Научная статья на тему 'Уральский федеральный округ: экономические и социальные ожидания'

Уральский федеральный округ: экономические и социальные ожидания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татаркин Александр Иванович, Басаргин Виктор Федорович, Юрпалов Сергей Юрьевич, Важенин Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уральский федеральный округ: экономические и социальные ожидания»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РЕГИОНА

А.И. Татаркин, В. Ф.Басаргин, С.Ю.Юрпалов, С.Г. Важенин УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Образование федеральных округов - стратегическое решение на пути административно - территориального устройства России, государственного регулирования региональных социально - экономических процессов, создания единого экономического пространства.

Начало поиска соблюдения баланса интересов центра и регионов, становления системы управления, сочетающей централизованное начало и местное самоуправление, уходит к временам Ивана Грозного, который в 1565 году произвел раздел страны на царское удельное владение и вотчины бояр-княжат. Свой вклад в историю административно-территориального устройства России внесли Михаил Федорович Романов, Петр I, Екатерина II, Александр I и Александр II. Было проведено много реформ с различной глубиной преобразований и различными политическими и экономическими последствиями.

Однако как до 1917 года, так и после него вплоть до объявления независимости России заметного сближения интересов центра и регионов достичь не удалось. Да и последнее десятилетие XX века отличает форсированное развитие суверени-тизации 89 субъектов Федерации, не усилившее экономику России и не оздоровившее социальную обстановку.

Конечно, распад СССР существенно повлиял на дезинтеграцию экономики России, разрушил сложившиеся за десятилетия межрегиональные отношения. Однако чрезмерная самостоятельность и обособленность субъектов Федерации, данные им, прежде всего из политических соображений, дополнительные права и полномочия еще более ослабили Россию. К тому же ослабление общегосударственных начал в управлении в значительной степени определило возникновение и расползание по территории России политических и экономических противостояний глав администраций субъектов Федерации и глав администраций муниципальных образований.

Дисбаланс интересов, противоречия между центром и регионами, последними и муниципалитетами вряд ли преодолимы полностью. Да это и не должно являться самоцелью в реформировании федеральных отношений. Другое дело их состояние, тенденции развития и преодоления, механизм нейтрализации результатов противостояния. С этих позиций имеются достаточные основания надеяться, что образование федеральных округов может инициировать движение к укреплению и развитию социального партнерства между центром и регионами на основе сохранения единого конституционного и управленческого поля, активизации экономической деятельности на всех уровнях хозяйствования и управления.

В комплексе мер по повышению управляемости государством учреждение семи федеральных округов, как это представляется, решает и должно решать три взаимосвязанные и в то же время самостоятельные задачи.

Прежде всего это укрепление единого конституционного поля через восстановление конституционного порядка в субъектах Федерации. В рамках действующей Конституции, не посягая на правовой статус субъектов Федерации, началась

«прополка» тех «сорняков», которые были «взращены» региональными лидерами, воспользовавшимися несовершенством отдельных разделов Конституции, политическими ошибками и просчетами прежнего федерального руководства. Можно ожидать, что начнется движение к установлению баланса сил между Федерацией и ее субъектами, причем не за счет ограничения инициативы последних. Институты федеральных округов, если их рассматривать как инфраструктуру государственного управления регионами, нацелены на усиление координации действий органов управления субъектами Федерации, на обобщение перспективных инициатив и интегрирование их для проведения единой федеральной программы.

Следующая задача, вытекающая из первой и конкретизирующая ее решение, -это формирование правового поля, регламентирующего и регулирующего восстановление и развитие межрегиональных, а также внутрирегиональных отношений. Дело в том, что сегодня не только внутри образованных федеральных округов, а даже в субъектах Федерации не существует единого законодательного пространства. В этой связи, наряду с преодолением местнических законоизлияний, целесообразно последовательное сближение и даже в определенной мере унификация местного законодательства, не нарушающего федеральные законы. В рамках определенного федерального округа представляется перспективной разработка своеобразных законодательных модулей, которые бы содействовали выполнению федеральных законов с учетом объективно существующих региональных (национальных, исторических, природных, экономических) особенностей.

И наконец, третья задача, результирующая решение первых двух, - это создание единого экономического пространства, закрепление и развитие позитивных тенденций по оздоровлению и модернизации экономики путем формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, кардинальных преобразований в социальной сфере, включающих сохранение базовых социальных гарантий, снижение социального неравенства и государственную поддержку собственных инициатив и усилий граждан в решении своих текущих, ближайших и отдаленных социальных проблем. Понятно, что без реальных ощутимых результатов в укреплении конституционного поля, соответствующих новаций на правовом пространстве не произойдет прорыва в социально-экономическом развитии.

Особо следует подчеркнуть, что эффект от начавшейся реформы власти будет тем заметнее, чем быстрее и полнее будет идти восстановление доверия между гражданами и государством, гражданами и бизнесом, бизнесом и властью, а для этого необходимо восстановление и утраченного за последние годы доверия между Федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации в рамках образованных федеральных округов, субъектами Федерации и входящими в них муниципальными образованиями.

Указ Президента Российской Федерации об образовании семи федеральных округов сегодня воспринимается многими как документ, в большей степени сфокусированный на политическую акцию, восстановление вертикали власти, существенно надломленной за годы реформ. Хочется надеяться, что это только начало закладки фундамента общественного развития новой России. Главное впереди. И от того, какая будет вертикаль управления, какие приоритеты в движении к новому качеству будут выбраны, какие решения для их достижения к новому качеству будут приняты, насколько своевременно и полно эти решения будут исполняться, появится ли обязательная ответственность за результаты, - во многом будет определяться будущее России.

К сожалению, на многие из поставленных вопросов сегодня нет достаточно аргументированных ответов. Требуется уточнение экономических основ и целей функционирования федеральных округов, входящих в них субъектов Федерации.

Среди основных принципов новой парадигмы территориального хозяйствования, восстановления управляемости регионами можно выделить следующие:

а) достижение баланса стратегических интересов страны и территориальных интересов;

б) оптимальное сочетание общегосударственного регулирования территориальных процессов с экономической самостоятельностью регионов и повышением ответственности региональных органов власти и управления за результаты проводимых социально-экономических преобразований;

в) сочетание сглаживания неоправданной дифференциации уровня и качества жизни населения по регионам России с усилением государственного стимулирования эффективности функционирования территориальных хозяйственных систем;

г) экономическая целесообразность и взаимная выгода формирующихся экономических взаимоотношений федеральных округов между собой, а также субъектов Федерации внутри федеральных округов, разновариантности их интеграционного сближения.

Принципиально нового решения требует проблема становления и регулирования интеграции власти, науки и производства в каждом субъекте Федерации, федеральном округе, Российской Федерации в целом.

Представляется, что одним из «полигонов» разработки новой идеологии территориального хозяйствования в рамках федеральных округов, уточнения экономических и организационных технологий ее практической реализации может стать Уральский федеральный округ. В будущей пространственной организации социально-экономического потенциала Российской Федерации, его проекциях на мировую геополитическую ситуацию место и роль Уральского федерального округа будет возрастать.

Современные геополитические контуры Уральского федерального округа и основные векторы его развития. Уральский федеральный округ в составе шести субъектов Федерации - Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - занимает территорию 1,8 млн кв. км (10,5% территории России), на которой проживает 12,6 млн человек (8,7% населения России).

Геополитическое положение округа определяется его экономическим потенциалом (табл. 1, 2) и географическим положением в глубине Евразийского континента на границе Европейского и Азиатского субконтинентов.

Таблица 1

Уральский федеральный округ в социально-экономическом потенциале Российской Федерации

Показатель % к РФ

Иностранные инвестиции 5,1

Страховые выплаты 5,3

Ввод в действие жилых домов 7,2

Объем сельскохозяйственной продукции 7,2

Денежные расходы населения 8,1

Страховые взносы 8,4

Население 8,7

Денежные доходы населения 10,4

Объем внешнеторгового оборота 10,4

Территория 10,5

Финансовая обеспеченность (доходы) 11,6

Основные фонды в экономике 12,7

Окончание табл. 1

Показатель % к РФ

Валовой региональный продукт 13,7

Потребление электроэнергии 15,1

Объем промышленного производства 16,6

Поступление налоговых сборов в бюджетную систему РФ 16,9

Инвестиции в основной капитал 17,2

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ 23,2

Сальдированный финансовый результат 23,6

Параметры Уральского федерального округа в общероссийском социально-экономическом потенциале весьма значительны. Во многом это предопределено историей развития России, географическим положением, природными ресурсами территории и, конечно же, уральскими кадрами, жителями округа.

Таблица 2

Уральский федеральный округ: социальные результаты и экономическая активность

(в среднем на 1 жителя)

Показатель % к РФ

1-е место среди 7 федеральных округов Российской Федерации

Сальдированный финансовый результат 270

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ 250

Инвестиции в основной капитал 200

Поступления налоговых сборов в бюджетную систему РФ 197

Объем промышленной продукции 192

Потребление электроэнергии 174

Валовой региональный продукт 159

Основные фонды в экономике 147

Число зарегистрированных преступлений 138

Финансовая обеспеченность (доходы) 132

2-е место

Привлеченные депозиты и вклады 145

Денежные доходы населения 114

Страховые взносы 97

3-е место

Объем внешнеторгового оборота 120

Число родившихся 105

Обеспеченность населения жильем 96

4-е место

Объем платных услуг населению 93

Денежные расходы населения 91

Оборот розничной торговли 83

Ввод в действие жилых домов 82

5-е место

Продукция сельского хозяйства 84

6-е место

Число умерших 91

В Уральском федеральном округе можно обнаружить и все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополитических интересов Севера и Юга в их экономическом и политическом понимании, то есть развитых стран Северной Америки, Северной Европы (в частности, Скандинавских стран), с одной стороны, и стран Ближнего Востока, Центральной Азии, Индии, Индокитая - с другой. Достаточно отметить, что через УрФО проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссиба, Средсиба и Южсиба. Здесь проложено более двух десятков транзитных трубопроводов нефти и газа большого диаметра в направлении Западная Сибирь - Урал - Центр - Европа.

Следует особо сказать и о ближайших геоэкономических перспективах УрФО. Создание округа позволит расширить возможности Урала за счет северных территорий Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Крайне важно выстроить действенную систему реализации государственных интересов и поддержки социально-экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на территории Уральского федерального округа. Как показывает мировой опыт, государственное регулирование социально-экономических процессов в районах Крайнего Севера, арктической зоне отличается повышенной интенсивностью и совершенно особыми подходами.

Предстоит выработать единую стратегию и политику освоения и рационального использования новых перспективных северных месторождений Урала во взаимосвязи со стратегией развития в округе перерабатывающей промышленности, транспортного комплекса. Северные регионы округа могут стать испытательным полигоном и одновременно «заказчиком» на новую технику и технологию, выпускаемую и разрабатываемую в Уральском федеральном округе. Например, именно здесь может проходить и уже проходит испытания и «доводку» новейшее буровое оборудование уральских машиностроительных заводов, компрессорное и электрооборудование для оснащения нефте- и газопроводов, котельное и прочее оборудование, современные виды автотранспорта, работающего в условиях Севера, и, кроме того, новые трубы, сорта морозостойкого металла, транспортные средства, средства связи, кабельная и прочая продукция, выпускаемая на предприятиях Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей.

Округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой - выдвинут передовым форпостом к наиболее перспективным в ближайшее десятилетие вновь осваиваемым и богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами Восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. Немаловажно отметить при этом, что Ур-ФО расположен в фокусе трех перспективнейших топливно-энергетических комплексов мирового значения: а) Западной Сибири, включая шельф Карского моря;

б) Тимано-Печорской провинции и далее шельфа Баренцева моря и, наконец,

в) Каспийского региона и Западного Казахстана.

Эти и другие факторы в совокупности позволяют Уральскому федеральному округу претендовать в самом ближайшем будущем на роль мирового центра структурной динамики и технологического обновления, своеобразного мегатехно-полиса мирового масштаба.

Минерально-сырьевой комплекс Уральского федерального округа. Урал обладает ведущим в России минерально-сырьевым комплексом. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в бывшем СССР, на Урале представлено 48. УрФО обладает почти третью всех разведанных запасов минерального топлива России, почти 1 0% запасов древесины. Обеспеченность товарным железорудным сырьем составляет около 30%, медным концентратом -40%, цинковым - 75%, никель-кобальтовыми рудами - 30-40%, энергетическим углем - около 30%.

Главной нефтяной кладовой России является Ханты- Мансийский автономный округ, где добывается около 170 млн т, или 55% от общероссийской добычи нефти. В Ямало-Ненецком автономном округе добыча газа составляет более 500 млрд куб. м в год (80-90% от общероссийской), добыча нефти - 26-27 млн т, или около 9% общероссийской добычи.

Промышленный комплекс Уральского федерального округа. Промышленный комплекс УрФО является одним из наиболее значимых среди федеральных округов России (около 17% российского объема промышленной продукции). В общем объеме промышленного производства округа доля Тюменской области вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами составляет около 58%, Свердловской области - несколько более 21%, Челябинской области - 19%, Курганской области - около 2%.

В отраслевой структуре промышленности Уральского федерального округа превалирует ТЭК (6,7% - электроэнергетика, 52,6% - топливная промышленность), черная металлургия (16,5%), цветная металлургия - 8,4%. Доля наукоемких отраслей машиностроения и металлообработки - 8,2%, отраслей социальной ориентации (ПСМ, легкой, пищевой) - 4,5%.

Отраслевую структуру промышленности округа отличает большая в сравнении с РФ сырьевая направленность. Комплекс наукоемких и социально ориентированных отраслей представлен менее весомо, что во многом обусловлено экспортными возможностями природно-ресурсного потенциала территории Тюменской, Свердловской и Челябинской областей. Наиболее утяжелен отраслями сырьевой ориентации промышленный комплекс Тюменской области (96,6%). Наукоемкие производства шире представлены в Курганской и Свердловской областях. Также в Свердловской и Курганской областях весомей других в округе представлен комплекс социально ориентированных отраслей (более 11%).

Курганская область: промышленный комплекс специализирован на продукции машиностроения и металлообработки (52,3% стоимости объема промышленной продукции области), электроэнергетики (18,2%), химической и нефтехимической промышленности (14,8%).

Свердловская область: основную долю промышленной продукции производят электроэнергетика (31,7%), черная металлургия - 25%, цветная металлургия -30,6%, машиностроение и металлообработка - 15,7%.

Челябинская область: преобладает продукция черной металлургии - 58,6% общего объема промышленного производства, цветной металлургии -9 ,5%, машиностроения и металлообработки - 14,3%.

Тюменская область: продукция промышленности на 96,8% - это продукция ТЭК.

Общей для всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, остается низкая доля социально ориентированных отраслевых комплексов. Значимо и то, что сложившаяся схема размещения промышленности в округе позволяет развивать кооперационное сотрудничество между отраслевыми комплексами. Так, при создании соответствующих условий можно усилить экономически выгодную интеграцию по металлургическо-машиностроительной и машинострои-тельно-энергетической технологической цепи.

Аграрно-промышленный комплекс Уральского федерального округа. Доля округа в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции немногим более 7%. Лидером по объемам производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий является в округе Свердловская область, несмотря на ее преимущественно промышленную специализацию. Курганская же область - район традиционно развитого сельскохозяйственного производства - по этим показателям существенно отстает от других субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат в Уральском федеральном округе. В период 1998-1999 гг. доля Уральского федерального округа в общем объеме российских инвестиций в основной капитал составляла порядка 14-17%, в первом квартале 2000 г. - 27,5%. Подавляющая часть этих инвестиций приходится на экономику Свердловской и Тюменской областей, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В сумме на долю этих областей приходится 86% инвестиций в основной капитал экономики округа. Еще 10,6% обеспечивается за счет инвестиций Челябинской области.

В первом полугодии 2000 г. величина инвестиций, вложенных в экономику и социальную сферу Уральского федерального округа, увеличилась в 1,6 раза по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. Причем темпы роста анализируемого показателя значительно возросли.

Согласно рейтинговым оценкам журнала «Эксперт» за 1999 и 2000 гг., Уральский федеральный округ обладает достаточно благоприятным для ускоренного развития инвестиционным климатом, весьма комфортным для отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов.

Демографическая ситуация и уровень жизни населения Уральского федерального округа. В трех областях УрФО - Свердловской, Курганской и Челябинской - отмечается устойчивая тенденция депопуляции вследствие значительного превышения смертности над рождаемостью. Исключением является Тюменская область, что обусловлено более высокой долей молодежи в возрастно-половой структуре населения прежде всего автономных округов, а также существенно более высоким уровнем материального достатка населения.

На фоне некоторого повышения реальных показателей доходов и зарплаты наблюдается негативная тенденция социального расслоения общества. Так, доля населения, живущего за порогом бедности, остается весьма высокой и в 2-4 раза превышает предельно-критические значения, установленные в мировой практике для трансформирующихся экономических систем. Традиционно высокий удельный вес численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, за первое полугодие 2000 г. отмечается в Курганской области - 48,3%. Этот показатель рос в течение года в Свердловской и Тюменской областях до 24,9% и 16,6% соответственно и немного снизился в Челябинской области, оставаясь, однако, предельно высоким.

Сохраняется резкая дифференциация субъектов Федерации, входящих в округ, и по величине номинальных денежных доходов в среднем на одного жителя. Так, денежные доходы населения Курганской области почти в 2 раза ниже аналогичного показателя в Тюменской области и в 1,5 раза ниже, чем в Свердловской области (табл. 3).

Таблица 3

Социально-экономическое развитие субъектов Федерации Уральского федерального округа (на 1 жителя, % к среднему по УрФО)

Курган- Сверд- Тюмен- Ханты- Ямало- Челя-

Показатель ская ловская ская Мансий- Ненецкий бинская

область область область ский авт. округ авт. округ область

Число родившихся 107 92 107 114 134 97

Число умерших 116 117 96 42 38 108

Денежные доходы насе-

ления 48 71 93 241 296 73

Денежные расходы насе-

ления 49 90 112 179 212 78

Расходы населения на

оплату товаров и услуг 56 89 124 170 197 77

Ввод в действие жилья 61 78 161 111 122 111

Окончание табл.3

Курган- Сверд- Тюмен- Ханты- Ямало- Челя-

Показатель ская ловская ская Мансий- Ненецкий бинская

область область область ский авт. округ авт. округ область

Валовой региональный

продукт 35 65 57 356 307 54

Объем промышленной

продукции 27 70 22 362 234 61

Продукция сельского

хозяйства 153 105 169 19 11 92

Потребление электро-

энергии 42 86 109 227 15 82

Основные фонды в эко-

номике 55 74 74 278 278 63

Объем внешнеторгового

оборота 46 91 32 270 118 86

Инвестиции в основной

капитал 17 40 29 334 824 38

Финансовая обеспечен-

ность (доходы) 53 70 47 277 304 80

Сальдированный финан-

совый результат 11 34 72 557 187 34

Поступления налоговых

сборов в бюджетную

систему РФ 20 53 66 363 385 57

Задолженность по на-

логовым сборам в бюд-

жетную систему РФ 14 43 344 218 257 38

Создание, а тем более укрепление единого экономического пространства России - архисложная, комплексная задача. Важно подчеркнуть, что решение этой стратегической задачи возможно только при организации не одностороннего, а встречного движения. Имеется в виду встречное движение по единым законным правилам движения, с одной стороны, Федерального центра, с другой - субъектов Федерации.

В целях научно-методического сопровождения интеграционных процессов в Уральском федеральном округе создан Центр экономического планирования и прогнозирования. Инициаторами создания Центра выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Уральское отделение Российской академии наук и Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук.

Перед Центром, работающим на базе Института экономики УрО РАН, поставлен ряд стратегических задач, решение которых сфокусировано на обеспечение роста благосостояния населения, укрепление социальной стабильности, достижение устойчивого экономического роста через формирование благоприятной экономико-правовой среды интеграции власти, науки и производства, инициирование и поддержку кооперации субъектов Федерации округа в модернизации их экономики. Предстоит масштабная работа по научно-информационному обеспечению как объективной оценки происходящих социально-экономических процессов, так и разработки сценариев стратегического развития Уральского федерального округа. Предусматривается придать этому направлению работы Центра должную открытость, включая организацию постоянного диалога власти, хозяйствующих субъектов и жителей округа в вопросах проведения социально-экономических реформ.

В истории российской экономики Урал всегда играл роль базового региона,

поскольку являлся ее сырьевой кладовой, создавал основные средства производства, формировал экономический и военный потенциал России. Именно Урал, к сожалению, стал отрицательным примером «структурного перекоса» в сторону тяжелой индустрии, резких диспропорций между добывающими и обрабатывающими секторами экономики, замедленного развития социально ориентированных, инфраструктурных, других рыночных отраслей.

Представляется, что и в XXI веке Урал во многом будет определять вектор развития России, вносить значительный вклад в укрепление экономической безопасности страны, явится полигоном для отработки новых экономических технологий и новаций. Мощный импульс этому может придать взвешенная, научно обоснованная стратегия социально-экономического регулирования территориального хозяйствования в Уральском федеральном округе.

Одним из перспективных направлений этого регулирования должна стать экономическая и технологическая интеграция развития преимущественно сырьевых Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с одной стороны, и индустриальных Свердловской и Челябинской областей, с другой стороны. Среди основных результатов инициируемой интеграции - становление и развитие новых высокотехнологичных, наукоемких производств в Уральском федеральном округе, активное промышленное освоение северных территорий округа.

Урал и сегодня богат природными ресурсами. Однако включение их в промышленный оборот требует принципиально новых технологических и управленческих решений. Становление же рыночной экономики, в свою очередь, определяет необходимость наряду с ростом добычи сырья интенсивного становления индустрии его переработки на территории округа. Вряд ли является обоснованной сложившаяся ситуация, когда в Уральском федеральном округе производство нефти, включая газовый конденсат, составляет 66% общероссийского производства, а доля округа в общероссийской переработке нефти немногим более 2%. По семи федеральным округам положение следующее: Центральный -только первичная переработка, Северо-Западный и Южный - переработка превышает производство в 1,5 раза, Приволжский - переработка и производство практически совпадают, Сибирский - переработка превышает производство в 3,7 раза, Дальневосточный -переработка превышает производство в 1,7 раза, а в Уральском федеральном округе первичная переработка нефти не составляет и 2% от ее производства.

Эти, как и ряд других новаций, позволят дать старопромышленному региону мощный импульс развития, осуществить структурные преобразования в хозяйственном комплексе, содействовать становлению новой экономики Урала.

Сегодня в мире все активнее говорят о новой экономике, в фундаменте которой прежде всего знания и информация. Параметры экономики, а тем более перспективы ее эволюции все больше становятся зависимыми от знаний, уровня комфортности для инвестиций и инноваций, институциональной обеспеченности проводимых реформ. Не случайно в выступлении В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 8 июня 2000 года было подчеркнуто: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику - экономику знаний и технологий».

Определенный опыт строительства экономики знаний и технологий уже накоплен в России, в том числе и на Урале. Уникальные разработки уральских ученых и практиков успешно используются далеко за пределами России. К сожалению, многие передовые по мировым стандартам технологические новации не были соответствующим образом встроены в экономическую конструкцию нашего государства, не был востребован их экономический ресурс. Экономика в значительной

степени работала сама по себе, держала определенную дистанцию по отношению к научно-техническим достижениям, реальным потребностям хозяйственной практики, потребностям населения.

Именно с позиций новой экономики, экономики знаний и технологий, проектируется работа Центра экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа. Принципиально важно и то, что мы не собираемся начинать с чистого листа. Поставлена задача максимально полно проанализировать богатый исторический опыт Урала в сфере экономических новаций и адаптировать к современным условиям и задачам ряд зарекомендовавших себя организационно-экономических технологий. Одним из примеров этого служит разработанная в середине 80-х годов под научно-методическим руководством Института экономики УрО РАН Программа интенсификации промышленного производства Урала, немало идей и проектов которой успешно осуществляются в настоящее время.

Кстати, в программе «Интенсификация» особое место было уделено интеграции природного, научно-технического, экономического и других потенциалов областей и республик Урала. Наиболее перспективные и согласованные проекты получили необходимую конкретизацию в схемах развития и размещения производительных сил, перспективных планах социально-экономического развития соответствующих территорий региона.

Однако сегодня приходится сожалеть о том, что идеология интеграции на территории Урала не была востребована. Подтверждением тому служат программы промышленной политики, разработанные, например, в Свердловской и Челябинской областях, или программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в субъектах Федерации, расположенных на территории округа. Этим же страдают многие социальные проекты, реализуемые в Уральском федеральном округе (например, развитие индустрии здравоохранения).

Поэтому не случайно, что в число первоочередных задач Центра экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа выдвинута задача научно-методического обеспечения и предложения реальных проектов совместного решения ряда стратегических вопросов. Одним из таких примеров может быть формирование окружного рынка продовольствия, развитие в округе фармацевтической индустрии, базирующихся на имеющихся разработках уральских ученых и практиков и предлагаемых местной властью организационно-управленческих технологиях.

Особо выделим также реализуемый с подачи Института экономики УрО РАН и находящий поддержку в органах местного самоуправления процесс органического соединения мобилизационных и рыночных механизмов в рамках проектов создания в округе полюсов инноваций, территорий структурной динамики, центров экономического роста, всего того, что принято называть системой технополисов, технопарков, техноцентров и других наиболее передовых форм интеграции фундаментальных научных исследований и внедрения их в производство.

Укрепление вертикали власти, становление единого экономического пространства страны требуют сегодня не только наведения порядка в законотворческой деятельности субъектов Федерации, но и серьезного, не исключая даже «хирургического» вмешательства, «лечения» экономического поведения региональных органов исполнительной власти. Речь идет и о хронической безынициативности исполнительных органов власти в решении самых насущных проблем своих жителей, и об увлечении их разработкой проектов века или амбициозных местнических проектов. Одним из проявлений этой негативной тенденции служит повышенный интерес к организации подконтрольных им губернских банков, страховых компаний и т. д.

Инвестиционные привлекательность и обеспеченность округа - также одна из стратегических проблем, на решение которой ориентирован Центр экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа.

Нельзя не обратить внимание на то, что темпы роста инвестиций в реальные активы устойчиво опережают динамику валового внутреннего продукта и сегодня заметно определяют хозяйственную активность многих секторов экономики. Анализируя же источники инвестиционного оживления, следует признать, что инвестиционный подъем на данный момент финансируется преимущественно за счет собственных ресурсов предприятий. Промышленные предприятия начали активно использовать на инвестиционные нужды не только прибыль, но и оборотный капитал. В то же время ситуация с инвестициями в отраслях, непосредственно работающих на конечный спрос населения, гораздо менее обнадеживающая.

К сожалению, сколь бы большие надежды ни возлагались на привлечение банковского капитала, роль банковских кредитов по-прежнему крайне незначительна. Согласно данным Госкомстата, за счет кредитных ресурсов финансируется менее 5% инвестиций. Исходя из результатов конъюнктурных обследований в реальном секторе, проведенных Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации («Вопросы статистики», 2000, №10), около половины промышленных предприятий и 3/4 строительных и торговых организаций по-прежнему не пользуются кредитными средствами, несмотря на позитивные тенденции в кредитной политике коммерческих банков.

В целом позитивные тенденции с инвестициями в производство нельзя считать устойчивыми. Причины кроются в том числе и в неготовности предприятий реального сектора к дополнительным инвестиционно-финансовым вливаниям в силу отсутствия здесь эффективных проектов, слабости партнерских отношений науки и производства, несогласованности интересов реального сектора экономики и местных органов власти. Надеемся, что созданный Центр экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа станет тем отсутствующим сегодня институтом, который, встроенный в механизм функционирования Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, будет способен через налаживание интеграционных процессов между властью, наукой и производством способствовать активизации инвестиционных процессов.

Оздоровление экономического климата инвестиционных процессов видится также через содействие развитию в округе рынка лизинговых и страховых услуг. Актуальность такой идеологии демонстрирует хотя бы то, что в странах с развитой экономикой доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет 20-30%, а в России она только приближается к 5%; в большинстве промышленно развитых стран от 30 до 70% объема инвестиций в реальный сектор экономики составляют средства страховых компаний, а в России этот показатель не превышает 1 0%. Небольшие и даже средние лизинговые и страховые компании не в силах кардинально изменить ситуацию. Существенную поддержку развитию инвестиционных процессов могут оказать крупные компании окружного масштаба, организацию которых должен возглавить Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, который будет инициировать в данном процессе согласование интересов субъектов Федерации на территории округа.

Есть основания надеяться, что через учреждение федеральных округов начнется реформирование системы отношений собственности. Прежде всего на природные ресурсы, землю. Региональные органы власти и управления могут сегодня лишь косвенно, а потому зачастую весьма неэффективно влиять на процессы распоряжения природно-ресурсными комплексами территорий, не будучи полно-

правными партнерами системы рентных отношений между государством и теми же недропользователями, во-первых, в силу неразвитости самой системы, во-вторых, в силу сложившихся подходов к распределению функциональной нагрузки (полномочий, ответственности) между различными уровнями территориальной иерархии, так называемого «пучка» прав собственности.

Активно обсуждаемая реорганизация сложившейся системы разграничения прав собственности на природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами может стать катализатором формирования эффективных отношений в сфере природопользования. Укрепление государственного регулирования через созданные федеральные округа позволит остановить набирающие силу сепаратистские тенденции в ряде субъектов Федерации, особенно ярко проявляющиеся в базовых отраслевых комплексах.

Конечно, это далеко не полный перечень узловых проблем стабилизации и перехода к устойчивому росту социально-экономической сферы Уральского федерального округа, решение которых может и должно получить благоприятную экономико-правовую среду. Приоритет получат те проекты и направления, которые обеспечат реальное повышение уровня жизни населения.

Власть всегда провозглашает своей целью заботу о гражданах. Но почему-то оценивает проделанную работу по росту промышленного производства, росту валового регионального продукта и т. д., а не по росту благосостояния своих жителей. Представляется, что сегодня в сфере социальной политики должна ставиться триединая задача - человек должен жить долго, достойно (комфортно) и деятельно (активно).

Еще один круг вопросов, решение которых также получит приоритет в работе Центра экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа. Речь идет о разработке и осуществлении в округе активной коммуникационной политики. Реализуемые сегодня коммуникационные проекты прежде всего имеют коммерческую составляющую, они не ориентированы на интеграцию в округе, не нацелены на открытый диалог власти, хозяйствующих субъектов и населения. Тем самым коммуникационный ресурс - новый мощный ресурс стабильности и социально-экономического роста - остается не задействован.

Через активную и согласованную коммуникационную политику можно будет ускорить процесс восстановления доверия населения к финансово-кредитным организациям и реально содействовать привлечению средств населения и хозяйствующих субъектов к социально значимым коммерческим проектам в Уральском федеральном округе.

Ю.И. Черкасов

РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ И ВЫРАБОТКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РЕГИОНЕ

Понятие «уровень жизни» разноспекторно, поскольку по-разному понимается в разных странах и у разных народов. Поэтому в начале 90-х годов в целях его унификации в рамках ООН приступили к разработке специальной программы с привлечением широкого круга исследователей и национальных государственных учреждений.

Эта программа получила аббревиатуру ПРООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.