Научная статья на тему 'УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ'

УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ / НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРОЦЕДУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковальчук Н.И.

Рассмотрен новый внесудебный порядок приобретения в муниципальную собственность невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Сделаны предложения по совершенствованию законодательства о признании земельных долей невостребованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLIFIED PROCEDURE FOR REGISTRATION OF UNCLAIMED LAND SHARES

A NEW OUT OF COURT PROCEDURE OF UNCLAIMED FARMLAND ALLOTMENT ACQUISITION IN RIGHT OF COMMON PROPERTY ON AGRICULTURE LAND IS EXAMINED. OFFERS ON LEGISLATION IMPROVEMENT OF UNCLAIMED FARMLAND ALLOTANT ADMISSION ARE TENDERED.

Текст научной работы на тему «УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_40 УДК 349.41

УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ STREAMLINED PROCEEDINGS OF UNCLAIMED FARMLAND ALLOTMENT REGISTRATION

КОВАЛЬЧУК Наталья Ивановна,

кандидат юридических наук, доцент,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ФГАОУВО). 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55-а. E-mail: kovalchukn_2010@mail.ru;

Kovalchuk Natalia Ivanovna,

Ass. Professor, PhD in Law. Ass/ Professor of L Dostoevsky Omsk State University. Posta| address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia. E-mail: kovalchukn_2010@mail.ru

Краткая аннотация: рассмотрен новый внесудебный порядок приобретения в муниципальную собственность невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Сделаны предложения по совершенствованию законодательства о признании земельных долей невостребованными.

Abstract: a new out of court procedure of unclaimed farmland allotment acquisition in right of common property on agriculture land is examined. Offers on legislation improvement of unclaimed farmland allotant admission are tendered.

Ключевые слова: невостребованные земельные доли, неиспользуемые, муниципальная собственность, процедура. Key words: unclaimed farmland allotment, unexercised, public property, procedure.

Для цитирования: Ковальчук Н.И. Упрощенная процедура оформления невостребованных земельных долей // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 40-42. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_40.

For citation: Kovalchuk N.I. Streamlined proceedings of unclaimed farmland allotment registration // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 40-42. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_40.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2023

1. Введение. Необходимость создания оптимальных условий вовлечения в оборот невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения делает актуальным исследование их правового регулирования. Вводимый внесудебный порядок приобретения невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований и предлагаемое в работе упрощение процедуры признания земельных долей невостребованными позволит решить задачу активизации использования в производственной деятельности земель сельскохозяйственного назначения.

2. Со времени приватизации земель сельскохозяйственного назначения вопросы о невостребованных земельных долях исследовались систематически, поскольку их правовое регулирование постоянно нуждалось в совершенствовании, а правоприменительная практика была противоречива.

Теорией невостребованных земельных долей, практическими вопросами их выявления и признания муниципальной собственностью занимается С.А. Липски [1]. Не только правовым, но и экономическим основам эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных земельных долей, посвящена коллективная монография под руководством В.Н. Хлыстуна [2]. Проблемам преимущественного приобретения земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, уделяла внимание В.В. Устюкова [3, с.103]. На актуальность исследований в области правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения обращает внимание С.А. Боголюбов [4] и другие [5].

Новый виток обсуждения этого вопроса вызван изменением правового регулирования приобретения в собственность муниципальными образованиями невостребованных земельных долей, а также появлением актуальных фактических и статистических данных по невостребованным и неиспользованным земельным долям.

3. Статистические сведения о невостребованных земельных долях и их фактическом использовании содержатся в Докладе о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году (далее Доклад), представленном Министерством сельского хозяйства РФ [6]. В нем явно прослеживается процесс консолидации земельных долей, выделение их в земельные участки и переход из общей долевой собственности в собственность сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые реально используют эти земли в сельскохозяйственной деятельности. Этот процесс в субъектах Российской Федерации идет не одинаково, что в определенной степени обусловлено тем, как проходила в регионе приватизация сельскохозяйственных земель. Так, Омская область относится к тем субъектам РФ, где наибольшее количество площадей сельскохозяйственных земельных участков находится в общей долевой собственности. И этот же регион лидирует в обратном процессе - образовании в счет земельных долей новых земельных участков [6, с. 35, 40]. Такое явление ухода от общей долевой собственности позиционируется как прогрессивное, имеющее цель передачи права собственности на земельные участки сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее КФХ).

В Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоратив-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ного комплекса Российской Федерации (далее Программа) [7] одними из основных причин неиспользования земель сельскохозяйственного назначения названы наличие невостребованных земельных долей и значительного объема земель, государственная собственность на которые не разграничена. Несмотря на различие причин неиспользования земель, основа у них одна: не определены субъекты права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, что в определенной степени негативно влияет на механизмы включения их в производственно-хозяйственный оборот.

Из ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ Об обороте) следует, что невостребованные земельные доли это те, которыми их собственники не распорядились в течение трех лет (за исключением земельных долей зарегистрированных в государственном реестре) или сведения о собственнике которых отсутствуют [8, ст.12.1]. Теперь не унаследованные земельные доли признаются выморочным имуществом, а не невостребованными земельными долями [8, ст.12.2].

Количество невостребованных земельных долей велико, в 2020 году оно достигает 1,5 млн. единиц, их площадь - 14,2 млн. гектаров, что составляет 31,6 процента всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий) [7, с.4]. Данные Доклада на 1.01.2021 г. показывают тенденцию к некоторому снижению этих показателей [6, с.50], а упрощение процедуры перехода невостребованных земельных долей в муниципальную собственность увеличит темпы этого снижения и количество невостребованных земельных долей значительно уменьшится.

Проблему невостребованных земельных долей С.А. Липски видит в том, что фактическими пользователями угодий являются агрохозяй-ства, но формально они находятся в долевой собственности граждан [9, с.18]. Вся процедура признания земельных долей невостребованными в конечном итоге направлена на ее передачу опосредованно через этап перехода в муниципальную собственность к фактическому пользователю земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Так на новом витке спирали вновь решаем задачу, которая ставилась аграрно-земельной реформой 90-х годов - соединения в одном субъекте статуса собственника и реального пользователя сельскохозяйственных земель.

Процедура признания земельных долей невостребованными может быть упрощена, не нарушая интересы их собственников. На первом этапе органы местного самоуправления (далее ОМС) проводят работу по составлению списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовывают их. На этой стадии ОМС допускаются ошибки, например, с индивидуализацией земельного участка, когда в газете указывают не соответствующий участку кадастровый номер. А на информационных щитах сообщение об общем собрании по признанию земельных долей невостребованными вообще не размещают [10]. Информация на этом этапе должна быть качественной, достоверной и доступной по форме разным категориям участников долевой собственности.

Представляется, что утверждение списков невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, является лишним в процедуре. Коллективные и частные интересы в признании невостребованными земельных долей у тех собственников, которые не включенные в списки невостребованных долей, отсутствуют. При этом лица, которые считают, что необоснованно включены в списки невостребованных земельных долей, на любой стадии могут обратиться в ОМС об исключении из опубликованного списка. Если информированный собственник земельной доли не проявляет заинтересованности в ее сохранении, то можно считать, что он фактически молчаливо отказывается от права собственности на земельную долю. При указанных обстоятельствах считаем, что не будет нарушением прав собственника земельной доли, если она будет признаваться невостребованной органами местного самоуправления.

Такая возможность у ОМС есть в случае, если не состоялось общее собрание участников долевой собственности, но это излишне затягивает процедуру признания земельных долей невостребованными. Сейчас право ОМС утвердить списки невостребованных земельных долей в законе трансформировалось в их обязанность.

Для завершающей стадии процедуры - перехода права собственности на невостребованные земельные доли в муниципальную собственность поселения или муниципального, городского округа, муниципального района, установлены особенности до 1.01.2025 г. Согласно п.3 ст. 19.3 ФЗ Об обороте ОМС имеют право участвовать в общем собрании участников долевой собственности от имени лиц, чьи земельные доли призваны невостребованными. Это еще раз доказывает, что общее собрание является излишней церемонией, поскольку нет участников общей долевой собственности, заинтересованных в нем при утверждении невостребованных земельных долей. А соблюдение интересов собственников невостребованных земельных долей обеспечивают ОМС. При таком расширении полномочий ОМС достигается паритет частных и публичных интересов. Это вполне соответствует общей перспективе развития земельного права на императивность, разрешительный (режим) правового регулирования использования и охраны земель [11, с. 4]. Авторы не раз обращали внимание на то, что имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять земельными долями, сельскохозяйственными угодьями [12, с. 100 ].

Упрощенная процедура может быть такой: ОМС опубликовывают список невостребованных земельных долей в определенных источниках. Если в течение месяца не поступает заявлений лиц об исключении из списка (доказательства можно предоставлять позже), ОМС признают земельные доли невостребованными, а с 1.01.2025 г. одновременно своей собственностью.

4. Внесудебная процедура перехода невостребованных земельных долей в муниципальную собственность установлена п. 2 ст. 19.3 ФЗ Об обороте, вместо утрачивающего силу судебного порядка. С 1.01.2025 г. соединяются две процедуры: признание земельных долей невостребованными и переход права собственности на невостребованные земельные доли муниципальным образованиям. С момента признания земельной доли невостребованной лицо ею обладавшее утрачивает на нее право собственности, а поселение или муниципальный, городской округ, муниципальный район приобретают эту земельную долю в собственность, если нет судебного спора.

Но порядок признания земельной доли невостребованной по-прежнему урегулирован ст. 12.1 ФЗ Об обороте, поэтому выше сделанное

предложение о его упрощении, минуя стадию общего собрания участников долевой собственности, считаем актуальным. Это позволяет ОМС оперативно распоряжаться невостребованными земельными долями, даже не будучи их собственниками. На это же направлен п. 4 ст. 19.3 ФЗ Об обороте, устанавливающий право ОМС до 1.01.2025 г. передавать в аренду земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей.

С 1.01.2025 г. признание доли невостребованной одновременно является фактом перехода ее в публичную собственность, что значительно облегчает процедуру и создает возможности ОМС по их распоряжению.

Пункт 4 ст.12 ФЗ Об обороте дает исчерпывающий перечень субъектов, которым ОМС могут продать невостребованную земельную долю: сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, т.е. даже другим участникам долевой собственности, не использующим земельный участок, продать ее нельзя.

Сделка должна состояться в определенные сроки - в течение 6 месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю по цене, определенной как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Закон не регулирует отношения, если есть нескольких субъектов, имеющих право на приобретение земельной доли, находящейся в муниципальной собственности. При этом ОМС создают условия для конкуренции, поскольку обязаны в течение месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю опубликовать информацию о возможности ее приобретения.

В Обзоре Президиума ВС РФ от 23.12.2020г. разъясняется, что возможность выставить земельные доли на торги в данном случае законом не предусмотрена. Поэтому, когда имеется несколько лиц, добросовестно фактически осуществляющих пользование участком, находящимся в долевой собственности, ОМС обязан образовать земельный участок в счет невостребованных земельных долей и предоставить его в порядке п.5.1 ст. 10 ФЗ Об обороте [13, п.10]. Также ОМС обязаны образовать земельный участок в счет муниципальных земельных долей, если в течение года сельскохозяйственная организация или КФХ, использующие земельный участок, не купят эти доли.

5. Выводы. Итак, в законодательстве последовательно отстаивается позиция передачи права собственности на земельные доли и земельные участки сельскохозяйственным товаропроизводителям фактически их использующим. С этой целью все этапы процесса, от признания невостребованными земельных долей до перехода их в муниципальную собственность и продажи использующим их сельскохозяйственным организациям и КФХ, упрощаются. Уже принят внесудебный порядок перехода невостребованных земельных долей в муниципальную собственность. Далее может быть установлена процедура признания земельных долей невостребованными органами местного самоуправления. Не считаем преувеличением приравнивание по значимости работы, проводимой органами местного самоуправления по признанию муниципальной собственностью невостребованных земельных долей, к приватизации земли в 90-х годах [14, с. 23].

Библиогра фия:

1. Липски С.А. Земельные доли в сельскохозяйственном землепользовании постсоветской России: возникновение, трансформация их статуса, текущие проблемы и пути их решения: монография. - М.: ГУЗ, 2020. - 320 с.

2. Хлыстун В.Н. и др. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: монография /В.Н. Хлыстун, А.А. Мурашева, Ю.А. Цыпкин [и др.]. - М.: ГУЗ, 2020. - 296 с.

3. Устюкова В.В. Конкретизация понятия фактического использования земельного участка сельскохозяйственного назначения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. - № 1(53).- С. 102 - 109.

4. Боголюбов С.А. Актуальность правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. 2015 №3.С. 127-131.

5. Ковальчук Н.И. Совершенствование порядка распоряжения невостребованными земельными долями // Четвертая Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения-2020». - Омск: ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2020.- С. 294-298.

6. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 г. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2022. - 384 с.

7. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 731 ред. 16.03.2022. № 381 // СЗ РФ. 2021. № 21. Ст. 3583.

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. в ред. 29.12.2022 г. № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

9. Липски С.А. Невостребованные земельные доли и обновление законодательства о землеустройстве // Экологическое право. - 2021. - № 6. - С. 17-21.

10. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.11.2020 № 59 - КАД20-5-К9 //https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-18112020-n-59-kad20-5-k9/

11. Волков Г.А. Основные начала земельного права // Экологическое право. - 2022. - № 1. - С. 10-16.

12. Сырых Е.В. Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка // Имущественные отношения Российской Федерации. - 2022. - № 2. - С. 98-106.

13. Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства. Утверждено Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г. // СПС «Консультант Плюс».

14. Липски С.А. Достаточно ли полномочий у муниципалитетов для того, чтобы, разрешая проблему невостребованных земельных долей, не усугубить ошибки реформы 1990-х годов? // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2021. - № 4. - С. 20-24.

References:

1.Lipski S.A. Farmland allotment in agricultural land use in post-Soviet Russia: origin, status transformation, current issues and their solutions: monograph.- M.: GUZ, 2020. - 320 p.

2. Khlystun V.N. Legal aspects of unclaimed and unexercised agriculture land drawing in economic circulation/monograph. - M.: GUZ, 2020. - 296 p.

3. Ustykova Y.Y. Specification of the legal definition of the term «the actual use of the agricultural land plot» //Kutafin university bulletin (vestnik). №1 (53). 2019. pp. 102-109.

4. Bogolybov S.A. Actuality of legal regulation of relevance turnover of agricultural land // Agrarian and Land Law.- № 3.- 2015.- pр.127-131.

5. Kovalchuk N.I. The improvement of the management of unclaimed land shares. - Omsk: Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, 2020.- P. 294-298.

6. Report on the state and exercising of agriculture land in the Russian Federation in 2020. - Moscow: FSBI «Rosinformagrotech», 2022. - 384 p.

7. State program of agriculture land efficient involvement into circulation and ameliorative sector development in the Russian Federation ( approved by the RF Government Resolution May,14,2021 N.731) // SZ RF. № 21. 2021. Art. 3583.

8. Federal Law, July,24, 2002 last updated December, 29,2022 .N. 101- Federal Law «On Agriculture land circulation»// SZ RF. № 30. 2002. Art. 3018.

9. Lipski S.A. Unclaimed Farmland Allotments and Update of Land Utilization Laws // Environmental Law.- № 6. - 2021.- pp. 17-21.

10. https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-18112020-n-59-kad20-5-k9/

11. Volkov G.A. The Key Origins of Land Law // Environmental Law.- № 1. 2022.- pp. 10-16.

12. Syrykh E.V. Unclaimed farmland allotment as preclusion of land plot usage // Property relations in the Russian Federation. - № 2.-2022- pp. 98-106.

13. Review of judicial practice in cases related to the provision of land plots to agricultural organizations and peasant (farmer) farms for agricultural production. Approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 23.12.2020 // Reference legal system «Consultant Plus».

14. Lipski S.A. Do Municipalities Have Enough Powers to Avoid Aggravating the Mistakes of the Reform of the 1990s in the Solution of the Problem of Unclaimed Farmland Allotments? //Municipal Sernce: Legal Issues. - № 4, 2021 - pp. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.