Научная статья на тему 'УРБАНИЗАЦИЯ ИЛИ "РУРАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС": СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ'

УРБАНИЗАЦИЯ ИЛИ "РУРАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС": СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / РУРАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС / МЕГАТЕНДЕНЦИИ / МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОЛНАЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ СОЦИУМА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СУБСТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ / СТРАТИФИКАЦИОННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / "ФОРМУЛА УСПЕХА" ГОРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подойницына Ирина Ивановна

В статье рассмотрены две мегатенденции современного общества: урбанизация образов жизни и противоположный процесс - отток городских жителей в деревню. В теоретическом плане анализируются воззрения американских и современных российских ученых. В эмпирическом плане социологический анализ опирается на интерпретации данных масштабного исследования (1982 респондента), проведенного в РС (Я) в 2012-2013 гг. Использование математико-статистического анализа, метода k-средних позволило автору провести процедуру сплошной кластеризации якутского социума и прийти к выводу, что первая мегатенденция - индустриализация жизнедеятельности населения РС (Я) - явно превалирует в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРБАНИЗАЦИЯ ИЛИ "РУРАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС": СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ»

УДК 316.343 (571.56)(075.8)

И.И. Подойницына

Урбанизация или «руральный ренессанс»: социологические прогнозы

В статье рассмотрены две мегатенденции современного общества: урбанизация образов жизни и противоположный процесс - отток городских жителей в деревню. В теоретическом плане анализируются воззрения американских и современных российских ученых. В эмпирическом плане социологический анализ опирается на интерпретации данных масштабного исследования (1982 респондента), проведенного в РС (Я) в 2012-2013 гг. Использование математико-статистического анализа, метода к-средних позволило автору провести процедуру сплошной кластеризации якутского социума и прийти к выводу, что первая мегатенденция - индустриализация жизнедеятельности населения РС (Я) - явно превалирует в обществе.

Ключевые слова: урбанизация, руральный ренессанс, мегатенденции, математико-статистический анализ, полная кластеризация социума, индустриальный образ жизни, традиционный образ жизни, субстили поведения, стратификационная дифференциация, «формула успеха» города.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В современном мире, почти во всех типах обществ и во многих странах, наблюдается влияние двух взаимодополняющих тенденций, а точнее сказать, даже мегатенденций, потому что они охватывают пространство социума в целом - это урбанизация образов жизни и «руральный ренессанс». Термин «руральный ренессанс» активно обсуждался на IV Всероссийском социологическом конгрессе, который проходил в Москве в феврале 2012 г. Краснодарский социолог А. А. Хагуров в своем выступлении перед российскими социологами отметил: для сегодняшней России, как и для многих европейских стран, характерен кризис урбанизма и «руральный (сельский) ренессанс» [Хагуров, 2008]. А.А. Хагуров аргументировал свой вывод с помощью нескольких тезисов. Во-первых, техногенная нагрузка в больших городах, и прежде всего в мегаполисах, огромна - поэтому для улучшения своего здоровья и продления жиз-

© И.И. Подойницына, 2016

ни люди стремятся мигрировать в сельскую местность. Это экологические мотивы миграции. Во-вторых, на миграцию в сельскую местность влияет социокультурный фактор - поиски смысла жизни, погружение в себя в уединении полей, желание возрождать традиционную культуру, быт и фольклор предков. Причем, А. А. Хагуров подчеркнул: подобного рода миграция (по социокультурным мотивам) никогда не прекращалась в России, начиная с времен Евгения Онегина, когда уставшие городские интеллигенты стремились в деревню, чтобы найти себя, а некоторые - дабы понять душу народа. И заканчивая нашим временем, когда собственно и наступил «руральный ренессанс», возрождение исхода к истокам. И, наконец, в-третьих, миграция в деревню - это поиски лучшего качества жизни, строительство коттеджей состоятельными гражданами в пригородах мегаполисов [Там же, с. 133-138].

Эрнст Берджесс, известный чикагский социолог, один из отцов-основателей Чикагской школы социологии (20-е гг. ХХ в.), утверждал, что нормальный мегаполис должен развиваться «концентрическими кругами». Его социологическая теория так и называлась - «теория концентрических кругов». Первый концентрический круг, ядро города - даунтаун, административно-управленческая часть города - состоит из небоскребов, банков и дорогих офисов. Далее идут другие концентрические круги - торгово-промышленная зона города, округа, где живут рабочие, кварталы проживания служащих, бедного класса и др. Выходцы из рурального мира обитают в беднейших зонах, в районах маргиналов. Даже работая на фабриках и заводах, бывшие селяне часто продолжают оставаться по своим ментальным воззрениям жителями лесов и полей. И, наконец, последний, заключающий орбиту города, «круг» -зона проживания состоятельных людей, т.е. коттеджи в пригородах. Это деревни богатых людей -сателлиты урбанизации [Берджесс, 2016].

Основная цель статьи - разобраться, какие из двух мегатенденций превалируют сегодня в якутском социуме. Можем ли мы сказать, что урбанизация и «руральный ренессанс» - равновеликие, хотя и разнонаправленные составляющие сегодняшнего общественного развития Республики Саха (Якутия)? Или же одна из этих тенденций является более сильной и могущественной? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к данным масштабного социологического исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия)», проведенного учеными СВФУ им. М.К. Аммосова в 2011-2013 гг.

Социологические исследования - это не только мониторинг мнений жителей о жизни в своих населенных пунктах, степени их удовлетворенности и неудовлетворенности теми или иными условиями жизни, это еще и научный инструмент для изучения и анализа глубинных причинно-следственных связей, механизмов развития социума. Прикладная социология сегодня обладает арсеналом математико-статистических методов анализа и интерпретации собранной социальной информации. Мы не просто констатируем наличие тех или иных тенденций в развитии города как социальной системы, мы вскрываем латентные подтексты функционирования городской системы.

Итак, обратимся к итоговым данным исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия)».

Было опрошено 1982 респондента в 16 улусах (районах) РС (Я), тип выборки - многоступенчатая стратифицированная квотная. Опрашивались представители народа саха и коренных малочисленных народов Крайнего Севера (КМНС). Квоты выбирались по полу и возрасту, страты формировались исходя из социально-профессионального статуса респондентов.

Одномерный анализ результатов опроса продемонстрировал, что и в городских, и в сельских поселениях респонденты занимаются видами труда, характерными для индустриального типа общества: промышленность, транспорт, связь и коммуникации, образование, здравоохранение, сфера управления, культура, мелкий и средний бизнес и др. Даже в сельской местности традиционными видами труда - сельским хозяйством, охотой, рыболовством, оленеводством -занято ограниченное число людей (7-9%). Сельский средний класс формируется не посредством фермеров (их единицы в конфигурациях социальной структуры), а в несельскохозяйственной сфере труда, то есть в среде сельского учительства, сельских управленцев, работников сферы обслуживания и др. Кстати, об этой особенности капитализации российской деревни - формировании сельского среднего класса в несельскохозяйственной сфере - пишет и вышеупомянутый А.А. Хагуров [Хагуров, 2011, с. 45].

Национальные традиции - в анкетном листе перечислялось 11 видов таковых - подавляющее число ответивших соблюдают на поверхностном, «половинчатом» уровне, то есть время от времени, иногда, причем и в городской среде, и в пространстве сельского мира Якутии. Традиционные семьи и их ценности, к примеру, приверженность родовому клану, почти не культивируются ни в городе, ни в селе. В плане приверженности к сохранности традиционной национальной культуры границы различий между городским и сельским мирами фактически стерлись. Если раньше, 70 лет назад, когда Якутия считалась (и реально была) сельскохозяйственной республикой, село было оплотом сохранности традиционных образцов жизни, то сегодня мир поменялся.

И в городе вполне можно погрузиться в замкнутую этническую среду, которая живет по законам предков, при этом можно успешно работать в индустриальной корпорации. Одно другому не мешает. Вопрос о том, кто больше следует традиции: живущий в изолированном мире села,

не очень грамотный животновод или городской интеллигент, постоянно сверяющий по книгам свои ценности, рефлексирующий и погруженный в самоанализ - этот вопрос не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Именно поэтому нам пришлось самостоятельно выработать дедуктивно-индуктивные понятия «индустриальный» и «традиционный» образы жизни, выбрать для этого индикаторы, выявляющие, как бы маркирующие эти образы жизни в эмпирической реальности, и постараться ответить на волнующие нас вопросы. Какой процент якутян придерживается индустриального образа жизни, а какой - традиционного (патриархального)? До какой степени ценности урбанизма проникли в менталитет якутян? Действительно ли республика уже не может считаться «сельскохозяйственной»? Посудите сами, можно не заниматься сельскохозяйственным видом труда, но по своим ментальным установкам оставаться сельским жителем, человеком деревни и, исходя из этого, вести соответствующий образ жизни. Тип профессиональных занятий лишь частично определяет образ жизни индивида.

В качестве индикаторов образа жизни были выбраны следующие переменные, измеренные нашим опросом: сфера трудовой деятельности индивида (один из ключевых аспектов анализа); бытовая (семейная) деятельность - главенство в семье, отношение к родовому клану, склонность к оседлости (миграциям), степень удовлетворенности жизнью, и в частности, комфортностью проживания в данном населенном пункте; аскриптивные характеристики индивида - пол, возраст, место проживания индивида, место проживания его родителей, детей, занимаемая должность; культурная деятельность индивида - уровень образования, знание родного языка, степень владения национальными традициями (один из главных аспектов анализа), включенность в информационное пространство, уровень этнического самосознания, отнесенность к религиозной конфессии. Таким образом, мы рассмотрели четыре основные составляющие образа жизни индивида: трудовую, семейно-бытовую, культурную и социально-демографическую.

В качестве инструментария анализа был выбран многомерный кластерный анализ, а конкретно метод к-средних. Данный способ кластеризации позволяет осуществить стратификацию всего социума «сверху донизу», все индивиды -

точки в таксономическом пространстве признаков - объединяются с теми или иными топосами, таксонами, притягиваясь к их центру. Топосы и таксоны соответствуют субстилям поведения индивида в обществе. Применение многомерной статистики позволило выявить, что 80% якутян придерживаются индустриального образа жизни (здесь и далее курсив наш. - И.П.).

В прессе не раз сообщалось, что «где-то 5060%, а может быть, и все 70% якутян проживают в городах и поддерживают идеи урбанизма». Цифры страдали приблизительностью. К тому же мы не знали доподлинно, каковы рефлексия, ментальные установки, образ мыслей якутян: ведь можно жить в центре мегаполиса и не любить его. Выше мы отмечали, что в анализ был введен такой индикатор, как «удовлетворенность условиями жизни в данном населенном пункте». Посему мы можем с уверенностью утверждать, что нашли страту настоящих «индустриалов» и «урбанистов». Конечно, это не все вышеназванные 80% -образ жизни иерархичен и многослоен, но такие субстили поведения в Якутске имеются.

Что из себя представляет, так называемый, индустриальный образ жизни? Этого образа жизни придерживаются люди, проживающие в городах, городских поселках. Они заняты в основном в промышленности, на транспорте, в коммуникациях, сфере обслуживания и др. Хотя не обязательно. Специалисты с высшим образованием, работающие в сельскохозяйственной сфере, тоже, как ни странно, придерживаются этого образа жизни.

Опишем характеристики «умеренных традиционалистов», которые составляют большинство населения социума. Это горожане, позитивно относящиеся к урбанизму. Они хорошо образованы и информированы. К родовому клану относятся с пониманием, толерантно, но не всегда сами являются активными членами клана. Главой семьи может быть, по их мнению, муж, может - жена, это не столь принципиально для умеренных традиционалистов, потому что само понятие семьи для них все равно трансформировано в нечто более свободное, демократическое и даже не всегда обязательное. Умеренные традиционалисты сочетают в своих повседневных практиках элементы индустриальной, инновационной и традиционной культур, и они уверены, что подобный синтез в городских контекстах жизни вполне допустим. Все 11 видов национальной культуры со-

блюдаются ими на поверхностном, а иногда и на демонстративном уровне («пусть видят, что я знаю национальные традиции, хотя по духу мне ближе глобализационные ценности» и др.). Уме -ренные традиционалисты склонны к миграциям, передвижениям по республике, стране и даже миру, но всегда хотят вернуться домой, потому что дорожат своей приверженностью к родному краю. Владеют родным якутским языком, но не в высшей степени («могу говорить в быту»). Активно пользуются Интернетом на работе, в до-мохозяйствах, включаются в информационный социум. Умеренные традиционалисты испытывают чувство гордости за свою национальность и глубокой уверенности в ней.

Но «внутри» индустриального образа жизни фиксируются и другие субстили поведения, их носители также встречаются в городах, это: «убежденные, или продвинутые индустриалы», к ним примыкают инженеры, промышленники, программисты - практики, не верящие в различные религиозные течения и мистификации. «Моя религия - это тенгрианство и метафизика», - написал один инженер. «Индустриалов» отличает полная преданность урбанизму как центральной тенденции развития общества, никаких других вариантов они не приемлют. Есть еще «традиционалистские консерваторы, или рефлексирующие традиционалисты», которые умудряются в условиях города очень серьезно относиться к национальным традициям и всячески пытаются возродить их. Об этом явлении пишет российский исследователь А.Б. Гофман, который утверждает, что «в настоящее время появилась рефлексивная традиционность, предполагающая постоянное осмысление и анализ роли традиций и традиционности...» [Гофман, 2008, с.109].

13% якутян придерживаются традиционного образа жизни, они патриархально настроены и в высшей степени мотивированы на овладение языком и сохранение культуры, интегрированы с родовым кланом и этнической группой. Интересно, что патриархально могут быть настроены не только сельские жители, но и горожане - скажем, учителя пенсионного возраста, представители гуманитарной интеллигенции. 7% якутского социума относятся к космополитам и негати-вистам, эту нишу занимает склонная к миграциям молодежь.

Итак, результаты опроса и многомерного анализа показали, что в Якутии явно сильна первая

тенденция, то есть урбанизация населения - отток жителей республики из сельской местности в города, стремление вести и поддерживать индустриальный образ жизни. Что касается «рураль-ного ренессанса», то эта тенденция пока слабо просматривается у якутян, впрочем, и исследована она недостаточно хорошо.

Хотелось бы затронуть в статье и такую тему, как исследование городской среды. Приведем в пример уникальную книгу нашего современника, гарвардского профессора Эдварда Глаэсера под названием «Триумф города» (Triumph of the city). Эта книга не переведена на русский язык и пока мало известна в России. Но мне хотелось бы, чтобы об этом выдающемся исследовании американского профессора знали в нашей стране. Собственно это не одно исследование, это несколько социально-экономических обследований ведущих городов мира, как бы нанизанных на один «стержень» - идею автора о том, что каждый великий город должен иметь формулу своего успеха. Ведь существуют в экономическом менеджменте формулы эффективности развития предприятия, почему бы не придумать нечто подобное для города?! К примеру, успех Милана складывается из трех составляющих: сильные университеты (Университет Павиа, Миланский политехнический университет, или Politécnico и др.), технологический прорыв в начале XXI в., в том числе и в сфере модной индустрии и завоевание Миланом неписанного статуса «a hub of fashion" («пуповое место моды») [Glaeser, 2011, с. 232-233].

Что можно рассматривать в качестве формулы успеха для Якутска, каковы составляющие якутского «уравнения успеха»? Наш город выживает в нелегких климатических условиях, начиная с 1632 г., уже почти четыре века подряд. При этом всегда были проблемы с дорогами, завозом продуктов и вещей с Большой земли, строительством жилья, спасением от стихийных бедствий и др. Город не был баловнем судьбы, как некоторые южные благодатные города, но, тем не менее, выживал. А сейчас стал расти огромными темпами, опережая многие другие города. Значит, формула успеха все-таки существует, которую нужно найти и доказать ее важность, как некоей гипотезы Пуанкаре («наше пространство - трехмерная сфера»), только по отношению к воспроизводящейся городской системе.

И закончить статью хотелось бы обращением к «теории концентрических кругов» Эрнста Бер-

джесса, о которой говорилось вначале. Берджесс и его ученики, студенты Северо-Западного Университета г. Чикаго, составили социологическую карту мегаполиса, исходя из особенностей городской сегрегации американских сити - «Карту социологического исследования города Чикаго» (19231924 гг.). Они выделили 75 естественных зон -районы, в которых проживают состоятельные, среднеобеспеченные и бедные американцы, этнические районы эмигрантов, торговые зоны и т.д. Это было не просто административное деление города по улицам, кварталам с привязкой к станциям метро или полицейским участкам, это была Социально-экономическая карта города, по которой прочитывался характер его социальной, общественной жизни. Это были стратификационные пласты города, деление его по стратам, ведущим различный экономический и культурологический образ жизни. Выше в данной статье было показано, что население нашей республики тоже подвержено процессам стратификационной дифференциации, социальному разделению. Те времена, когда все вели примерно одинаковый образ жизни, - напомним, что он назывался «советским», - уже давно миновали.

Зачем нужна Социально-экономическая карта города Якутска? Ответ вполне конкретен - чтобы мэрия города смогла составлять адресные социальные программы для определенных групп населения, зная их текущие нужды, а также, что

очень важно, прогноз развития их потребностей и притязаний. Подобные карты существуют во многих городах мира. К этой работе можно привлечь социологов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, иногородних специалистов. Изучив столицу республики, мы смогли бы ответить на вопрос, в каких ее районах проживают сельские жители, чем они занимаются, какого образа жизни - индустриального или патриархального - придерживаются, есть ли у них планы вернуться в деревню? Кроме того, мы смогли бы все вместе найти формулу успеха нашего города - мегаполиса на вечной мерзлоте, сделать прогнозы его развития.

Литература

Берджесс (Burgess) Эрнст // [электронный ресурс]- socio.rin.ru/cgi-bin/ article.pl (дата обращения: 27 февраля 2016 г.)

Гофман А.Б. Традиции и инновации в современной России: культурные особенности, взаимодействие, динамика // Вестник РГНФ. - 2008. - №4. - С. 108-110.

Хагуров А.А. Социальная структура российского села. - М., 2011.

Хагуров А.А. Социология российского села. - М.: Изд-во Института социологии РАН, Кубанского государственного аграрного университета, 2008.

Glaeser Edward. Triumph of the city. - London: Macmillan, 2011.

I.I. Podoynitsina

Urbanization or «the rural Renaissance»: sociological prognosis

Two mega tendencies of modern society- urbanization of types of life and removing citizens to rural sphere - are discussed in the article. In theoretical plan ideas of American and modern Russian scientists are analyzed. Using of mathematical-statistical analysis, method of k- average allow to make procedure of full clasterization of yakutian society, and to do the conclusion that first mega tendency - industrialization of life of yakutian population prevails in society.

Kewwords: urbanization, rural renessans, mega tendencies, mathematical-statistical analysis, full claster-ization of yakutian society, industrial type of life, traditional type of life, sub-styles of behavior, stratifica-tional difference, the formula of lucky of city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.