УДК 373.31
Ивановская О.Г.
ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Удальцова А.В.
ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
«УРОК НА СЦЕНЕ» КАК ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В статье рассматривается «урок на сцене» как новая личностно-ориентированная технология и обосновываются ее преимущества по сравнению с другими педагогические приемами и технологиями в трансформации современной парадигмы образования.
Ключевые слова: Личностно-ориентированные технологии, технология «урок на сцене».
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования — повышение качества образования. ФГОС — это совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.
В информационном обществе главными стали не знания, а умение ими пользоваться. Поэтому стандарты второго поколения, в отличие от стандартов первого поколения, ориентированы не только на знания, но и на практические умения. Обучающийся должен научиться ставить цели и добиваться их; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье.
В отличие от старой схемы «слушай — учи — воспроизводи», современные обучающиеся сами формулируют тему занятия, вспоминают необходимые знания, открывают новое, формулируют выводы. Поэтому на корректно сформулированный педагогический вопрос не может быть единого ответа, к истине ведут разные пути. Учитель всё чаще занимает позицию фасилитатора.
Цели и задачи урока формулируются в свете ФГОС второго поколения с позиции ученика. Обучающийся должен быть информирован, что и зачем изучается на уроке; может сформулировать, что нового он узнал на уроке; запоминает важные сведения; формулирует выводы; с уважением относится к другим; выполняет принятые всеми правила.
Поэтому в свете реализации ФГОС второго поколения особое значение приобретают личностно-ориентированные технологии. К ним относятся общая педагогическая поддержка; сотрудничество; доверие к ученику; привлечение его к планированию урока; создание ситуаций взаимного обучения; обучение в разновозрастных группах; использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ; позитивная оценка достижений, диалогическое общение.
Интегрированный подход к обучению предполагает активное применение знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Мы в своём сотрудничестве активно используем потенциал уроков окружающего мира, географии, логопедических занятий, чтобы показать обучающимся, что в мире всё взаимосвязано, что любое их усилие по преодолению неизбежных в учении трудностей может привести к успеху всех.
Мы считаем, что для достижения указанной цели очень подходит разрабатываемая нами технология «урок на сцене». Учащиеся наглядно демонстрируют учителям, младшим и
старшим соученикам свой путь к актуальному уровню своих знаний и умений, намечают ближайший путь развития. При этом они находятся на сцене, открыты перед всеми, демонстрируют свой достигнутый уровень с привлечением драматизаций, продуктов проектной деятельности.
Ниже мы приводим методическую разработку занятия в технологии урок на сцене».
Интегрированное логопедическое занятие с элементами окружающего мира и географии «Путешествие в страну слов» в разновозрастной группе учащихся 2 и 6
классов
Логопедическая тема: Совершенствование морфологического и морфемного анализа
слов.
Грамматическая тема: Развитие функции словообразования.
Лексическая тема: Зима
Технологии: ИКТ, коммуникативное обучение, проектная деятельность, технология разновозрастных групп, театрализация, технология «урок на сцене» [2].
Цель: Показать учащимся, что в мире всё взаимосвязано. Учить решать актуальные учебные проблемы с использованием имеющихся ресурсов в реализации системно-деятельностного подхода.
Задачи: Достигать предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты: совершенствовать умение производить морфемный анализ слов, на основе него, а также на основе знания фольклорных текстов анализировать значение этих слов, актуализировать и расширять знания по теме: «Зима» — о погоде, о сезонных изменениях в природе и жизни животных, закреплять правильное произношение звука «Л».
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать многообразные связи между явлениями действительности, оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.
Познавательные УУД: осуществлять словообразование по аналогии, работать с информационными текстами, анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться, выделять существенные признаки.
Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища, формулировать и обосновывать своё мнение, представлять точку зрения группы, участвовать в групповой театрализации, публично высказываться [1].
Ход урока:
1. Организационный момент
Формирование личностных УУД: детям обрисовывается широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.
Учитель-логопед: Рассказывает об особенностях предстоящего урока, представляет участников.
Учащиеся: Приветствуют учителя и присутствующих гостей. Рассаживаются группами по 6 человек, образуя 4 разновозрастные команды.
2. Развитие мышления, внимания и памяти как предпосылок успешной учебной деятельности. Введение темы занятия. Повторение изученного.
Предметные результаты: учащиеся упражняются в морфологическом и морфемном анализе слов; учащиеся с нарушением произношения звука «Л» упражняются в его правильном произнесении.
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных УУД: учащиеся упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.
Формирование регулятивных УУД: учащиеся определяют тему урока.
Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в групповом обсуждении.
Учитель-логопед: Читает стихи, задаёт вопросы по содержанию Белый, белый, будто творог, Снег летит на белый город
- Какое слово повторяется чаще других? Сколько раз оно прозвучало? (2 класс)
- Найдите сравнительный оборот (6 класс)
- Сколько раз звучало слово «белый» (2 класс)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (2 класс)
- Предложите ваши ассоциации на слово «белый» (6 класс)
Вывод: Мы будем говорить о цветах нашего мира и явлениях зимней природы
Ученик, упражняющийся в произнесении «Л»:
Белые шапки на белых берёзах,
Белый зайчишка на белом снегу,
Белый узор на ветвях от мороза,
По белому снегу на лыжах бегу
Учитель-логопед: Задаёт вопросы по содержанию стихотворения
- Сколько раз повторяется слово «белый»? (2 класс)
- Сколько раз повторяется слово «белый» в косвенных падежах с предлогами? (6
класс)
- С какими предлогами? (6 класс)
- Какой общий корень в словах, которые вы искали? (6 класс)
- Какие слова вы запомнили? (2 класс)
Итог: Запишем маркером слово «БЕЛЫЙ» на одной из граней картонного кубика Учитель-логопед: Охарактеризуйте слово «БЕЛЫЙ» как часть речи Учащиеся (после обсуждения в группах): Это имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос «какой?»
Учитель-логопед: Из каких частей это слово состоит?
Учащиеся (после обсуждения в группах): Слово «БЕЛЫЙ» состоит из корня и окончания.
3. Работа на материале предметов «Окружающий мир» и «География» по теме «Изменения погоды зимой»
Предметные результаты: учащиеся повторяют, систематизируют, узнают новое по предметам естественно-научного цикла, а также расширяют словарный запас, упражняются в составлении связных высказываний.
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных УУД: учащиеся учатся работать с информационными, справочными текстами, упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать.
Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в использовании ИКТ (ищут в сети Интернет и самостоятельно создают презентации), учатся эффективно представлять найденную информацию, тренируются в умении выступать перед слушателями.
Шестиклассник: Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы угадайте: В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Учитель географии: Запомните эти признаки зимы — мороз, температура ниже нуля, короткие дни, длинные ночи, многолетние растения замедляют циркуляцию соков, лиственные растения сбрасывают листву, чтобы противостоять суровому времени года. Вы узнали и кое-что новое — о правилах поведения человека на морозе. Оцените презентацию шестиклассника.
МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЙ САМООЦЕНКУ ШЕСТИКЛАССНИКА
Второклассники: Награждают выступающего аплодисментами.
4. Работа над техникой речи. Совершенствование морфологического и морфемного анализа слов.
Предметные результаты: учащиеся совершенствуются в морфологическом и морфемном анализе слов; учащиеся с нарушением произношения звука «Л» упражняются в его правильном произнесении; учащиеся расширяют и систематизируют словарь.
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных УУД: учащиеся упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, абстрагироваться от привычного, чтобы узнать что-то новое.
Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся интересоваться чужим мнением и высказывать своё.
Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в групповом обсуждении, учатся слушать товарища, формулировать и обосновывать своё мнение, представлять точку зрения группы.
Учитель-логопед: Повторите стихи
Учащиеся 2 и 6 класса, имеющие недостатки произношения «Л»:
Всё бело — бело — бело.
Столько снегу намело!
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Учитель-логопед: Задаёт вопросы по содержанию стихотворения
- Сколько раз повторялось слово «бело»?
- Какой уже известный вам корень есть в этом слове?
Учитель-логопед: А теперь послушайте важную информацию и постарайтесь её запомнить. Слово «бело» — однокоренное слову «белый», но оно особенное, необычное. Это краткое имя прилагательное. Такие слова часто встречаются в стихах и в фольклорных текстах.
Вывод: Запишем слово «БЕЛО» на свободной стороне кубика.
Учащиеся 2 и 6 класса, имеющие недостатки произношения «Л»:
Побелел и дом, и лес,
Поле, лавки и навес
Учитель-логопед: Задаёт вопросы по содержанию стихотворения
- Какое вы услышали слово с корнем «бел»?
- Какая это часть речи?
Учащиеся (после обсуждения в группах): «Побелел» — это глагол, потому что отвечает на вопрос «что сделал?»
Вывод: Запишем слово «ПОБЕЛЕЛ» на свободной стороне кубика.
Учитель-логопед: Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром (зимние месяцы).
Учитель географии: Стойте-стойте! А ну-ка назовите все зимние месяцы! Я помогу: Зиму начинает, год кончает. Это ... (декабрь) Году начало, зиме середина. Это ... (январь) А какой ещё зимний месяц вы знаете? (февраль)
Учитель-логопед: Ну, а царица — это, конечно, зима. Представьте, какая она.
- Белокоса — это что значит?
- Белолица — это что значит?
Учащиеся (после обсуждения в группах): «Белокоса» — это значит, что у царицы белая коса. «Белолица» — это значит, что у царицы белое лицо.
Учитель-логопед: Шестиклассники подскажут, как называются слова, у которых два
корня.
Учащиеся 6 класса: Это сложные слова.
Учитель-логопед: Ну, а я скажу вам, что это краткие прилагательные. Ведь не зря же они встретились нам в загадке — фольклорном тексте. Но как сложные слова мы их запишем отдельно.
Вывод: Запишем слова «БЕЛОКОСА», «БЕЛОЛИЦА» на свободной стороне кубика. Учитель-логопед: А вы мне подскажете, куда же записать слово «белы» из этой же загадки.
Учащиеся (после обсуждения в группах): «Белы» запишем к слову «бело». Учитель-логопед: Почему же у этих слов разные окончания?
Учащиеся (после обсуждения в группах): Потому что в первом стихотворении было предложение «Всё бело», а в загадке «скакуны белы».
Вывод: Запишем слово «БЕЛЫ» на той же стороне кубика, что и слово «БЕЛО». Это краткие имена прилагательные.
5. Работа на материале предметов «Окружающий мир» и «География» по теме «Жизнь животных зимой»
Предметные результаты: учащиеся повторяют, систематизируют, узнают новое по предметам естественно-научного цикла, а также расширяют словарный запас, упражняются в составлении связных высказываний.
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных УУД: учащиеся учатся работать с информационными, справочными текстами, упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать.
Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в использовании ИКТ (ищут в сети Интернет и самостоятельно создают презентации), учатся эффективно представлять найденную информацию, тренируются в умении выступать перед слушателями.
Шестиклассник:
Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь.
Я придумал для вас игры Первая игра «Это правда или нет?». Правила игры — если правда — хлопаем, если неправда — топаем:
Зимой медведь спит?
№ 4 (декабрь), 2015
Зимой белка спит? Зимой лось спит? Медведь меняет шубу? Белка меняет шубу? Заяц меняет шубу? Лось охотится на зайцев? Белка живет в берлоге? Вороны улетают на юг? Соловей поёт в январе? Медведь залезает в дупло? Лиса охотится на мышей? Лиса ворует кур в деревне? Волк охотится на оленей? Лоси воют на луну? Лиса зарывается в снег?
Вторая игра «Назови всех лесных жителей»
Третья игра «Чьи следы на снегу?»
СЛЕДЫ £ *
и'
С « -£•< «5 «Г
ь.
%
Ш
• ч' &
СОЛ
МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИМ САМООЦЕНКУ ШЕСТИКЛАССНИКА Второклассники: Награждают выступающего аплодисментами.
Учитель географии: Запомните повадки зверей и птиц. Большинству животных и птиц зимой трудно. Надо им помогать. Здесь второклассникам есть, что рассказать старшим ребятам и гостям.
Второклассники: Рассказывают о своём участии в проекте «Помоги птицам зимой»:
Что мы делали?
1-Изучали дополшггельную литературу и определяли птиц, зимующих в нашем городе;
2.Провели наблюдение за поведением и питанием зимующих птиц;
З.Обсуждали полугенные результаты и делали выводы.
МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЙ САМООЦЕНКУ ВТОРОКЛАССНИКОВ
Шестиклассники: Награждают выступающих аплодисментами.
6. Работа над техникой речи. Совершенствование морфологического и морфемного анализа слов.
Предметные результаты: учащиеся совершенствуются в морфологическом и морфемном анализе слов; учащиеся с нарушением произношения звука «Л» упражняются в его правильном произнесении; учащиеся расширяют и систематизируют словарь.
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных УУД: учащиеся упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, абстрагироваться от привычного, чтобы узнать что-то новое.
Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся интересоваться чужим мнением и высказывать своё.
Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в групповом обсуждении, учатся слушать товарища, формулировать и обосновывать своё мнение, представлять точку зрения группы, участвуют в групповой театрализации.
Учитель-логопед: А теперь отгадайте загадку и узнаете, о каком животном мы сейчас поговорим. Летом серенький, зимой беленький.
Учащиеся: Это заяц!
Учитель-логопед: Какое слово с корнем «бел» вы услышали? Какая это часть речи?
Учащиеся (после обсуждения в группах): В загадке есть слово «беленький». Это имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос «какой?»
Учитель-логопед: Это слово звучит ласково, имеет уменьшительно-ласкательное значение
Вывод: Запишем слово «БЕЛЕНЬКИИ» на свободной стороне кубика.
Учитель-логопед: А сейчас мы послушаем, о чём говорят белка и заяц. Задание: посчитайте, сколько раз в разговоре прозвучат слова с корнем «бел».
Учащиеся 2 и 6 класса, имеющие недостатки произношения «Л» (в костюмах):
Заяц: Белый снег, белый мел.
Белый заяц тоже бел
Белка: А вот белка не бела, Белой даже не была
Дальше между Белкой и Зайцем идёт диалог:
-Заяц белый, заяц белый.
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал (слова автора):
- Я не бегал, а скакал!
ВЫСТУПАЮЩИХ НАГРАЖДАЮТ АПЛОДИСМЕНТАМИ
Учащиеся (после обсуждения в группах): В разговоре Белки и Зайца встретилось 6 слов с корнем «бел» (слово «белка» не считается).
Учитель-логопед: Тогда скажите, на какую грань кубика мы запишем слова «бел» и «бела».
Учащиеся (после обсуждения в группах): Это краткие прилагательные «бел» — мужского рода, а «бела» — женского.
Учитель географии: Животные зимой прячутся от хищников. В этом им помогает защитная окраска. Поиграем в игру «Почему их так назвали?»
Учитель-логопед (Зайцу): Скажи нам, какая у тебя в лесу кличка?
Заяц: Меня кличут Белохвостик.
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему Зайца так кличут? (Заяц демонстрирует свой хвостик в качестве подсказки).
Учащиеся (после обсуждения в группах): Белохвостик — это значит Белый Хвостик. Это сложное слово.
Учитель-логопед (Зайцу): А как кличут в лесу твою Зайчиху?
Заяц: Иногда Белоножка, а иногда — Белоспинка.
Учитель-логопед: А вы догадались, почему?
Учащиеся (после обсуждения в группах): Белоножка — значит Белая Ножка, а Белоспинка — Белая Спинка. Это сложные слова.
Учитель-логопед: К какой части речи относятся эти сложные слова? Докажите.
Учащиеся (после обсуждения в группах): Это имена существительные. Они отвечают на вопрос «кто?». Это клички, пишутся с большой буквы.
Вывод: Запишем слова «БЕЛОХВОСТИК», «БЕЛОНОЖКА», «БЕЛОСПИНКА» на свободной стороне кубика. Это сложные слова, имена существительные.
7. Рефлексия.
Формирование личностных УУД: детям обрисовывается широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.
Учитель-логопед и учитель географии: А теперь вспомним всё, о чём говорили сегодня.
Учащиеся: Бросают свои кубики, перечисляют части речи, вспоминают сведения о зимней природе и высказывают мнения об уроке.
УЧАСТНИКИ И ГОСТИ АПЛОДИРУЮТ ДРУГ ДРУГУ
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: Каро, 2003. — 368 с.