Научная статья на тему 'Проектные формы освоения социокультурного пространства региона в контексте реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в школе'

Проектные формы освоения социокультурного пространства региона в контексте реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное мышление / сквозные вариативные модули / музейная среда / социокультурное образовательное пространство / project thinking / variable end-to-end modules / museum environment / socio-cultural educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесина Елена Петровна

В статье показаны новые формы работы на уроке изобразительного искусства в начальной школе. Концепция преподавания предметной области «Искусство» предлагает строить образовательную деятельность на основе вариативных сквозных модулей с использованием музейной среды региона (на примере московских школ). Развитие проектного мышления школьников происходит в «социокультурном образовательном пространстве», которое представляет собой особый вид образовательной деятельности, интегрирующей образовательные, культурные и социальные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олесина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project forms for the development of the socio-cultural space of the region in the context of the implementation of the concept of teaching the discipline of art in school

The paper shows the new forms of work in the visual arts classes in elementary school. The concept of teaching the discipline of art suggests building educational activities on the basis of variable end-to-end modules using the museum environment of the region (in terms of Moscow schools). The development of project thinking of school students takes place in a «socio-cultural educational space», which is a special type of educational activity that integrates educational, cultural and social components.

Текст научной работы на тему «Проектные формы освоения социокультурного пространства региона в контексте реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в школе»

DOI 10.24411/9999-001A-2019-10128 УДК: 373

Е.П. Олесина

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования (Москва)

[email protected]

Проектные формы освоения социокультурного пространства региона в контексте реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в школе

Аннотация

В статье показаны новые формы работы на уроке изобразительного искусства в начальной школе. Концепция преподавания предметной области «Искусство» предлагает строить образовательную деятельность на основе вариативных сквозных модулей с использованием музейной среды региона (на примере московских школ). Развитие проектного мышления школьников происходит в «социокультурном образовательном пространстве», которое представляет собой особый вид образовательной деятельности, интегрирующей образовательные, культурные и социальные компоненты.

Ключевые слова: проектное мышление, сквозные вариативные модули, музейная среда, социокультурное образовательное пространство

E.P. Olesina

Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow)

[email protected]

Project forms for the development of the socio-cultural space of the region

in the context of the implementation of the concept of teaching the discipline of art in school

Abstract

The paper shows the new forms of work in the visual arts classes in elementary school. The concept of teaching the discipline of art suggests building educational activities on the basis of variable end-to-end modules using the museum environment of the region (in terms of Moscow schools). The development of project thinking of school students takes place in a «socio-cultural educational space», which is a special type of educational activity that integrates educational, cultural and social components.

Keywords: project thinking, variable end-to-end modules, museum environment, socio-cultural educational space

Современный мир становится глобальным и информационным, меняется социальная и культурная ситуация, что влечет за собой и изменения в системе обучения. Реформирование общего образования вносит изменения в контент изучаемого материала, формы его преподнесения и отношения между учителем и учениками. Необходимость появления новых концепций преподавания разных предметов в школе определяется принципиально новым подходом к обучению и воспитанию.

Несомненная востребованность новой Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации объясняется противоречиями, сложившимися в системе школьного образования, когда в государственных документах (Закон об образовании в Российской Федерации, ФГОС ОО и пр.) декларируются многие важные задачи, такие как направленность образования на социализацию и инкультурацию; необходимость воспитания духовности и культуры гражданина; усиление в стандартах значимости метапредметных результатов; развитие креативности как основного качества выпускника, а в школьной

практике уменьшается количество часов на уроки искусства (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура). По этой причине становится понятно, что необходимо искать новые пути освоения художественной культуры в широком смысле современными обучающимися, так как изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для детей, подростков и молодежи научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность.

Основными задачами преподавания искусства в общеобразовательной школе при небольшом количестве учебного времени, выделенного на данные предметы, становятся:

- понимание искусства в школе как уникального пространства становления креативной личности, системного ресурса развития творческого мышления учащихся;

- воспитание грамотного зрителя и слушателя, т. е. человека, у которого сформирована потребность в

общении с искусством, который создает социальный запрос к качеству произведений искусства;

- приобретение обучающимися навыков художественной и музыкальной деятельности;

- выявление одаренных в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение.

Понятно, что дополнительного учебного времени на искусство в сетке обязательных часов в школьном образовании никто не даст. Значит, необходимо искать новые формы освоения искусства и художественной культуры школьниками.

В Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, утвержденной в декабре 2018 г., подчеркнута необходимость развития разнообразных форм преподавания предметов искусства в школе, в том числе развитие проектного мышления школьников на базе освоения искусства и во с музеями на базе - внеурочной деятельности обучающихся [Концепция преподавания.. .Электронный ресурс].

В данном контексте очень важно использовать возможности проектных форм освоения социокультурного пространства региона обучающимися. Про-ектность сегодня является основной характеристикой современного мышления, означающей переход к обобщенному и опосредованному научному познанию [Штомпф, 2012, с. 68-72]. Современная наука определяет проектное мышление как комплексную и системную деятельность, направленную на решение практических задач. Проектное мышление имеет уровневый характер, базирующийся на следующих компонентах:

- операционально-технологическом (освоение схемы проектной деятельности: «проблема — идея — организация — реализация»);

- мыслительном (освоение коллективной мыслительной деятельности по схеме «замысел — реализация — рефлексия»);

- мировоззренческом (освоение процедуры самоидентификации — ценностного самоопределения в социально-культурном проекте).

Каждому уровню соответствует свой подход к проектированию: социотехнический, социально-

культурный, гуманитарный [Краснов, 2017, с. 92-ЮЗ].

Концепция преподавания предметной области «Искусство» предполагает развитие проектного мышления у школьников на основе использования вариативных сквозных модулей. Так в проекте ФГОС нОо предполагается, что изобразительное искусство в школе будет преподаваться непрерывно на основе таких модулей, как «Декоративно-прикладное искусство», «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики» (данный проект ФГОС сейчас находится в стадии общественного обсуждения) [Федеральный государственный стандарт. Электронный ресурс]. Понятно, что модульная система предполагает коучинговый подход, в котором коуч не просто учитель, а узкий специалист в какой-либо области. Специалист может выбрать один модуль, которым владеет в совершенстве: живопись, скульптура и пр.

Однако в процессе обучения по модулю школьники должны познакомиться и с основами других

модулей, чему способствует кейсовое устройство каждого модуля. Учитель может брать необходимый кейс из другого модуля, например, кейс «Базовые понятия» и «Художественная деятельность», а также выходить за рамки школьного урока и использовать потенциал музеев и выставок как отдельный кейс для построения проектной деятельности школьников (табл. 1). Главной особенностью проектного мышления является переосмысливание будущего на основе целеполагания и планирования. Проектное мышление можно характеризовать такими качествами, как латеральность, критичность, креативность, методологичность, проблемность мышления [Колесникова, Горчакова-Сибирская, с. 267]. Планируя на этой основе уроки изобразительного искусства, необходимо учить детей не только базовым компетенциям художественной деятельности, но и работе над проектами, выходящими за рамки урока и охватывающими музейную среду региона.

Приведем вариант построения модуля «Азбука цифровой графики» на примере школ г. Москвы (табл. 2).

Дидактическая цель: освоение простейших компьютерных программ для художественного творчества.

Дидактические задачи:

- приобретение элементарных компетенций в области использования компьютерных технологий в художественном творчестве;

- развитие проектного мышления и умения воплощать замысел в творческом продукте с помощью технических средств;

- использование простейших инструментов графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации. Подобный подход способствует развитию «мягких навыков» (soft-skills), которые сегодня являются наиболее востребованными — это:

- базовые коммуникативные навыки, основанные на эмоциональном интеллекте и художественнотворческой деятельности;

- навыки художественного восприятия и мышления;

- личная мотивация к творческой деятельности;

- умение планировать свою деятельность и доводить до конца задуманное.

При объединении всех элементов школьной программы по изобразительному искусству, внеурочной деятельности, музейных коллекций, социокультурной среды региона в единую картину жизни школьников возникает новый тип образовательной среды — «социокультурное образовательное пространство», т. е. особый вид образования, объединяющий учебную и познавательную деятельность на основе интеграции всех местных образовательных, культурных и социальных компонентов [Olesina, Polyudova... Электронный ресурс]. Использование социокультурных возможностей музеев способствует расширению образовательного пространства и проектной деятельности школьников.

Список литературы

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Акаде-

мия», 2005. — 288 с.

2. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.edu. gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (дата обращения: 20.10.2019).

3. Краснов С.И. Формирование индивидуального способа понимания в проектных ситуациях как условие профессионального развития педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 1 (25). — С. 92-103.

4. Федеральный государственный стандарт начального образования // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. — URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=94553 (дата обращения: 20.10.2019).

5. Штомпф Г. «Проектное мышление» — это не о размышлениях, а о действиях // Проблемы управления в социальных системах. — 2012. — № 6. — Т.

4. — С. 68-72.

6. Olesina Е., Polyudova Е. Educational Model of Socio-Cultural Environment in Museum Pedagogy // EDULEARN19 Proceedings. 11th International Conference on education and New Learning Technologies. Palma, Spain. — 1-3 July 2019. — IATED, 2019. — Pp. 792-798. — URL: https://library.iated.org/ view/POLYUDOVA2019EDU.

References

1. Federal State Primary Education Standard. Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. — URL: https:// regulation.gov.ru/projects#npa=94553 (accessed date: 20/10/2019) (in Russ.).

2. Kolesnikova I.A. Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogical design: study guide for higher educational institutions. Moscow: Academy Publishing Centre, 2005. 288 p. (in Russ.).

3. Krasnov S.I. Formation of an individual way of understanding in project situations as a condition for the teacher's professional development. Vocational Education in Russia and Abroad. 2017. No. 1 (25). Pp. 92-103. (in Russ.).

4. Olesina Е., Polyudova Е. Educational model of socio-cultural environment in museum pedagogy. In EDULEARN19 Proceedings. 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain. 1-3 July 2019. — Pp. 792-798. — URL: https:// library.iated.org/view/POLYUDOVA2019EDU

5. Stompf G. Project Thinking. This is not about reflection, but about action. Management Problems in Social Systems. 2012. No. 6. Vol. 4. Pp. 68-72 (in Russ.).

6. The Concept of teaching the discipline of art in educational organizations of the Russian Federation, that implement basic general education programs. Document Bank of the Ministry of Education of the Russian Federation. — URL: https://docs.edu.gov.ru/do cument/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (accessed date: 20.10.2019) (in Russ.).

Список сокращений

ФГОС ОО — федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

ФГОС НОО — федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Табл. 1

Вариативные сквозные модуля во взаимодействии с музейной средой

1 2 3 4 5 6 7

Модуль «Декоратнв во- прпкладное искусство» Модуль «Графика» Модуль «Живоп нсь» Модуль «Скульпт ура» Модуль «Архитек тура» Модуль «Боспрпят не* произведен пн искусства» Модуль «Азбука цифровой графики»

Кене «Общие базовые понятия»

Базовые понятия конкретного модуля Базовые понятия конкретн ого модуля Базовые понятия конкретн ого модуля Базовые понятия конкретно го модуля Базовые понятия конкретно го модуля Базовые понятия конкретно го модуля Базовые понятия конкретного модуля

Художественна я деятельность по модулю Художес твенная деятельн ость по модулю Художес твенная деятельн ость по модулю Художеств енная деятельное ть по модулю Художеств енная деятельное ть по модулю Художеств енная деятельное ть по модулю Художествен нал деятельность по модулю

Кене «Основные виды художественной деятельности»

Кене «Музейная среда»

Проект Проект Проект Проект Проект Проект Проект

Табл. 2

Вариант построения модуля «Азбука цифровой графика»

Кейс «Базовые понятая»

Базовые понятия (/зля всех модулей) • Виды изобразительного искусства • Жанры • Композиция: • Основы {ЩЩЩШЯет • Пропорция

1 2 3 4 5 в

Орнамент Ригу Художественный промысел Стилизация Штриховка Силуэт Иллюстрация Основные и составные цвета Тон Светотень Объемная композиция Пространственная композиция Моделирование архитектурных объектов Симметрия Национальное своеобразие Основы восприятия произведений изобразительного искусства Идея произведения

Базовые понятия модуля «Азбука цифровой графики» • Графический редактор • Фотография • Анимация • Вектор • Компьютерная программа

Кейс «Художественная деятельность»

Художественная деятельность: • Рисунок карандашами, фломастерами. р&зщэД ручкой • Рисунок гуатпътп акварелью • Лепка из пластилина • Макетирование из бумаги • Обсуждение произведения искусства

1 2 3 4 5 6

Рисование орнамента ДтдтЬт народного костюма в технике аппликации Рисование карандашом Вырезание силуэта Рисунок акварельными красками Рисунок гуашью Лепка из пластилина Скульптура из проволоки Макетирование нз бумаги Выражение своего мнения по поводу произведения изобразительного искусства

Художественная деятельность по модулю • Создание рисунка в компьютерной программе (на основе комплектации школы), например. Paitxt.NET. • Создание элементарной ашыацнн (на основе комплектации школы), например. Easy GIF Animator.

Кейс «Музейная среда»

Музей дексратнвно- прикладного искусства Музей акварели С. Третьяковская галерея Мемориальный музей Творческая мастерская С.Т. Коненкова Музей архитектуры нм. В.А. Щусева Выставочный центр «Гараж»

Проект «Книжная иллюстрация» Проект «Четвероногие друзья» Проект «Природа и город» Проект «Мультфильм» Проект «Город будущего» Проект «Загадки цвета»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.