Научная статья на тему 'Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву'

Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2559
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ / ПРИКАМЬЕ / ДОМОВАЯ РОСПИСЬ / БЕРЕСТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева К. М.

Статья посвящена малоизученному виду традиционного искусства Урало-Сибирской росписи, ее художественным особенностям и технике исполнения. Особое внимание уделено расписным мотивам на предметах быта в отдельных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву»

К.М.Григорьева,

Высшая школа народных искусств (институт)

Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

В последние годы во многих странах мира, в том числе и в России, резко возрос интерес к расписной мебели. На рубеже веков мир вступил в новый этап развития, что стало поводом к переосмыслению художественных ценностей, к переоценке деятельности мастеров декоративно прикладного искусства.

Древний — древо — дерево — деревня... Цепочка слов, звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня — это древний мир дерева. «Изба, телега, скамья, укладки, скобари, прялки и игрушки, пряничные доски — всюду сопутствовало дерево народной жизни», — писал исследователь крестьянского искусства В. С. Воронов.

Дерево украшали резьбой, инкрустацией и росписью. Во многих случаях роспись стала наиболее поздним способом декорирования, заменив трудоемкие техники резьбы и инкрустации, как это случилось, например, в середине 19 века с городецкими прялками, когда возросший спрос на них потребовал более быстрого способа украшения. [4, с.35]

Часто роспись заимствовала приемы у смежных ремесел. Так, техника перегородчатой эмали Великого Устюга подсказала структуру северодвинских росписей, восточные парчовые ткани - стилистику и колорит хохломской росписи, городецкая роспись хранит печать иконописи. Также сильное влияние на росписи оказали книжное и текстильное искусства. Так зарождались новые промыслы. Слово «промысел» произошло от «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни (такое определение дает словарь В. Даля). Промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход и кормили. Крестьянская сметка всегда помогала мастеру находить меру выразительных средств, достаточных, чтобы и украсить предмет, и продать его не в ущерб выгоде. Один из законов народного искусства как раз в его «скупой» щедрости. Покупатель должен радоваться, что вещь недорога и красива, а мастер — что секретами росписи, своим искусством смог людей удивить. Делали так, «как мера и красота скажут». Технология производства и техника росписи всегда остаются в народном искусстве очень рациональными.

Естественной «питательной» средой народного искусства является близость с бесконечно вдохновляющей родной природой. Народному искусству противопоказан натурализм, нужно хорошо знать то реальное, что потом вдохновит каждого художника на создание своего обобщенного, условного образа цветка или птички: двух одинаковых изображений в народном искусстве не получится.

Люди верили, что различные линии могут изгнать демонов, что, например, нарисованный цветок сделает человека счастливым. Хозяина дома защищали рисунки, выполненные на глиняных горшках или на дереве. Люди с большим трудолюбием и внимательностью выполняли роспись, а также резьбу по дереву или глине, так как в то время это были самые доступные материалы, на которых можно было что-то рисовать. [4, с.143]

Но со временем магия стала терять свою актуальность, и люди стали

задумываться о том, что на своих рисунках можно ещё и заработать. Тогда и начала

10

зарождаться профессиональная художественная роспись по дереву. Начали появляться авторские работы. Мастера обычно находились в городах и выполняли заказы на роспись и резьбу. Занимались резьбой и росписью и в деревнях, там работа выполнялась более простая и близкая к сельским традициям.

Так появилась декоративная роспись - орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства. Роспись по дереву развивалась в различных географических районах и каждая имела свои художественные особенности, свой строй и уклад.

Обычным материалом для росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся, прежде всего, в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов. Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.

Одной из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенной на Урале и в Западной Сибири, является Урало-сибирская роспись. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В 17 веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы, а в конце 18-начале 19 веков переселенцы с юга России и Украины - обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму. Основными центрами зарождения и формирования Урало-Сибирской росписи были такие города, как Соликамск, Тюмень, Тобольск и др.

В 18-19 веках крестьяне расписывали берестяную и деревянную посуду, металлические изделия. Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. В изготовлении икон была распространена специализация. Среди иконописцев выделялись "травники", "личники", "доличники". Мастера-травники расписывали прялки и вальки, украшали дома зажиточной части населения. На Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари - роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах - Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагипьском. [2, с.10] Это стало городским ремеслом. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, вблизи Далматова изготавливали прялки.

В 40-х годах 19 века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Существовал, так называемый, "крестьянский" тип расписного бурака - с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи, самой распространенной композицией являлся "букет". Букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший еще подмалёвок наносили моделирующую оживку. После росписи изделие покрывали лаком.

Одним из наиболее развитых видов народного искусства на Урале было создание праздничных прялок. В росписи прялок чаще всего используемой и любимой была композиция цветущего дерева с сидящими на нем птицами. В

уральской росписи предпочитали холодные тона, в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зеленые цвета. В том случае, когда цвет фона был теплым, холодные тона мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму. В горнозаводских селениях изготавливали токарные и составные прялки. Украшали их различными видами росписи - от "графической" росписи с тюльпанами, купавками и ягодами, до "живописной" с тагильскими розами и простой окраской "под малахит". Цветовая гамма росписи состоит из оттенков красного, синего, жёлтого и зелёного цветов, иногда используется тёмно-коричневый цвет. Сама техника росписи очень простая. После определения предварительного размера мотива и композиции прописывают подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производят их моделировку белилами, если подмалёвок был цветной, или другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращают подмалёвок в ягодку или лепесток. Основные элементы росписи - розы и цветущие деревья.

К районам Урала, наиболее богатым декоративными росписями, относится Приуралье и, в частности, Прикамье (Пермская область), средний или горнозаводской Урал (основные промышленные районы Свердловской области) и часть Сибирского Зауралья (юго-восток Свердловской области и юго-запад Тюменской) [1, с.7]. Пермская область, или Прикамье, занимает значительную часть Приуралья. В прошлом на этой территории располагались западные уезды Пермской губернии, а в 16 - 18 веках — Восточное Поморье. Этот район славен своей самобытной художественной культурой, крупнейшие проявления которой — пермская деревянная скульптура, иконопись Строгановской школы и звериный стиль — приобрели широкую известность. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется декоративная роспись по дереву [3, с.9]. В Прикамье широко бытовали вятские расписные столы, шкафы, сундуки, вязовские бураки, токарная посуда. Они также влияли на формирование местных вкусов и участвовали в создании красочной среды в жилищах пермских крестьян.

Росписи сельских домов Прикамья довольно разнообразны: в северных районах они архаичны, тогда как в южных и центральных — более современны, ближе к городскому идеалу. Исследователи крестьянского жилища обратили внимание на то, что интерьерные росписи северных районов органично связаны с архитектурой дома. Окраска и роспись, украшая деревянное обустройство печи и воронцы, художественными средствами подчеркивали значимость этих конструктивно важных частей, тем самым усиливая их выразительность.

Для домовых росписей Прикамья характерна яркая цветовая гамма, свои художественные и технические приемы, особая техника кистевого мазка с разбелом, дающая мотивам живописность и некоторую объемность. Роспись выполняли на желто-оранжевом, оранжево-красном и синем фонах. Для каждого фона требовались особые приемы, помогавшие достигнуть повышенной звучности мотивов. В росписях преобладали оранжево-красные, светло-синие, зеленые, охристо-белые и голубовато-белые тона. Обязательными были белый и черный цвета: первый для моделировки форм, второй для приписок и графических разработок [3, с.23].

Техника росписи отличалась простотой. Сначала делали подмалевок основных пятен, последовательно, от крупных к мелким. Затем производили их моделировку, в процессе которой одни, в соответствии с замыслом, превращались в цветы, другие — в бутоны и листья. Работали кистью, один край которой обмакивали в краску подмалевка, а другой — в белила. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему контуру, благодаря чему чистые, не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Завершали роспись приписки и травки, повышавшие орнаментальность мотивов и связывавшие их с фоном.

Основные мотивы росписи — фантастические алые, лазоревые и золотые

цветы, грозди и ягоды винограда, черемухи или смородины, многочисленные

варианты листьев. Размеры их различны, они зависят от площади расписываемой

плоскости: цветок 3—14 см в диаметре, ягодка 1,5—4 см, но чаще встречаются

14

цветы 8—10 см, ягодки около 2 см. Построение композиций основывается на системе модулей, каковыми являются естественные мерительные инструменты красильщика — ширина ладони, толщина пальца. Они тесно связаны с другими модулями крестьянского быта — пядь, локоть. Типичное соотношение элементов (цветок — лист — ягодка) 1:2/3:1/4. Такое построение было устойчивым и стройным, а изменение соотношения вело либо к перенасыщенности, либо к облегченности композиций.

Благодаря отработанным живописным и техническим приемам, в лучших произведениях домовой росписи Прикамья прослеживается единство художественного стиля.

В противоположность определенной стилистической цельности росписи жилища в украшении бытовых вещей существуют весьма значительные различия, связанные с культурой мелких ремесленных центров Прикамья. Разнообразна расписная деревянная утварь сельских и промысловых районов: около Перми, Кунгура, Оханска было развито производство мебели, прялок, веретен, игрушек, бондарной и токарной посуды, саней, телег, дуг и коромысел.

Самым ярким явлением в народных росписях Прикамья стала обвинская роспись, украшающая деревянную утварь — прялки, бондарную посуду. Для росписи этого периода характерно контрастное сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы, обвинские розы, располагали в центре композиции или на оси симметрии, а травкой, длинными пушистыми стеблями и ягодками заполняли свободное пространство.

Благодаря стройным пропорциям и колориту росписи обвинская прялка вызывает образ цветущего деревца, крону которого увенчивает восьмилепестковый цветок-звезда. Размещение звезды вверху, ее отличие от растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, своего рода фирменным знаком мастера. Такую же звезду ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры выгорецкого старообрядческого общежития.

Выгорецкие мастерские в 18-19 веках являлись крупным центром народного искусства Олонецкой губернии. Там в изготовлении прялок начали применять сусальное золото. В композиции обнаружилась схема - перекрестие диагоналей с осью симметрии. Травка превратилась в плотные кудрявые ветви. Легкие мазки сменились закрученными завитками — одинаковые в своем многократном повторении, они стали скучными. Построение отдельных групп из измельченных мотивов сделало роспись дробной. Свободный мазок вытесняется линией и закрашенной плоскостью. Художественное качество снижается, уступая место по-своему понятой пышности.

Другое направление народной росписи развивалось в Кунгуре и окружавших его селениях. Город Кунгур во второй половине 19 века — крупный транспортный узел и промышленный центр Прикамья. Через него проходил основной путь в Сибирь — Сибирский тракт, связывающий город с центральными районами России. В окрестных селениях работали многочисленные кустари, в том числе деревообработчики [3, с.30].

Росписи Кунгурского района отличаются большим разнообразием, здесь встречается декоративная живопись с полулессировочной (полупрозрачной) подкладкой.

На внутренней стороне лопасти часто писали грудастых, с пушистыми хвостами, черных или светлых (в тон цветам) птичек, которые из «птиц-охранителей» превратились в головастых петушков и клюющих курочек или пару голубков. Колорит росписи, где преобладают холодные сине-голубые тона, дополняется глуховатыми терракотово-красным или сдержанно-охристым тонами, характерными для местных вкусов. Об этом же свидетельствует и круговая композиция — венок, составленный из трех-четырех крупных и нескольких мелких мотивов или двух симметричных, расположенных полукружьями групп цветов.

Прялки, расписанные местными кунгурскими красильщиками, выделяются простотой, типичной круговой композицией и клубящимися розетками цветов. В

окраске фона преобладает холодная гамма: почти у половины найденных в экспедициях прялок сине-голубая, у трети — темно-зеленая и только у шестой части — красная и желтая. Цветы написаны преимущественно в теплых тонах: оранжево-красных и розовых, реже — в бело-сине-голубых или зеленых. Листья, ветки и приписки — черные, изредка оранжево-красные или зеленые.

В созданных прикамскими мастерами произведениях воплотились представления широких народных масс о красоте, добре и благополучии, о сказочно-радостном мире. Лучшие образцы прикамских росписей не утратили своего значения до настоящего времени, их эстетические принципы созвучны современному человеку, что дает реальную возможность для возрождения традиционной Урало-Сибирская росписи.

Список литературы

1. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский

расписной дом. - Л.: Художник РСФСР. 1988. - 200 с.. ил.

2. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала.

- Свердловск.: Средне-Уральское книжное издательство. 1987. - 128 с.. ил.

3. Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву: Альбом./ Барадулин В.А.

- Пермь.: Пермское книжное издательство. 1987. - 184 с.. ил.

4. Разина Т.М. Русское народное творчество. - М.: Изобразительное искусство.

1970. 256 с.. ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.