УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА
© Леденева Е.И.*, Керимшеева О.А.Ф
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
В статье рассматриваются вопросы знакомства студентов ИД НГПУ с урало-сибирской росписью на занятиях курса «Теоретические основы и технологии начального образования по изобразительному искусству», особенности урало-сибирской росписи и ее региональное значение для художественной культуры народов Западной Сибири.
Ключевые слова поликультурное, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, урало-сибирская роспись, студенты, Урал, Западная Сибирь, культура быта.
В поликультурных государствах всё чаще говорят об этнокультурном утверждении. Всё больше людей, прежде всего политиков, вглядываются в прошлое, ищут защиту, поддержку и уверенность в себе, в непреходящих, вечных, традиционных ценностях своих предков, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру. «Возрождение этнической культуры в современных условиях, несомненно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования» [5, с. 81].
Основные аспекты изучения и использования народного опыта в образовании намечены в работах Г. Виноградова, А.Ш. Гашимова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаевой, и других. На необходимость учёта при построении национально-воспитательных систем народных традиций, соотношения общечеловеческих и национальных основ сознания и жизнедеятельности, этнического подхода, указывается в работах А.А. Барболиной, А.Л. Бугаевой, З.П. Тюменцевой и других исследователей.
В последнее десятилетие появилось много работ, посвящённых изучению народного искусства как части народной культуры (Ю.К. Беджанова, М.С. Соколовой, И.Я. Богуславской и других). В этих трудах нашли отражение различные проблемы народных художественных традиций. Беджанов Ю.К. в своей работе пишет, что одной из школьных дисциплин, которая обладает большими возможностями воспитательного воздействия на учащихся, является изобразительное искусство. При этом он отмечает, что возможности для использования народных, художественных промыслов, национальных,
* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального образования.
* Профессор кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
художественных традиций для эстетического, художественного и творческого воспитания детей велики [3].
Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство охватывают ряд отраслей, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
Мы остановимся на вопросах знакомства студентов с урало-сибирской росписью, как одного из видов народных промыслов и современного декоративно-прикладного искусства.
Включение урало-сибирской росписи в содержание художественного образования студентов ИД НГПУ в курс «Теоретические основы и технологии начального образования по изобразительному искусству» считаем необходимым. На занятиях нами рассматриваются не только широко известные русские народные росписи, такие как хохломская, городецкая, гжельская, но и урало-сибирская, которую можно отнести к региональному сибирскому компоненту.
Барадулин В.А., рассматривая особенности возникновения и развития урало-сибирской росписи, писал: «Если ХУТ-ХУП века заложили основу культуры уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то в XVIII - начале XIX века народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей внесла в нее существенные коррективы» [1].
Переселенцы везли с собой на Урал, а далее в Западную Сибирь не только припасы и одежду, но также деревянные сундуки для хранения одежды, посуду, орудия труда и т.д. Данные предметы были орнаментированы росписями.
Постепенно развиваясь и вырабатывая свою традиционность, урало-сибирская роспись становится одной из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на Урале и в Западной Сибири. На Урале складывались два направления расписной утвари - роспись металлических и деревянных изделий.
В Западной Сибири крупными промысловыми центрами в XVII веке становятся такие города как Тюмень и Тобольск.
Кроме утвари, было принято расписывать жилища. Об этом писал в своих исследованиях В.А. Барадулин: «На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет» [2].
Анализ монографии Л.М. Русаковой «Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири» показал, что автор комплексно исследуется развитие крестьянского искусства - резьбы и росписи по дереву и
других видов народного искусства. Предпринимаются попытки расшифровать смысловое содержание орнаментов. Работа содержит богатый иллюстративный материал. В монографии подробно описывается резьба и роспись украшений избы, интерьера, предметов обихода. Автор приводит описания М. Швецовой и других, говоря об интерьере и внутреннем убранстве дома. Широко описываются прялки с урало-сибирской росписью, распространённые у русских крестьян на Алтае, в Забайкалье и Сибири, Сибири [6].
Таким образом, анализ этнографических источник показывает, что урало-сибирской росписью в Западной Сибири украшали:
- дома (печи, двери, полати, стены, простенки, окна),
- бытовую утварь (люльки, сундуки, посуду и пр.),
- орудия труда (прялки, ткацкие станки, вальки).
В целом же в Западной Сибири постепенно стала распространяться роспись деревянных изделий [4].
Анализируя особенности урало-сибирской росписи, прежде всего, отметим то, что это свободная кистевая роспись масляными красками (В.А. Барадулин, Г.Г. Беляева, М.С. Соколова). Данной росписи свойственна особая техника мазка: белила берут на край кисти, предварительно обмакнутой в жидкую краску (красную или синюю). Затем кистью проводят таким образом, чтобы белила были на внешнем крае, т.е. шли по контуру мотива, а цвет концентрируется по внутреннему краю. В результате этого получается живописный переход от цвета к белилам. Получается так называемый «разбел», когда за один прием одновременно выполняется белильная оживка с цветной прокладкой.
Урало-сибирская роспись выполняется на цветном фоне, который может быть бледным и наоборот киноварно-красным. В росписи применяют небольшое количество цветов. При этом именно фон дает звучности росписи при относительно небольшой яркости некоторых красок. Живописное поле обычно обрамляют другим, контрастным цветом. Например, оранжево -красный фон обрамляют кобальтово-синим или голубовато-зеленый - кино-варно-красным и т.п.
Мотивами урало-сибирской росписи являются декоративные алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья фантастического изображения. В композициях мы можем встретить изображения птиц и зверей. Реже человека, который нарисован схематично, словно неумелой рукой. Это подчеркивает народность росписи в которой уже отработаны технологичность в написании определенных мотивов, доступных фактически любому желающему заняться росписью своего жилища, утвари.
В построении композиции выработано определенное соотношение отдельных элементов: ягодка составляет четвертую часть диаметра цветка, лист -половину. В процессе выполнения композиции происходит последовательное
нанесение цветовых пятен, от крупного к мелким. Данная последовательность дает возможность в случае ошибки при первоначальном нанесении мазка, увеличивая или уменьшая последующие элементы, достигнуть требуемого соотношения, что придает композиции завершенность. Окончательным этапом работы являются черные приписки и цветные травки, которые объединяют детали и усиливают орнаментальность всей композиции.
В процессе знакомства студентов с урало-сибирской росписью мы ориентируемся на то, что выпускник, может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, научно-методическую, педагогическую и художественно-творческую.
Так, в процессе научно-исследовательской деятельности студенты пишут рефераты, курсовые, выпускные квалификационные работы по выбранным направлениям, научные статьи, исследовательские отчеты с представлением фотографий или зарисовок предметов быта. Например, исследовательский отчет о представлении предметов быта с урало-сибирской росписью в выставочных залах школьных или районных краеведческих музеях.
На практических занятиях студенты рабочую зону на столе организовывают таким образом, чтобы было удобно работать и, не вставая со стула, доставать любой нужный инструмент. Наряду с организацией рабочего места, мы следим за положением руки при выполнении росписи, а также за правильным держанием кисти. В процессе росписи кисть держат, тремя пальцами с опорой на мизинец, этот необычный способ очень характерен для урало-сибирской росписи. Технологию росписи показываем небольшой группе студентов, и иногда приходиться работать индивидуально.
Отработку техники росписи студенты начинают на листе бумаг, используя упругие кисти и гуашевые краски. Умение смело и свободно работать кистью у некоторых студентов происходит на первых занятиях.
В своих творческих работах, выполняемых по мотивам урало-сибирской росписи, студенты ярко и красочно изображают композиции из цветов, птиц, деревьев. После выполнения эскиза, студенты по желанию могут расписать разделочную деревянную доску или чашку. Деревянные заготовки продаются в магазинах. Деревянную основу (обычно мы используем деревянные разделочные доски), предназначенную под роспись, студенты тщательно ошкуривают, а затем грунтуют раствором клейстера (сваренным крахмалом). Роспись изделия выполняется упругой кистью и масляными красками. Расписанное масляными красками изделие мы обычно дополнительно не покрываем лаком. Однако, мы рекомендуем студентам покрыть роспись масляным лаком в несколько слоев, в том случае, если это изделие, используется на кухне.
Навыки росписи, полученные на занятиях, студенты используют в процессе прохождения педагогической практики. В общеобразовательных школах и лицеях на уроках изобразительного искусства в начальных классах
они знакомят учащихся с урало-сибирской росписью. В своих отчетах по окончанию педагогической практики представляют фотографии с детских работ, по желанию или по нашим рекомендациям оформляют выставку детских работ в фойе университета.
Научные отчеты и анкетирование студентов очного и заочного обучения показывает, что до настоящего времени в селах Западной Сибири сохранились прялки, берестяные туеса и другая утварь орнаментированная урало-сибирской росписью. В основном данные предметы находятся в краеведческих музеях разного уровня: школьных, районных, областных (в Омской, Томской, Тюменской и других областях Западной Сибири).
Так, исследования студентов показали, что в настоящее время в г. Тюмень особый интерес представляет дом Буркова, где организована студия Урало-сибирской, Тюменской домовой росписи. Студенты, анализируя работу данной студии, обращают внимание на то, что лучшие образцы урало-сибирской росписи, сохранившиеся в Тюменской домовой росписи, не утратили своего значения до настоящего времени. Они видят реальную возможность для возрождения традиционной урало-сибирской росписи, т.к. ее художественно-эстетические основы близки современному человеку.
В настоящее время в России, проявляется интерес к расписной посуде, мебели, дверей. Происходит переоценка деятельности мастеров декоративно прикладного искусства, его значимости в организации культуры быта, индивидуальности и красоты этнического мотива.
Список литературы:
1. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 200 с.: ил.
2. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1987. - 128 с.: ил.
3. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. - Карачаевск, 1994. - 180 с.
4. Беляева Г.Г. Роспись по дереву в Омской области // Фольклор и этнография народов Западной Сибири. - Томск, 1990. - С. 49.
5. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография. - Волгоград, 2001. - 318 с.
6. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. - Оренбург, 1999. - 110 с.
7. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с.: 16 с. ил: ил.