Научная статья на тему '«Уродлива я в этой любви, но какая ни есть»: образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»'

«Уродлива я в этой любви, но какая ни есть»: образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5536
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАВЕЛ САНАЕВ / ТЕМА ДЕТСТВА / МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ / ОБРАЗ БАБУШКИ / ЛЮБОВЬ-НЕНАВИСТЬ / НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖЕРТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шитуева И.А.

Статья посвящена повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Анализируется образ бабушки, выявляются особенности ее характера, причины его формирования, определяется степень и вектор ее влияния на членов семьи. В статье рассматривается вопрос неоднозначной материнской любви, перерождающейся в жестокую и уродливую любовь-страдание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Уродлива я в этой любви, но какая ни есть»: образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»»

«УРОДЛИВА Я В ЭТОЙ ЛЮБВИ, НО КАКАЯ НИ ЕСТЬ»: ОБРАЗ БАБУШКИ В ПОВЕСТИ ПАВЛА САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»

© Шитуева И.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Статья посвящена повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Анализируется образ бабушки, выявляются особенности ее характера, причины его формирования, определяется степень и вектор ее влияния на членов семьи. В статье рассматривается вопрос неоднозначной материнской любви, перерождающейся в жестокую и уродливую любовь-страдание.

Ключевые слова Павел Санаев, тема детства, материнская любовь, образ бабушки, любовь-ненависть, нереализованный потенциал, жертва.

Детство - одна из приоритетных тем русской литературы. В последние годы она переживает серьезную трансформацию, обусловленную смещением традиционных представлений о семье. В социологии, психологии, искусстве актуализируется целый ряд проблем, связанных с взаимоотношением родителей и детей. Авторы исследований обращаются к различным аспектам этой темы. Особое внимание и интерес вызывает проблема матери и ребенка. Существуют и исследования роли бабушек в жизни семей своих взрослых детей, специфики взаимоотношений бабушек с внуками. Отражение обозначенной проблематики мы находим и в современной русской литературе. Одним из самых неоднозначных произведений данной тематической парадигмы становится автобиографическая повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которой проблема мать - ребенок, материнская любовь представлена в неожиданном ракурсе.

Психолог, автор работы «Материнская любовь» А.Некрасов, на протяжении многих лет собиравший истории своих пациентов и написавший на их основе книгу, героями которой вполне могли бы стать и герои повести «Похороните меня за плинтусом», считает: «В литературе, в кино, в театральных спектаклях много говорится о страданиях детей, лишенных материнской любви, и в тысячи раз меньше о страданиях детей, находящихся под гнетом избыточной материнской любви» [1]. Однако именно в последние два-три десятилетия эта тема становится одной из самых актуальных и животрепещущих.

Главный герой повести - мальчик Саша Савельев. Его повествование организует ткань произведения, сюжетную линию, определяет ракурс и специфику читательского восприятия. Однако Саша не единственный главный

* Магистрант кафедры Русской и зарубежной литератур.

герой - наиболее колоритным и неоднозначным является образ бабушки, определяющей не ход повествования, но ход самой жизни остальных героев произведения.

Жизнь Нины Антоновны, бабушки Саши, - череда нереализованных желаний, надежд, стремлений. Мечту стать актрисой разрушает ее отец, заставив работать. В двадцать лет она выходит замуж за молодого актера МХАТа, приехавшего в Киев с гастролями, который женится на ней на спор, «назло»: «Хотела актрисой быть, отец запретил, стала работать в прокуратуре. Так тут этот появился. Артист из МХАТа, с гастролями в Киев приехал. Сказал - женится, в Москву увезет. Я и размечталась, дура двадцатилетняя! Думала, людей увижу, МХАТ, буду общаться... Как же!» [2]. Естественно, подобное замужество не приносит ни любви, ни счастья, ни душевного покоя. Сама идея семьи, брака дискредитируется подобным началом, так что отношений, основанных на взаимной любви, уважении, доверии не получается, не складывается. Стремление реализовать себя, свой потенциал в большом городе также терпит фиаско: «Мука, Вера Петровна, с тугодумом жить! Я пытливая была, все хотела узнать, все мне было интересно. Сколько просила его: "Давай в музей сходим, на выставку". Нет. То времени у него нет, то устал, а одна куда я пойду - чужой город» [2].

Смерть первого ребёнка во время войны становится сильнейшим ударом для Нины Антоновны: «И тут Алешенька заболел... Какой мальчик был, Вера Петровна, какое дите!.. Светленький, личико кукольное, глаза громадные серо-голубые. Любила его так, что дыхание замирало. И вот он в этом подвале заболел дифтеритом с корью, и в легком нарыв - абсцесс. Врач сразу сказал: он не выживет... На следующий день умер... Сама несла на кладбище на руках, сама хоронила» [2]». Этот стресс круто повлиял на характер и психику бабушки Саши, так что её пришлось даже положить в психиатрическую лечебницу: «Положили меня обманом в больницу - сказали, что положат в санаторное отделение, а положили к буйным. Я стала плакать, меня стали как буйную колоть. Я волдырями покрылась, плакала день и ночь... Сеня приходил, я его умоляла: "Забери меня, я погибаю". Забрал, но уж поздно - превратили меня в калеку психически ненормальную» [2].

Второй ребенок Нины Антоновны - дочь Оля - не вызвала в душе матери чувств, подобных тем, что она испытывала к сыну. Свою дочь Нина Антоновна именует не иначе как «сволочью», «курвой», не может ей простить свою «загубленную» молодость и не оправданных «высоких» материнских ожиданий: «- Что за язык у тебя, мам? Что ни слово, то, как жаба, изо рта выпадает. Чем же я тебя обидела так?

- Обидела тем, что всю жизнь я тебе отдала, надеялась, ты человеком станешь. Все надежды мои псу под хвост!» [2].

Пройдя через пытку «материнской любви», дочь, став взрослой, никак не может построить счастливые отношения с мужчиной, так как слишком

сильна моральная зависимость от матери. Ее первое замужество, как когда-то замужество матери, не было «по любви», а скорее попыткой избавления от тотального материнского контроля и давления: «Не знала, за чьей спиной от тебя спрятаться» [2]. Так что вполне логичным завершением этого брака стал развод, в котором опять же не последнюю роль сыграла Нина Антоновна. Фактически, мать подспудно, неосознанно желает дочери повторения своей судьбы. А.Некрасов так формулирует этот момент: «Женские нерастраченные энергии и к дочери могут проявиться своеобразно - через ревность. Опять же, очень тонко, незаметно или сильно, ярко, мешая дочери создать свою семью...» [1]. Кульминацией этой любви-ненависти к дочери становится попытка Нины Антоновны вытеснить ее из жизни сына Саши, реализовать в нем свои несбывшиеся материнские мечты, неоправданные дочерью, обрушив на него всю свою нерастраченную материнскую любовь, возможно, связав с мальчиком и болезные воспоминания о своем сыне.

Страдает от диктата и истерик Нины Антоновны и ее муж, которому она никак не может простить «предательства, больницы, того, что при моем уме и характере ничтожеством искалеченным стала, - этого я ему забыть не могу. Он в актерах, в гастролях, с аплодисментами, я в болезнях, в страхах, в унижении всю жизнь. А я книг прочла за свою жизнь столько, что ему и во сне не увидеть!» [2].

Дедушка Саши постоянно норовит сбежать из семьи то на концерты или профсобрания, то на рыбалку, то просто к соседу: «Концерты, фестивали, жюри какие-нибудь нахожу себе - только бы уйти. Сейчас в Ирак полечу на неделю нашего кино. Ну на кой мне это в семьдесят лет надо? Она думает, я престиж какой ищу, а мне голову преклонить негде [2]. В итоге семейная жизнь превращается в перманентную муку, выход из которой - безумие или смерть: «Сорок лет одно и то же, и никуда от этого не деться... Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал - может, само как-нибудь. Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу...» [2].

Постоянные обвинения, оскорбления, проклятия, истерики жены делают жизнь невыносимой. Иногда и дед не выдерживает, срывается, причем, не имея сил противостоять бабушке, отыгрывается на внуке. Показателен эпизод с магнитофоном, привезенным дедушкой из-за границы. Казалось бы, не пристало взрослому человеку вступать в спор из-за какой-то вещи, тем более так понравившейся мальчику. Но дед включает неожиданное детское упрямство: «- Ну вот что, я такого хамства не позволю! - грозно заявил дедушка и, взяв магнитофон со стола, стал запихивать его в коробку. - Вот же говно маленькое, как руки свои распустил!.. Совсем очумели! Ничего моего в доме нет! Все прибрали!.. Вы забрали! Все забрали!.. Первый раз привез что-то себе, отойти нельзя, уже этот чмур тянется... Хоть одна вещь может моя быть, чтоб вы без моего разрешения не брали? Или все тут ваше?!» [2]. Такая

реакция - своеобразная попытка удержать хоть малую часть свободного личного пространства, материализованного в предметы, вещи.

Самым неоднозначным проявлением нереализованного потенциала -актерского, женского, материнского - становится история взаимоотношений Нины Антоновны и ее внука Саши. Она уже несколько лет воспитывает мальчика, которого сама же отобрала у своей дочери, якобы неспособной обеспечить сыну должного воспитания и заботы. Бабушка, по сути, стремится заменить Саше реальную мать, занятую устройством своей личной жизни. И хотя мама мальчика не отказывается от сына, желает воспитывать его сама, категорически не разделяет взглядов бабушки на методы педагогического воздействия на ребёнка, что-либо изменить, исправить не в состоянии. На наших глазах разворачивается страшная картина семейных отношений, где бабушка и мать становятся соперницами в отношении ребенка, превращая его в разменную монету в своем неестественном противостоянии, в средство и способ решения внутренних психологических проблем и противоречий, деформируя психику, делая несчастным существом, всецело зависимым от капризов бабушки и слабоволия и матери.

На мальчика обрушивается бабушкина любовь, забота, воспитание, странным и страшным образом реализуемые через бесконечную череду походов по врачам, запретов и табу, стремление ограничить мир ребенка исключительно своим влиянием. Любовь бабушки перерождается в любовь-ненависть, любовь-муку, любовь-страдание и для мальчика, и для самой Нины Антоновны.

Словно анализируя историю, описанную Павлом Санаевым, А. Некрасов пишет: «Материнская любовь создает проблемы не только потому, что она выделяется из всего спектра Любви и ставится во главу угла. Причина еще и в том, что она несет в себе много примесей: чувство собственности, привязанности, эгоизма, неудовлетворенности, гордыни, желания самоутвердиться через ребенка и т.д. Получается, что в материнской любви самой любви-то совсем мало» [1]. Именно это мы и наблюдаем. Все: и несостоявшаяся карьера актрисы, и замужество без особого чувства, война, голод, смерть сына, сумасшедший дом, нереализованные планы и несбывшиеся мечты, необходимость ухаживать за больным ребенком, любовь и жалость к своему чаду, смешанная с местью и раздражением за загубленную молодость, зависть и ревность к славе мужа - все вместе формирует уродливый, жестокий характер женщины, в сущности, глубоко несчастной и делающей несчастными всех своих близких.

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» - современное прочтение вечно актуальной проблемы отцов и детей, художественное воплощение темы детства глазами ребенка - жертвы уродливой, подчас жестокой, но все же любви. Именно через призму детского невинного восприятия мы смотрим на жуткие картины, предстающие перед нами. И бла-

годаря невинному, незлобливому, всепрощающему детскому взгляду у читателя возникает двойственное ощущение. С одной стороны, предлагаемые обстоятельства - кромешный ад. Но, с другой стороны, не испуганный, не обвинительный, по-детски мудрый тон повествования творит чудеса - мы начинаем сочувствовать и бабушке, издевающейся над ребенком, и дедушке, стремящемуся избежать ответственности, сбежав из этого «дурдома», и матери, так долго не умеющей принять волевого решения быть с сыном. Не смотря ни на что, Саша не утрачивает способность любить, прощать, понимать. И эта способность к всепрощению делает ребенка ближе к Богу.

Список литературы:

1. Некрасов А. Материнская любовь [Электронный ресурс]. - М.: Аст-рель, 2012. - 249 с. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/anatolii-nekra-sov/materins_600/1-materins_600.html.

2. Санаев П. Похороните меня за плинтусом [Электронный ресурс]. -М.: Астрель, 2009. - 288 с. - Режим доступа: ht:tp://lit.lib.ru/s/sanaev/plin-^^Ыт!.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.