НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
УГОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, просит разъяснить порядок налогообложения при УСНО при расчетах векселями. Объектом налогообложения при УСНО являются доходы организации. Дебиторы организации (арендаторы) погашают свою задолженность банковским процентным векселем, при наступлении срока погашения которого соответствующие денежные средства, включая проценты по векселю, поступают на расчетный счет организации. Следует ли начислять и умачиватъ в бюджет единый налог при УСНО при получении таких векселей и их погашении?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 14 июля 2004 г. № 03-03-05/1/74
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения дохода по ценным бумагам при применении упрошенной системы налогообложения (УСНО) и сообщает следующее.
Согласно ст. 346.15 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного
производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, организация, получившая в оплату своих услуг вексель, должна увеличить налоговую базу при исчислении единого налога по упрошенной системе налогообложения на его стоимость.
Также ст. 346.15 Кодекса устанавливает, что при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Согласно п. 6 ст. 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Таким образом, при погашении векселя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, налоговую базу увеличит только на величину процентов, полученную по нему.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. И ВАНЕЕВ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Вправе ли филиал организации стать субъектом упрощенной системы налогообложения?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осушествляюшее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п. 3 указанной статьи).
Согласно п. I ст. 346.12 Налогового кодекса РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того гоЪа, в котором организация подает заявление о переходе на упрошенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС) (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Кроме того, организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения на основании подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Таким образом, плательщиками единого налога в связи с применением упрошенной
системы налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели. Филиалы российских организаций субъектами упрошенной системы налогообложения не являются. Что касается филиалов иностранных юридических лиц, созданных на территории РФ, то они вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 346.12 НК РФ, поскольку указанные филиалы признаются организациями на основании п. 2 ст. 11 НК РФ.
Советник налоговой службы РФ
III ранга E.H. СИВОШЕНКОВА
КОНСУЛЬТАЦИОННО-AHAJIИТИЧ ЕСКТЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Вопрос. Организация приобрела земельный участок в 2002 г. В 2003 г. понесены затраты по изменению целевого назначения этого участка. С 2003 г. организация nepeutia на УСНО. Можем ли мы увеличить стоимость земельного участка на величину затрат по изменению его назначения?
Ответ. На основании п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, земельные участки относятся к основным средствам. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).
Как видим, ни один из перечисленных случаев не соответствует характеру затрат, понесенных организацией. Следовательно, для целей бухучета затраты организации по изменению целевого назначения земельного участка нельзя отнести на увеличение его первоначальной стоимости.
Касательно учета соответствующих затрат для целей налогообложения отметим следую-
шее. В первую очередь обратим внимание на то, что формально по правилам гл. 26.2 НК РФ для целей исчисления единого налога при применении УСНО учитывается не стоимость основных средств, а расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Порядок учета для целей налогообложения расходов по основным средствам, приобретенным до перехода на УСНО, установлен подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ и зависит от срока полезного использования основного средства. Последний, в свою очередь, определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Наконец, в расходы включается стоимость основных средств, под которой понимается их остаточная стоимость на момент перехода на УСНО.
Из вышеприведенных положений можно сделать вывод о том, что в расходы для целей исчисления единого налога при применении УСНО включается стоимость только таких основных средств, которые подлежат амортизации для целей исчисления налога на прибыль организаций. Земля к таким основным средствам не относится (п. 2 ст. 256 НК РФ).
Поэтому, на наш взгляд, стоимость земельного участка (в том числе приобретенного до перехода на УСНО) нельзя включить в состав расходов на приобретение основных средств при применении УСНО, что, в свою очередь, исключает возможность увеличения соответствующих расходов на сумму затрат по изменению целевого назначения такого земельного участка.
О.М. ПРОВАЛЕН КО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. Организация, применявшая в 2003 г. УСНО, с 01.01.2004 перешла на общий режим налогообложения в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ. Обязана ли организация восстановить бухгалтерский учет за период применения УСНО или можно начать вести бyxгaJtmepcкuй учет с "нуля"?
Ответ. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств
и нематериальных активов, с 1 января 2003 г. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 3, 8 Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ). Налоговый учет показателей своей деятельности плательщики УСНО ведут на основании книги учета доходов и расходов (п. 1 ст. 346.24 Налогового кодекса РФ).
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ).
Для целей налогообложения организация в 2003 г. вела учет показателей своей деятельности на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Приложение № 1 к приказу МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606) /далее — Книга учета доходов и расходов/. Исчисление налоговой базы и сумм налогов за указанный период будет произведено на основе показателей, отраженных в Книге учета доходов и расходов. Этих показателей, а также данных, содержащихся в Налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (форма на 2003 г. утверждена приказом МНС России от 12.11.2002 № БГ-3-22/647), достаточно для осуществления налогового контроля.
Так как организация переходит на общую систему налогообложения (OCHO) добровольно, то для нее не возникает необходимости исчислить и уплатить налоги за прошедший налоговый период в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, обязанных на-
чать применять OCHO по не зависящим от них обстоятельствам (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Поэтому и восстанавливать бухгалтерскую отчетность не нужно, если это, конечно, не обусловлено желанием учредителей (участников) организации.
Организация в любом случае обязана будет начать вести бухгалтерский учет. Но для составления начального баланса на дату перехода на OCHO (01.01.2004) она вправе провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств вместо длительной и
дорогой процедуры восстановления бухгалтерской отчетности за целый год. Данные инвентаризации будут служить основанием для формирования остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
М.Н. ЛХТЛИИНЛ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2005-1 "О государственной пошлине" государственная поиыина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, а также государственная пош\инау уплачиваемая за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лицу зачисляется в доход федерального бюджета по4месту нахождения банкау принявшего платеж. В остмъных случаях государственная пош,1ина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Отсюда следует, что случаи зачисления пошлины не в доход местного бюджета исчерпываются теми, которые перечислены в вышеуказанной норме.
Однако вопреки п. 3 ст. 6 Закона № 2005-1 п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от ушаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционшьно удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, один нормативно-правовой акт противоречит другому.
Просим разъяснить, в какой бюджет (федеральный или местный) зачисляется государственная пошлина в случае ее взыскания с ответчика, от уплаты которой был освобожден истец.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 июля 2004 г. № 03-06-10/41
В связи с запросом по вопросу порядка зачисления государственной пошлины в случае ее взыскания с ответчика, от уплаты которой был освобожден истец, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2005-1 "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Однако согласно п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых был освобожден истец, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации закрепил в указанной норме порядок зачисления государственной пошлины в случае ее взыскания с ответчика, от уплаты которой был освобожден истец.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные
акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с указанным Кодексом и применяются в части, не противоречащей ему.
В силу ч. 2 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации федеральными законами о налогах и сборах устанавливаются только размер и порядок уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного с введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствующими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. И ВАН ЕЕ В
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
Вопрос. Взимается ли вывозная таможенная nouLiuHa с доли российских товаров, содержащихся в продуктах переработки* полученных при переработке на таможенной территории Российской Федерации?
Ответ. В соответствии со ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской
Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
Согласно подп."к" п. 1.2 Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории, утвержденного приказом ГТК России от 05.09.1997 № 543, действующему в части, не противоречащей ТК РФ, под продуктами переработки понимаются товары, полученные в результате переработки ввезенных товаров для переработки и используемых российских товаров. Таким образом, исходя из определения понятия "продукт переработки", определенная доля российских товаров может присутствовать в конечном продукте.
Более того, в параграфе 1 гл. 19 ТК РФ, регламентирующем порядок и условия переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации, не упоминается о российских товарах (нет требований об указании российских товаров в разрешении на переработку, в отношении них не устанавливаются нормы выхода, не предъявляются требования об их идентификации и т.д.). Это свидетельствует о том, что таможенные органы не должны контролировать содержание российских товаров в продуктах переработки.
В соответствии с п. 1 ст. 182 ТК РФ при вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
В связи с изложенным доля российских товаров в продукте переработки на таможенной территории Российской Федерации также не подлежит обложению вывозной таможенной пошлиной.
А.М ФИЛАТОВ
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Организация наряду с предпринимательской деятельностью, переведенной на ушату ЕНВД, осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяет общий режим налогообложения.
Как опреде.гяется стоимость имущества, яв-гяющегося объектом нмогообложения по нaJwгy на имущество, если имущество используется в сферах деятельности как переведенных на ушату ЕНВД, так и не переведенных и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет (например, по объектам общехозяйственного назначения)?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 июля 2004 г. № 03-06-12/61
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата организациями единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Следовательно, имущество (основные средства), используемое организацией для иных видов предпринимательской деятельности, должно облагаться налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке (п. 4 ст. 346.26 Кодекса), если в отношении этих видов деятельности не применяется упрошенная система налогообложения в соответствий с гл. 26.2 Кодекса.
При этом Кодексом установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 Кодекса).
Поэтому в части имущества, полностью используемого организацией в предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, налог на имущество организаций не уплачивается.
Что касается основных средств (движимого и недвижимого имущества), используемых для иных видов предпринимательской деятельности и раздельный учет которых обеспечен налогоплательщиком, то их стоимость включается в налоговую базу в порядке, предусмотренном гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса.
В том случае, если имущество организации используется в сферах деятельности как
переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации (т.е. аналогично порядку, ранее установленному Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.1995 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").
При этом при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) применяется показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", отражаемый по строке 010 формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности организаций.
Директор Департамента науюговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН
Вопрос. Организация просит разъяснить применение системы нсиогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в следующем случае.
На балансе организации9 осуществляющей деятельность, связанную с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находятся 14 грузовых автомобилей. Дополнительно 5 автомобшей взяты в аренду для осуществления того же вида деятельности. Правомерно ли при этом применять ЕНВД?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 июля 2004 г. № 03-06-12/64
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с запросом сообщает.
Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов де-
ятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
Вопрос. Организация занимается оптовой торговлей, расчеты с покупателями производятся в безналичном порядке. Торговая площадь не превышает 150 кв. м. В случае если организация будет проводить разовые сделки с применением на,1ичного расчета, будут ли такие операции подпадать под уплату ЕНВД> если покупатель приобретает товар в целях использования его в предпринимательской деятельности ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ письмо f от 13 июля 2004 г. № 03-06-12/66
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с запросом сообщает.
Статьей 346.27 гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что для целей указанной главы используется следующее понятие: "розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт".
Одновременно в Гражданском кодексе Российской Федерации используется понятие "розничная купля-продажа".
В соответствии с п.1 ст. II Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Статьей 346.27 Кодекса предусмотрено иное, отличное от положений Гражданского кодекса Российской Федерации, понятие "розничная торговля", которое должно использоваться для целей указанной главы Кодекса.
Кроме того, согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено за конодател ьством.
Таким образом, в случае осуществления деятельности по продаже товаров покупателям (физическим или юридическим) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных товаров) такая деятельность подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. И ВАНЕЕВ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Какая ответственность предусматривается в отношении лиц, не перешедших в установленные сроки на уплату единого налога на вмененный доход?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Согласно п. 2 указанной статьи налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте РФ.
Пунктом I ст. 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе регламентируется ст. 116 Н К РФ.
Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 116).
Таким образом, перечень оснований для постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе, в соответствии со ст. 83 НК РФ, является открытым, поскольку указанной статьей предусматривается постановка на учет по иным основаниям, установленным НК РФ. В связи с этим в отношении лиц, не вставших на учет в налоговом органе в срок не позднее пяти дней с начала осуществления деятельности, подлежащей переводу на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, по месту ее осуществления, применяется ответственность на основании ст. 116 НК РФ.
Вопрос. Учитываются ли при исчислении налоговой базы по единому налогу денежные средства, безвозмездно полученные в порядке финансовой помощи организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ организации при определении
объекта налогообложения по единому налогу учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ и гл. 25 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком-получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 6 п. I ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Согласно ст. I указанного Федерального закона от 04.05.1999 № 95-ФЗ под безвозмездной помощью (содействием) понимаются средства, товары, предоставляемые РФ субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммер-
ческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей названной статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Таким образом, денежные средства, безвозмездно полученные организацией в порядке оказания помощи, не учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу в случае, если указанные средства получены в порядке, установленном названным выше Федеральным законом. В противном случае такие средства признаются внереализационным доходом и оцениваются исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.
Советник налоговой службы РФ
III ранга E.H. СИВОШЕНКОВЛ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. Имеет ли право индивидуальный предприниматель, укачивающий единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельностиу на получение пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования РФ, учитывая, что согласно ст. 48 Бюджетного кодекса РФ 5 % единого нaJюгa на вмененный доход зачис.гяется в Фонд социального страхования (ФСС)?
Ответ. Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальным предпринимателем единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от уплаты единого социального налога по деятельности, подлежа-шей обложению единым налогом на вмененный доход.
Подпункт 5 п. I ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" устанавливает, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок выплаты пособий индивидуальным предпринимателям, применяющим сис-
тему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлен Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Исходя из ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности только в случае уплаты страховых взносов. Так, указанной статьей предусмотрено, что индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 % налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ для соответствующих категорий плательщиков.
Вышеприведенные положения дают основания для вывода (который, в частности, содержится в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2003 № 65-0) о том, что необходимым условием для приобретения индивидуальным предпринимателем права на обеспечение по обязательному социальному страхованию является уплата им именно страховых взносов.
В указанном случае неприменимы положения ст. 48 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие порядок зачисления сумм единого налога на вмененный доход в бюджеты субъектов, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды РФ. Как отметил, в частности, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20.06.2003 № А05-13062/02-281/26, данная норма регулирует бюджетные отношения и не касается выплат пособий по временной нетрудоспособности.
Позиция ФСС РФ, согласно которой если индивидуальный предприниматель не осуществляет уплату взносов в Фонд, то у Фонда отсутствуют основания для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, поддержана также в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 05.05.2004 № Ф03-А04/04-2/448.
Т.Г. ЗАГРАНИЧНАЯ
О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: В целях правильного ведения итогового учета просим разъяснить следующее. Каков порядок создания и использования организациями резерва по сомнительным долгам? Следует ли списывать НДС по дебиторской задолженности за отгруженные товары, у которой истек срок исковой давности у за счет резерва по сомнительным долгам?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/2/47
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно п. 5 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) списание дебиторской задолженности по товарам (работам, услугам) в целях применения налога на добавленную стоимость признается оплатой этих товаров (работ, услуг), и день списания этой задолженности признается моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Статьей 266 Кодекса установлен порядок определения расходов на формирование резервов по сомнительным долгам.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 настоящего Кодекса предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а
также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Указанное положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном ст. 266 Кодекса.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса (для банков — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном указанной статьей.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (на-
логового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 05.09.2003 № ВГ-6-02/945@ (согласовано с Министерством финансов Российской Федерации) дано пояснение о том, что при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе и с учетом налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, средств^ резерва по сомнительным долгам, созданного в установленном порядке, организация может использовать на покрытие убытков от безнадежных долгов в случае, если они отвечают условиям их признания таковыми согласно ст. 266 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. И ВАН ЕЕ В
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация выявила ошибки в заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость за предшествующие на,юговые периоды. В настоящее время форма декорации изменяюсь. Каков порядок представления уточненных дешараций в этом случае?
Ответ. Согласно п. 3 Изменений и дополнений к Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость", утвержденных приказом МНС России от 09.02.2004 № БГ-3-03/89, внесение дополнений и изменений налогоплательщиком (налоговым агентом) в декларации при обнаружении в текущем налоговом периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших налоговых периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, подлежащей вычету, или иных ошибок производится путем представления деклараций за соответствующие истекшие налоговые периоды с отражением сумм налога с учетом вносимых дополнений и изменений.
При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) указанные декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога. При перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога.
Советник нсьюговой службы РФ
III ранга В.А. ЖАРОВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. Организация, являющаяся котельщиком единого налога при УС НО, арендует помещение у комитета управления муниципальным имуществом и, соответственно, является итоговым агентом по НДС. Зачастую перечисление арендной ыюты организацией задерживается. Обязана ли организация подавать налоговую декларацию по НДС в качестве налогового агента за те налоговые периоды по данному налогу, в которых фактическое перечисление денежных средств арендодателю не осуществлялось?
Ответ. Согласно п. 3 ст. 161 и п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСНО), не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по НДС при аренде муниципального (федерального, регионального) имущества у органов муниципальной (федеральной, региональной) власти и должны исчислять, удерживать из средств, уплачиваемых арендодателю, и перечислять в бюджет соответствующую сумму налога. Налоговой базой при этом признается сумма арендной платы с учетом НДС. Когда организации-плательщики единого налога при УСНО выполняют возложенные на них НК РФ обязанности налоговых агентов, они обязаны также по итогам квартала представлять в налоговые органы титульный лист и разд. 1.2, 2.2 Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (форма утв. приказом МНС России от 20.11.2003 № БГ-3-03/644, разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по НДС, утв. приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25).
Таким образом, обязанность исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС в
качестве налогового агента поставлена гл. 21 НК РФ в прямую зависимость от фактического погашения арендатором задолженности по арендной плате перед арендодателем. Следовательно, в том случае, если по каким-либо причинам арендная плата в течение налогового периода арендодателю не перечислялась, организации-арендатору, являющейся плательщиком единого налога при УСНО, нет необходимости представлять по итогам этого налогового периода налоговую декларацию по НДС с отражением в ней соответствующих операций, присущих налоговым агентам.
Это подтверждается содержанием Инструкции по заполнению декларации по НДС, согласно которой в декларацию вносятся сведения исключительно об исчисленных и удержанных при перечислении арендной платы органам муниципальной (федеральной, региональной) власти суммах НДС (см. Порядок заполнения разд. 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом" Инструкции).
А. И. ДЫБОВ
О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. При отправлении работника в командировку одновременно с приобретением железнодорожных и авиаби.\етов укачивается страховой взнос по страхованию пассажиров от несчастных случаев. Страховой полис я&гяется пршожением к би;1ету. Учитывается ли сумма указанного страхового взноса в составе командировочных расходов для целей исчисления налога на прибьиь?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/1/67
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.07.1992 № 750 "Об обяза-
тельном личном страховании пассажиров" личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета) является обязательным на территории Российской Федерации.
При этом сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздо-ровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Таким образом, сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и учитывается в составе расходов на командировку работника.
При этом необходимо учитывать положения ст. 252 Кодекса, в соответствии с которой суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
»
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, при распределении прибыли по обособленным подразделениям при уплате налога на прибьиь в соответствии со ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации использова.-ш один из показателей - среднесписочную численность работников.
Каким документом следует руководствоваться в 2004 г. при определении среднесписочной численности работников?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации уплата авансовых платежей, а также сумм
налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. I ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.
При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
При этом следует иметь в виду, что среднесписочная численность работников с момента вступления в силу Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 № 105, исчисляется в соответствии с указанным Порядком.
Советник налоговой службы РФ
III ранга М.М. ЩЕРБИНИНА
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие (трамвайно-троллейбусное управление, вид деятельности — перевозка пассажиров) с численностью более шести тысяч человек просит разъяснить, распространяется ли на него статус градообразующего предприятия в соответствии с п. 2 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях применения положений ст. 275.1 НК РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/3/57
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Статьей 275.1 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
Налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Указанной статьей Кодекса установлено, в частности, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абз. 3 и 4 данной статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения
признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в указанном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку в ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации не дается понятие градообразующих организаций, то для целей налогообложения используется понятие фадообразу-юших организаций, установленное Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127).
Главой IX Федерального закона № 127 установлены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц. Параграфом 2 указанной главы определены особенности банкротства градообразующих организаций.
Пунктом 1 ст. 169 § 2 гл. IX Федерального закона № 127 установлено, что для целей указанного Закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
Пунктом 2 ст. 169 вышеназванного параграфа установлено, что положения, предусмотренные § 2 гл. IX Федерального закона № 127, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч че-
ловек, т.е. к таким организациям применяются положения о банкротстве градообразующих организаций.
Учитывая вышеприведенные нормы Федерального закона № 127 организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек, не могут быть признаны градообразующими организациями в целях применения положений ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос. В связи с возникновением ряда вопросов по отражению резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учетах просим дать разъяснения.
Согласно п. 5 ст. 266 ПК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежньш долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (но!\оговый) период.
В целях бухгалтерского учета, если до конца года резерв сомнительных долгов в какой-либо части не использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского ба.ганса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Рассмотрим на цифрах создание и списание резерва сомнительных долгов:
Дт 91-2 - Кт 63- 19 905 тыс. руб. ~ создан резерв сомнительных долгов;
Дт 63 - Кт 62 — 5106 тыс. рубщ — списана дебиторская задолженность по решению учредителей;
Дт 007 — 5106 тыс. руб. — списанная дебиторская задолженность учтена за балансом;
Дт 63 - Кт 91-1 ~ 14 799 тыс. руб. ~ в конце 2003 г. неизрасходованные суммы резерва присоединены к финансовому результату.
Таким образом, прибыль организации по году составим 14 799 тыс. руб.
Правильно ли организацией указан механизм создания и списания резерва по сомнительньш долгам?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 12 июля 2004 г. № 03-03-05/3/55
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финан-
сового контроля, аудиторской деятельности и бухучета рассмотрел письмо и сообщает следующее.
На основании п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, организация на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности может создать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Решение о создании резервов сомнительных долгов закрепляется организацией в учетной политике. Принятая организацией учетная политика, исходя из п. 6 разд. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
На основании вышеизложенного следует, что организация в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва сомнительных долгов к финансовому результату и проведения инвентаризации дебиторской задолженности вновь создает резерв сомнительных долгов.
Следовательно, неизрасходованная сумма резерва сомнительных долгов не приводит к образованию прибыли в организации за отчетный год.
В случае если налогоплательщиком принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, в учетную политику должны быть внесены соответствующие изменения, а вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с п. 7 ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Одновременно сообщаем, что механизм создания и списания резерва сомнительных долгов указан в письме правильно.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. И ВАНЕЕВ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Юридическими лицами принято решение о реорганизации в форме слияния. При этом реорганизуемые юридические лица находятся на территории рамичных субъектов Российской Федерации. Какой регистрирующий орган будет осуществлять государственную регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния?
Ответ. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц (п. I ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N9 185-ФЗ) (далее — Закон).
В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, в случае их реорганизации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N9 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила), регистрирующий орган на основании решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о вновь созданном юридическом лице.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона).
При этом п. 3 Правил установлено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юриди-
ческих лиц.
Следовательно, если реорганизуемые юридические лица находятся на территории различных субъектов Российской Федерации, то государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется регистрирующим органом, которому подконтрольна территория нахождения постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия такового исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) одного из реорганизуемых юридических лиц.
Советник налоговой службы I ранга К.В. АНЛТО,ЛИТИ
Вопрос. По решению налогового органа по результатам рассмотрения материа,юв выездной налоговой проверки налоготательщик был обязан доначислить единый социальный на.юг и на.юг на имущество и, соответственно, скорректировать (уменьшить) сумму подлежащего ушате на.юга на прибыль. Арбитражный суд отменил указанное решение в части доначисления единого социального налога и налога на имущество. Вправе ли налоговый орган в своем решении, измененном в соответствии с судебным актом, скорректировать (увеличить) сумму подлежащего уплате налога на прибыль?
Ответ. Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
В соответствии с п. 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, к указанным расходам относятся единый социальный налог и налог на имущество.
Таким образом, доначисление (в частности, в ходе выездной налоговой проверки) единого социального налога и налога на иму-
шество приводит к корректировке (уменьшению) суммы подлежащего уплате налога на прибыль.
В связи с этим, если по решению арбитражного суда отменяется доначисление единого социального налога и налога на имущество, то в своем решении, измененном в соответствии с судебным актом, налоговый орган вправе скорректировать (увеличить) подлежащую уплате сумму налога на прибыль.
Советник налоговой службы РФ
II/ ранга A.A. АЛЬФЕРОВИЧ
КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Вопрос. Организация приобрела здание в 1999 г. В 2003 г. получи.* а письмо от И МНС по месту нахождения здания с требованием представить деююрацию по земельному налогу. На момент представления декларации выяснилось, что организация в данной ИМ НС не зарегистрирована.
Можем ли мы быть привлечены к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФУ учитывая, что со дня приобретения здания прошло более трех лет, а с момента получения письма от И МНС — более 6 месяцев?
Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
Пункт 5 упомянутой статьи (в ред., действовавшей до 01.01.2004) предусматривал обязанность организации подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
За нарушение указанного срока налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности на основании либо п. 1 ст. 116 НК РФ (если просрочка составила 90 дней и менее), либо
п. 2 ст. 116 НК РФ (если просрочка составила более 90 дней).
Вместе с тем п. 1 ст. 113 НК РФ устанавливает, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года (срок давности).
В рассматриваемом случае днем совершения правонарушения следует считать 31-й день со дня, когда организацией было получено свидетельство о регистрации права собственности на объект недвижимости.
Из текста вопроса можно сделать вывод о гом, что к моменту получения письма И МНС соответствующий трехгодичный срок истек.
Таким образом, организация не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 116 Н К РФ.
Что касается срока давности взыскания налоговых санкций (шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта), предусмотренного п. 1 ст. 115 НК РФ, то факт его истечения в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку указанный срок "поглощается" трехгодичным сроком давности. Иными словами, если правонарушение выявлено налоговыми органами за пределами трехгодичного срока с момента его совершения налогоплательщиком, то процедура привлечения налогоплательщика к ответственности вообще не начинается (не проводятся проверки, не составляются акты и т.д.) и соответственно срок давности взыскания налоговых санкций не исчисляется.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. Применяются ли штрафные санкции, установленные ст. 119 НК РФ, в случае если дешарация представлена в налоговый орган с нарушением сроков, установленных законодательством, не лично на~югоплательшцком, а его уполномоченным представителем (имеется доверенность) ?
Ответ. В настоящее время налогоплательщик вправе составлять и представлять в налоговый орган декларацию не лично, а поручить составление и представление своему представителю (ст. 29 Налогового кодекса РФ). В состав Единых требований к формированию и формализации налоговых деклараций, утвержденных приказом МНС России от 01.09.2003
№ БГ-3-06/484, входит типовая форма титульного листа налоговой декларации, который является обязательной частью любой налоговой декларации. В этой типовой форме предусмотрено указание ФИО, ИНН и других данных уполномоченного представителя налогоплательщика, в случае если налогоплательщик уполномочил другое физическое или юридическое лицо представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" по смыслу гл. 4 НК РФ субъектом налоговых правоотношений является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим при решении вопроса о
привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
Таким образом, в случае нарушения сроков представления декларации налогоплательщик (а не уполномоченный представитель) может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
Кроме того, обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение сроков представления декларации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации-налогоплательщика (налогового агента) в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
Л.А. ЕЛИНА
О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Просим разъяснить, как следует понимать положение п. 3 ст. 214.1 НК РФ: в случае если расходы плательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, предусмотренным абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК. Означает ли это, что, если расходы налогоплательщика могут быть подтверждены документально, он не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 10 июля 2004 г. № 03-04-06/153
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг и сообщает следующее.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами
установлены ст. 214.1 гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрены два метода определения доходов от операций купли-продажи ценных бумаг:
- как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком;
- либо как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-прода-жи, в порядке, предусмотренном указанным пунктом ст. 214.1 Кодекса.
При этом в данном пункте указывается, что налогоплательщик при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, в случае если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены до-
кументально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением).
Таким образом, имущественный налоговый вычет не является какой-либо дополнительной льготой, а представляет собой, до определенной степени, эквивалент расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.
В соответствии с абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в сумме, не превышающей 125 ООО руб., при продаже ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика менее грех лег.
Если какие-либо расходы налогоплательщика при продаже ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не могут быть подтверждены документально, для определения размера имущественного налогового вычета, общая величина которого не может превышать 125 ООО руб., следует исходить из рыночной или фактической стоимости таких же или аналогичных ценных бумаг на момент их приобретения и услуг, непосредственно связанных с куплей, продажей и хранением ценных бумаг.
Вопрос. Физическое лицо получает от организации подарок в виде денежной суммы, не превышающей 2000 руб. Применяется ли в указанном случае льгота по налогу на доходы физических лиц, установленная п. 28 ст. 217 НК РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 июля 2004 г. № 03-05-06/176
Департамент налоговой и таможенно-та-рифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.
Пунктом 28 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходы физических лиц, не превышающие 2000 руб., в том числе стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством, освобождаются от налогообложения.
Исходя из положений ст. 128, 130 и 572 Гражданского кодекса Российской Федерации к подаркам относятся и деньги.
Таким образом, подарки в виде денежной суммы не превышающей 2 000 руб., не подлежат налогообложению налогом на дарение и налогом на доходы физических лиц.
Обращаем внимание на необходимость соблюдения при дарении требований гл. 32 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе к форме совершения договора дарения.
Следует также учитывать, что согласно ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность коммерческих организаций направлена на получение прибыли, вследствие чего дарение не должно носить обычный характер.
Вопрос. Имеет ли право предприниматель, осуществляющий деятельность в качестве арбитражного управляющего, при исчислении НДФЛ учитывать следующие расходы:
1) компенсационный взнос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (daj\ee - СРО);
2) вступительные взносы в СРО;
3) ежеквартальные взносы в СРО;
4) суммы страховых взносов по договору страхования ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
5) затраты на переобучение по программе подготовки арбитражных управляющих в соответствии с требованиями регулирующего органа в лице Министерства юстиции РФ д.гя обеспечения необходимости сдачи теоретического экзамена и получения свидетельства установленного образца?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 12 июля 2004 г. № 03-05-06/189
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления профессиональных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, и сообщает следующее.
В соответствии с гл. 23 44Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц в порядке и в сроки, установленные ст. 227 Кодекса.
Согласно ст. 21 Кодекса при исчислении налоговой базы индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда; ,
3) амортизационные отчисления;
4) прочие расходы.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н, БГ-3-04/430.
В числе прочих расходов могут быть учтены взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата их является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками-плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ 440 несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) индивидуальный предприниматель может быть утвержден арбитражным судом на должность арбитражного управляющего, если он является членом саморегулируемой организации. В таком случае уплату взноса в компенсационный
фонд следует рассматривать как обязательное условие для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, а сумму уплаченного компенсационного взноса следует учитывать в составе профессиональных налоговых вычетов.
Суммы вступительных взносов, уплаченные арбитражными управляющими с целью принятия их в члены саморегулируемой организации, а также суммы ежеквартальных (годовых) взносов, уплачиваемых в саморегулируемую организацию, по нашему мнению, также следует рассматривать в числе обязательных платежей и учитывать в составе профессиональных налоговых вычетов арбитражных управляющих.
Законом установлена обязательность наличия договора страхования ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, поэтому суммы страховых взносов по такому договору следует учитывать в составе расходов арбитражного управляющего.
Согласно Закону члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих могут быть утверждены арбитражным судом в качестве арбитражных управляющих по делам о банкротстве только в случае их соответствия требованиям ст. 20 этого Закона, то есть имеющие высшее образование, а также получившие свидетельство о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. При этом получение высшего образования, а также прохождение единой программы подготовки арбитражных управляющих предшествуют осуществлению деятельности в качестве арбитражных управляющих в делах о банкротстве. Исходя из этого затраты на переобучение по программе подготовки арбитражных управляющих в соответствии с требованиями регулирующего органа в лице Министерства юстиции Российской Федерации для обеспечения необходимости сдачи теоретического экзамена и получения свидетельства установленного образца не учитываются в составе профессиональных расходов.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ