УДК 37.017.93.
В.О.Гусакова
УРОКИ ХХ СТОЛЕТИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается актуальная для современного Российского образования проблема, связанная с необходимостью осмысления школьниками нравственных уроков ХХ века. Подробно исследована тема о подвиге новомучеников, заявленная Русской Православной Церковью в качестве необходимой в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Раскрыто значение понятия «новомученики»; описан феномен «новомученичества» как явления ХХ столетия, изучена правомерность его изучения школьниками в совокупности с фактами мученичества христиан в раннехристианский и иконоборческий периоды в светских и религиозных образовательных организациях; выявлено ценностно-смысловое значение подвига новомучеников в сопоставлении с подвигом героев Великой Отечественной войны; даны методические рекомендации по проведению внеурочных занятий со школьниками, посвященных подвигу новомучеников и описан ожидаемый личностный результат.
Ключевые слова: подвиг, новомученик, ценности, ХХ век, духовно-нравственное воспитание, школьники
Анализ проблем духовно-нравственного состояния общества и настроений подрастающего поколения
требует обращения назад — к недавнему прошлому, в котором могли быть допущены ошибки, приведшие к анализируемым проблемам, и к давним временам, из которых уже можно извлекать полезные уроки.
Сегодня такими проблемами являются: разрушение традиционных способов наследования ценностей и культурной преемственности поколений; деформация нравственных ориентиров; утрата идентичности и утверждение «самости» человека в качестве доминанты мироздания; искажение смысла традиционных функций культуры — «сохранение и возделывание»; неразрешимость экзистенциональных вопросов: кем быть, каким быть, кем стать и во имя чего, зачем я живу, в чем смысл моей жизни.
Истоки проблем принято искать в ХХ веке, который одновременно может стать для современников и недавним (многие педагоги еще застали СССР), и далеким прошлым (для учеников — это век из истории).
Актуальность осмысления событий XX столетия была четко обозначена в теме XXV Международных Рождественских образовательных чтений: «1917—2017: уроки столетия», где одним из уроков, рекомендованных Русской Православной Церковью к пристальному изучению, стал «подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской» [1].
Содержание урока вызвало диалектическую реакцию в системе светского и религиозно образования. На вопрос — следует ли говорить о новомучениках в школе — Русская Православная Церковь отвечает утвердительно: «Да! Можно и нужно!», тогда как светская школа указывает на необходимость адаптированных форм и методов для информирования учащихся о «преследовании священнослужителей», «антирелигиозной пропаганде» [2] и их последствиях с учетом возрастных, психофизических и этнокультурных особенностей учащихся.
Разговор о новомучениках в светской образовательной организации представляется сложным в виду многих причин. Обозначим ключевые причины. Во-первых, неясность наблюдается в содержании понятия «новомученики». Во-вторых, тема подразумевает рассказ о жизни тех, кто в начале XX века был признан врагом народа, а в конце столетия причислен к лику святых. В-третьих, раскрытие темы включает эпизоды мучений, страданий, насильственной кончины, которые могут вызвать сильные, не допустимые для школьного возраста, переживания. В-четвертых, под воздействием переживаний возрастает опасность увлечения категорическими оценками, поспешными расстановками плюсов и минусов в характеристике новомучеников и их мучителей.
Сегодня новомученичество рассматривается как феномен ХХ столетия, сопоставимый с мученичеством раннего христианства и иконоборчества. Оно привлекает внимание церковных историков, но остается вне поля зрения педагогов. О преследовании христиан и иконопочитателей эпизодически говорят в светской школе на уроках всеобщей истории, более подробно в воскресной школе на занятиях по «Истории Христианской Церкви» на основной ступени образования, включающей учащихся соответственно 5—9 классов в возрасте 12—16 лет.
Историко-культурный стандарт включает в период «СССР в годы нэпа. 1921—1928 гг.» раздел «сопротивление верующих и преследование священнослужителей», а в период «СССР в 1929—1941 гг.» — «репрессии против священнослужителей» [2]. Оба раздела касаются судеб новомучеников, тогда как определение «новомученичество» усвоено Русской Православной Церковью для именования тех, кто пострадал за веру Христову после революции 1917 года; это священнослужители и миряне, погибшие под пытками в тюремных подвалах, от голода, холода и тяжких работ в лагерях, казненные на полигонах или просто растерзанные только за то, что не согласились предать веру и верность Христу.
Учитывая оба источника, можно сделать вывод, что разговор со школьниками о подвиге новомучеников как уроке ХХ столетия можно вести в русле характеристики эпохи и в контексте духовно-нравственных основ подвига вообще.
В светской школе такой подход видится целесообразным еще и потому, что для формирования ценностно-смысловой сферы учащегося, будущего «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России» [3] востребованы примеры личностей, которые отстаивали традиционные ценности, не задумываясь о том, что их поступок будет отмечен потомками как подвиг, то есть «не ради славы».
ХХ век дает множество примеров таких личностей — герои Великой Отечественной войны и новомученики. И тех и других объединяет воля к подвигу и точное исполнение заповеди «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Разговор о них может стать ярким событием в жизни учащихся — совместным бытием, переживаемым каждым лично и совместно, для чего-то и с каким-то смыслом, как в светской, так и в религиозной образовательной организации. Не случайно, одной из востребованных форм воспитания является взаимодействие школьников с ветеранами войн и участниками боевых действий. Такие встречи всегда имеют значимый результат для обеих сторон, потому что открывают возможность передачи жизненно важного опыта от старших младшим, и этот опыт носит не столько практический, сколько духовно-нравственный смысл: он содержит в себе вечные ценности, связующие поколения в одну цепь, имя которой «жизнь» в ее онтологическом значении.
Что интересно школьникам из жизни святых ХХ столетия из наиболее близкого им прошлого, современников их прадедушек и прабабушек? Как правило, их волнуют повседневность (например, какие книги любил читать святой, какую одежду носил и т.д.), представления о которой позволяют, во-первых, приблизиться к ответу на свойственный подростковому возрасту вопрос: «как стать святым?», а во-вторых, пережить изучаемые на уроках факты и преобразовать их из информации в непрерывно длящееся бытие. Процесс преобразования факта в бытие отражен в схеме 1.
Схема 1.
факт = информация ^ факт = данность ^ факт = точка зрения ^
факт = элемент наследия ^ факт = со-бытие ^
факт = непрерывно длящееся бытие
Осознание ценности длящегося бытия всегда сопровождается осмыслением своего жизненного пути в контексте вечности: то, что ценилось моими предками превыше всего, будет значимо для меня и моих детей?» или «то, что ценно для меня, какую ценность будет иметь в истории моего народа?».
Педагогически целесообразным будет освещение на занятиях тех эпизодов из жизни новомучеников, которые показывают потомкам процесс формирования волевой личности, способной впоследствии достойно претерпеть унижения и мучения, но не изменить вере, Родине, данным обетам, и более того, простить своих гонителей и мучителей.
В светских образовательных организациях такие занятия рекомендуется организовывать во внеурочной деятельности, которая предусматривает вариативность тем, форм и методов.
Востребованными формами могут стать квесты и образовательные путешествия в пространстве, где будущий святой новомученик учился, работал, создавал семью, воспитывал детей, общался с людьми, и, наконец, совершал подвиг.
Поэтому особое внимание следует сосредоточить на периодах детства и отрочества, взаимоотношениях с родными и близкими, личных предпочтениях, качествах характера, поступках, службе и служении, образе жизни. Помощниками в таких беседах могут стать мемуары, переписка и дневниковые записи, на основе которого школьник может выстроить исторический портрет новомученика.
Полезным видится сравнение исторического портрета новомученика с агиографическим образом, описанным в житии — каноническом тексте, написанном для потомков с целью показать им святость, и художественным образом, запечатленным в:
— фотографиях, фиксирующих человека в конкретный момент его жизненного пути и не исключающих позирование;
— портретах или картинах, которые всегда отмечены целями создания и личными представлениями живописца, его отношением к портретируемому и сюжету;
— иконах, призванных явить преображенный, пребывающий в свете Божественной благодати, образ.
Очевидно, что по сравнению с источниками, раскрывающими образ и житие мучеников раннего
христианства и иконоборчества, информация о новомучениках представлена в многообразии, которая, с одной стороны, позволяет рассмотреть жизненный путь святого с разных ракурсов, но с другой, задуматься над вопросами их достоверности.
Итогом таких занятий должен стать личностный результат, предусматривающий: естественное наследование школьниками ценностей своих предков, в числе которых всегда первостепенными были Отечество и семья; принятие ответственности за сохранение этих ценностей и передачу их потомкам; формирование системы нравственных идеалов; выработка мотивации к самовоспитанию и самосовершенствованию; нахождение ответов на экзистенциональные вопросы и, в частности, осознание своего предназначения и возможностей для его реализации во благо.
1. Методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях [Электр. ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/razrabotany-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-zanyatij-posvyashhennyx-podvigu-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-v-obrazovatelnyx-organizaciyax/ (дата обращения: 15.08.2017).
2. Историко-культурный стандарт [Электр. ресурс]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html (дата обращения: 17.08.2017).
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации / А.Я.Данелюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение, 2009. С. 10.
References
1. Metodicheskie materialy po provedeniyu zanyatiy, posvyashchennykh podvigu novomuchenikov i ispovednikov Tserkvi Russkoy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Elektr. resurs]. URL: https://pravobraz.ru/razrabotany-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-zanyatij-posvyashhennyx-podvigu-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-v-obrazovatelnyx-organizaciyax/ (data obrashcheniya: 15.08.2017).
2. Istoriko-kul'turnyy standart [Elektr. resurs]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html (data obrashcheniya: 17.08.2017).
3. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina Rossiyskoy Federatsii / A.Ya.Danelyuk, A.M.Kondakov, V.A.Tishkov. M.: Prosveshchenie, 2009. S. 10.
Gusakova V.O. Lessons of the XX century as a part of the spiritual and moral education of school children. There are many lessons to be learned from the XX century. Many martyrs and devotees of the Russian Orthodox Church accomplished their spiritual feats. The issue of understanding by schoolchildren the moral lessons of the XX century is considered. The meaning of the concept of "new martyrs" is revealed; phenomenon of "new martyrdom" as a phenomenon of the XX century is described; the legitimacy of its study by school children in secular and religious educational organizations together with the facts of the martyrdom in the early Christianity is explored; the parallels were drawn between the deeds of the New Martyrs and heroic exploits of the heroes of the Great Patriotic War; guidelines for conducting extracurricular activities with schoolchildren are presented.
Keywords: feat, new martyr, values, XX century, spiritual and moral education, schoolchildren.
Сведения об авторе. В.О.Гусакова — кандидат искусствоведения; старший преподаватель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; victoryspb78@mail.ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 25.03.2018.