основная мысль, тема произведения, герой, персонаж т. д) для понимания смысла текста в целом.

Учитывая особенности состояния сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной составляющих личности умственно отсталых учеников важным является принцип использования различных видов чтения (в слух, молча) как средств обучения и развития, формирования умений читательской деятельности.

Главной задачей уроков чтения является «формировать и развивать речевые умения и навыки, ведущей из которых является полноценный навык

чтения». Обозначенные задачи решаются через связную речь (конструирование предложений, текстообразования). Следовательно, формирование навыков связной речи - важная задача в процессе работы над учебным текстом. Оно реализуется на основе понимания фактического содержания текста, читают; усвоение лексики учебной статьи; систематической речевой практики.

Единицами коммуникативной функции речи на уроках чтения в условиях школы являются: развернутый устный ответ ученика на поставленный вопрос; устный пересказ текста (в разных формах); устные произведения в связи с прочитанным текстом [2].

В практике обучения важны упражнения на развитие умений у учащихся ставить вопросы к тексту. Постановка учеником правильного вопроса - не свидетельство того, что содержание прочитанного он понял, что структура вопроса осознанная, что заложены потенциальные возможности ответа.

Надо систематически обучать учеников задавать вопросы к тексту. Сначала работа осуществляется коллективно и имеет учебный характер. Учитель определяет отрывок текста, к которому должны задать вопрос. Дети задают вопросы, учитель анализирует, почему часть вопросов неудачная (по смыслу, по структуре). Вопросы могут охватывать все стороны текста, который анализируется, в том числе и художественно-изобразительные средства [3].

Навыки составления плана дети приобретают тоже постепенно. В значительной мере усовершенствование навыков составления плана и развития связной речи способствует анализ текста по структуре (композиционный анализ).

Основным видом работы, что готовит к составлению плана, является выборочное чтение - дети вычитывают те части текста, которые являются ответом на вопрос, учатся выделять детали текста, делить его на части. Наибольшую сложность при создании плана дети испытывают в формулировке его пунктов, потому что практика речи еще недостаточная. Детям легче составлять план в форме вопросов, труднее - из приказных и утвердительных предложений.

Выводы. Таким образом, учитывая значимость развития навыков общения умственно отсталых детей в процессе обучения в школе для их речевой и социальной адаптации и незначительное количество специальных исследований в этой области, приоритетным направлением работы мы выбрали изучение и развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения. Именно эти уроки дают учителю наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития умственно отсталых школьников, создают условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения.

Использованные источники:

1. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко. - М.: Творческая педагогика, 2014. - 96 с.

2. Василевская, В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми / В.Я. Васильевская. - М.: Просвещение, 2013. - 106 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - С. 58-66.

4. Гнездилов, М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. / М.Ф. Гнездилов - М.: Классикс Стиль, 2015. - 290 с.

5. Психологические проблемы коррекционной роботы во вспомагательной школе / Под редакцией Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. - М.: Педагогика, 2016. - 171 с.

6. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н Ушакова - М.: ПЕР СЭ, 2014. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.