Научная статья на тему 'Упрощенная система налогообложения: условия для перехода и применения'

Упрощенная система налогообложения: условия для перехода и применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1347
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ И ПРИМЕНЕНИИ / ОРГАНИЗАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Г.И.

Предмет. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ могут перейти на один из специальных налоговых режимов, став плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (УСН). Однако не любая организация и не каждый предприниматель могут применять УСН. В данной статье рассматриваются установленные для перехода на УСН ограничения, раскрываются требования для начала применения УСН, перехода с УСН на другой налоговый режим. Цели. Раскрытие установленных для перехода на УСН ограничений, требований для начала применения УСН, перехода с УСН на другой налоговый режим. Методология. В статье применялись следующие методы: наблюдение, анализ и синтез. Результаты и выводы. Раскрыты установленные для перехода на УСН ограничения, требования для начала применения УСН, перехода с УСН на другой налоговый режим. Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упрощенная система налогообложения: условия для перехода и применения»

ISSN 2311-939X (Online) Налоги и налогообложение

ISSN 2079-6765 (Print)

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: УСЛОВИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА И ПРИМЕНЕНИЯ Гульнара Ильсуровна АЛЕКСЕЕВА

кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Принята 26.07.2016 Одобрена 03.10.2016

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, ограничения при переходе и применении, организации, индивидуальные предприниматели

Аннотация

Предмет. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ могут перейти на один из специальных налоговых режимов, став плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (УСН). Однако не любая организация и не каждый предприниматель могут применять УСН. В данной статье рассматриваются установленные для перехода на УСН ограничения, раскрываются требования для начала применения УСН, перехода с УСН на другой налоговый режим.

Цели. Раскрытие установленных для перехода на УСН ограничений, требований для начала применения УСН, перехода с УСН на другой налоговый режим.

Методология. В статье применялись следующие методы: наблюдение, анализ и синтез. Результаты и выводы. Раскрыты установленные для перехода на УСН ограничения, требования для начала применения УСН, перехода с УСН на другой налоговый режим. Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) вправе применять различные специальные налоговые режимы, одним из которых является упрощенная система налогообложения (УСН). Порядок применения УСН установлен гл. 26.2 НК РФ, согласно ст. 346.12 и 346.13 которой предусмотрены ограничения для перехода на УСН и продолжения работы с применением данного режима налогообложения [1]. Ограничения связаны с величиной получаемого организацией дохода, средней численностью работников и остаточной стоимостью основных средств.

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право перехода на УСН

Пр им е нять у пр о ще нную сис те му налогообложения могут не все организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно НК РФ УСН не могут применять [1]:

1) организации, имеющие филиалы;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и ИП, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, кроме:

- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность работников-инвалидов которых составляет не менее 50% и доля их зарплаты в фонде оплаты труда - не ниже 25%;

- некоммерческих организаций;

- хозяйственных обществ, учрежденных потребительскими обществами и их союзами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [2];

- хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств при условии, что (абз. 4, 5 подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 2 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ [7]) [22]:

• они учреждены бюджетными и автономными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [4] или образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6];

• они осуществляют деятельность по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моде ле й, пр омы шле нны х о бр азцо в, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау);

• исключительные права на такие результаты интеллектуальной деятельности принадлежат указанным научным учреждениям или образовательным организациям, учредившим хозяйственные общества (партнерства) (в том числе совместно с другими лицами);

14) организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 чел.;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;

16) казенные и бюджетные учреждения;

17) иностранные организации;

18) организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСН в установленные сроки;

19) микрофинансовые организации;

20) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

Поскольку данный перечень является закрытым, то организации (ИП), осуществляющие иные виды деятельности, могут перейти на УСН.

Организации (ИП), которые уплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД) по отдельным видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении других видов предпринимательской деятельности. В данном случае:

— ограничения по численности работников и остаточной стоимости основных средств определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности;

— предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общей системой налогообложения (ОСН).

Предельный размер дохода, установленный для перехода на УСН

Что касается ИП, то ограничений по размеру их доходов для перехода на УСН НК РФ не предусматривает.

Организация же в соответствии со ст. 346.12 НК РФ имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором она подает уведомление о переходе на УСН, доходы не превысили 45 000 000 руб [1]. При этом данная величина подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Что касается индексации на коэффициент-дефлятор, то по данному вопросу существует две позиции:

— в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ величину предельного размера дохода следует индексировать на коэффициент-дефлятор, установленный на тот год, с которого организация планирует применять УСН [1];

— в соответствии с письмами Минфина России от 30.10.2015 № 03-11-06/2/62828, от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708, от 13.01.2014 № 03-1106/2/248, от 13.12.2013 № 03-11-06/2/54977 величина предельного размера доходов индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на тот год, в котором налогоплательщик подает уведомление о переходе на УСН.

Если следовать положениям НК РФ, то для перехода на УСН с 2016 г. доходы организации за 9 мес. 2015 г. не должны были превышать 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. х 1,147).

Если же следовать позиции Минфина России, то для перехода на УСН с 2016 г. доходы организации за 9 мес. 2015 г. не должны были превышать 59 805 000 руб. (45 000 000 руб. х 1,3291), что на 8 190 000 руб. больше величины дохода, рассчитанного в соответствии с нормами НК РФ. Но в данном случае, скорее всего, возникнет необходимость отстаивания своей позиции в суде.

С 1 января 2017 г. для перехода на УСН с 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ предельный размер дохода для перехода на УСН увеличивается до 90 000 000 руб. и до 2020 г. приостанавливается действие нормы о его индексации на коэффициент-дефлятор [8].

Организации, которые по одному виду предпринимательской деятельности применяют ЕНВД, а по другому - ОСН, при уведомлении о переходе на УСН в отношении другой деятельности согласно п. 4 ст. 346.12 НК РФ предельную величину доходов определяют в отношении той деятельности, налогообложение которой осуществляется в соответствии с ОСН. Если организация применяет ЕНВД по всем видам деятельности, то есть доходы, облагаемые в рамках ОСН, отсутствуют, предельную величину доходов в целях перехода на УСН организация, на взгляд автора, не определяет. Это следует из позиции, отраженной в письме Минфина России от 05.10.2010 № 03-11-11/255 [15], в котором финансовое ведомство ссылается на положения п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ. Хотя он утратил силу с 1 октября 2012 г., по мнению автора, данные разъяснения применимы и в настоящее время, так как ст. 346.12 НК РФ содержит аналогичные правила в части, регулирующей особенности

1 Коэффициент-дефлятор для целей гл. 26.2 НК РФ на 2016 г. установлен приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 [10].

перехода на УСН налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.

Предельный размер дохода, установленный для сохранения права на применение УСН и последствия превышения лимита

В соответствии с НК РФ для сохранения права применения УСН доходы организации не должны превышать следующий лимит, установленный НК РФ:

— в 2016 г. 60 млн руб., ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ),

— с 1 января 2017 г. - 120 млн. руб. (действие нормы о его индексации на коэффициент-дефлятор в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ приостанавливается до 2020 г.) [8].

В соответствии с п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ и письмами Минфина России от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708, от 13.01.2014 № 03-1106/2/248, от 13.12.2013 № 03-11-06/2/54977 необходимо осуществлять контроль за доходами по итогам I квартала, полугодия, 9 мес., а также по итогам года по состоянию на 31 декабря предыдущего года, чтобы они не превысили установленный лимит [18, 19, 20].

Определяя величину предельного размера доходов, для перехода на УСН в расчет в соответствии со ст. 248 НК РФ включаются2 доходы от реализации и внереализационные доходы; для продолжения применения УСН - в сумму доходов за отчетный (налоговый) период согласно ст. 346.15, подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ включаются доходы3 от реализации, внереализационные доходы, доходы, которые необходимо учесть при переходе на УСН с ОСН. При этом, согласно письму Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984, учитываются доходы, фактически поступившие налогоплательщику за отчетный (налоговый) период [17].

2 Специальные правила установлены для организаций, применяющих ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности, если они намерены перейти на УСН

по иным видам деятельности. Для них предельная величина доходов определяется только по видам деятельности, налогообложение которых осуществляется ими в соответствии с общей системой налогообложения (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

3 При совмещении патентной системы налогообложения с УСН в сумму доходов организации также включают доходы, полученные в рамках этого режима (абз. 2 п. 4

ст. 346.13 НК РФ).

В расчете не учитываются поступления, которые при УСН налогом не облагаются:

— доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);

— доходы организации в виде дивидендов и процентов по определенным видам ценных бумаг, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо ФНС России от 07.12.2011 № ЕД-4-3/20628@);

— доходы ИП, которые облагаются НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ (подп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ, если налогоплательщик возвращает полученный аванс, то он имеет право уменьшить на эту сумму налогооблагаемый доход того налогового (отчетного) периода, в котором был осуществлен возврат полученного аванса. Согласно письму Минфина России от 31.10.2014 № 03-11-06/2/5521, данное правило распространяется и на порядок расчета величины предельного размера доходов.

В случае, когда предельный размер дохода превышен, налогоплательщик теряет право применять УСН и переходит на ОСН с начала того квартала, в котором был превышен лимит доходов (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Пример 1. Организация в мае 2016 г. реализовала объект основных средств. Плата за него в сумме 80 000 000 руб. поступила на расчетный счет организации 25 июля 2016 г.

Данная сумма превышает установленный на 2016 г. предельный лимит доходов -79 740 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,329). Организация должна перейти на общую систему налогообложения с начала III квартала 2016 г., когда она получила указанные денежные средства. При этом организация должна рассчитать и уплатить налоги по ОСН в том порядке, который установлен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных ИП).

Если налогоплательщик применяет УСН и ЕНВД, для продолжения работы на УСН необходимо следить за тем, чтобы доходы по итогам I квартала, полугодия, 9 мес., а также по итогам года не превысили установленный лимит.

В соответствии с письмами Минфина России от 08.08.2013 № 03-11-11/32071, от 28.05.2013 № 0311-06/2/19323, от 27.03.2013 № 03-11-06/2/9647 в

целях применения УСН доходы от ЕНВД не включаются в расчет полученного дохода.

Пример 2. По итогам второго полугодия 2016 г. общая сумма доходов организации равна 95 000 000руб., из них 75 000 000 руб. - доход от деятельности, переведенной на УСН, а 20 000 000 руб. - доход от деятельности, переведенной на ЕНВД.

Организация в третьем квартале 2016 г. не теряет права на применение УСН, поскольку сумма дохода от деятельности, переведенной на УСН, не превысила ограничение на 2016 г. в размере 79 740 000руб. (60 000 000руб. х 1,329).

Если налогоплательщик обнаружил необходимость перехода на ОСН не сразу и продолжает уплачивать налог по УСН, как следует из постановления ФАС Центрального округа от 10.06.2010 № А54-1814/2009-С8 [11], то платежи, перечисленные в бюджет после утраты права на УСН, могут быть зачтены в счет тех налогов, которые необходимо было уплатить в соответствии со ст. 78 НК РФ за этот период в рамках ОСН. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором организация перешла на ОСН, не начисляются.

При утрате права на применение УСН в течение календарного года и переходе на ОСН в порядке п. 4 ст. 346.13 НК РФ налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика рассчитать и уплатить минимальный налог по итогам последнего отчетного периода работы на УСН, приравнивая его к налоговому периоду. Как правило, такую позицию налоговых органов удается опровергнуть только в суде [22].

Лимит численности работников, установленный для применения УСН

Для того, чтобы реализовать право на применение УСН, средняя численность работников организации (ИП) за налоговый или любой отчетный период в соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не должна превышать 100 чел. Поэтому, планируя переход на УСН или продолжая применять УСН, необходимо сделать расчет средней численности работников за последний отчетный период, то есть за 9 мес. текущего календарного года.

Как следует из п. 77, 83 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, № П-2 «Сведения об инвестициях

в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 (далее -Указания) [21], в среднюю численность работников включаются:

— среднесписочная численность работников (СЧР);

— средняя численность внешних совместителей (СЧВН);

— средняя численность работников, которые трудятся в организации (ИП) на основании гражданско-правовых договоров о выполнении работ и оказании услуг (СЧГД). В составе таких работников учитываются и учащиеся, которые проходят производственную практику по гражданско-правовым договорам между организацией и учебным заведением.

Из разъяснений Минфина России [12] следует, что в расчет средней численности работников не входят физические лица, с которыми заключены авторские договоры, поскольку выполнение работ (оказание услуг) не является предметом таких договоров.

Из положений п. 77, 81.5-81.7, абз. 4 п. 82, абз. 2 п. 83 Указаний [21] следует, что средняя численность работников за 9 мес. текущего календарного года определяется следующим образом:

1) рассчитываются показатели СЧР, СЧВН, СЧГД за каждый месяц текущего календарного года;

2) складываются полученные показатели, и их сумма делится на 9 мес.

Пример 3. Организация планирует применять УСН с 1 января 2017 г. Для этого она рассчитывает среднюю численность работников за 9 мес. 2016 г. Расчет представлен в табл. 1.

Таким образом, средняя численность работников организации за 9 мес. составила 797 чел. / 9 = 88 чел. Поскольку средняя численность работников за 9 мес. меньше 100 чел., организация вправе перейти на УСН с 1 января 2017 г.

Из разъяснений Минфина России, данных в письмах от 01.12.2009 № 03-11-06/2/254, от 25.11.2009 № 03-11-06/2/248 [13, 14], следует, что в случае превышения установленного лимита

налогоплательщик вправе перейти на УСН при условии, что к началу следующего года средняя численность работников составит не более 100 чел.

В соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ, если налогоплательщик по отдельным видам деятельности переведен на ЕНВД, то ограничение по численности работников определяется исходя из всех видов деятельности, которые он осуществляет.

Пример 4. Организация совмещает ОСН и ЕНВД. По итогам 9 мес. 2016 г. средняя численность работников, занятых в деятельности, переведенной на УСН, составила 90 чел., а в деятельности, переведенной на ЕНВД, -15 чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку средняя численность работников организации за 9 мес. составила 105 чел., она не сможет перейти на УСН со следующего года, если до конца текущего календарного года средняя численность ее работников не уменьшится до 100 чел.

Применяя УСН, налогоплательщику необходимо определять среднюю численность работников по окончании каждого отчетного периода, а именно: I квартала, полугодия, 9 мес. и в целом за год.

Если данный показатель за любой период составит больше 100 чел., то налогоплательщик должен перейти на ОСН с начала того квартала, в котором средняя численность работников превысила установленный лимит.

Пример 5. Организация с 1 января 2016 г. начала применять УСН. Средняя численность работников за отчетные периоды 2016 г. составила:

— за I квартал - 97 чел.;

— за полугодие - 98 чел.;

— за 9 мес. -102 чел.

Таким образом, организация с III квартала 2016 г. утрачивает право на применение УСН и переходит на ОСН.

При этом организация должна исчислить и уплатить налоги по ОСН в порядке, установленном для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных ИП). Однако в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором налогоплательщик перешел на ОСН, не начисляются.

Порядок расчета средней численности работников для целей продолжения применения УСН следует из положений п. 77, 81.5-81.7, абз. 4 п. 82, абз. 2 п. 83 Указаний [21].

Пример 6. Организация начала применять УСН с 1 января 2016 г. В целях определения возможности продолжать применять УСН организация рассчитывает среднюю

численность работников за I квартал и полугодие 2016 г. Расчет представлен в табл. 2.

Таким образом, средняя численность работников организации составила:

— за I квартал: 299 чел. /3 = 99 чел.;

— за полугодие: 584 чел. /6 = 97 чел.

Поскольку средняя численность работников за I квартал (99 чел.) и полугодие (97 чел.) меньше 100 чел., организация вправе продолжать работать на УСН.

Лимит остаточной стоимости основных средств для применения УСН и перехода на УСН

Организация в соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ имеет право перейти на УСН, если остаточная стоимость ее основных средств (ОС) не превышает 100 000 000 руб. При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. лимит остаточной стоимости основных средств для перехода на УСН и применения УСН увеличивается до 150 000 000 руб. [8]

Данный показатель определяется по правилам бухгалтерского учета.

Что касается ИП, то ограничений по остаточной стоимости ОС для перехода на УСН НК РФ не предусматривает. Однако из писем Минфина России от 14.08.2013 № 03-11-11/32974 и от 18.01.2013 № 03-11-11/9 следует, что ИП могут сохранить право на применение УСН, если они будут соответствовать всем требованиям, в том числе и по стоимости ОС.

Аналогично содержание писем Минфина России от 11.12.2008 № 03-11-05/296, от 22.09.2010 № 0311-11/249, от 21.05.2010 № 03-11-11/147, от 27.10.2009 № 03-11-09/357 и от 11.12.2008 № 0311-05/296.

По мнению автора, такая позиция спорна. Как следует из текста подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, данное положение распространяется только на организации. Кроме того, согласно ст. 346.24 НК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5],

писем Минфина России от 07.04.2014 № 03-1111/15440, от 17.07.2013 № 03-11-11/27954, от 28.06.2013 № 03-11-11/24653, от 28.02.2013 № 0311-11/87, от 05.09.2012 № 03-11-11/267, от 08.08.2012 № 03-11-11/233 и от 26.07.2012 № 0311-11/221, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет.

Соблюдать лимит остаточной стоимости ОС организациям необходимо и для получения права продолжать применять УСН.

При определении остаточной стоимости ОС нужно учитывать только те из ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом согласно гл. 25 НК РФ. Например, при расчете остаточной стоимости ОС не принимается во внимание остаточная стоимость:

— земельного участка, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля не амортизируется;

— имущества некоммерческих организаций, полученного в качестве целевых поступлений или приобретенного (изготовленного, построенного) за счет целевых средств и используемого в некоммерческой деятельности, что указано в подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письмах Минфина России от 24.08.2012 № 0311-06/2/116, от 20.01.2012 № 03-11-11/5, от 05.12.2011 № 03-11-06/2/168, от 09.08.2011 № 0311-06/2/116, от 11.08.2011 № 03-11-06/2/117, от 26.11.2009 № 03-11-06/2/251;

— имущества, переданного в оперативное управление учреждению, что следует из положений п. 1 ст. 256 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ, писем Минфина России от 18.03.2013 № 03-11-06/2/8166, от 16.09.2010 № 03-11-06/2/144, УФНС России по г. Москве от 05.05.2011 № 16-15/044215@.

Если по отдельным видам деятельности налогоплательщик переведен на ЕНВД, то лимит остаточной стоимости ОС в соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ следует определять исходя из всех осуществляемых видов деятельности.

Поскольку НК РФ не содержит требования о соблюдении лимита остаточной стоимости ОС ни на 1 октября года подачи уведомления, ни на дату подачи уведомления, для перехода на УСН достаточно, чтобы лимит не был превышен по состоянию на 31 декабря текущего календарного года.

Превышение налогоплательщиком установленного лимита остаточной стоимости ОС на 1 октября

года подачи уведомления в налоговые органы не препятствует переходу на УСН.

Организация сможет реализовать право применять УСН со следующего года, если остаточная стоимость ОС по состоянию на 31 декабря текущего года не превысит 100 млн руб.

Пример 7. Организация решила с 1 января 2016 г. перейти на УСН. По данным бухгалтерского учета на 1 октября 2015 г. остаточная стоимость основных средств организации составляла 80 000 000 руб., остаточная стоимость НМА - 35 000 000руб. До конца 2015 г. основные средства и нематериальные активы не приобретались.

Совокупная остаточная стоимость ОС и НМА превышает 100 000 000 руб.

Поскольку остаточная стоимость только основных средств менее 100 000 000 руб., организация может перейти на УСН с начала 2016 г.

Применяя УСН, необходимо контролировать остаточную стоимость ОС, чтобы не лишиться права применять УСН.

В случае, если по итогам квартала, полугодия, 9 мес. или всего года допустимый лимит остаточной стоимости ОС будет превышен, необходимо перейти на ОСН с начала того квартала, в котором лимит был превышен. При этом необходимо исчислить и уплатить налоги по ОСН в том порядке, который установлен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных ИП).

Но согласно абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором произошел переход на ОСН, не начисляются.

Порядок перехода на УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации (ИП), которые приняли решение перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства ИП) не позднее 31 декабря текущего года.

Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный ИП) вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация (ИП) признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, которая указана в свидетельстве о постановке на учет.

Организации (ИП), которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ [7], в уведомлении о переходе на УСН с 1 января 2015 г. остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября предыдущего года не указывают.

Если налогоплательщик утратил право применения УСН, то о переходе на ОСН он должен сообщить в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по окончании отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Таблица 1

Расчет средней численности работников организации, чел.

Период СЧР СЧВН СЧГД

Январь 82 4 3

Февраль 89 2 1

Март 83 1 2

Итого за квартал 267 (82 + 89 + 83 + 4 + 2 +1 + 3 + 1 + 2)

Апрель 83 4 3

Май 81 1 1

Июнь 82 2 2

Итого за полугодие 526 (267 + 83 + 81 + 82 + 4 + 1 + 2 + 3 +1 + 2)

Июль 83 3 2

Август 85 3 2

Сентябрь 88 3 2

Итого за 9 месяцев_797 (526 + 83 + 85 + 88 + 3 + 3 + 3 + 2 + 2 + 2)

Источник: составлено автором

Таблица 2

Расчет средней численности работников организации, чел.

Период СЧР СЧВН СЧГД

Январь 90 3 4

Февраль 99 3 3

Март 93 2 2

Итого за квартал 299 (90 + 99 + 93 + 3 + 3 + 2 + 4 + 3 + 2)

Апрель 94 4 4

Май 94 4 2

Июнь 90 2 2

Итого за полугодие_584 (299 + 94 + 94 + 90 + 1 + 4 + 2)

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ; Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.06.1992 № 3085-1.

3. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

7. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ.

8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ.

9. Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год: приказ Минэкономразвития России от

29.10.2014 № 685.

10. Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год: приказ Минэкономразвития России от

20.10.2015 № 772.

11. Постановление ФАС Центрального округа от 10.06.2010 № А54-1814/2009-С8.

12. Письмо Минфина России от 16.08.2007 № 03-11-04/2/199.

13. Письмо Минфина России от 25.11.2009 № 03-11-06/2/248.

14. Письмо Минфина России от 01.12.2009 № 03-11-06/2/254.

15. Письмо Минфина России от 05.10.2010 № 03-11-11/255.

16. Письмо ФНС России от 07.12.2011 № ЕД-4-3/20628@.

17. Письмо Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984.

18. Письмо Минфина России от 13.12.2013 № 03-11-06/2/54977.

19. Письмо Минфина России от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708.

20. Письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-11-06/2/248.

21. Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»: утверждены приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

22. Путеводитель по налогам «Практическое пособие по УСН» // КонсультантПлюс. 08.07.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.