По результатам диагностики эмоционального интеллекта по Н. Холлу [10] все испытуемые имеют низкий уровень управления своими эмоциями и высокий уровень способности к эмпатии.
В целом можно констатировать, что развитие акмео-логической компетентности личности педагогов зависит от преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности. По результатам представленного исследования основополагающими психологическими барьерами педагогов в профессиональной деятельности выступают мотивационно-целевые, когнитивно-деятельностные и эмо-ционально-деятельностные.
1. Маркова Т. Л. Профессиональная деятельность преподавателей высшей школы России и США: сравнительный анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2012. 20 с.
2. Кошман Д. М., Кошман М. Г. Сущностные характеристики акмеологической компетентности будущего педагога // Весык Мазырскага дзяржаунага педагапчнага унюератэта ¡мя I. П. Шамяюна. 2011. № 2 (31). С. 38-42.
3. Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. К вопросу об измерении уровня развития акмеологической компе-тетности личности педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 341-344.
4. Подымов Н. А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М. : Прометей, 1998. 238 с.
УДК 372.874
ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматриваются некоторые особенности народной урало-сибирской росписи и ее значение в подготовке учителя изобразительного искусства и педагога дополнительного образования. Национально-региональное искусство рассматривается как органичная часть образовательного процесса, освоение которой требует кропотливой работы по приобщению к опыту народного творчества.
Ключевые слова: народное искусство, урало-сибирская роспись, дополнительное образование, декоративно-прикладное искусство.
5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999. 592 с.
6. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразова-ние в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов н/Д. : Изд-во Ростов. ун-та, 2003. 478 с.
7. Пачин Р. К. Психолого-акмеологические барьеры в профессиональной подготовке бакалавров и информационные ресурсы их элиминации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2013. 29 с.
8. Кокурина И. Г. Методика изучения трудовой мотивации : учеб.-метод. пособие для студентов факультета психологии гос. ун-тов. М. : Изд-во МГУ, 1990. 56 с.
9. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ори-ентаций. М. : Смысл, 1992. 17 с.
10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.
11. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : метод. рекомендации. Челябинск : Изд-во ЧИППКРО, 2011. 199 с.
12. Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология: Научные основы. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1991. 120 с.
13. Анисимов О. С. Субъектная рефлексия в игромоде-лировании и ее понятийное обеспечение. М. : Угреш. тип., 2012. 382 с.
© Старовойтова Ж. А., 2018
А. И. Сухарев, И. В. Белоусова A. I. Sukharev, I. V. Belousova
THE POTENTIAL OF FOLK ART IN THE EDUCATIONAL PROCESS
The article examines some features of the folk Ural-Siberian painting and its importance in the training of the teacher of fine arts and the teacher of additional education. National and regional art is considered as an organic part of the educational process, the mastering of which requires painstaking work to bring to the experience of folk art.
Keywords: folk art, Ural-Siberian painting, additional education, arts and crafts.
Подготовка студентов по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование» предполагает включение в образовательный процесс национально-регионального компонента, предполагающего знакомство с историческими и культурными традициями региона, с народным и профес-
сиональным декоративным искусстве, с его наиболее яркими представителями.
Изучение национально-регионального искусства требует длительной кропотливой работы, в результате которой студент получает уникальный опыт народного творчества. Знакомство с искусством своего края, со способами и приемами работы, с изобразительными материалами и их
выразительными средствами ведет к осознанию своеобразия, неповторимости каждого художественного явления, к уважению личности творца, будь это народный мастер или профессиональный художник. Большая роль в этом процессе отводится специалистам декоративно-прикладного искусства (ДПИ), чей интеллект, духовный уровень, талант позволяют говорить о них как о хранителях и носителях национальной культуры, творческий потенциал которых востребован и современен. Изучая народное искусство, студенты не только повышают уровень своего художественного мастерства, но и получают гуманитарное, психолого-педагогическое и этнологическое образование, что позволяет им, будущим учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования, осуществлять научную, педагогическую и художественно-творческую деятельность в области как традиционного, народного художественного творчества, так и профессионального искусства, выполнять функции экспертов, консультантов по проблемам ДПИ.
Очень важно понять и изучить технологические приемы работы над изделием, композиционные, графические, колористические характеристики народного искусства. Изучение образцов народного творчества повышает уровень профессиональной компетенции студентов, позволяет найти новые художественные приемы, неординарные творческие ходы в процессе создания собственных произведений ДПИ, оказывает на студентов позитивное эмоциональное воздействие. Чрезвычайно важно научить студентов внимательно вглядываться в образцы народного искусства, изучать их, стараться понять тайну их создания.
На факультете искусств Омского государственного педагогического университета разработана программа учебной дисциплины «Художественная кистевая роспись», в которой изучаются урало-сибирская роспись (народная и современная тагильская роспись). Студенты, изучающие данный курс, проявляют интерес к урало-сибирской народной росписи, углубляя свои знания и практические умения в курсовых и дипломных работах.
Из небытия такое художественное явление, как народная живопись Урала, вернули труды доктора искусствоведения В. А. Барадулина. Со всей тщательностью им изучены мотивы, техника, приемы живописи и ее семантика. Исследователь отмечает, что уральская народная живопись объединяет несколько «живописных школ» - декоративные росписи Пермской, Свердловской, Курганской, Кировской, Тюменской областей [1]. С особенностями сибирской росписи студенты могут познакомиться по книге-альбому Г. Г. Беляевой «Декоративная роспись по дереву. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины Х1Х-ХХ вв.» [2], представляющей материал, собранный в Большеуковском, Усть-Ишимском, Горьковском, Колосов-ском, Муромцевском, Называевском и Тевризском районах Омской области (см. рис. 1, 2).
В собраниях Омского областного музея искусств им. М. А. Врубеля, Омского государственного историко-краевед-ческого музея, Сибирского культурного центра есть богатые коллекции народной живописи. Благодаря этому студенты нашего факультета имеют возможность изучить образцы работы народных мастеров.
Важную роль в изучении урало-сибирской народной росписи играет этнографическая практика, в ходе которой студенты оказываются вовлечены в исследовательскую работу, предполагающую, наряду с изучением теоретических основ, воссоздание стилевых особенностей мотива, вариантов росписей. Практика помогает студентам путем копирования освоить ремесленные навыки: умение правильно разводить краски, добиваться нужного цветового оттенка, набирать на кисть определенное количество краски, изучить приемы написания цветов и листьев, выполнять различные виды композиций. Без приобретения таких умений и навыков невозможно заниматься традиционной народной и профессиональной росписью.
Рис. 1. Прялка, с. Становка Большеуковского района. Конец XIX - начало ХХ в.
Рис. 2. Прялка, с. Кушма Усть-Ишимского района. Начало ХХ в.
Результаты этнографической практики нередко ложатся в основу выпускной квалификационной работы (ВКР). Так, студенткой Полиной Павловной Николаевой на практике был найден интересный познавательный материал, определивший выбор темы ВКР - воссоздание омских деревянных ручных прялок, выполненных по мотивам урало-сибирской народной росписи. Проведенная студенткой подготовительная работа позволила выявить характерные особенности найденных образцов прялок Усть-Ишимского и Большеуковского районов Омской области, в частности, описать их формообразование, композиционные особенности и используемые мотивы росписи.
Далее студентка восстановила два вида омских прялок по мотивам урало-сибирской народной росписи, фактически выдержав старинную технологию изготовления и росписи (рис. 3, 4).
Прялка. ВКР П. П. Николаевой
При выполнении росписи мастера сначала делали «подмалевок», локальными тонами наносили основные цветовые пятна, выполняли «шапки» цветов, бутонов, листьев. Каждую краску наносили своей кистью. Нередко вместо кистей применяли заячьи лапки, беличьи хвосты, лубяные палочки. Также подмалевок делали пальцами. Затем «разбелом» прописывали формы мотивов. Ягодки делали
в один прием, без подмалевка. Окончание росписи - выполнение приписок.
В исследовании технологического процесса изготовления и отделки прялок с урало-сибирской росписью выделяются следующие этапы: изготовление заготовки прялки и подготовка поверхности; окраска изделия фоном; выполнение росписи; покрытие прялки олифой или лаком (рис. 5).
Рис. 5. Эскизы прялки. ВКР П. П. Николаевой
Современные художники каждый по-своему воспринимают красоту и особую содержательность изделий уральцев и сибиряков прошлых веков. Неизменным всегда остается одно - эта роспись востребована, она продолжает украшать нужные в нашей жизни предметы быта, которые создают в любом доме атмосферу добра, красоты, праздника.
Итак, в ходе изучения специальной дисциплины («Художественная кистевая роспись»), а также в процессе этнографической практики студенты получают представление об особенностях урало-сибирской росписи, которое могут углубить, выполняя ВКР. Для направленности «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование» принципиально важно, что это представление не является чисто теоретическим: студенты получают опыт работы в изучаемой технике. Важно и то, что знакомство с на-
родным декоративным искусством позволяет студентам осознать, что историко-культурное наследие востребовано и в современной культуре повседневности.
1. Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск : Среднеурал. кн. изд-во, 1987. 127 с.
УДК 811.161.1
ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КУРСЕ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению возможностей обучения языку специальности на подготовительном курсе военного вуза с использованием ситуационных задач, основанных на чтении текстов. Ситуационные задачи позволяют курсанту осваивать интеллектуальные операции последовательно, что помогает достичь основных целей освоения дисциплины путем погружения курсанта в проблемную ситуацию с выходом в неподготовленный акт речевой коммуникации.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, ситуационная задача, язык специальности, коммуникативная компетенция.
2. Беляева Г. Г. Декоративные росписи по дереву. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины XIX - ХХ века. Омск : Издат. дом «Наука», 2007. 123 с.
3. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов. М. : Вла-дос, 2002. 304 с.
© Сухарев А. И., Белоусова И. В., 2018
Е. А. Штехман, Ю. А. Мельник E. A. Shtechman, Ju. А. Melnik
TEACHING THE LANGUAGE OF SPECIALTY AT PREPARATORY COURSE: FROM EXPERIENCE OF TEACHING
The article is devoted to the consideration of the possibilities of teaching the language of the specialty on the preparatory course of a military university with the use of situational tasks based on reading texts. Situational tasks allow the cadet to master the intellectual operations consistently, which helps to achieve the main goals of the discipline by immersing the cadet with a problematic situation with access to an unprepared act of speech communication.
Keywords: Russian as a foreign language, situational task, language of specialty, communicative competence.
В Омском автобронетанковом инженерном институте на подготовительном курсе иностранные курсанты изучают дисциплину «Русский язык как иностранный». Целями освоения дисциплины являются:
1) достижение иностранными военнослужащими уровня владения русским языком, позволяющего удовлетворить основные коммуникативные потребности в сфере повседневного общения, социально-культурной и учебно-профессиональной сферах общения;
2) взаимосвязанное обучение аспектам языка и видам речевой деятельности для формирования у иностранных военнослужащих коммуникативной компетентности, основанной на тематико-ситуативном принципе организации учебного материала [1].
Знакомиться с языком специальности курсанты начинают с подготовительного курса. Отметим, что при изучении языка специальности в научной литературе принято использовать два термина «учебно-научный» и «профессиональный» язык. Такое использование терминов определено выделением двух аспектов коммуникации: академического и делового. Первый аспект представлен языком учебно-научной области. В такой коммуникативной ситуации участниками общения являются преподаватель и обучающийся, которые используют на занятии научный стиль речи.
Курсанты, получающие высшее образование на русском языке, изучают не просто научный стиль, а овладевают
научными терминами, языком специальности. А. Я. Багрова отмечает, что «язык специальности - это совокупность всех языковых средств, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации в целях обеспечения взаимопонимания занятых в этой сфере людей [2, с. 45]. В связи с этим выделяются такие характеристики языка специальности: во-первых, необходимость первичной связи с другими специальностями, во-вторых, возможность как устного, так и письменного употребления в специальной и междисциплинарных сферах коммуникации, в-третьих, тенденция к нормированию терминологии и структуры текстов.
Данные характеристики определяют основные задачи обучения языку специальности:
- использовать изученный лексический и грамматический материал в соответствии с коммуникативными задачами и ситуацией общения, обеспечивая правильное языковое оформление высказываний из социально-бытовой, официально-деловой, социально-культурной/общественно-политической, учебно-профессиональной сфер;
- вербально реализовывать интенции, моделирующие собственно коммуникативный процесс, регулирующие поведение и взаимодействие коммуникантов в социально-бытовой, официально-деловой, социально-культурной/общественно-политической, учебно-профессиональной сферах;
- реализовать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу в определенных ситу-