Научная статья на тему 'Упрощенная система налогообложения: прошлое» настоящее и будущее'

Упрощенная система налогообложения: прошлое» настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилина В. Е.

В статье рассматривается упрощенная система налогообложения, вступившая в силу 1 2003 г. января, проводится сравнительный анализ нового (главы 26.2 Налогового кодекса РФ) и утратившего силу федерального законодательства в данной области, поднимаются проблемы применения действующих правовых норм в юридической практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLISTIC SYSTEM OF TAXATION: PAST, PRESENT AND FUTURE

in the article is considered the new simplistic system of taxation (Chapter 26.2 of the Russian Tux Code). The comparative characteristic of this new system and relevant tax legislation effective before coming the Fax Code's Chapter ts given. The autor analyzing the concern judicial practice.

Текст научной работы на тему «Упрощенная система налогообложения: прошлое» настоящее и будущее»

Государство и право России: история и современность

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРОШЛОЕ» НАСТОЯЩЕЕ

И БУДУЩЕЕ

В.Е, Кирилина

Кафедра конституционного, алмннистративпсіго и финансового права Российский Университет дружбы породой У.1 ШкчуХ'ьМтмш, б, Л?!9Н< Моста, России

В сгйтм? риссмагрниастея упрошенная системи начинні» тженвя. гшушшшня и силу І января Я ніч і і>;щ, прожиття сривнтемаїмП тттп тшоп» {і иші.і ,1 Налогового кодекса Российский Фск*р,тим| и чіраіитист »'н-іч фсмгрд наиио «акошчиїгім. та и дшнтй области. поднимаются И(иЦ> ІСМУ ИриМГНОИИЧ 1СІН ІНЧКШШЧ ПрашЖМЧ Ііорм І» ІОрН'ІНЧГГКОЙ практике,

V І яшіаря ЛШ * года вступиш а действие новії глава Налогового кодекси Российской Федерации (далее - ПК РФ), иосвяшенная упрошенной ««теме налогообложении Напогоплателыцики с энтузиазмом восприняли ее появление. По чайным Ммшкчсрспш Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) в »екушем году число организаций» подавших заявление о переходе на упрошенную систему» увеличилось но сравнению с прошлым^ годом і 2,8 раз, а число индивидуальных предпринимателей » в 3,2 рта. В Москве возросло только число юридических лиц, желающих работать в специальном налоговом режиме» зато в В раз! [11

Появление новой главы ПК РФ об упрошенной системе налогообложения было продиктовано необходимостью ликвидировать те пробелы и казусы, которые обнаружились в процессе применения Федерального' закона от 29 декабря 1995 года Ка 222-ФЗ “Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон № 222-ФЗ). В частности, с введением в действие с 1 января 2001 года части второй НК РФ индивидуальные предприниматели стали плательщиками налога на добавленную стоимость, единого социального налога и налога с продаж (с I января 2002 года)1: целесообразность применения упрощенной системы оказалась для них под вопросом. Поэтому перед Правительством РФ встала задача по дальнейшему снижению налогового бремени и созданию равных условий налогообложения для различных субъектов -'физических и юридических ЛИЦ.

Примечательно* что действовавший до 1 января 2003 года Закон № '222»ФЗ определял ■ правовые . основы ведения и применения упрошенной ■ системы налогообложения исключительно Аля субъектов малого' предпринимательства, в 'то. время как в главе 26.2 части второй НК РФ нет даже упоминания о названных субъектах, В то же время ст. 18 НК РФ (пока не действующая)2 называет один .из специальных налоговых режимов упрощенной системой налогообложения субъектов малого

1 Несмотря на сложившуюся судебную практику буквального толкования Закона № 222 -ФЗ по данному вопросу. Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлений от I апреля 2002 г. М» КА-А40/1743-02 ФАС признал мнение налогового органа о различном порядке уплаты налога с продаж юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями противоречащим принципу равенства налогообложения, установленному пп. 1,2 ст. 3 НК РФ.

2 Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № П8-ФЗ “О введении а действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений 8 некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах*’, статья 18 НК РФ вводится а действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от от 27 декабря 1991 года Нш 2 И 8-І “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, т.е. с принятием всех глав части второй НК РФ.

предпринимательства, В настоящее время продолжает дейсгїіста гь Федеральный итт РФ от 14 икшя 1995 г, 8Н-Ф1 “О тсу’шрстіїенной по т терше малого предпринимательства в Российской Федерации" іш реї Федеральноїо гаьони X? И»Ф І о? 21 марта2002 г.), & котором даны основные приншни вышеупошнушх «.чйьсм'Ш

Такое расхождение а терминологии не случайно Глава 2Ь * рт-ширнла кр\і субъектов, имеющих право применять ч прошеними икчемч н.поіо«и»їо*гіш*- с 1 января 2003 года применять >нрошентю еиеіечч не ю и.м» 1\ы,*-мм «алого

предпринимательства, которые опрстечены ФпсрЛЧМІММ МЬПИоЧ 41 ичЧ ы|Н «пгнци« поддержке малого предприниматет-шл" Полунин жтю.ммнль пллшгк г шнмй ил ач и некоммерческие организации, инимлюштч я прс-тпрпнич.пгт'м»н -ісчістмьк їмо

Кроме 10! і>, (І Носившее иреми ІШЖОМИ'ТЬ <,ОИСрШСННО омИН.ПИЮ И«ОгЫП ігрМШМ “субъект ШМ101 О ирепирииимйтеиьства'* ОіЧЬШО МО. ПИЛИМО, і. И’М. 410 нр« припглгпнн ПОЛИТИКИ ШЫПОМерНШи снижения НЛ НМ ОМИЮ ОрОМСНИ «гннчіргмгино НЛМГГИПН},

тенденция сокращения напоюныч лыш пля ошельныч мнчорнй нлпнон ьиг н.ищьон В первую очередь на ичгчениии мимо к# іинюниньтмьишкоп, ПрНМСМйКПННЧ оОщт\ Л не специальные режимы НЛДОІОООЯОЛСНПЯ И ПОЛНОЙ мер?' НО МолНо о ПИП ІО И К МЛЛММ

предприятиям.

Прежде чем проанализировать конкретные пршшные нормы і лапы л> .1 НК РФ, необходимо ' отметить, ЧТО суть упрощенной СИСЇСММ ІИНЧМЧаецч п ММеНС ЧЛГ1Н установленных общепринятой системой налоиннжожепня шпоюи на единый нллш Упрошенная система по-прежнему может применяться наряду с ошцим р^мімом

налогообложения, при этом у налогоплательщика есть право выпора (п. I ст, .Ч(> II НК РФ). •

Основные положения утратившего силу Законі № 222-ФЗ и ноною специального налогового режима, введенного в действие Федеральным законом РФ о і М июня 2002 г Ка 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений а часть вторую Падогожпо кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательсша. Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2002г Ж191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22» 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации” (далее - Закон № 191-ФЗ», имеет смысл для наглядности представить в виде сравнительной таблицы.

Таблица.

I. Условия перехода на упрощенную систему:

а)

предельная/средняя

численность

работников за налоговый (отчетный) период

15 человек

(включая работающих в филиалах и подразделениях) (п. 1 ст. 2)

100 человек (под п. 15 п. 3 ст. 346.12)

1 Федеральный закон На 222-ФЗ вступил и силу е даты официального опубликования.

■ > » Продолжение таблицы.

б) валовая до икнюи мро?" до 11 млн. рублей

выручка/доход от (ВК НО пне 1ЬНО) 511 ГОД (включительно)

реализации (п 3 ст. 2) за 9 предыдущих

месяцев - для организаций

т т. 346.12}

в) оспмочная

етимосгь

основных средств и 100 млн. рублей |

нематериальных (Поди. 16 п 3 ст. 1

активов. 346. !2) \

определяемая в ; :

шогвегавни с

:мконо;ш1с.!1ьетвом

РФ о

о\ м ллтсрском V ЧО 114

* ? %. I V 1') доля не более 25“ о - доля РФ, не более 25 %,

непосредственного субъектов РФ, общественных и кроме оркнмшщнй»

участим других религиозных организаций, уставный капитал которых

орПШИШНИЙ благотворительных и иных фондов; полностью состоит из

доля не являющихся субъектами вкладов обществен нм х

малого предпринимательства организаций инвалидов,

юридических лиц если среднесписочная

(п. 1 ст. 3 Федерального шктш числениосгь инвал идол

РФ от 14.06.95 № Н,%ФЗ Ю среди их работников

государственной поддержке малого составляет не менее 50%, а

предпринимательства а Российской их доля в фонде оплаты

Фсдерагрш ") труда - не менее 25%

(подп. 14 п. 3 ст.

346.12)

д) сроки подачи не поздние чем за один месяц в период с 1 октября по

письменною до начала очередного квартала 30 ноября года,

■«явления в (п 4 ст. 5) предшествующего году

налоговые органы перехода на упрощенную

систему

_ „ ,(м-

е) для вновь

созданных с квартала их официальной одновременно с

организаций или регистрации подачей заявления о

вновь 'зарегистри- (п. 3 ст. 2) постановке на учет в

рованных налоговом органе

индивидуальных (п. 2 ст. 346.13)

предпринимателей

2. Выдача

документа, патент не предусмотрена

удостоверяющего (п. 1 ст. 5)

право применения

упрощенной

системы

3. Не вправе « организации, созданные на • организации,

применять базе ликвидированных структурных имеющие филиалы и (или)

подразделений действующих

предприятий;

• кредитные организации;

• страховщики;

• инвестиционные фонды;

• профессиональные участники рынка цепных бумаг;

• организации, занятые

производством подакцизной

продукции;

* предприятия игорного и развлекательного бизнеса;

• участники других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности (п. 2 ст. 2)

.. Продолжение таблицы.____

представительства;

* банки;

* страховщики;

* негосударственные пенсионные фонды;

* инвестиционные фонды;

* профессиональные участники рынка ценным бумаг;

* ломбарды;

* организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

; добычей полезных

ископаемых (за

' исключением общераспространенных)

* организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

» нотариусы, занимающиеся частной практикой;

* организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участникам и соглашений о разделе продукции;

* организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

* . организации ' и индивидуальные предприниматели, переведенные на ушату единого

сельскохозяйственного

налога

(подп. 1-13 п. 3 ст. 346.12)

Продолжение таблицы»

4. Ведение кассовых операций и представление статистической отчетности в действующем порядке (п. 5 ст. 1} в общем порядке (п. 4 ст. 346.lt )

5, Объем* налогообложения (к Выбор оЫ.ома налогообложения 7, Чпмени ушшы: 1) для орган нищий 2) шт индивидуальных предпринимателей 1) совокупный доход; 2) валовая выручка (п. 1 ст 3) осу тсспишемся орг аном государственной штст и суоьекш РФ совокупности ус 1анонленных законодательством РФ (Генеральных, региональных и местных налогов и сборов; сохраняется действующи! порядок уплаты: - таможенных платежей, »государственных пошлин» налога на приобретение автотранспортных средств, ** лицензионных сборов, - отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 1) • подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности» уплатой стоимости патента (п. 3 ст. 1) 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов (п / ем иь 14) ос\щеспи1яси:я тшогошпиояыциком (п 2ст Ш. 14) • налога на прнбмиь оринштцнй; • налога на добавленную стоимость (за исключением подлежащего уплате в соответствии с ПК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); • налога с продаж; • налога на имущество; • единого социального налога (п. 2 ст. 346.11) • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); • налога на добавленную стоимость (за исключением подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); » налога с продаж; • налога на имущество (в отношении

Продолжение таблицы.

иму щества, {Iс иол ьту емо го для ос> шссталения иредпринимаз ел ьс кой деятельности); • единого социального налога (п 3 ст 346 / /1

8. Расходы шкрьиыи перечень (п 2 ап 3) шкрьпый перечень №т ма /м 1, с доходов - 6% 2, с доходов, уменьшенных на величину расходов - 15% (ст .Ш 20) квартальные авансовые платежи (п 3, 4 ст. 346,20

9. Ставки налога 1, С СОПОК} ИНОГО ДОХШШ “ не более Н)° п (и 1 ч 1(1% *• н федерал ьны н бюджет) 2. с валовой выручки - ие более 10% (в 1.4. 3,33 % - п федеральный бюджет) (п 1 см' у , ежеквартально (п. 2, 7 ст. 5)

10, Порядок исчисления и уплаты годовой стоимости патента/налога

11. Срок представления расчета (налоговой декларации) организациями/ индивидуальными предпринимателями до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ап. 5) ие позднее 31 марта /30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1,2 ст. 346.23)

12. Срок действия упрощенной системы налогообложения 1 год (п. 1 ап. 5) до подачи заявления о переходе на общий режим налогообложения (п. 6 ст. 346,13)

13. Возможность применения с нового отчетного периода есть (с нового квартала) (п. 3 ст. 2) нет

с начала очередного календарного года при условии подачи заявления в налоговый орган не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года (п. 8 ст. 5) с начала календарного года при условии уведомления налогового органа ие позднее 15 января года, в котором предполагается переход иа общий режим налогообложения (п. бет. 346.13)

при превышении предельной в случае если' по

Продолжение таблицы,

- - - - численности работающих (п. 7 ст. 5) шнможен с новою кварпиш, если н гечснио гона. ПрСДШСЧ’ППЮИК’Му кварталу, в ко юром крои «шиш подачи заявления, совокупный размер валовой выручки не превысил суммы 100000 МРОТ (п * ст итогам налогового (отчетного) периода доход превысит 15 млн. рублей иди остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей (п 4 ст 346,13) возможен нс ранее чем чере і 1ПНП год посте 1 ого, как он утратил право т применение упрощенной системы (п ' ст Ї7Л / есть (ст. 4 Федеральный тттм от 21 нтбрх 19Ш т Ц9-ФЗ -о оу\.'(ппп'рскоу учете"1) нет

есть (п 4 ст. I) есть (расчетный порядок, льготу и льготный порядок) (я 3 ст. 4)

не предусмотрена предусмотрена (п. / ст. 346.24)

годовая стоимость патента (п. 2,3 ст. 5) 1% налоговой базы (доходов), если в качестве объекта налогообложения применяются доходы, уменьшенные на величину расходов и сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (п. 6 ст, 346.18)

21. Особенности уплаты налога с доходов 14. Отказ от применения упрощенной системы (добровольный)

15. Переход на общую систему налогообложения, учета и отчетности (принудительный)

16. Переход на упрощенную систему

1 В ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ дополнения були внесены Федеральным законом Яа 191-ФЗ.

12 Кирилина В.Е. Упрощенная система налогообложения: прошлое» настоящее, будущее

__________ Продолжение таблицы»

налогоплательщика, перешедшего с

упрощенной систему на

_ общую _____ ___ ^

~ 17. Право применения

упрошенной системы учета

И 01401 НОС IИ ______

18, Право ор!анон государе I венной в пас г и субъектов РФ на установлению

ап ьтернат явного порядка о пределен ия е и и мо I ‘О

налом и льгот' для отдельны)< категорий

ШШТВЯЫЦИКО»

19, Обятиноеи* ведения налогового уче га _

20, >|»шна

_____________________________ минимального нал оI а

Согласно главе 26.2 НК РФ, применять упрощенную систему налогообложения могут организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (см, п. 1а таблицы). Для определения средней численности необходимо руководствоваться постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 7 декабря 1998 г, № 121 “Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения”. Поскольку заявление о переходе на упрощенную систему подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на уплату единого налога (п. 1 ст. 346.13), то и средняя численность рассчитывается ио состоянию на 1 октября. Таким образом, если превышение численности произойдет в IV квартале года, в котором подается заявление, данный факт никак не повлияет на возможность перехода на упрощенную систему.

Нечеткая формулировка действовавшего ранее п. 1 ст. 2 Закона № 222-ФЗ, касающаяся возможности применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями с предельной численностью более 15 человек, породила в свое время определенные сложности в применении, Позже приказ Минфина России от 15 марта 1996 г. № 27 и письма Госналогслужбы России (Ха 02-01-17 от 3 октября 1996 г, и № НП-б-02/77 от 6 февраля 1996 г.) косвенно подтвердили» что данное ограничение по численности распространяется только на организации, В Федеральном законе Яз 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” получение статуса субъекта малого предпринимательства также зависит от средней численности только у коммерческих организаций.

Однако в разъяснениях работников налоговых органов на частные запросы налогоплательщиков имела место и иная точка зрения, что вызывало многочисленные споры. В главе 26,2 данный вопрос прописан четко: средняя численность работников (не более 100 человек) является критерием для перехода на упрощенную систему налогообложения и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей, Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в

Российской Федерации” в данном случае не применяется, т.к. с 1 января 2003 года на уплачу единого налога могут перейти не только субъекты малого предпринимательства.

Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим Законом № 222-ФЗ можно назвать данный факт ухудшающим условия хозяйствования индивидуального предпринимателя.

Если сравнить вступившие в силу нормы права поди. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ и положения законопроекта об упрощенной системе, подготовленного Правительством Российской Федерации, становится очевидным то, что удалось добиться значительного увеличения допустимой численности сотрудников, но в проекте эти ограничения также касались только организаций1.

До 1 января 2003 г. субъекты малою предпринимательства могли перейти на упрошенную систему налогообложения, учет и отчетности, если в течение 1-ода, предшествовавшего кварталу» в котором произошла подача заявления ни право применения отой системы, совокупный размер валовой выручки не превысил суммы 100» тысячекратного минимального размера оплаты труда на первый день квартала, в котором произошла подача заявления (см, п. 16 таблицы).

МПС' России в письме от 3 апреля 2001 К» 26-2» 14/592 “Об упрощенной системе налш ооГиожения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” выскадшш свою точку зрения по вопросу.определения совокупной валовой выручки, а именно; если индивидуальный предприниматель занимается несколькими видами деятельности, он может получить несколько патентов, соблюдая при этом ограничения по выручке по каждому виду деятельности, Это означало, что индивидуальный предприниматель мог подучить большую совокупную выручку, чем организация-субъект малого предпринимательства. Таким образом, юридические и физические лица, применяющие упрощенную систему, оказались в неравном положении.

В настоящее время, согласно главе 26.2 части второй НК РФ, ограничения дохода от реализации при переходе на уплату единого налога касаются только организаций.

По проекту главы 26.2. применять упрощенную систему налогообложения имели право только те организации, годовая выручка которых не превышала 10 млн. рублей, а в ныне действующем законе - П млн. рублей за 9 предшествующих переходу на специальный режим налогообложения месяцев (лимит в 15 млн. рублей установлен для годового (квартального) дохода в период работы по упрощенной системе). Таким образом, все же удалось немного расширить по сравнению с проектом круг субъектов, имеющих право перейти на специальный режим налогообложения. Впрочем, сумма дохода все же очень мала, что признают даже представители фискальных органов. МНС России уже рассматривает предложение московских властей о внесении изменений в НК РФ об увеличении предельного размера дохода, при котором налогоплательщики смогут воспользоваться упрощенной системой.

Главное отличие при подаче в налоговые органы заявления о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения (см. п. 1д таблицы) от существовавшего ранее разрешительного порядка - его уведомительный характер. Это означает, что сотрудники инспекций МНС России не могут отказать организации или индивидуальному предпринимателю в использовании данного специального режима, если налогоплательщики отвечают всем требованиям и соблюли все условия подачи заявления, предусмотренные главой 26.2 (см. п. 1 таблицы). *

Пункт 3 ст. 346.13 обязывает организацию указать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения только размер доходов за девять месяцев текущего года. В НК РФ не содержится ссылки на МНС России как разработчика формы

1 Во внесенном в Государственную Думу РФ Правительством РФ проекте численность сотрудников организации не должна была превышать 20 человек.

такого заявления. Тем не менее, МНС России приказом от 19 сентября 2002 года Ка ВГ-3-22/495 “Об унификации форм документов для применения упрощенной системы налогообложения” утвердило следующие формы:

• заявление о переходе на упрощенную систему;

• уведомление налогового органа о возможности применения упрошенной системы налогообложения;

• уведомление налогового органа о невозможности применения упрощенной сие темы нал огообл ожеиия;

• уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения;

• сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения,

Как указано в письме МПС' России, данные формы нося г ргкомендшен.иый

характер. Уведомлением о нетиможностн применения упрощенной системы тонн оные органы должны преследовать только одну мель: > ка ми» налогоплательщику <1 неправомерное I и такого перехода н спя ш с несоблюдением сроков и несоответствием кршерням. скрепленным и 1 лапе ЛгО. ПК РФ (ем, п. 1 и * 1аомты)

Данные о виде деятельное!и, об участии в уставном каптале н некоторые другие, не позволяющие организации перейти на упрощенную систему и перечисленные и подпунктах М3 п. 3 ст. 346.12, уже имеются в налоговых органах» т. к. с 1 июля ;*00’ I последние осуществляют регистрацию юридических лиц согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”, ¥ налоговых органов также есть возможность проконтролировать сумму дохода от реализации и величину остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов но данным налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

При подаче заявления налоговые органы рекомендуют прилагать также форму статистической отчетности, где есть сведения о средней численности работников. Данное требование не содержится в главе 26.2, поэтому оно не является обязательным.

В случае неправомерного с точки зрения налогоплательщика отказа от перевода на упрощенную систему налогообложения решение налогового органа может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий налоговый орган или в суд. Согласно п. 1 ст. 138 части первой ПК РФ, подача жадобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Жалоба в вышестоящий орган может быть подана в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При этом обжалуемый акт, согласно п. 1 ст. 141 части первой НК РФ, продолжает действовать. Налоговый орган может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта, если у него есть достаточные основания полагать, что акт не соответствует законодательству РФ.

Обжалование актов налоговых органов в административном порядке, к сожалению, редко приводит к решению спорного вопроса, поэтому налогоплательщики все чаще вынуждены прибегать к судебной защите своих прав,

В. главе 26.2, в отличие от предыдущего Закона № 222-ФЗ, приведен закрытый перечень лиц, которые не вправе применять упрошенную систему налогообложения (см. п. 3 таблицы).

С I января 2003 года организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, исключены из перечня лиц, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. Это обстоятельство вызывает тревогу у работников налоговых органов, т, к., по их мнению, может быть использовано недобросовестными предпринимателями в-случае превышения установленных п. 4 ст. 346,13 критериев для применения упрощенной системы налогообложения, когда допустившую превышение организацию ликвидируют, а затем регистрируют новую.

Видимо, подобные злоупотребления действительно будут иметь место, но только в том случае, если суммы налогов общепринятой системы налогообложения будут значимо больше единого налога.

Согласно главе 26.2 НК РФ, не смогут воспользоваться упрощенной системой организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Вскоре после опубликования новой главы об упрощенной системе некоторые специалисты в области налогообложения высказали мнение, что названное ограничение относится только к тем организациям, обособленные подразделения которых отражены в учредительных документах, и что ст.

11 НК РФ позволяет не регистрировать в учредительных или иных организационно» распорядительных документах создание таких подразделений [2],

Аналогичной точки зрения придерживается и МНС России в приказе от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/706 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 2(1.2 “Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации”. Согласно данному документу, переход на упрощенную систему допускается при условии, что подразделении, расположенные отдельно от головного офиса, не являются филиалами и представительствами,

Такая позиция базируется на определении обособленного подразделения организации, которое лот ПК РФ, а именно, что зто любое территориально обособленное от организации подразделение, как отраженное « учредимепьных (Нжумснтих, тан. и нет, по месту нахождения которого оборудованы стационарные раоочие места (то есть два и более) на срок более одного месяца, Нели проводин» параллель с гражданским законодательством, то следует отметить, что как обособленные подразделения там рассматриваются только филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ)). Названные обособленные подразделения должны обладать следующими признаками:

1) располагаться вне места нахождения создавшего его юридического лица;

2) представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту (представительство) либо осуществлять все функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал),

Пункт 3 ст. 55 ГК РФ обязывает юридическое лицо» создавшее филиалы и представительства, указать их в учредительных документах.

Таким образом, понятия и признаки обособленного подразделения, данные НК РФ и гражданским законодательством, различаются. Видимо, при разработке и принятии НК РФ преследовались фискальные цели - охватить определением все обособленные подразделения организации» как бы они.ни назывались, в том числе и расположенные в месте нахождения создавшего их юридического лица. В п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (аналогичную норму содержит и п. 2 ст. 11 НК РФ).

Следовательно, согласно НК РФ, юридическое лиш может не вносить в свои учредительные документы сведения об обособленных подразделениях в том случае, если они созданы по месту его государственной регистрации (либо если такое подразделение не осуществляет все его функции или хотя бы не представляет его интересы и не осуществляет их защиту, что представить значительно сложнее). То есть» если у московской организации имеются несколько складов на территории города* и они функционируют без утвержденных организацией положений, она может воспользоваться своим правом перехода на упрощенную систему налогообложения.

Нормы Закона Ка 222-ФЗ не распространялись на кредитные организации, то есть они не могли применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В главе 26.2 НК РФ ее не вправе применять банки. Понятие “банки” для целей НК РФ, согласно ст. И части первой НК РФ, включает в себя коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской

Федерации. Таким образом, в отношении кредитных организаций ситуация осталась неизменной.

Следует обратить внимание на то, что теперь в перечень “отказников” в отношении перехода на упрошенную систему налогообложения попали и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров. Ранее запрет касался только организаций. Также теперь не смогут перейти на уплату единого налога налогоплательщики, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых.

Подпункт 12 п. 3 ст. 346.12 части второй НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям переходить на упрощенную систему налогообложения в случае, если они переведены на уплату единого натчі на вмененный доход (далее - ЕНВД). Поскольку названный налог подлежит уплате по строго определенным видам деятельности, установленным в ст. 346.26, можно предположить, что упрощенная система налогообложения могла бы применяться налогоплательщиками в той части их деятельности, которая не подпадает под уплату ЕНВД.

Пошцня налоговых органов на »тот счет категорична: упрошенная система и ЕНВД не мої ут применяться вместе [1]. В такой ситуации налогоплательщикам, заинтересованным в переходе на упрощенную систему налогообложения и обязанным платить ЕНВД, можно посоветовать отстаивать свои интересы в суде.

Но есть и приятное для налогоплательщиков. известие. По словам начальника Управления налогообложения малого бизнеса МНС России А. Мельниченко, уже и этом году будут разработаны предложения по устранению “неувязок” главы 26.2 с другими главами НК РФ, в т.н. планируется разрешить переходить на упрощенную систему налогообложения организациям, переведенным на уплату ЕНВД [4]. Скорее всего чти нововведения будут распространяться и на индивидуальных предпринимателей.

Как видно из таблицы (см. п. 5Л перечень объектов налогообложения не претерпел серьезных изменений. В новой главе НК РФ понятие “валовая выручка” заменено на термин '‘доходы”. Порядок определения доходов закреплен в ст. 346.15. Для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, ст. 346.17 установлен кассовый метод признания доходов (по дате поступления имущества и (или) имущественных прав, а средств - на счета в банках и (или) в кассу). Внесенные 31 января 2002 г. изменения и дополнения [5] исключили из налогооблагаемых доходов те, что предусмотрены ст. 251 Налогового кодекса (т.е. не учитываемые при налогообложении прибыли при общем режиме налогообложения), что скорее можно отнести к исправлению законодателем своей же ошибки.

Существенным отличием нового специального налогового режима от Закона Ка 222-ФЗ стало то, что согласно норме права п. 2 ст. 346.14 НК РФ, выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком (см. п, б таблицы).

Выбирая объект налогообложения, налогоплательщик должен помнить, что доход в качестве объекта налогообложения просуществует до 1 января 2005 г.[6]

Статья 346.11 закрепляет перечень налогов, от уплаты которых освобождаются налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему. Ранее действовавший Закон № 222-ФЗ, напротив, устанавливал закрытый перечень налогов и сборов, которые должны были платить организации (см. п. 7 таблицы).

Система налогов и сборов Российской Федерации приведена в статьях 13-15 НК РФ, которые вступят в силу после окончательного принятия всех глав части второй НК РФ. В настоящее время следует руководствоваться статьями 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 2002 г.; далее - Закон № 2118-1), действующими в части, не противоречащей части первой НК РФ [7]. В статьи 19-21 Закона № 2118-1 по мере утверждения новых глав части второй Налогового кодекса вносятся изменения, а после установления всех

предусмотренных статьями 13, 54 и 15 НК РФ налогов Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” полностью утратит силу.

Таким образом, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками следующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов: налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенных пошлин, акцизов, налога на операции с ценными бумагами, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний, налог на добычу полезных ископаемых, сбору за выдачу лицензий; транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лип (если і регионе не «веден налог с продаж); земельного налога, налога на рекламу, целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, иных налогов н сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

В общем порядке уплачиваются страховые - взносы на обязательное пенсионное страхование, на о(ш« гельное страхование от несчастных случае» на производстве и профессиональных заболеваний, добровольно могут вноситься взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, новая глава НК РФ, посвященная упрощенной системе, увеличила количество причитающихся к уплате организациями налогов, но в то же время сузила их круг для индивидуальных предпринимателей (до I января 2003 г. они освобождались лишь от уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности).

Статьей 346.16 НК РФ, как и ранее действовавшим Законом № 222-ФЗ, предусмотрен закрытый перечень расходов, которые могут уменьшать доходы налогоплательщика единого налога (см. п. ё таблицы). При этом расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Это значит, что к ним относятся только экономически оправданные и выраженные в денежной форме, оформленные в соответствии с законодательством РФ и произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, затраты (п. 2 ст. 252 НК РФ).

В закрытый перечень расходов, уменьшающих доходы при исчислении единого налога при упрощенной системе налогообложения, не вошли представительские расходы, расходы на сертификацию продукции и услуг, на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, по набору работников, на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, на юридические и информационные услуги, на консультационные услуги, на подготовку и переподготовку кадров и некоторые другие. Не попали в закрытый перечень и внереализационные расходы (ст, 265 НК РФ), в то время как внереализационные доходы, предусмотренные ст. 250 НК РФ, включены законодателем в состав доходов при определении объекта налогообложения при упрощенной системе.

Письмом Управления МНС России (далее - У МНС) по г. Москве от 12 ноября 2002 г. Ха 27-08н/54300 “Об упрощенной системе налогообложения” существенно расширен по сравнению с НК РФ перечень услуг, которые предприниматели могут относить.к своим расходам. К аудиторским отнесены сопутствующие аудиту услуги, в том числе по налоговому, экономическому, финансовому, управленческому и правовому консультированию. При этом подобные услуги могут включаться налогоплательщиками в расходы только если оказаны аудиторской фирмой» имеющей соответствующую лицензию.

Такое расширенное толкование норм права федерального законодательства носит спорный характер. Но “выполнение налогоплательщиком ... письменных разъяснений по вопросам применения законодательства по налогам и сборам, данным налоговым

органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными липами в пределах их компетенции”, согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения.

Главой 26.2 введен также новый порядок определения расходов на приобретение основных средств, который заключается а том, что в период применения упрощенной системы налогообложения они принимаются целиком в момент ввода в эксплуатацию.

Законодатели уже успели поправить главу 26,2 и ввели Законом № 191-ФЗ положения, касающиеся включения в состав расходов стоимости оплаченных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Это, безусловно, улучшает положение налогоплательщиков. Но многие из них уже выбрали объектом налогообложения доходы именно потому, что ранее в перечне расходов стоимость товаров не значилась.

Нели обратим» внимание на дату подписания Президентом РФ вышеназванного Федерального закона, становится понятным, что организации и индивидуальные предприниматели уже не смогут поменять объект налогообложения* т.к. его выбор “осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, а котором впервые применена упрошенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения” [9].

Таким образом, поменять объект налогообложения налогоплательщикам» уже подавшим заявление в конце 2002 г., вообще не представляется возможным, т.к. он выбирается до первого года применения упрощенной системы и не может меняться в период применения упрощенной системы. Выбор с учетом внесенных изменений есть только у тех юридических и физических лиц, которые решат платить единый налог с 2004 г. либо откажутся от упрощенной системы (добровольно или в обязательном порядке) с 2004 г., а в 2005 I*. снова напишут заявление о переходе.

С 1 января 2003 года значительно уменьшились ставки единого налога по сравнению с ранее действовавшей упрощенной системой налогообложения (п. 9 таблицы). В то же время, согласно Закону № 222-ФЗ, субъекты РФ могли в части единого налога на совокупный доход или валовую выручку, которые подлежали зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, самостоятельно устанавливать размер налога в процентах от совокупного дохода или валовой выручки в суммах, не превышающих установленных федеральным законодательством.

В отличие от Закона № 222-ФЗ в главе 26.2 закреплены конкретные ставки налогов, а также нормативы отчислений в бюджеты разных уровней. Статья 346.22 НК РФ содержит отсылочную норму права [10], которой предусмотрено, что суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Действующая упрощенная система налогообложения не изменила порядка исчисления.и уплаты единого налога (см. п. 10 таблицы). Согласно п. 5 ст. 346.21 НК РФ, уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Но если раньше индивидуальные предприниматели должны были уплачивать только годовую стоимость патента, то теперь и они рассчитывают и вносят в бюджет единый налог.

В письме УМНС России по г. Москве от 12 ноября 2002 г. Кз 27-08н/5429б “О применении упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” обратило внимание на допущенную законодателями ошибку; в п. 7 ст. 346.21 индивидуальные предприниматели обязываются уплачивать налог не позднее срока, установленного для

подачи налоговых деклараций организациями за соответствующий налоговый период, т.е. до 31 марта. На самом деле имеется в виду другой срок, указанный в п. 2 ст. 346.23 главы 26.2, - 30 апреля (см. п. II таблицы).

До 2003 г. официальным документом, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, был патент, который выдавался налоговым органом сроком на один год (см. п. 12 таблицы). После истечения срока его действия налогоплательщик должен был обратиться с заявлением за новым патентом либо написать заявление об отказе от применения упрощенной системы. Получается, что если заявление об отказе не было подано, должна была действовать упрощенная система. Однако налогоплательщик должен был получить патент. Л если он не обрат ился за патентом с заявлением в налоговые органы не пощнее чем за один месяц до начала очередного квартала, как тгого требует п. 4 ст. 5 Закона, какая система налогообложения действовала тоща? На этот вопрос ответа і Законе К» 222-ФЗ не было,

Данный вопрос был затронут в письме У МНС России но г, Москве от 23 декабря 2002 г. Хй 27»08н/62778 “Об ответах на вопросы" на примере индивидуального предпринимателя: в случае несвоевременной подачи заявления на выдачу патента и непредставления в налоговый орган шякления о возврате к принятой ранее системе налогообложении, учета и о гчс і пос т налогоплательщик должен был заполнить налоговую декларацию о сумме фактически полученного доході за период с момента окончания действия старого патента и до момента представления заявления на новый патент. Таким образом, в этот период налогоплательщик считался работающим в общем режиме налогообложения.

В настоящее время, согласно п. 6 ст. 346.13 главы 26.2 НК РФ, переход с упрощенной системы налогообложения на общую осуществляется с начала календарного года при условии уведомления налогоплательщиком налоговых органов. Если такого заявления не поступило, продолжает действовать упрощенная система.

Согласно главе 26.2, налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором его доход превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. Ка 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” в ред. Федерального закона № 8-ФЗ от 10 января 2003г.), превысит 100 млн. рублей (см. п. 15 таблицы).

Пункт 5 ст. 346.13 вменяет в обязанность налогоплательщику в 15-тидневный срок по истечении отчетного (налогового) периода, в котором было допущено превышение дохода, сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения (как уже было сказано, МНС России разработало форму сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения).

Значит, если налогоплательщик перестает соответствовать другим параметрам, предусмотренным для перехода на упрощенную систему (по численности, доле непосредственного участия других организаций в уставном капитале, определенным главой 26.2 видам деятельности), формально он может продолжать уплачивать единый налог на законных основаниях. Вполне возможно, что на этой почве у налогоплательщиков появятся разногласия с налоговыми органами, которые потребуют судебного разрешения.

Очень жаль, что в очередной раз законодатель не счел нужным четко регламентировать все технические моменты, связанные с-применением упрощенной системы налогообложения, или хотя бы поручить их разработку определенному ведомству с прямым указанием на это в законе. Очевидно, что количество спорных вопросов с введением новой упрощенной системы налогообложения не уменьшится, и арбитражные суды не останутся без работы.

Согласно Закону № 222-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ вместо объектов и ставок налогообложения, предусмотренных в данном чаконе, могли устанавливать расчетный порядок определения единого налога, а также льготы по его уплате в пределах налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ и местный бюджет (см п. 18 таблицы). Главой 26.2 максимально конкретизированы объекты налогообложения и порядок определения доходов и расходов для всех категорий налогоплательщиков. Это означает, что альтернативный порядок расчета и льготы субъектами РФ вводиться уже не смогут.

К ухудшающему положение налогоплательщиков обстоятельству можно о шести вменение с 1 января 2003 г. обязанности вести налоговый учет (см, п, 19 пти шцы) Это российское “изобретение'’ потребует немилых дополнительных расходов от предпринимателей.

Если до 1 июля 2002 г. налоговое законодагочьсию но предушаjpmm.no ответственности за отсутствие налогового учета, го с введением в действие жшою Кодекса РФ об административных правонарушениях (лапсе - КоЛИ) граждане и должностные лица мог ут быть оштрафованы шотнет пенно и размере т очного до трех и от трех до пяти МРОТ за непредставление сведений, необходимых дня осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 15,6).

Понятие налогового учета дано в ст, 313 НК РФ. И данной сгагье также сказано, что налоговый учет осуществляется # цшх авестчтия информацией внутренних и ттнш (к ним относятся и налоговые органы) пользователей &м нонтршм т прттьнотыа исчисления» полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет наполи Таким образом, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, и налогоплательщик ие сформировал регистры налогового учета, он тем самым совершил административное правонарушение и может быть оштрафован в соответствии с Ко АП.

На заседании Правительства РФ а конце января Министерству финансов РФ было поручено “проработать вопрос о целесообразности ведения одновременно бухгалтерского и налогового учета” [II] в виду того, что слишком велики издержки, связанные с ведением налогового учета.

К' новеллам законодательства об упрощенной системе налогообложения относится введение минимального налога (см, п, 20 таблицы). Экономический смысл установления данной нормы - необходимость обеспечения выплат в государственные внебюджетные социальные фонды (в пропорции, установленной ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации), При расчете минимального налога объектом налогообложения становится доход, хотя его уплата предусмотрена именно для тех налогоплательщиков, которые выбрали для себя иной объект - доходы, уменьшенные иа величину расходов. Важно отметить, что минимальный налог уплачивается по итогам налогового периода, то есть календарного года.

Логично было бы предположить, что при получении убытка, когда расходы за налоговый (отчетный) период превысили доходы, минимальный налог организациями и индивидуальными предпринимателями уплачиваться ие должен. Однако у налоговых органов иная точка зрения: минимальный налог необходимо платить и в случае убыточной деятельности (см. Методические рекомендации по применению главы 26.2), а на его сумму можно увеличить убыток, переходящий на следующий год.

Глава 26.2 четкого ответа на данный вопрос не дает, В п, б ст. 346.18 гипотеза нормы права сформулирована весьма лаконично: “минимальный налог уплачивается в случае» если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога”. Следовательно, в случае несогласия налогоплательщика с мнением налоговых органов возникает спорная ситуация» которая требует разрешения в суде.

Таким образом, глава 26.2 НК РФ '‘Упрощенная система налогообложения" получилась не такая уж простая в применении, как хотелось бы. Некоторые нормы права запутаны и сложны в понимании. А ведь ею будут пользоваться, в основном, малые предприятия и индивидуальные предприниматели, в штате которых нет юристов и часто отсутствует даже бухгалтер. По всей вероятности данной главе еще предстоят правки: остались не проработанными многие важные моменты [12]. Отношение к данному обстоятельству двоякое: с одной стороны* недоработки нужно исправлять, с другой стороны, изменения могут быть не в пользу налогоплательщика. К тому же одним ш главных достоинств законодательства является его стабильность, Хотя российскому налогоплательщику не привыкать.

В целом, введенный в действие с 1 января 2003 г. специальный режим налогообложения, который прежде всего могут применять субъекты малого предпринимательства, содержит немало полетных для налогоплательщиков положений. Но, как уже было сказано, не обошлось и без недочетов и недостатков, а также корм права, которые суд может признать ухудшающими положение налогоплательщике».

Кроме перечисленных выше к ухудшающим положение налогоплательщика положениям можно отнести то, что с 1 января 2003 года предприниматели должны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов ' с целью контролирования их остаточной стоимости. Значит, появятся дополнительные расходы, ведь Закон Кі 222-ФЗ подобных требований не предъявлял.

В таких случаях налогоплательщику нужно отстаивать свои интересы в суде. “В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации” [13]. Таким образом, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, установленная Законом Ка 222-ФЗ, может применяться налогоплательщиками - субъектами малого предпринимательства в первые четыре года своей предпринимательской деятельности, если они докажут в суде факт ухудшения для себя условий налогообложения в связи с введением в действие главы 26.2 НК РФ.

Есть и другой аспект, ущемляющий права налогоплательщиков. Упомянутый выше Закон № 191-ФЗ обязал уплачивать налог на добавленную стоимость (далее - НДС) организации и индивидуальных предпринимателей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Такие изменения ухудшают положение налогоплательщиков* ведь в предыдущей редакции главы 26.2 они были освобождены от подобных обязанностей. Конституционный Суд РФ в определении № 37-0 признал, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Согласно под п. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в первоначальной редакции (Федерального закона № 104-ФЗ), проценты, уплачиваемые за представление в пользование денежных средств (кредитов, займов), исключались из налогооблагаемой базы юридических и физических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения» в полном объеме. Изменения и дополнения, введенные Законом № 191-ФЗ от 31 декабря 2002 г., установили ограничения, аналогичные предусмотренным в п. 1 ст. 269 НК РФ, что, безусловно, также ухудшило положение налогоплательщиков.

Кроме того, Закон № 191-ФЗ был принят и опубликован 31 декабря 2002 г* Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа

очередного налогового периода но соответствующему налогу (и самом Законе записано, что он вступает н силу 1 января 2003 гола). Значит, гтот чакон должен применяться не ранее 1 февраля 2003 г., а. например, для плательщиков НДС с ежемесячными суммами выручки менее одного миллиона рублей - с 1 апреля 2003 т.. при >том акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налоіонпагельшнков. обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее * АПК РФ), который вступил и силу 1 сентября 2002 г, содержи! спепиачьную гчиву, регламентирующую процессуальный порядок рассмотрения лед об оспаривании нормативных правовых актов, чатрш инлюших прана и «иконные шисрссы лип н сфере предпринимательской и иной жономичеекой деятельноеIII. Теперь норм.иншшй правовой акт или отдельные его положения, при шинные арСппражным судом недействующими, НЄ Псн)їЄЖШП применении» С моменіи іичупменин И ШК0ИП\1О СИ'IV решении суда и должны оьпь приведены Н СОИ І ве IV 1 нис с нормативным ІІКЮМ, имеющим большую юридическую силу (п 5 ст. 1‘>5 АПК РФ) Гаким обраним, устранена проблема, существовавшая ранее, когда предпринимагечн выт рылами лечо о иринтнни недействительным нормаїшшого акіа, но другим лицам снова приходилось игпи и суд с аналогичной проблемой, і.к. оспоренный документ продолжал пейс і иона и* н отношении других налогоплательщиков,

Можно рассматривай» Закон № 1ЧІ-ФЗ и как несоогнеістнуюшнй с г 5 Конституции Российской Федерации: шкоиы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Но тої да свои прана нужно будет отстаивать в Конституционном суде, в комнеіенішк» которого входит рассмоірение подобных дел (п. 2 сі. 125 Конституции РФ).

В заключение хотелось бы также напомнить, что многочисленные подзаконные ак ты, издаваемые МНС России и. как правило, толкующие чаконы не в пользу налогоплательщиков, не являются обязательными для исполнения организациями и частными предпринимателями, а издаются для внутреннего пользования сотрудников налоговых органов.

На брифинге, состоявшемся в августе 2002 г. и МНС’ России, руководитель департамента налоговой политики Т. Карасева согласилась, что в функции налоговых органов не входят толкование законов и выпуск нормативных документов, обязательных для исполнения налогоплательщиками. Но для того, чтобы отказаться от такой практики, необходимо доработать законодательство прямого действия, ведь сейчас в нем прописаны только сами ситуации, а не действия налогоплательщиков и налоговых органов в этих ситуациях [14].

Действительно, НК РФ задумывался как закон прямого действия, единая законодательная база налогообложения, понятная пользователям и способная отменить огромное количество подзаконных актов. На практике же прописанные нормы права допускают двоякое толкование, и, как правило, не в пользу налогоплательщика. г)то происходит там, где диспозиция нормы права сформулирована не слишком четко. В таких случаях надо помнить, что “все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика” [15].

Хочется надеяться, что упрощенная система налогообложения НК РФ, несмотря на явные недостатки, все же просуществует достаточно долго и будет стабильной, а в процессе ее действия с помощью арбитражной практики разрешатся многие спорные нормы права. Ведь понятные и редко меняющиеся законы в области налогообложения -неотъемлемая часть решения столь важной для нашей страны проблемы выхода бизнеса из тени. Если названным критериям будет отвечать описанный в данной статье

специальный налоговый режим, это даст мощный толчок и развитию малого предпринимательства - опоре современной модели рыночной экономики.

SIMPLISTIC SYSTEM OF TAXATION: PAST, PRESENT AND FUTURE

V.E, Kirilina

The Department of Constitutional, Administrative anti Financial Law Russian University of Peoples ‘ Friendship Miduho-Maklayu str б, 11719Я, Moscow, Russia

in the article is considered the new simplistic system of taxation (Chapter 2b2 of the Russian Tus Code). The comparative characteristic of this new system and relevant tax legislation effective before coming the Га,ч Code's Chapter is given. The uutor analyzing the concern judicial practice.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошин И., Григорьева А. Налоговому кодексу хуже уже не будет.,.// Вестник московского бухгалтера, 10-16 февраля 2003, - № 6. - С. 3.

2. Новикова И. Сложности простой системы. // Московский бухгалтер, 2002. № 9. С. 31.

3. Зайцева Н. Море проблем (репортаж с семинаров, посвященных налогу на добавленную стоимотсь и упрощенной системе налогообложения). I/ Расчет, 2003. -№ 2. - С. 70.

4. Волошин И., Григорьева А. Налоговому кодексу хуже уже не будет.,.// Вестник московского бухгалтера, 10-16 февраля 2003, - Ка 6. - С. 1.

5. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. - № 191 -ФЗ “О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”.

6. Ст. 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 г. - № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах'4.

7. Ст. 2, 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. - № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ и от 5 августа 2000 г. - № 118-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 марта 2001 г. № ЗЗ-ФЗ)),

8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года. - № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации’' (в ред. от 31 декабря 2002 г.), Федеральный закон от 24 июля 1998 года. - № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (в ред. от 26 ноября 2002 г.), Федеральный закон от 31 декабря 2002 года. - № 190-ФЗ “Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан”.

9. НК РФ. Часть вторая. П. 1 ст. 346.13.

10. Ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. - № 104-ФЗ (ст. 2)

11. Зайцева Н. МСФО требует жертв. // Расчет, 2003. - № 2. - С. 13.

12. Волошин И. Семь раз отмерь...” // Московский бухгалтер» 2003, - Мз 3. - С, 12. Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и МНС России готовят очередные изменения и дополнения и пишу “Упрошенная система налогообложений”, в т.ч. с учетом прегашений, поступивших от предпринимателей, организаций и органов власги суйьсмон РФ.

13. Федеральный закон от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ Ч> государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации". П. 1 ст. 9

14. Вендина Н. МНС России меняет принципы налогового шконотиельот -Московский бухгатер, 2002. - № 9,- С, 15.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.*II, 7 ст. .1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.