Упреждающее антикризисное управление элементами банковской системы: предупреждение банкротства и господдержка кредитных организаций
Banking system elements' forestalling anti-crisis management: bankruptcy prevention and
state support of credit institutions
Костян Оксана Александровна
студент 2 курса магистратуры, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия, г. Москва o. a. kostyan@gmail. com
Kostyan Oksana Aleksandrovna
2nd year master's degree student National Research University Higher School of Economics
Russia, Moscow o. a. [email protected]
Аннотация.
В статье изучается перечень законодательно закрепленных мер, позволяющих предупредить банкротство кредитных организаций в целях недопущения дестабилизации банковской системы, которая, в свою очередь, является основополагающим звеном экономики России. Смягчение правил контроля и надзора со стороны Банка России, а также меры государственной поддержки кредитных организаций рассматриваются как зависящие от текущих экономических условий способы укрепления банковской системы, которые формируются путем взаимодействия государственных органов и участников финансового рынка благодаря системному анализу состояния банковского сектора и выбору направлений его развития. В результате, прослеживается тесная взаимосвязь правового регулирования банковского сектора с экономическими потребностями хозяйствующих субъектов и в качестве основной задачи законодательства выделяется своевременное реагирование государственных органов на экономические тенденции.
Annotation.
The article examines the list of legally established measures aimed at preventing credit institutions' bankruptcy in order to prevent the destabilization of the banking system, which, in turn, is the fundamental link of the Russian economy. Mitigation of the Bank of Russia's control and supervision rules, as well as measures of state support for credit institutions, are considered as depending on the current economic conditions strengthening the banking system's ways, that are formed through the interaction of state bodies and financial market participants due to system analysis of the banking sector's conjuncture and choosing the directions for its development. As a result, there is a close relationship between the legal regulation of the banking sector and the economic needs of economic entities, and the main task of the legislation is the timely response of state bodies to economic trends.
Ключевые слова: кредитная организация, Банк России, предупреждение банкротства, меры государственной поддержки, финансовая устойчивость.
Key words: credit institution, Bank of Russia, bankruptcy prevention, state support measures, financial stability.
Одной из важнейших предпосылок экономического роста страны является обеспечение благоприятных экономических условий, позволяющих обеспечить финансовую устойчивость ее хозяйствующих субъектов. Особую роль на российском финансовом рынке играют кредитные организации, поскольку их активы преобладают в общей величине активов всех участников финансового рынка, на рынке преобладают механизмы банковского кредитования, также на банках сосредоточены посреднические функции; мегарегулятором российского финансового рынка осуществляющим его регулирование и надзор за его участниками, является Центральный банк Российской Федерации (далее: ЦБ РФ или Банк России).
Как следствие, к кредитным организациям предъявляются особые требования по лицензированию их деятельности, по соблюдению обязательных нормативов Банка России, по предоставлению регулярных отчетов Банку России; а в случае нарушения законодательства или возникновения угрозы причинения материального вреда участникам экономических отношений деятельность кредитных организаций приостанавливается, и ЦБ РФ
принимает решение об отзыве предоставленной ранее лицензии; однако ликвидация кредитной организации не является предпочтительной мерой для банковского сектора, поскольку запускает процессы страховых выплат вкладчикам, удовлетворение требований кредиторов всех очередей носит длительный характер, к тому же конкурсной массы в итоге может оказаться недостаточно.
В соответствии со статьями 56-76 Главы Х Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее: ФЗ «О ЦБ РФ») в целях поддержания стабильности российской банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России осуществляет регулирование и надзор за российским банковским сектором. Регулирование выражается в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, составления и представления отчетности и иных предусмотренных законодательством правил; требований к управлению рисками и капиталом, ко внутреннему контролю в кредитных организациях и квалификационных требований к ряду должностей; в проведении оценки качества управления и деятельности кредитных организаций и банковских групп, по результатам которой Банк России направляет в кредитные организации предписание о приведении систем управления и внутреннего контроля к требованиям мегарегулятора. Надзор - это постоянно ведущийся процесс внешнего контроля, т.е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности каждого банка (банковской группы), существенных с точки зрения контролирующего (надзорного) органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм общего и банковского законодательства, требований и правил, содержащихся в нормативных актах Банка России, других регулирующих органов и во внутренних документах самих поднадзорных банков (банковских групп).[8, с. 288] Свою надзорную функцию Банк России осуществляет в целях выявления ошибок, нарушений и проблем в деятельности кредитных организаций. То есть надзор - это контроль со стороны органов, наделенных властными полномочиями, в результате которого по отношению к совершившей нарушение или допустившей ошибку подконтрольной кредитной организации могут быть применены предупредительные и/или принудительные меры. (Например, предупредительными мерами являются: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках или нарушениях ее деятельности; рекомендации по их исправлению и предложение о предоставлении в надзорный орган программы мероприятий по исправлению нарушений и устранению недостатков; установление дополнительного контроля за деятельностью кредитных организаций. Принудительные меры: взыскания в виде штрафа, ограничения или запрета на проведение отдельных видов операций; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до полугода; отзыв у кредитной организации лицензии.)
Следовательно, Банк России контролирует состояние банковского сектора и вправе выводить с рынка кредитные организации, которые создают угрозу интересам участников экономического хозяйствования. Однако если есть возможность избежать банкротства кредитной организации, она значима для рынка и не имеет признаков незаконной деятельности, но столкнулась с временными финансовыми трудностями, то целесообразно применить упреждающие несостоятельность меры.
Предупреждение банкротства кредитной организации представляет собой совокупность мер по восстановлению её финансового положения, которые могут предпринимать как сама кредитная организация в лице уполномоченных на то лиц, так и кредиторы или иные лица (например, партнеры), а также ЦБ РФ. В силу значимости кредитных организаций для экономики законодательством предусматривается перечень оснований осуществления мер по предупреждению банкротства, которые закреплены в ст. 189.10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее: ФЗ «О банкротстве»). При наличии хотя бы одного из таких оснований кредитная организация обязана сообщить об этом Банку России, а также в дальнейшем
уведомлять о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации, о заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) и о совершении ряда сделок с активами и акциями кредитной организации (ст. 189.11 ФЗ «О банкротстве»). Для сохранения стабильности финансового рынка предпочтительной в сравнении с ликвидацией кредитной организации мерой является недопущение ее несостоятельности посредством закрепленных в ФЗ «О банкротстве» мер по предупреждению банкротства или иных необходимых в текущих условиях мер государственной поддержки или со стороны заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 189.9 ФЗ «О банкротстве» к кредитной организации применяются следующие меры по предупреждению банкротства:
Финансовое оздоровление - осуществление во внесудебном порядке закрепленных статьей 189.14 ФЗ «О банкротстве» мер по восстановлению платежеспособности кредитной организации:
оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами предоставляемая в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и восстановления его платежеспособности - санация (п.1 ст.31 ФЗ «О банкротстве). Санация проводится до возбуждения дела о банкротстве, предоставляется с согласия и по инициативе должника и предполагает определенные этапы: установление целесообразности и возможности ее проведения; определение направлений и форм санации в соответствии с п.1 ст.189.15 ФЗ «О банкротстве»; выбор санатора - лица, которое будет осуществлять финансовую помощь и составление плана санации (ст. 189.21 ФЗ «О банкротстве»); расчет эффективности и мониторинг результатов санации. Санацию может осуществлять и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее: АСВ) при условии приобретения долей в уставном капитале кредитной организации. (По состоянию на 1 марта 2021 года АСВ принимает участие в финансовом оздоровлении 15 банков, санация которых осуществляется с привлечением инвесторов. [14])
Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации посредством продажи не приносящих дохода активов, увеличения собственных средств (капитала), улучшения качества кредитного портфеля и иных мер. (ст. 189.16 ФЗ «О банкротстве»)
Изменение организационной структуры кредитной организации: оптимизация состава структурных подразделений, состава и численности сотрудников и проч. (ст. 189.18 ФЗ «О банкротстве»)
Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала). Например, внесение дополнительного вклада в уставный капитал банка за счет средств Фонда консолидации банковского сектора (далее: ФКБС) или имущества АСВ. (п.12 ст. 189.49 ФЗ «О банкротстве»)
Иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 189.49 ФЗ «О банкротстве» ЦБ РФ или АСВ могут организовывать торги по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка.
Цель финансового оздоровления состоит в самостоятельном (с пассивным участием кредиторов и наблюдательным участием публично-властных институтов) преодолении кредитной организацией текущих трудностей, направленном на раннее предупреждение банкротства и сохранение положения максимальной удаленности от риска банкротства. [7, с. 30]
Назначение Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, общий срок действия которой не может превышать 18 месяцев. Состав и руководство временной администрации назначаются приказом ЦБ РФ (ст.ст. 189.25-189.28 ФЗ «О банкротстве»), согласно ст. 189.44 ФЗ «О банкротстве» соответствующая информация публикуется в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее: ЕФРСБ). Временная администрация участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации и контролирует их реализацию, контролирует распоряжение имуществом кредитной организации, выясняет, имеются ли основания для отзыва лицензии у кредитной организации и проч. (ст. 189.30 ФЗ «О банкротстве»).
Реорганизация кредитной организации в форме слияния или присоединения (п. 2 ст. 189.45 ФЗ «О банкротстве») в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в частности, статьями 57-60.2), федеральными законами (ст. 23.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности, ст.ст. 15-17 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и проч.) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Иные меры с участием Банка России или АСВ при возникновении оснований, предусмотренных статьей 189.47 ФЗ «О банкротстве» и осуществляемые в соответствии с ФЗ «О банкротстве» и Указанием Банка России от 07.07.2020 N5500-У «О порядке и методике проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в ГК «АСВ» предложения об участии ГК «АСВ» в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка» и иными нормативными документами Банка России.
Также ЦБ РФ предусматривает меры смягчения правил регулирования и надзора: приостановление проверок, увеличение срока исполнения предписаний и запросов надзорного характера, послабления относительно применения административных наказаний за несоблюдение сроков представления отчетности и др. [13] Меры поддержки деятельности кредитных организаций позволяют не только восстановить финансовую устойчивость, но и оказывают положительное влияние на состояние экономики государства в целом. При этом при выборе стратегии стабилизации экономики необходимо учитывать, что меры поддержки одной категории участников экономических отношений не должны негативно сказываться на других участниках, поэтому государственные органы находятся в тесном взаимодействии и проводят последовательное согласование и реализацию мер государственной поддержки. А благодаря совершенствованию обмена информацией между Банком России, иными государственными органами (министерствами и ведомствами) и непосредственными участниками финансового рынка формируется системное представление о состоянии банковского сектора и направлениях его развития, а также о необходимости совершенствования юридических механизмов, направленных на поддержку участников экономических отношений. (Перечень мер поддержки экономики можно найти на сайте Правительства РФ).
Например, относительно новой законодательной нормой в российском праве является мораторий на возбуждение дел о банкротстве - статья 9.1 ФЗ «О банкротстве», которая была введена в российское законодательство в апреле 2020 года и уже была неоднократно дополнена летом того же года. Цель данной нормы состоит в обеспечении стабильности экономической ситуации в стране в период чрезвычайных ситуаций или ухудшения отраслевых условий экономики за счет введения Правительством Российской Федерации отсрочки возбуждения дел о банкротстве должника по заявлениям его кредиторов (п. 1 ст. 9.1 ФЗ «О банкротстве»). (При этом сам должник имеет право отказаться от моратория в отношении него (абз.3 п. 1 ст. 9.1 ФЗ «О банкротстве») и тогда дело о банкротстве будет возбуждено.)
Данный мораторий снимает с должника предусмотренные статьей 9 ФЗ «О банкротстве» обязанности по подаче заявления в арбитражный суд о признании его банкротом, не допускает обращения взыскания на заложенное должником имущество, приостанавливает исполнительное производство по ранее возникшим имущественным взысканиям, исключает финансовые санкции (неустойки, штрафы, пени и проч.) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств на период действия моратория ( п. 3 ст. 9.1 ФЗ «О банкротстве») и при наличии определенных условий позволяет получить судебную рассрочку
задолженности (п. 3.1 ст. 9.1 ФЗ «О банкротстве»). (Данная норма распространяет свое действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рассрочка распространяется на требования всех кредиторов, в том числе на не включенные в реестр.) Следовательно, данная норма оказалось своевременной и экономически обоснованной в условиях вспыхнувшей пандемии коронавируса. Однако, такие меры поддержки могут нанести ущерб финансовому состоянию кредитных организаций, поскольку благодаря такой норме кредитор теряет возможность взыскать с должника заложенное имущество и вынужденно осуществляет рассрочку задолженности. Об отрицательном влиянии предоставления отсрочек, каникул и иных способов снижения долговой нагрузки на клиентов для кредитных организаций высказался и президент Ассоциации банков России, Лунтовский Георгий Иванович: «Такая риторика негативно влияет и так на непростую для банков ситуацию в сфере кредитования, повышая уязвимость банков.» [9] Тем не менее мораторий на возбуждение дел о банкротстве является инструментом стабилизации экономики, вводится Правительством РФ и распространяется только на указанные им категории лиц: стратегические и системообразующие организации; организации и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых более других пострадала от коронавируса. К тому же кредитная организация не теряет возможности истребовать долг со своего клиента в будущем, что является более предпочтительным для кредитной организации, поскольку не всегда удается истребовать залоговое имущество или процесс его истребования и реализации носит длительный характер и сопровождается дополнительными расходами. Тем не менее процедура рассрочки и исключение санкций за просрочку платежей, направленные на предоставление заемщику возможности восстановления своей платежеспособности, приводят к потере кредитной организацией процентного дохода по выданным кредитам и исключают возможность начисления пеней и штрафов за просроченные платежи. Более того, на протяжении 2020 года наблюдалась тенденция снижения ключевой ставки, что приводило к снижению ставок по вновь выдаваемым кредитам, к рефинансированию ранее выданных кредитов, что снижало процентные доходы кредитной организации.
Мораторий как мера поддержки должника может быть введена и в отношении кредитной организации: статьей 189.38 ФЗ «О банкротстве» установлено, что при приостановлении полномочий исполнительных органов и назначении временной администрации в кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, что позволяет на период действия моратория приостановить исполнение денежных обязательств кредитной организации, исключить введение финансовых санкций и проч.
В целях поддержки деятельности кредитных организаций государство предусматривает поручительство со стороны государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее: ВЭБ) в рамках программы кредитования: общий лимит поручительств определен в размере 500 млрд. рублей. К середине июня 2020 г. под поручительство ВЭБ было выдано более 17,7 тысяч кредитов на 50,7 млрд. рублей; а в июле 2020 г. общая сумма поручительств превысила 486,9 млрд. рублей, охватив более 139 тысяч кредитов, попавших под условия программы кредитования (льготная ставка: 2%, обеспечение: 85% от величины кредита). [10]
Другим способом господдержки кредитных организаций является фондирование (государственное финансирование) как формирование привлеченных ресурсов кредитной организации, обеспечивающих ее деятельность. Стоит отметить, что основную долю в общем объёме привлеченных ресурсов кредитных организаций составляют депозиты и средства Министерства финансов России (Рисунок 1). Банк России также осуществляет фондирование по программе рефинансирования, которая нацелена на восполнение недостатка ресурсов кредитной организации. Для повышения своей ликвидности (способности своевременно и в полном объеме исполнять свои денежные обязательства) кредитные организации могут (с учетом соответствия требованиям соответствующих Указаний Банка России) также воспользоваться кредитованием у Банка России
(как беззалоговым, так и с обеспечением): однодневным кредитом, кредитом постоянного действия или кредитным аукционом.
Млрд руб. 8 000
6 000 4 000 2 000 0
I 1П1 II I I II II II I Т I
иииииииииииии
6 7 2020
10 11 12
1
2021
%
8 6 4 2 о
Депозиты и средства Минфина России Депозиты и средства субъектов РФ Прочие государственные средства Доля в обязательствах банков (правая шкала)
Рисунок 1. Государственное фондирование банков [11]
Не менее эффективной мерой господдержки является субсидирование кредитных организаций: 27 апреля 2020 года Министерство экономического развития Российской Федерации (далее: Минэкономразвития) и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» объявили о возможности получения субсидий для пополнения своих оборотных средств кредитными организациями, которые выдавали кредиты системообразующим организациям. Однако для получения такой субсидии кредит должен быть не более 3 млрд. рублей, сроком не более 12 месяцев и не выше 5% годовых, а кредитная организация должна соответствовать ряду условий: не иметь просроченных задолженностей перед федеральным бюджетом по ранее полученным субсидиям, не находиться в процессе реорганизации или ликвидации, не иметь среди своих долевых участников зарегистрированных в офшорах иностранных юридических лиц и прочие условия.
Другими примерами субсидирования кредитных организаций в 2020 году являются: предоставление кредитным организациям средств федерального бюджета для возмещения недополученных доходов по кредитам, выдаваемым юридическим лицам и ИП на возобновление их деятельности [6] или для поддержки и сохранения занятости,[5] на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства. [4] Для получения данных субсидий тоже предполагается наличие ряда условий как для самой кредитной организации и выдаваемого кредита, так и для заемщиков.
Главной целью законодательства о банкротстве кредитных организаций является сохранение стабильности российского финансового рынка посредством обеспечения благоприятных условий для функционирования участников экономических отношений, недопущения злоупотреблений правом, выявления нарушений в осуществлении деятельности, сглаживания последствий несостоятельности кредитной организации и восстановления нарушенных прав всех участников. А от своевременности и системности государственных мер поддержки зависит следующий этап жизненного цикла кредитной организации: восстановление платежеспособности и стабилизация ее финансового состояния или в случае нецелесообразности данных мер -реализация конкурсной массы кредитной организации посредством процедуры банкротства.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ред. от 30.12.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.02.1996, N 6, ст. 492;
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 30.12.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.07.2002, N 28, ст. 2790;
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 30.12.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
4. Самохвалова, А.Ю. Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации: монография / Самохвалова А.Ю., Кожокарь И.П., под ред. — Москва : Проспект, 2018. — 182 с. // URL: https://book.ru/book/937431 (дата обращения: 21.02.2021);
5. Тавасиев, А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и «Антикризисное управление» / А.М. Тавасиев, А.В. Мурычев ; под ред. А.М. Тавасиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 543 с.;
6. Доклад на видеоконференции о реализации банками мер по минимизации экономических последствий пандемии (14.04.2020) / Ассоциация «Россия» // https://asros.ru/news/opinions/report-on-a-video-conference-on-the-implementation-bY-banks-of-measures-to-minimize-the-economic-imp/?sphrase id=20708 (дата обращения: 27.02.2021);
7. Новости Пресс-службы государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» / ВЭБ.РФ // URL: https://вэб.рф/press-tsentr/ (дата обращения: 08.03.2021);
8. О развитии банковского сектора Российской Федерации. / Информационно-аналитический материал Банка России. // URL: http://www.cbr.rn/anah tics/bank sector/develop/ (дата обращения: 03.03.2021);
9. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономиики / Правительство России // URL: http://government.ru/support measures/category/finance/ (дата обращения: 03.03.2021);
10. Смягчение правил для финорганизаций / Правительство России // URL: http://government.ru/support measures/measure/57/(дата обращения: 03.03.2021).