УДК 821.161.1 + 929 + 376.1
Е.Г.Балашова, С.М.Шестакова
ПРИМЕНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КУРСЕ ЗАНЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ПОДВИГА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации разработаны «Методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской». Программа призвана сформировать целостное представление о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви. Одной из важных и редко используемых идей при проведении занятий на исторические темы стало предложение включить в план занятий чтение отрывков из художественных произведений, которые всегда лучше и легче воспринимаются детьми. Краткая хрестоматия дана как приложение к «Материалам». В хрестоматию вошли произведения той эпохи, пронизанные любовью к России и православной вере, а также произведения современных авторов, обращенные к теме исповеднического подвига Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: Православие, образование, воспитание, гонения на Церковь, новомученики и исповедники Церкви Русской, художественные произведения
В 2017 году Россия отмечает 100-летие трагических событий, произошедших в начале ХХ века и
повлекших за собой глобальные изменения жизнеустройства всего нашего общества. Одной из важнейших сторон этих изменений стало начало гонений на религию, в особенности на Русскую Православную Церковь. Сонм мучеников и исповедников своей кровью и своими страданиями свидетельствовал не только о своей личной верности Христу, но и о Самом Христе как Истине, как неотъемлемой части нашей жизни, как Самой Жизни.
Подвиг новомучеников постепенно входит в нашу жизнь, мы начинаем все больше узнавать не только об их страданиях и исповедании Христа, но и о глубине и красоте их веры. Важно рассказывать о подвиге новомучеников детям и подросткам, чтобы они воспитывались на примерах новых святых Земли Русской, учились на этом примере любви к Богу и Его Церкви, любви к ближнему, верности и стойкости, умению прощать, умению видеть Бога и быть с Ним в любых испытаниях, какие могут выпасть на долю каждого человека.
В ответ на поручение Святейшего Патриарха и Соборов Русской Православной Церкви в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации были подготовлены «Методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской» [1].
Конечно, «Материалы» появились не на пустом месте, потому что мы уже видели работы разных авторов — педагогов, священников, которые мы рецензировали, редактировали и, с одной стороны, обратили внимание на некоторые общие черты в этих работах, а с другой — на то, чего, на наш взгляд, не хватало у других авторов, чтобы сделать программу цельной, интересной для детей и раскрывающей христианский подвиг святых ХХ века.
Одной из важных, на наш взгляд, и редко используемых деталей при проведении занятий на исторические темы стало предложение включить в план занятий чтение отрывков из художественных произведений, которые всегда лучше и легче воспринимаются детьми. Использование литературного материала помогает создать особую атмосферу занятия, сделать его более проникновенным, помочь детям прочувствовать, пережить то время, извлечь уроки подлинно человеческих отношений.
В одном из докладов на XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917—2017: уроки столетия» Председатель нашего Отдела митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий подчеркнул пользу хорошей литературы о святых:
«Те, кто не видел подвиг святых своими глазами, может узнать о нем только из книг, фильмов, спектаклей. Узнать, вдохновиться и последовать ему. В современной окружающей нас действительности мы не всегда можем увидеть вдохновляющий пример. И не только потому, что мы часто невнимательны, а порой, к сожалению, и равнодушны, но и потому, что современность зачастую бывает небесспорна с точки зрения оценки, которую мы можем ей дать. Но примеры истории, проверенные временем, примеры святых, чей жизненный подвиг воспринят и усвоен Церковью... — эти примеры становятся той основой воспитания, которая воистину сызмальства напитывает наши сердца и души. <...> Книги всегда связаны с художественным описанием события, характера, личности, с эмоциональным воздействием на душу. Литература поднимает человека над действительностью, как бы усиливает звук, чтобы мы услышали то, что не слышим в обычной жизни, делает краски более яркими, чтобы мы разглядели, как под увеличительным стеклом, то, что обычно скрыто.
.Как рассказать детям о подвиге новомучеников в пространстве урока, в школе, в рамках учебного процесса, то есть там, где нередко наблюдается «обратный эффект» — даже интересное, важное и полезное, оказываясь частью школьной программы, нередко становится нежеланным, отторгаемым ребенком? <...> Нам
важно так рассказать детям о новомучениках, чтобы они нам поверили. Поверили нашей любви к этим людям, жившим совсем недавно, людям, которые смотрят на нас с икон и чудом сохранившихся фотографий». [2]
Возвращаясь к разработанным в Отделе «Методическим материалам...», хочу обратить внимание на то, что большую их часть составляет краткая хрестоматия, которая дана как приложение к ним.
В хрестоматию вошли произведения той эпохи, пронизанные любовью к России и православной вере, а также произведения современных авторов, обращенные к теме исповеднического подвига Русской Православной Церкви. Среди авторов:
— мученица Татиана Гримблит, известная своей активной помощью заключенному духовенству и верующим, писавшая проникновенные стихи о вере, неоднократно подвергавшаяся арестам, расстрелянная в сентябре 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой;
— священник Анатолий Жураковский, расстрелянный в местечке Сандрамох Архангельской области в декабре 1937 г.;
— Великий князь Константин Константинович Романов, как поэт писавший под псевдонимом «К.Р.», отец большой семьи, умер еще до революции, в 1915 году, а трое его сыновей — Иоанн, Константин и Игорь — были убиты большевиками под Алапаевском 18 июля 1918 года вместе с преподобномученицей Елисаветой Федоровной, которой он посвятил известные стихи «Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно...»,
— князь Владимир Палей, также погибший в алапаевской шахте в 1918 году;
— Пьер Жильяр, один из учителей царских детей, наставник Цесаревича Алексия, сопровождавший святую семью вплоть до Екатеринбурга; умер в эмиграции, в Швейцарии в 1962 году;
— Василий Никифоров-Волгин, творивший в Эстонии до установления в ней советской власти в 1940-м году и расстрелянный в декабре 1941-го «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания»;
— Сергей Бехтеев, русский поэт, офицер, лично знавший семью императора Николая II, прошедший фронты Первой мировой и Гражданской войн, эмигрант первой волны, сохранивший верность идеалам монархии, умер во Франции в 1954 г.;
— Иван Шмелёв, переживший ужасы красного террора в Крыму, расстрел сына, голод, умерший в эмиграции в 1950 г.;
— Вера Бобринская, дочь священномученика Сергия Сидорова, расстрелянного на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 г.;
— монахиня Игнатия (Петровская), духовное чадо старца Высоко-Петровского монастыря преподобномученика Игнатия (Лебедева), тайно принявшая иноческий и монашеский постриг соответственно в 1928 и в конце 1939 гг., церковный гимнограф и доктор медицинских наук, почила в 2004 г.;
— Надежда Павлович, духовное чадо преподобного Нектария Оптинского, благословившего ее заниматься литературным творчеством; в конце 1920—начале 1930-х работала в Красном Кресте, помогая родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным; неустанно радела о восстановлении Оптиной, умерла в 1980 г.;
— Борис Ширяев, которого большевики дважды приговаривали к расстрелу, проведший в лагерях, в том числе на Соловках, и в ссылках в общей сложности 13 лет, чья ненависть к большевизму дошла, к сожалению, до коллаборационизма и отступления от Православия. Он умер в Италии в 1959 г. Крайне ценны для нас его воспоминания о пребывании на Соловках. В хрестоматии приводится отрывок из его «Неугасимой лампады» — рассказ «Утешительный поп», проникнутый глубокой любовью к простому деревенскому священнику, погибшему на Секирной горе в день Святой Пасхи;
— монах Лазарь (Афанасьев), поэт, писатель и литературовед, известный в том числе жизнеописанием новых оптинских мучеников, рядом с могилами которых и он нашел упокоение в 2015 году;
— наш современник епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), викарий Астанайской епархии митрополичьего округа в Казахстане — места ссылки, страданий и мученической кончины многих пострадавших за веру;
— современные писатели разных поколений Валерий Воскобойников, Василий Голованов, Наталья Пискунова и Анна Селезнёва.
Мы решили немного дополнить хрестоматию, в ней появятся новые стихи, письма, воспоминания. И, конечно, сами педагоги могут дополнять предлагаемый материал произведениями как общеизвестными, так и относящимися непосредственно к их региону, в том числе местных авторов, знакомство с творчеством которых станет еще одним шагом в соприкосновении учащихся не только с историей, в том числе историей святости, но и с культурой малой родины.
При подготовке Методических материалов перед нами стояла задача — объединить общецерковные темы и региональные. Потому что в первую очередь люди должны узнавать о тех, кто потрудился или пострадал в их епархии, даже в их городе. Одновременно надо понимать, как эти события вписывались в общецерковную историю.
Можно, например, рассказывая о тайном монашестве, обратиться к книге «Старчество в годы гонений» монахини Игнатии (Петровской), тайно принявшей иноческий постриг в московском Высоко-Петровском монастыре в 1926 г.:
«Незабвенны эти первые дни нашего иночества, о сестры! С чем сравнить, с чем сопоставить их? Рай на
земле, небо во всем его объеме, нежная дымка на всех явлениях непосредственного бытия, на всех предметах. Так велика радость, что кажется, всех людей одним объятием прижал бы к своей груди. Может быть, так ранней-ранней весной, когда еще не сошел снег, синеватая пелена тумана щемит сердце, распространяясь над сизыми прутиками кустарников. Все еще чисто и до боли молодо, весна еще почти не начиналась, еще не дотаял снег; все-все, вся твоя духовная жизнь еще впереди вместе с грядущей весной. <...> Многие чувствовали себя после пострига зернышками, попавшими в горсть милостивого отца; и зернышкам от этого — так светло, тепло и радостно: почему они вдруг взяты от других? Они же такие же, как и все, может быть, даже и хуже, но они взяты в любовную горсть. и им отрадно. Так созидался постепенно новый образ жизни, новый человек, инок». [3]
Рассказ о преподобномученице Елисавете Федоровне можно начать известным посвященным ей
стихотворением К.Р. (Великого князя Константина Романова):
***
(Великой княгине Елизавете Федоровне)
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно: Ты так невыразимо хороша!
0. верно, под такой наружностью прекрасной Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной В твоих очах таится глубина; Как ангел ты тиха, чиста и совершенна; Как женщина, стыдлива и нежна. Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой Твою не запятнает чистоту. И всякий, увидав тебя, прославит Бога, Создавшего такую красоту! [4]
Подтверждением этих строк станут слова о великом милосердии святой княгини при описании, даже кратком, ее жития, ее усердных трудов по спасению бездомных детей и даже больных и раненых красноармейцев в Марфо-Мариинской обители милосердия. И каким контрастом станет рассказ о бессмысленном жестоком убийстве большевиками монахинь вместе с членами царской семьи.
Программа призвана сформировать целостное представление о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви. Каждая тема может быть рассмотрена, в зависимости от возможностей педагога, в рамках не одного, а нескольких занятий, причем предполагается, что это будут не обычные фронтальные уроки, а занятия, которые будут проводиться с использованием методов музейной педагогики, поскольку они позволяют обратиться к источникам, архивным материалам, подтверждающим подлинность исторических событий, соприкоснуться с тем временем. Сложнейший по его трагическому накалу период в истории России должен предстать перед детьми как период испытания мужества, веры, любви, упования на милость Божию, как время искреннего покаяния и смирения перед судом Божиим за богоотступничество, потерю веры, столь распространенные в России в преддверие революционных событий. Всего в программе предлагается восемь основных тем:
1. Места памяти пострадавших в годы гонений (Бутовский полигон и другие) (занятие у карты, занятие-паломничество и т.д.).
2. Патриарх-исповедник (Поместный Собор 1917—1918 гг. и восстановление Патриаршества; святитель Тихон; борьба против обновленчества) (занятие-исследование, занятие — исторический портрет и т.д.).
3. Царственные страстотерпцы и с ними пострадавшие (Царственные страстотерпцы и их верные слуги; преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие) (занятие — исторический портрет, занятие — час подлинника (предлагается использовать документальные кадры кинохроники, фотографии, письма, воспоминания, дневники и т.д.).
4. Архиереи-мученики (икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской»; архиереи-мученики; церковная иерархия) (занятие перед иконой, занятие — экскурсия-исследование, занятие — работа с документами, в том числе с опубликованными материалами следственных дел).
5. «Наше оружие — крест и молитва» (антирелигиозная деятельность советского правительства (декреты, изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь и т.д.) (это, например, занятие-диспут, занятие — круглый стол, построенное на противопоставлении, контрасте документов и методов советской власти и воспоминаний о событиях церковной жизни тех лет и т.д.).
6. Голос Церкви (стояние в вере; явная и сокровенная жизнь Церкви; о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из заключения, о воспитании молодежи) (занятие — работа с документами (письма из заключения, письма духовных отцов духовным чадам), занятие — работа с музейными предметами).
7. Исповедники (Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период;
исповедничество) (занятие-семинар, конференция; детские творческие работы о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д.).
8. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (возрождение церковной жизни и прославление новомучеников; о работе в архивах, составлении житий, обретении мощей; икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» — небесная литургия) (занятие — работа в архиве (виртуальном), церковном музее; обращение к святыне; итоговое занятие-конференция).
Методические материалы можно использовать как в православных общеобразовательных организациях, так и в государственных и муниципальных. Занятия предлагаются в качестве учебного модуля, который для православных школ может быть встроен в рабочие программы по Основам православной веры (в рамках изучения истории Русской Православной Церкви), а для государственных и муниципальных может быть использован в учебных курсах и дисциплинах по православной культуре, при изучении истории России, в реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
В методических материалах кратко раскрывается содержание каждой темы, предлагаются возможные формы занятий, а также даются ключевые нравственные понятия, которые целесообразно раскрыть в контексте освещения темы. Также дан примерный план занятий и пример построения занятия.
Методические материалы разработаны для педагогов образовательных организаций общего и дополнительного образования и предназначены для ознакомления с подвигом новомучеников подростков от 14 лет. Это связано с тем, что программа системно дает материал, при изложении которого, с одной стороны, невозможно не коснуться темы жестокого отношения к невинным людям, а с другой — предполагается возможность восприятия подвига новомучеников в контексте отечественной истории ХХ века, изучение которой приходится примерно на этот возраст.
Порой кажется, что XX век ничего, кроме утрат, нам не принес: утрата целых поколений православных верующих, утрата традиций, человеческие утраты. Но подвиг мучеников XX века восстанавливает связь времен. И в этом контексте мы можем говорить об уроках российской истории как об уроках любви: пережив «несказанные муки», Россия вновь подтвердила свою любовь к Господу, к Правде, свой выбор — крестный путь Христов, а не «земной рай». Народ России, сохранивший веру, от простого мирянина до Патриарха, явил подвиг высочайшего мужества, стояния в вере, подвиг жертвенной любви, бескорыстного служению ближнему, прощения врагов. Эти уроки имеют непреходящее значение для сферы образования, поскольку они должны помочь нам расставить приоритеты в наших педагогических действиях, помочь нам сохранить детей и детство в духовной чистоте.
1. Шестакова С.М., Балашова Е.Г. «Методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской» [Электр. ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/metodicheskie-materialy-dlya-provedeniya-zanyatij-posvyashhennyx-osveshheniyu-podviga-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj/ (дата обращения: 15.02.2018).
2. Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский. «Наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Притч. 6:23) [Электр. ресурс]. URL: https://mroc.pravobraz.ru/mitropolit-rostovskij-i-novocherkasskij-merkurij-nastavlenie-svet-i-nazidatelnye-poucheniya-put-k-zhizni-pritch-623/ (дата обращения 15.02.2018).
3. Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. С. 154, 156.
4. К.Р. Времена года. Избранное. Библиотека русской классической литературы. Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1994. 510 с.
References
1. Shestakova S.M., Balashova E.G. «Metodicheskie materialy po provedeniyu zanyatiy, posvyashchennykh podvigu novomuchenikov i ispovednikov Tserkvi Russkoy» [Elektr. resurs]. URL: https://pravobraz.ru/metodicheskie-materialy-dlya-provedeniya-zanyatij-posvyashhennyx-osveshheniyu-podviga-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj/ (data obrashcheniya: 15.02.2018).
2. Merkuriy, mitropolit Rostovskiy i Novocherkasskiy. «Nastavlenie — svet, i nazidatel'nye poucheniya — put' k zhizni» (Pritch. 6:23) [Elektr. resurs]. URL: https://mroc.pravobraz.ru/mitropolit-rostovskij-i-novocherkasskij-merkurij-nastavlenie-svet-i-nazidatelnye-poucheniya-put-k-zhizni-pritch-623/ (data obrashcheniya 15.02.2018).
3. Monakhinya Ignatiya. Starchestvo v gody goneniy. M.: Izd-vo Moskovskogo podvor'ya Svyato-Troitskoy Sergievoy Lavry, 2001. S. 154, 156.
4. K.R. Vremena goda. Izbrannoe. Biblioteka russkoy klassicheskoy literatury. Sankt-Peterburg: Severo-Zapad, 1994. 510 s.
Balashova E.G., Shestakova S.M. The use of artistic works in the course of lessons devoted to study of life and heroic deed of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. The Synodal Department of Religious Education and Catechesis has developed methodological materials for conducting classes devoted to the heroic deed of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. The program is designed to form a holistic view of the meaning and content of the heroic deed of the new martyrs in the history of Russia and the Russian Orthodox Church. One of the important, but a rarely used teaching method in history classes was the suggestion of including in the lesson plan reading pieces of literary writings, which are always better and more easily understood by children. A short reading book is given as an attachment to the Materials. The textbook includes works of those times, filled with love for Russia and the Orthodox faith, as well as works by contemporary authors, addressed to the theme of the confessors of the Russian Orthodox Church.
Keywords: Orthodoxy, education, upbringing, persecution against the Church, New Martyrs and Confessors of the Russian Church, works of art.
Сведения об авторах. Е.Г.Балашова — специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации; pravob@mail.ru; С.М.Шестакова — специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации, к. филос. н.; shesta2010@yandex.ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 05.03.2018.