Научная статья на тему 'Развитие проектного мышления школьников на занятиях изобразительным искусством на основе новой концепции преподавания предметной области «Искусство»'

Развитие проектного мышления школьников на занятиях изобразительным искусством на основе новой концепции преподавания предметной области «Искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное мышление / изобразительное искусство / концепция преподавания предметной области «Искусство» / интегрированное художественное пространство / project thinking / visual arts / the concept of teaching the discipline of art / integrated artistic space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радомская Ольга Игоревна

Концепция преподавания предметной области «Искусство» предлагает новые формы обучения изобразительному искусству. Одним из главных направлений реализации концепции является развитие проектного мышления школьников. В статье представлены варианты занятий для разных возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of project thinking of school students in art classes on the basis of a new concept of teaching the discipline of art

The concept of teaching the discipline of art offers new forms of teaching visual arts. One of the main directions in the implementation of the concept is the development of project thinking of students. The paper presents study options for different ages.

Текст научной работы на тему «Развитие проектного мышления школьников на занятиях изобразительным искусством на основе новой концепции преподавания предметной области «Искусство»»

DOI 10.24411/9999-001A-2019-10129 УДК: 373

О.И. Радомская

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования (Москва)

olgaradomskaia@mail.ru

Развитие проектного мышления школьников на занятиях изобразительным искусством на основе новой концепции преподавания предметной области «Искусство»

Аннотация

Концепция преподавания предметной области «Искусство» предлагает новые формы обучения изобразительному искусству. Одним из главных направлений реализации концепции является развитие проектного мышления школьников. В статье представлены варианты занятий для разных возрастов.

Ключевые слова: проектное мышление, изобразительное искусство, концепция преподавания предметной области «Искусство», интегрированное художественное пространство

O.I. Radomskaia

Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow)

olgaradomskaia@mail.ru

Development of project thinking of school students in art classes on the basis of a new concept

of teaching the discipline of art

Abstract

The concept of teaching the discipline of art offers new forms of teaching visual arts. One of the main directions in the implementation of the concept is the development of project thinking of students. The paper presents study options for different ages.

Keywords: project thinking, visual arts, the concept of teaching the discipline of art, integrated artistic space

Стратегия современного образования в России предполагает самостоятельное развитие обучающегося в образовательном процессе. Это подразумевает не только достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся на уроках, но и поддержку их внеурочной деятельности, в том числе в рамках выполнения проектов [Федеральный государственный стандарт..., 2019]. При выполнении проектной работы дети учатся решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий и создавать творческий продукт.

Концепция преподавания предметной области «Искусство» предполагает развитие разнообразных форм преподавания предметов искусства в школе, направленных на формирование проектного мышления обучающихся [Концепция преподавания...Элек-тронный ресурс].

Проектная деятельность в школе помогает обучающимся научиться самостоятельно собирать информацию, систематизировать и применять при выполнении проектов в рамках художественных практик.

Следует отметить интегрированный характер содержания проектной деятельности.

В начальной школе проекты носят наглядный практико-ориентированный характер. Уроки изобразительного искусства и внеурочные занятия изобразительной деятельностью дают обучающимся возможность творчески раскрыться в процессе выполнения проектов. Примером реализации художе-

ственных практик, направленных на формирование проектного мышления в школе, является творческая проектная работа, осуществляемая педагогом в течение года. Так, И.А. Терентьева, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 875 г. Москвы, с обучающимися младших классов представила проект «Мы строим Новую Москву» в рамках сюжетной игры «Земля - наш общий дом» [Терентьева, 2015, с. 53-56]. Дети на уроках изобразительного искусства, технологии, занятиях внеурочной деятельностью и дома совместно с родителями создали макеты зданий будущей Москвы. На итоговом празднике — «художественном событии» — дети выступили с кратким рассказом о своих проектах: Детская городская больница с ботаническим садом на крыше и вертолетными площадками, Спортдом с бассейном, катком и гимнастическим залом; Дом попугаев «Какаду» и т. д. После выступления дети стали строить свой город. На полу актового зала возникли улицы, построенные руками детей.

Для формирования проектного мышления детей необходимо создание комфортного развивающего интеграционного поликультурного пространства школы, направленного на создание в школе среды общения и сотворчества учащихся и педагогов, ведущей деятельностью которых будет совместная творческая, развивающая работа, построенная на принципах интегрированного обучения; создание в школе сообщества учителей, в котором каждый

стремится к самосовершенствованию и развитию творческого потенциала каждого обучающегося. А.В. Бакушинский в создании «особой творческой атмосферы находил ключ педагогического успеха каждого учителя» [Бакушинский, 2009].

H. В. Богданова, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 875 г. Москвы, создала интегрированное художественное пространство «Галерея творчества - 875» для того, чтобы дать возможность постоянно демонстрировать достижения детей от 5 до 17 лет в любых областях творческой деятельности, устраивать мастер-классы, выставки работ, делиться опытом, представлять на всеобщее обсуждение свои индивидуальные проекты, персональные достижения. Галерея - это особая «творческая улица», где дети могут представлять свои художественные проекты, обучаться друг у друга [Галерея творчества... Электронный ресурс].

Зарубежный опыт развития проектного мышления в школе предполагает его формирование у обучающихся и учителей в рамках проекта по созданию художественного пространства в школах и вузах ARTEspacios (пространство ART для художественного самовыражения) в классных комнатах или общих пространствах образовательных центров. Таким образом, создаются зарезервированные уголки для художественного творчества и выставки произведений детского и взрослого творчества, развития визуальной культуры членов образовательного сообщества. Арт-пространство (художественное пространство) направлено на то, чтобы увеличить количество искусства в образовательных пространствах, начиная с педагогической практики, несмотря на ее отсутствие в учебной программе [ARTEspacios... Электронный ресурс].

Для формирования проектного мышления детей необходима разработка и внедрение в практику интегрированных технологий и инновационных форм организации образовательного и воспитательного процессов в условиях активного взаимодействия основного и дополнительного гуманитарно-художественного образования, которые направлены на развитие индивидуальных способностей [Радомская, 2013].

Список литературы

I. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / сост. Н.Н. Фомина. — М.: Карапуз, 2009. — 304 с.

2. Галерея творчества — 875 [Электронный

ресурс]. — URL: https://sch875.mskobr.ru/main_

galleries/galereya_tvorchestva_-_875/ (дата обращения: 20.10.2019).

3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.edu. gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (дата обращения: 20.10.2019).

4. Радомская О.И. Интеграция искусств в школе // Образовательное пространство: вызовы XXI века: материалы II Междунар. науч. конф. (28 января 2013 г., Москва) / под общ. ред. А.М. Балбеко, В.П.

Подвойского. — В 3 т. Том 1. — М.: МИДПО, 2013. — С. 65-74.

5. Терентьева И.А. Проект «Мы строим Новую Москву» в рамках сюжетной игры «Земля — наш общий дом» // Из опыта работы школ города Москвы в рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы» / Департамент образования города Москвы, ФГБНУ «Институт художественного образования РАО». — М.: Интеллект-Центр, 2015. — С. 53-56.

6. Федеральный государственный стандарт начального образования // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. — URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=94553 (дата обращения: 20.10.2019).

7. ARTEspacios международный проект — «Арт-пространство или пространство художественного самовыражения» (Художественная среда) (Испания) [Электронный ресурс]. — URL: http:// proyectoartespacios.blogspot.com/ (дата обращения: 20.10.2019).

References

1. ARTEspacios International Project — Art Space or

Artistic Expression Space (Artistic Environment) (Spain). — URL: http://proyectoartespacios.blogspot.com/

(accessed date: 20.10.2019)

2. Bakushinskii A.V. Artistic Creation and Upbringing. Moscow: Karapuz, 2009. 304 p.

3. Federal state primary education standard. Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. — URL: https:// regulation.gov.ru/projects#npa=94553 (accessed date: 20/10/2019).

4. Gallery of Creativity - 875. — URL: https://sch875. mskobr.ru/main_galleries/galereya_tvorchestva_-_875/ (accessed date: 20.10.2019)

5. Radomskaia O.I. Integration of Arts in the School. In Educational Space: Challenges of the 21th century. Materials of the 2nd International Scientific Conference. In 3 volumes. Volume 1. Moscow: MIDPO, 2013. Pp. 65-74.

6. Terenteva I.A. We are building New Moscow Project as part of the story game "Earth is Our Common Home". From the experience of Moscow schools as part of the urban innovation platform "Humanitarization of education in the conditions of the integrated development of the socio-cultural environment of the city of Moscow". Moscow: Intellect-Centre, 2015. Pp. 53-56

7. The Concept of Teaching the Discipline of Art in Educational Organizations of the Russian Federation, that Implement Basic General Education Program. Document Bank of the Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://docs.edu.gov.ru/doc ument/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (accessed date: 20/10/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.