Научная статья на тему 'Урок классического танца — фундамент в овладении элементами народно-сценического танца'

Урок классического танца — фундамент в овладении элементами народно-сценического танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1473
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИКА / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / CLASSICS / FOLK DANCE / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримов Марат Аглямович, Силкин Петр Афанасьевич

В данной статье говорится о том, что народно-сценический танец без классической подготовки в своем развитии ограничен, это и доказали на практике И. Моисеев, П. Вирский, Ф. Гаскаров и многие другие. Народносценический танец становится профессиональным искусством только в тесном союзе с классическим. Сотрудничество народного танца с классическим уроком открывает дорогу народному танцу на профессиональную сцену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lesson of classical dance — the base in mastering by elements of national and scenic dance

The lessons of classical dance as the core, foundation and basis of teaching folk dance at the choreographic college. This article proves the fact that the development of folk dance is limited without classical preparation and it was demonstrated by I. Moiseyev, P. Virsky, F. Gaskarov and many others in practice. Folk dance becomes professional art only in close connection with the lesson of classical dance, which opens the way for the former to the professional stage.

Текст научной работы на тему «Урок классического танца — фундамент в овладении элементами народно-сценического танца»

спектаклей классического наследия «Жизель», «Корсар». В то время как в учебном пособии А. Я. Вагановой «Основы классического танца» движения, в том числе и прыжки, даны в системном порядке, т. е. от простого к сложному, и охватывают почти весь арсенал прыжковой танцевальной техники.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ваганова А. Я. Основы классического танца. — JI. - М., Искусство, 1948.

2. Karsavina Т. Ballet technique. London, Adam and Charles Black, 1956.

3. Karsavina T. Classical ballet: The flow of movement. London, Adam and Charles Black., 1962.

4. Technical Manual and Dictionary of Classical Ballet by Gail Grant. New York, Dover Publications, Inc. 1982.

In this article it is considered to part of elevation steps (allegro) from not enough well-know fo Russian audience work of T. Karsavina, from her positions of dancing experience. The author of the article offer methodical legacy of famous ballerina of Mariinsky theatre and S. Diaghilev's company. Karsavina had a major influence on British ballet, acting as Vice-President of the Royal Academy of Dancing in London.

Key words: allegro, elevation steps, ballet, students, dancing experience, legacy, Karsavina.

М. А. Каримов, П. А. Силкин

УРОК КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА — ФУНДАМЕНТ В ОВЛАДЕНИИ ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

В данной статье говорится о том, что народно-сценический танец без классической подготовки в своем развитии ограничен, это и доказали на практике И. Моисеев, П. Вирский, Ф. Гаскаров и многие другие. Народно-сценический танец становится профессиональным искусством только в тесном союзе с классическим. Сотрудничество народного танца с классическим уроком открывает дорогу народному танцу на профессиональную сцену.

Ключевые слова: классика, народный танец, профессионализм.

Мэтры народного танца нашей страны Игорь Александрович Моисеев, Павел Павлович Вирский, Файзи Адигамович Гаскаров в разное время заканчивали хореографические училища Москвы, Киева, Ленинграда. Все они обучались на классическом отделении и выпускались как артисты балета. Волею судьбы они явились создателями профессиональных коллективов народного танца различного направления, стиля, характера. В коллективе И. Моисеева танцевалось все, вплоть до одноактных балетов. Лидия Ивановна Чернышева, организовавшая ансамбль танца Украины и передавшая коллектив П. Вирскому, проповедовала, за редкими исключениями, только украинские танцы. Ф. Гаскаров в ансамбле народного танца БАССР пропагандировал танцы народов мира. Несмотря на то, что коллективы резко отличались друг от друга манерой, характером, стилем репетиционной и постановочной работы, мастера, бережно относясь к фольклору, накладывали на него грамотность, чистоту, законы и правила классического танца. Танцы, поставленные в 30-50-е гг. И. Моисеевым, П. Вирским, Ф. Гаскаровым, актуальны до сих пор и востребованы зрителем: от них не устаешь, они рассчитаны на разного зрителя, и самые взыскательные с восхищением и восторгом воспринимают их и сегодня.

Фольклор имеет свою характерную особенность. И. Моисеев, говоря, что фольклор развивается вместе с народом, имел

в виду исконно танцевальный фольклор. Андрей Васильевич Лопухов, Александр Викторович Ширяев, Александр Ильич Бочаров отмечали: «Механическое, фотографическое воспроизведение этнографической пляски — ошибочно». «Классические па, проникая в народный танец, проходят многостороннюю закономерную эволюцию.

Стремление постановщиков к этнографичности, с одной стороны, поиски новых вариантов движений — с другой, усиление элементов образности в танце — с третьей — влияют на эти па. В итоге характерные па умножаются в своих видах. Любопытно, что застывшим классическим па в процессе обработки их характерным танцем возвращаются черты первоисточников.

Так, в испанском танце укрепляется pas de basque, a pas de bourrée проникает во многие народные. Это означает, что в народный танец возвращается то, что некогда было взято у него классическим танцем» [1, с.53].

И. Моисеев, П. Вирский, Ф. Гаскаров, бережно относясь к фольклору, подведя под него классическую основу, вывели народно-сценический танец на профессиональную сцену. Балетмейстеры и создатели профессиональных ансамблей танца И. Моисеев, Ф. Гаскаров являлись не только постановщиками народных программ, но и активно занимались балетными спектаклями. В частности, Ф. Гаскаров создал балетную труппу Башкирского театра оперы и балета. Он собрал детей и отправил их в Ленинградское хореографическое училище, из числа выпускников которого была создана балетная труппа театра. В числе первых были такие танцовщики, как Халяф Сафиуллин, Гузель Сулейманова, Зайтуна Насретдинова, Нинель Юлтыева ит. д. Ф. Гаскаров является автором либретто первого национального балета «Журавлиная песнь», который поставила балетмейстер Нина Александровна Анисимова в 1942 году. Он был соавтором Анисимовой, поставив вместе с ней ряд национальных номеров и жанровых сцен, которые затем вошли в балет «Журавлиная песнь». И. Моисеев также занимался постановочной деятельностью в Большом театре СССР, создав в пятидесятые годы прошлого столетия ряд сценических номеров —

«Футболист», «Теннис», балет «Спартак», в своем ансамбле поставил «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

В данной статье приведены лишь несколько примеров, как классические танцовщики, организовавшие профессиональные ансамбли танца, занимались не только постановкой программ народно-сценического танца, но и продолжали работать над классическими постановками. Их главная заслуга в том, что они подвели под этнографию и фольклорные номера классическую основу, обеспечив народному танцу безграничные возможности. Любое направление в хореографии, лежащее на классической основе, «обречено» стать профессиональным. Попытки руководителей и постановщиков игнорировать классику выглядят неубедительными, даже спортсмены, в частности в художественной гимнастике, фигурном катании, взяв на вооружение классический танец, достигают огромных успехов.

В настоящее время благодаря достаточно развитой сети школ, училищ, колледжей, имеющих народно-сценические отделения, многие ансамбли народного танца превратились в высокопрофессиональные творческие коллективы. Рабочий день любого народного профессионального танцевального коллектива начинается с классического тренажа. Не народно-сцениче-ского, а именно классического, так как это основа всего того, что последует далее в репетиционный день.

«Характерный танец (другое название — народно-характер-ный, народно-сценический) (Character dance) — вид сценического танца, представляющий собой системный синтез элементов танцев различных народов, этносов на основе классического танца. В результате этого народный элемент в характерном танце обретает формальную абстрактность классического танца, его условность» [2, с. 6]. Разложив на части любое, самое заковыристое движение, или «коленце», везде вы найдете элементы классического танца, который является основой любого сценического движения, исполняющегося на профессиональной сцене. «Систематическим и планомерным изучением разнохарактерных национальных танцев мы не только расширяем диапазон технических возможностей учащегося, но и заставляем

его искать новые краски для реализации своей актерской выразительности. Он никогда не нашел бы их, если бы ограничился только заучиванием, по мере надобности, отдельных pas, как рекомендуют поступать противники специального курса народ-но-сценического танца. Количество исполняемых ролей не повысит общей подготовленности актера — не обладая всеми данными, которые в хореографии достигаются путем систематического и постоянного тренажа, он неизбежно рано или поздно либо спасует перед трудностями какого-либо характерного танца, либо в интерпретации его поднимется не выше заурядного дилетанта» [1, с. 60].

В Российской Федерации огромное количество национальных коллективов, и те из них, руководители которых обращают пристальное внимание на классическую подготовку танцоров, поднялись на должный профессиональный уровень.

«Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для характерного и историко-бытового танца, используется одна общепринятая терминология. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла советская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова» [3, с. 154]. Терминология народно-сценического танца, за редким исключением, заимствована у классического. Все движения, начиная с plié и заканчивая grand bettement, в основе своей идентичны классическим движениям у палки, с присущими народно-сценическому танцу добавлениями и вставками. На середине все «веревочки», «ковырялочки», различные «припадания», подскоки, прыжки, дроби, хлопки, присядки раскладываются на более мелкие составляющие — элементы классического танца. Все направления и ракурсы croisé, effacé, écarté, все четыре arabesques используются во всех танцах всех народов мира. Нет ни одного народного движения, которое бы не раскладывалось на классические составляющие.

«Быть может, нам, подобно Новерру, Блазису и другим, придется по- новому классифицировать хореографические выразительные средства, и тогда наш танцевальный лексикон будет иметь три основных наречия.

Классика — могущественное средство танцевальной сценической выразительности и одновременно наиболее совершенная система телесного воспитания балетного артиста, средство развития и показа приобретенной техники телодвижений.

Характерный танец — танец в образе — центральный в системе хореографии, с помощью которого мы будем решать любую задачу развития сюжета и раскрытия характеров, пользуясь всеми имеющимися в нашем распоряжении сценическими средствами.

И наконец, национальный сценический танец, используемый в меру надобности характерным танцем, но одновременно существующий и самостоятельно живущий богатой жизнью и художественно отражающий жизнь народов всего мира» [1, с. 56].

Народно-сценический танцовщик, воспитанный на классической основе, становится универсальным артистом. Выпускники народно-сценических отделений хореографических училищ, воспитанные на хорошей классической базе, востребованы в различных хореографических коллективах и театрах, ансамблях танца любых направлений, вплоть до цирка и театров оперетты.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Лопухов А. В. Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца.—СПб: Лань, 2010.

2. Генслер И. Г. Методика преподавания характерного танца: Учебное пособие — СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2011.

3. Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического (характерного) танца: Учебно-методическое пособие — 2-е изд., испр. — СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2011.

The lessons of classical dance as the core, foundation and basis of teaching folk dance at the choreographic college. This article proves the fact that the development of folk dance is limited without classical preparation and it was demonstrated by I. Moiseyev, P. Virsky, F. Gaskarov and many others in practice. Folk dance becomes professional art only in close connection with the lesson of classical dance, which opens the way for the former to the professional stage.

Key words: classics, folk dance, professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.