Научная статья на тему 'УРОКИ ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

УРОКИ ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ / УРОКИ ЧТЕНИЯ / ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / КОРРЕКЦИЯ / РАЗВИТИЕ / speech / communicative function of speech / reading / school support / correction / development

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гашимова Г.Л.

Определена роль уроков чтения в развитии связной устной речи у детей с нарушением интеллекта. Рассмотрены условия развития устной речи в целом, а так же выделены необходимые виды работы для развития коммуникативной функции речи у детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING LESSONS, AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The role of the reading lessons in the development of coherent oral speech at children with intellectual disabilities. The conditions of the development of oral speech in General, as well as allocated the necessary work for the development of communicative function of speech in children of this category.

Текст научной работы на тему «УРОКИ ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 376.42

Гашимова Г.Л. магистрант

кафедра специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» Научный руководитель: Андрусева И.В., к.п.н.

доцент

Россия, г. Симферополь Gashimova G.L.

Graduate student

of Science in the Department of Special (Defectoligy) Education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University» Supervisor: I. V. Andrusyova ,Ph. D.

associate Professor Russia, Simferopol УРОКИ ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА READING LESSONS, AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH IN CHILDREN WITH

INTELLECTUAL DISABILITIES

Аннотация: определена роль уроков чтения в развитии связной устной речи у детей с нарушением интеллекта. Рассмотрены условия развития устной речи в целом, а так же выделены необходимые виды работы для развития коммуникативной функции речи у детей данной категории.

Ключевые слова: речь, коммуникативная функция речи, уроки чтения, вспомогательная школа, коррекция, развитие.

Abstract: the role of the reading lessons in the development of coherent oral speech at children with intellectual disabilities. The conditions of the development of oral speech in General, as well as allocated the necessary work for the development of communicative function of speech in children of this category.

Key words: speech, communicative function of speech, reading, school support, correction, development.

В практике, на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, учителя работают над пополнением словарного запаса учащихся, над четкостью произносительной стороны речи и над формированием навыка чтения в целом, в то время, как коммуникативной стороне речи уделяется недостаточное внимание. Несомненно, это важно, но недостаточно

для того, чтобы сформировать у старшеклассников навыки коммуникативного общения и межличностного взаимодействия в процессе их обучения. Именно эти уроки дают учителю наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития школьников, создают условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения.

Целью данной работы является определение роли уроков чтения, как средств развития коммуникативной функции речи в коррекционной школе VIII вида.

По мнению А.К. Аксеновой, уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Не случайно, в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста улучшается из года в год: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-м классе до творческого пересказа в 8-м классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением материала, ранее увиденного, или услышанного [1, с. 132].

Уроки чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развития речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и создание своего собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельности школьника обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.

По мнению А.В. Запорожца, обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Выражать своё понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика вспомогательной школы [3, с. 101].

Развитие устной речи учащихся с нарушением интеллекта зависит от ряда условий. Для того чтобы речь развивалась, необходимо, чтобы ребёнок больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Для этого необходимо, чтобы ребёнок испытывал потребность (мотив), побуждение в речевом общении. Задача воспитания речевой активности теснейшим образом связана с расширением круга их представлений, знаний, развитием их познавательных интересов. Уроки чтения способствуют развитию этих процессов. Развитие речи ребёнка нельзя рассматривать изолированно от развития его мышления и сферы познавательных интересов в целом.

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Так, подготовка учащихся к восприятию текста не может ограничиваться только предварительной беседой. Эта подготовка проводится более углубленно, с использованием целого ряда других приемов и методов. Подготовительная работа в младших классах часто требует создания наглядно конкретной ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможной ситуации имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого.

Не менее важную роль для понимания читаемого следует отнести к словарной работе, которая должна проводиться на различных этапах урока. При этом на каждый из этапов отбирается не более двух-четырех слов. В противном случае, учащиеся не усваивают их семантики. Для развития коммуникативной стороны речи, необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя, или своих товарищей об их смысле.

Особенно сложным в специальной (коррекционной) школе VIII вида является анализ изобразительных средств художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта у детей с нарушением интеллекта не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое. Простое объяснение значения и роли выразительных средств оказывается недостаточным. Сравнение (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий) слов, употребленных в прямом и переносном значении, составление картинного плана - все это способствует преодолению недостатков в понимании образных выражений.

М.Ф. Гнездилов так же выделял роль пересказов на уроках чтения в развитии самостоятельной речевой деятельности. При передаче содержания прочитанного, или прослушанного текста, учащиеся с нарушением интеллекта упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала [2, с. 67].

Заключительной стадией работы над произведением является обобщающая беседа. В нее входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относится автор и сами учащиеся. Беседа способствует развитию коммуникативной стороны речи, так как учащиеся при этом вступают в диалог с учителем и с одноклассниками.

Таким образом, целенаправленная коррекционная работа способствует развитию интеллектуальных и речевых возможностей у учащихся с нарушением интеллекта, повышает эффективность процесса обучения и улучшает их подготовленность к жизни.

Использованные источники: 1.Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

2.Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М. :2001. - 199 с.

З.Запоржец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А. В. Запорожец. - М. : 2000. - 354 с.

УДК 376.42

Евдокимова Е.Н. магистрант

кафедра специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь Научный руководитель: Андрусева И.В., к.п.н.

доцент Evdokimova E.N.

Graduate student

science in the department of special (defectology) education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University»

Russia, Simferopol Supervisor: I. V. Andrusyova, Ph. D.

associate Professor ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА PECULIARITIES OF RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE CORRECTION SCHOOL VIII

Аннотация: рассмотрены особенности уроков русского языка в коррекционной школе. Выделены основные задачи преподавания русского языка. Перечислены дидактические принципы, используемые на уроках русского языка.

Ключевые слова: урок русского языка, коррекционная школа, задачи и принципы уроков русского языка, принцип коррекционной направленности.

Annotation: features of lessons of Russian in correctional school are considered. The main tasks of teaching the Russian language are identified. Enumerated didactic principles, words in the lessons of the Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.