УДК 377.8
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-74-80
ББК 74.268.51
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА И ТРАДИЦИИ В ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ
С. П. Рощин, Л. С. Филиппова
Аннотация. В статье рассматривается цифровая образовательная среда Московской электронной школы в контексте ее использования на уроках изобразительного искусства в школе. Авторы подчеркивают позитивное влияние формирования единой библиотеки электронных ресурсов по всем учебным предметам. В статье проанализированы специфические особенности сценария урока Московской электронной школы по изобразительному искусству, предложена универсальная модель такого сценария, описаны его ключевые аспекты.
Ключевые слова: Московская электронная школа, сценарий урока, изобразительное искусство, цифровая образовательная среда, дистанционное обучение.
FINE ARTS LESSON IN A MODERN SCHOOL: MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL AND TRADITIONS IN TEACHING DRAWING
S. P. Roshchin, L. S. Filippova
Abstract. The article deals with the digital educational environment of the Moscow Electronic School in the context of its use in art lessons at school. The authors emphasize the positive impact of forming a single library of electronic resources in all academic subjects. The article analyzes the specific features of the scenario of the Moscow Electronic School lesson in fine arts, offers a universal model of such a scenario and describes its key aspects.
Keywords: Moscow e-school, lesson scenario, Fine arts, digital educational environment, Distance learning.
© Рощин С. П., Филиппова Л. С., 2020
■SSL-®-
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Современная школа стремительно меняется: меняются дети, их родители, меняется и роль учителя.
Современная образовательная среда -это не трансляция знания, но интерпретация и обобщение, анализ, оценка и поиск применения научного знания самим учеником. Учитель сегодня выступает в роли ментора: образованный, опытный, он профессионален в своей научной области, направляет деятельность ученика, побуждая его к открытию нового знания, напутствуя и наставляя его.
Современная образовательная среда призвана создавать условия для коммуникации, способствуя установлению связей и доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Широкое применение современных цифровых и сетевых технологий обусловлено тем, что одной из задач образовательной политики сегодня является создание доступной образовательной среды. В связи с постоянным ускорением темпов современной жизни, широкой информатизацией общества территориальные границы между регионами и даже странами как бы стираются. Появляется множество дистанционных офлайн- и онлайн-курсов. Создаются целые сетевые школы. Многие университеты предлагают дистанционные курсы, записи лекций. Возрастает процент людей, выбирающих удаленный режим работы и фриланс. Сегодня, в период всеобщей пандемии, общество столкнулись с острой неизбежностью перехода на дистанционное обучение, и тема цифровиза-ции образовательного процесса по всем предметным областям стала актуальна как никогда прежде.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина, к сожалению, теряет свое значение. Этот печальный факт говорит нам о том, что стоит задуматься, как сделать предмет вновь актуальным, востребованным, как обратить внимание общества на предметную область «Искусство» в целом.
Образованный человек понимает, что эстетическое воспитание и обучение осно-
вам художественных дисциплин необходимы для гармоничного развития личности. Именно дисциплины предметной области «Искусство» и «Изобразительное искусство» в частности призваны воспитать в подрастающей личности гуманные качества, передать так называемый культурный код новому поколению людей. Мы не будем здесь много говорить о значении вышесказанного, об этом говорили и продолжают говорить ученые, педагоги, художники, музыканты. «...Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций. Предметная область "Искусство" позволяет выстроить обучение поэтапно, от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств к формированию ценностных ориентиров обучающихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства» [1, с. 20-21]. «Художественное образование, во всем своем многообразии, влияя на морально-духовное, эстетическое, интеллектуальное развитие личности, необходимо каждому человеку для его успешной и полноценной жизни в современном обществе» [2, с. 269].
Изобразительное искусство как учебная дисциплина в современной школе терпит серьезные перемены. Не будем говорить сейчас о больших потерях учебных часов по предмету. Учителю приходится трансформироваться, преобразовываться, становиться гибким и универсальным в условиях этих перемен. Многие традиции преподавания изобразительного искусства сегодня становятся непопулярны. Изменилась не только законодательная сторона системы образования. Сценарий урока уходит от посредственности и линейности изложения учебного материала. Современный урок - произведение искусства, продукт совместного творчества учителя и учеников.
Проанализировав контент сценариев по предмету изобразительное искусство
для основного общего уровня образования в библиотеке Московской электронной школы (МЭШ), мы сделали следующие выводы:
• сценарий урока должен иметь грамотное, актуальное название, соответствующее требованиям федерального государственного стандарта, рабочей программе, возрасту учащихся;
• сценарий урока должен обладать интересным содержанием, характеризующимся, в первую очередь, достоверностью учебного материала, доступностью и оригинальностью его подачи;
• в сценарии урока должны быть взаимосвязанно использованы разнообразные ресурсы МЭШ: интерактивность, видео, аудио, тестовые задания и др., помогая раскрыть учебную тему в комплексе.
Проектирование сценария урока с помощью платформы МЭШ открывает большие возможности для творчества учителя благодаря достаточно большому инструментарию: начиная с универсальности и доступности интерфейса и заканчивая многочисленными видами контента библиотеки.
Представляя модель «нового» урока, мы говорим в первую очередь о том, что урок может быть нелинейным в своей структуре. Урок изобразительного искусства должен быть интригующим, очаровывающим и мотивирующим к творческой деятельности. По нашему мнению, типология уроков изобразительного искусства по основному виду деятельности в целом делится на уроки исследовательского и творческого (практического) характера. Зачастую мы встречаем комбинированные уроки. Важно отметить применение деятель-ностного подхода в разработке (сценарии) урока. Деятельностный подход характерен для занятий изобразительным искусством: следует помнить, что перед нами (учителями) стоит цель не только ознакомить юного зрителя с миром искусства, но и мотивировать ученика к творчеству, показать ему инструменты, способы - как ему начать действовать самостоятельно. Деятельностный подход состоит в том, чтобы организовать
исследовательскую и/или творческую деятельность учащихся в зависимости от типа урока. Важно понимать, что МЭШ - это лишь ресурс, средство, и оно само по себе не способно выполнить то, что возложено на личность учителя.
Мы отмечаем такие важные качества модели сценария урока, как:
• гибкость и пластичность в зависимости от конкретной темы и цели.
Например, практическое задание, которое по традиции дается в конце урока, может быть дано в середине урока, а после него может продолжиться изучение теории. Возможность менять местами этапы урока в зависимости от конкретной темы и типа урока обуславливает цикличность модели.
• кульминация.
По нашему мнению, кульминация является самым главным этапом сценария. Она призвана вызвать сильный эмоциональный отклик у учащихся. Благодаря присутствию в модели сценария урока кульминации как знакового момента, в котором предположительно определяется окончательно смысл урока для учащихся, завершается целеполагание учащихся. Существенно возрастает мотивация. Как структурный элемент модели сценария урока кульминация может быть инициирована на любом этапе урока в зависимости от его типа и тематики (рис.).
• цельность: единство содержания сценария.
Все этапы сценария и его контент составляют единую структуру, направленную на достижение поставленных задач. При этом за счет цикличности в своей структуре сценарий легко трансформируется, что позволяет использовать отдельные его элементы по усмотрению педагога.
Сценарий урока изобразительного искусства в цифровой образовательной среде Московской электронной школы - это, прежде всего, идеализированная модель, проект урока. МЭШ предоставляет следующие возможности и инструменты:
1. Большой выбор контента и возможность создания и добавления в библиоте-
Рис. Модель структуры сценария урока по изобразительному искусству в МЭШ А - этап актуализации знаний; П - этап проблематизации; Д - самостоятельная деятельность учащихся; Р - этап рефлексии; К - кульминация.
ку МЭШ автором сценария своего учебного, наглядного, контрольно-измерительного материала. Это видео, аудиофайлы, изображения, тесты, тестовые задания, учебники, учебные пособия, интерактивные приложения. Автор может выбрать подходящий ему контент из уже имеющегося в библиотеке, а также с помощью конструктора платформы создавать свой авторский контент.
2. Работа в конструкторе сценария предполагает взаимодействие с тремя позициями: работа с диалоговой доской, экраном учителя и экранами (планшетами/ компьютерами) учеников.
Важно понимать, что использование сценария урока изобразительного искусства МЭШ в режиме реального урока может быть частичной. Не стоит относиться к сценарию как к готовому уроку. Это прежде всего модель урока, инструмент в помощь
учителю. Создание сценария помогает подготовить к уроку учебный материал, средства наглядности, контрольные задания, продумать сам ход организации работы на уроке. Но сценарий не призван и не способен заменить живое общение на уроке, не способен полностью учитывать психологическую обстановку урока в определенном классе, уровень способностей, знаний, умений и навыков конкретных детей, сплоченность или разобщенность коллектива, уровень мотивации и т. д. При этом сценарий урока в МЭШ имеет существенное отличие, скажем, от презентации к уроку: в нем учитывается вся структура и направленность урока в зависимости от его типа и учебной темы, постановка цели и задач. Сценарий подразумевает интерактивность - вовлечение всех участников учебного процесса на разных этапах урока. Также сценарий может содержать гораздо более разнообраз-
ный по формам работы контент, сочетать разные формы работы в режиме реального времени. Кроме того, цифровая образовательная платформа Московской электронной школы предоставляет возможности как дистанционного обучения, так и организацию сетевого онлайн обучения.
«Ведущие преподаватели наших вузов постоянно ищут новые подходы к методам обучения и подготовки художников-педагогов с учетом современных требований. Опираясь на традиции Российской художественной школы, методы преподавания модернизируются на основе привлечения новейших педагогических, цифровых и информационных технологий» [3, с. 160]. На сегодняшний день необходимо искать и создавать новые формы взаимодействия в рамках учебного процесса, и МЭШ является уникальным инструментом, предоставляющим большие возможности для создания авторского, креативного учебного материала, что способствует вовлеченности учащихся, повышению их мотивации к углубленному изучению предмета «Изобразительное искусство». Этот инструмент призван помочь художнику-педагогу выйти на новый уровень преподавания, более осознанно отнестись к достижению учебных целей, сочетая традиции и новаторство в своей педагогической практике: «.электронная образовательная среда является неотъемлемой частью информационного общества и при умелом обра-
щении и профессиональном подходе переводит образовательный процесс на качественно иной уровень, а также служит помощником и учителям, и учащимся» [4, с. 11].
Современную молодежь уже нельзя удивить и заинтересовать изобразительным творчеством, работая с меловой доской. Сейчас широко распространены различные курсы, сетевые школы рисунка и живописи, мастер-классы по творчеству и декоративному искусству. Задача школьного учителя изобразительного искусства состоит в том, чтобы вывести обучение по предмету на качественно новый уровень, привлечь к нему внимание самих учеников, их родителей и всех членов большого педагогического сообщества. Библиотека МЭШ -это постоянно увеличивающаяся методическая база, позволяющая учителям обмениваться опытом и достижениями, открытиями новых методов, способов, приемов обучения изобразительному искусству. «Дети получают знания в привычной и интересной среде: они развивают воображение, рисуя стереометрические фигуры на интерактивной панели и рассматривая 3Э-мо-дели, посещают виртуальные лаборатории, смотрят познавательные видео, учат уроки по электронным учебникам и оставляют прямо в них заметки, знакомятся с профессиями в специально оборудованных кабинетах и играют в образовательные онлайн-игры (приложения)» [5, с. 78].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валикжанина С. В., Хлебников А. С. Разработка модели проектирования содержания предметной области «Изобразительное искусство» // Обновление содержания основного общего образования: Теория и практика. М., 2018. С. 20-27. (Сер.: ФГОС: обновление содержания образования).
2. Корешков В. В. Художественное образование для всех // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сб. ст. М.: ФГБОУ ВПО «МГПУ», 2015. С. 267-273.
3. Рощин С. П., Дзедун Х. Основные аспекты обучения изобразительному искусству в школах России // Искусство и образование. 2020. № 1. С. 159-166.
4. Капырина Т. А. Виртуальная образовательная среда. создание московской электронной школы // Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания: сб. материалов III Всерос. науч.-метод. конф. Коломна: ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018. С. 4-12.
5. Азевич А. И. Визуализация педагогической информации: учебно-методический аспект // Вестник МГПУ Сер.: Информатика и информатизация образования. 2016. № 3 (37). С. 74-82.
6. О причинах востребованности сценариев уроков «Московской электронной школы» / С. Н. Вачкова, В. К. Обыденкова, А. А. Заславский, С. В. Кац // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 1(51). С. 8-25.
7. Гриншкун В. В., Реморенко И. М. Фронтиры «московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7. С. 3-8.
8. Рощин С. П., Филиппова Л. С. Использование возможностей цифровых технологий в процессе работы начинающего художника на пленэре // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2017. С. 4.
9. Рощин С. П., Кандыбей П. Н. Использование современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительным искусством // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 1(14). С. 103-105.
REFERENCES
1. Valikzhanina S. V., Khlebnikov A. S. Razrabotka modeli proektirovaniya soderzhaniya predmetnoy oblasti "Izobrazitelnoe iskusstvo". In: Obnovlenie soderzhaniya osnovnogo obshchego obrazovaniya: Teoriya i praktika. Moscow, 2018. Pp. 20-27. (Ser.: FGOS: obnovlenie soderzhaniya obrazovaniya).
2. Koreshkov V. V. Khudozhestvennoe obrazovanie dlya vsekh. In: Sovremennye tendentsii razvitiya izobrazitelnogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizayna. Coll. of art. Moscow: FGBOU VPO "MGPU", 2015. Pp. 267-273.
3. Roshchin S. P., Dzedun Kh. Osnovnye aspekty obucheniya izobrazitelnomu iskusstvu v shkolakh Rossii. Iskusstvo i obrazovanie. 2020, No. 1, pp. 159-166.
4. Kapyrina T. A. Virtualnaya obrazovatelnaya sreda. sozdanie moskovskoy elektronnoy shkoly. In: Russkiy yazyk i literatura: aktualnye problemy teorii i praktiki prepodavaniya. Proceedings of the III All-Russian scientific and methodological conference. Kolomna: GOU VO MO "Gosudarstvennyy sotsialno-gumanitarnyy universitet", 2018. Pp. 4-12.
5. Azevich A. I. Vizualizatsiya pedagogicheskoy informatsii: uchebno-metodicheskiy aspekt. Vestnik MGPU. Ser.: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2016, No. 3(37), pp. 74-82.
6. Vachkova S. N., Obydenkova V K., Zaslavskiy A. A., Kats S. V. O prichinakh vostrebovan-nosti stsenariev urokov "Moskovskoy elektronnoy shkoly". Vestn. Moskovskogo gor. ped. un-ta. Ser.: Pedagogika ipsikhologiya. 2020, No. 1(51), pp. 8-25.
7. Grinshkun V V., Remorenko I. M. Frontiry "moskovskoy elektronnoy shkoly". Informatika i obrazovanie. 2017, No. 7, pp. 3-8.
8. Roshchin S. P., Filippova L. S. Ispolzovanie vozmozhnostey tsifrovykh tekhnologiy v protsesse raboty nachinayushchego khudozhnika na plenere. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2017. P. 4.
9. Roshchin S. P., Kandybey P. N. Ispolzovanie sovremennykh kommunikatsionnykh tekhnologiy na zanyatiyakh izobrazitelnym iskusstvom. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2016, Vol. 5, No. 1(14), pp. 103-105.
Рощин Сергей Павлович, доктор педагогических наук, профессор Департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет
e-mail: [email protected]
Roshchin Sergey P., ScD in Education, Professor, Department of visual arts and design, Institute of Culture and Arts, Moscow City University
e-mail: [email protected]
Филиппова Людмила Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент Департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет e-mail: [email protected]
Filippova Ludmila S., PhD in Education, Associate professor, Department of visual arts and design, Institute of Culture and Arts, Moscow City University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.04.2020 The article was received on 08.04.2020