УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
И.С. Шовхалова, студент
А.Р. Батукаева, старший преподаватель
Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-188-191
Аннотация. В данной статье повествуется об упрощенной системе налогообложения, как о главном инструменте налогового стимулирования малого и среднего бизнеса как на территории Российской Федерации, так и в отдельном ее субъекте, Чеченской Республике. Автором осуществлён анализ динамики налоговых платежей по специальным режимам за последние семь лет. Обладать информацией о специальных налоговых режимах, разработанных государством в целях поддержки очень важно для каждого, кто задействован в предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, малые и средние предприятия, налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, совместное предприятие, профессиональный доход, страховые взносы.
Налогообложение всегда было и остается ключевым вопросом для любого начинающего предпринимателя, вне зависимости от его национальной или гражданской принадлежности. Чеченская Республика, также не является исключением. Каждый человек, мечтающий воплотить свою идею в коммерческую организацию рано или поздно сталкивается с выбором системы налогообложения.
Система налогообложения является ключевым элементов налоговой системы любой страны и представляет собой набор условий для осуществления организацией налоговых платежей, размер которых определяется доходностью предприятия, численностью работников, остаточной стоимостью основных средств и т. п.
Государство использует систему налогообложения, определяющую налоговую нагрузку и процент налоговых отчислений для организаций, как ключевой инструмент налогового стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса.
Для субъектов регионального масштаба свойственен рост предприятий малого и среднего сектора, по этой причине наиболее востребованы и актуальны на территории Чеченской Республики специальные режимы, адаптированные под размер и доходность небольших предприятий.
На законодательном уровне установлен ряд специально разработанных для поддержки развития малого и среднего предпринимательства (далее в тексте МСП), режимов налогообложения.
Итак, на сегодняшний день существует шесть специальных режимов, которые могут быть применены организациями сектора МСП, если они соответствуют определенным критериям.
ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог, применяется в рыболовстве или сельском хозяйстве организациями и индивидуальными предпринимателями. Для применения данной системы организация должна соответствовать одному из двух вышеуказанных видов деятельности и иметь численность работников не более 300 человек, в случае если бизнес рыболовецкий [1].
УСН - упрощенная система налогообложения, которая носит заявительный характер и применяется практически для любого вида деятельности, за исключением тех, что обозначены законодательно. Для применения данного режима организация должна соответствовать нескольким условиям - размер годовой выручки не более чем 200 миллионов рублей, численность работников не более 130 человек и др. [1].
АУСН - автоматизированная упрощенная система налогообложения, при которой прак-
тически полностью отменяется вся отчетность. Налоги списываются автоматически. Режим был законодательно закреплен после успешного эксперимента в четырех регионах. Критерии отличаются большей строгостью -размер выручки не более 60 миллионов в год, численность работников до 5 человек.
ПСН - патентная система налогообложения, представляет собой специальный налоговый режим, суть которого заключается в приобретении патента на деятельность сроком до года. Существует ряд услуг и видов деятельности, к которым данная система может быть применена, например, парикмахерские услуги или розничная торговля. Может быть использована только индивидуальными предприятиями.
СРП - соглашение о разделе продукции, это особый вид договора, учреждающий совместное предприятие. Государственная сторона уполномочивает подрядчика осуществить поисково-разведочные работы и эксплуатацию в определённой области. Данный специальный режим может быть использован только организациями поиска и добычи минерального сырья.
НПД - налог на профессиональный доход, это режим, созданный для самозанятых граждан, его можно использовать в течении десяти лет. Осуществляется на всей территории Российской Федерации в качестве эксперимента. Подходит для индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Критерии, которым должен соответствовать заявитель - годовая выручка до 2,4 миллионов рублей и отсутствие наемного персонала [1].
Вне зависимости от выбранного режима, индивидуальные предприниматели, учредители организаций и физические лица могут получить ряд преимуществ при выборе любой из вышеуказанных систем налогообложения.
На территории Чеченской Республики наиболее востребован упрощенный режим налогообложения, который используется в основном микропредприятиями или индивидуальными предпринимателями.
В главе 26.2 Налогового Кодекса РФ обозначены налоговые ставки, условия применения, а также все критерии, которым должна соответствовать организация, использующая упрощенный режим [2]. В зависимости от объекта налогообложения на федеральном
уровне установлены следующие налоговые ставки:
- 15% при расчете налога с разницы между доходом и расходом;
- 6% при расчете налога с дохода [2].
На территории Чеченской Республики налоговые ставки УСН отличаются в связи с региональным законодательством:
- 5% при расчете налога с разницы между доходом и расходом;
- 1% при расчете налога с дохода.
Также следует упомянуть о увеличении процентной ставки в зависимости от количества сотрудников.
Упрощенная система налогообложения -Доходы:
- 1% - до 20 человек включительно;
- 2% - от 21 до 40 включительно;
- 6% - от 41 до 100 включительно.
Упрощенная система налогообложения -
Доходы минус Расходы:
- 5% - до 20 включительно;
- 7% - от 21 до 40 включительно;
- 15% - от 41 до 100 включительно [2].
Очевидно, что небольшие организации были бы вынуждены уплачивать 20% налог на ряду с крупными компаниями вне зависимости от того, что имеют меньший масштаб и доходность. Это было бы не просто несправедливым решением, но и неэффективным, поскольку привело бы к росту банкротства и уровня безработицы. Таким образом, УСН предлагает малым предприятиям пониженную налоговую ставку и возможность на рост.
Для понимания и оценки эффективности упрощенной системы налогообложения следует рассчитать размер обязательных налоговых платежей. Поскольку в вопросах налогового стимулирования и налоговой нагрузки цифры информативней всего. Итак, если организация, зарегистрированная на территории Чеченской Республики, в 2023 году в 1 квартале имела доход в размере 25 000 рублей, во 2 квартале - 18 000 рублей, в 3 квартале -68 000 рублей, в 4 квартале - 78 000 рублей, то доход за год составит 189 000 рублей.
По упрощенной налоговой системе - доходы, налоговые отчисления отправляются авансовыми платежами ежеквартально до 25 числа следующего месяца. При количестве сотрудников до 20 человек, организация относится к налоговой ставке размером в 1% (обя-
зательное условие - территориальное расположение организации - Чеченская Республика).
Таким образом, в 1 квартале, организация уплачивает налог размером в 250 рублей, далее 2 квартал - 180 рублей, 3 квартал - 680 рублей и 4 квартал - 780. Итого, годовой размер налоговых отчислений при УСН (доходы) составляет 1890 рублей, при том, что единая для всех организаций налоговая система обязала бы выплатить 20%, то есть 37 800 рублей. Колоссальная разница в числах говорит сама за себя. Упрощенная система позволяет инвестировать сохраненные 35 910 рублей (37 800 - 1890) в оплату труда, оборудование, оптимизацию и разработку новых идей, товаров, услуг, техники и т. д.
Государство не просто определило пониженную налоговую ставку для малых предприятий, но и разработало дополнительные льготы в связи с страховыми взносами.
Допустим, что организация выплатила:
- в 1 квартале взносы в размере 180 рублей,
- во 2 квартале взносы в размере 150 рублей,
- в 3 квартале взносы в размере 150 рублей,
- в 4 квартале взносы в размере 180 рублей.
Суть налоговой льготы заключается в том,
что в случае, если уплаченные страховые взносы равны или превышают половину еже-
квартальных отчислений, налогоплательщик в лице организации получает возможность уменьшить налоговую сумму ровно вдвое.
Итак, 180 рублей больше половины 250 рублей, выплаченных в 1 квартале, следовательно, 250 делится на 2, и в Налоговую Службу отправляется только 125 рублей. Во 2 квартале - 90 рублей, в 3 квартале - 680 рублей и соответственно, в 4 квартале - 780 рублей.
Таким образом государство создает для малого предпринимательства, как для ключевой фигуры рыночной экономики, возможность снижения налоговой нагрузки. Преимущества, которые получают предприниматели, благодаря разработанным государством мерам поддержки и налогового стимулирования неоценимо велики.
Налоговая льгота в виде упрощенной системы налогообложения действует на территории ЧР с 2015 года, за это время Чечня успела зарекомендовать себя как надежный льготный регион [3].
Для оценки эффективности введенного режима, автором осуществлен анализ налоговых отчислений по доходам за два отчетных периода - с начала 2018 года, по август 2018 года и с начала 2024 года, по август 2024 года (табл. 1).
Таблица 1. Начисление и поступление платежей по налогам на совокупный доход по состоянию на 01.08.2018 г. и 01.08.2024 г. (тыс. руб.) [3] __
Поступило платежей в 2018 г. Поступило платежей в 2024 г. Сумма прироста налоговых платежей
НАЛОГ, ВЗИМАЕМЫЙ в связи с применением УСН 118 718 2 093 373 1 974 655
в том числе:
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы 55 262 1 964 634 1 909 342
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. 64 884 128 709 63 825
ЕСХН 3 578 8 220 4 642
НАЛОГ, ВЗИМАЕМЫЙ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПСН 2 255 3 213 958
НПД 0 82 024 82 024
ИТОГО 412 662 6 386 641 5 973 979
Прирост налоговых платежей размером в 1 909 342 тысячи рублей по системе УСН (доходы) определяет данный режим как наиболее
популярный и эффективный на территории исследуемого региона. Также, помимо улучшений по всем остальным режимам, следует
отметить введенный относительно недавно, Чеченская Республика является одним из
налог на профессиональный доход. В 2018 самых благоприятных для проживания, веде-году данный режим еще не использовался, а в ния бизнеса и роста среди всех прочих субъ-2024 году - имеет хорошую базу налоговых ектов Российской Федерации. На сегодняш-платежей. Отсюда следует, что налоговые ний день проблема освещенности темы нало-льготы и специальные режимы, разрабатыва- гообложения малых и средних предприятий емые государством, успешно проходят адап- достаточно велика. Поэтому очень важно тацию под региональные условия и эффек- иметь возможность оценить все перспективы тивно функционируют, что подтверждается в не только с теоретической точки зрения, но и первую очередь цифрами. на примере расчетов и фактических чисел.
Библиографический список
1. Специальные налоговые режимы в 2024 году (виды и нюансы). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ы^://па^-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/special_nye_nalogovye_rezhimy_vidy_i_nyuansy-nn/ (дата обращения - 25.09.2024 г.).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppt.ru/kodeks/п^
3. Федеральная Налоговая Служба - официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn20/related_activities.
4. Антропов, Р. А. Налоговое стимулирование малого предпринимательства как инструмент повышения экономического роста страны // Молодой ученый. - 2023. - № 17 (464). - С. 324.
5. Бирюкова, Н.С. Применение специальных налоговых режимов в зарубежных странах на примере малого предпринимательства // Молодой ученый. - 2016. - № 28 (132). - С. 636-640.
6. Логвинова, Е.С. Режимы налогообложения малого бизнеса / Е.С. Логвинова, А.В. Плахов // Молодой ученый. - 2016. - № 26 (130). - С. 342.
7. Помазанова, В.В. Особенности налогообложения малого бизнеса / В.В. Помазанова, Т.О. Беляева, А.Р. Хаметова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 4 (6). - С. 59-62.
8. Фадеева, Л.Л. Влияние налоговой политики государства на развитие малого предпринимательства // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 139.
SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM AS A KEY TOOL OF TAX INCENTIVES
IN THE CHECHEN REPUBLIC
I.S. Shovkhalova, Student A.R. Batukaeva, Senior Lecturer Kadyrov Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. This article describes the simplified taxation system as the main tool for tax incentives for small and medium-sized businesses of the Russian Federation and in its separate subject, the Chechen Republic. The author has analyzed the dynamics of tax payments under special regimes over the past seven years. It is very important for everyone involved in business and tax activities to have information about special tax regimes developed by the state in order to support them.
Keywords: tax incentives, small and medium-sized enterprises, tax regimes, simplified taxation system, joint venture, professional income, insurance premiums.