Научная статья на тему 'УПРАЖНЕНИЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ НЕРЕЧЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРАЖНЕНИЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ НЕРЕЧЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРЕЧЕВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Екатерина Александровна

Цель исследования - представить ряд упражнений по овладению фонетическими, лексическими, грамматическими средствами иноязычной речи в игровой, творческой и познавательной деятельности обучающимися первого класса. В статье анализируются взаимосвязь и взаимовлияние речевых и неречевых видов деятельности на коммуникативное развитие младших школьников. Исследование нацелено на разработку упражнений, обеспечивающих актуализацию языкового и речевого материала в целях коммуникативного овладения иностранным языком детьми 6-7 лет. Научная новизна заключается в разработке серии упражнений, направленных на становление и развитие слухо-произносительных навыков, умений формирования и формулирования самостоятельной речи за счет расширения активного лексического и грамматического минимума обучающихся первого класса. В результате автор предлагает упражнения в неречевых, игровых и интегрированных (познавательных) видах деятельности, которые способствуют коммуникативному и когнитивному развитию и становлению учебно-познавательной способности детей 6-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXERCISES FOR MASTERING MEANS OF THE ENGLISH LANGUAGE BY PRIMARY SCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF NON-SPEECH ACTIVITIES

The purpose of the study is to present a series of exercises for mastering phonetic, lexical and grammatical means of foreign language speech in game, creative and cognitive activity of first-form pupils. The article analyses relationship and mutual influence of speech and non-speech activity on primary schoolchildren’s communicative development. The study is focused on working out exercises that ensure actualisation of language and speech material for the purpose of communicative acquisition of a foreign language by children aged 6-7. Scientific novelty lies in developing a series of exercises aimed at formation and development of auditory-articulatory skills, ability to form and formulate independent speech by expanding first-form pupils’ active basic grammar and vocabulary. As a result, the author proposes exercises in non-speech, game and integrated (cognitive) activity that contribute to communicative and cognitive development and formation of the learning and cognitive ability of children aged 6-7.

Текст научной работы на тему «УПРАЖНЕНИЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ НЕРЕЧЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3 rpärnoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 3. С. 411-418 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 411-418

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Упражнения по овладению средствами английского языка младшими школьниками на основе неречевых видов деятельности

Куликова Е. А.

Аннотация. Цель исследования - представить ряд упражнений по овладению фонетическими, лексическими, грамматическими средствами иноязычной речи в игровой, творческой и познавательной деятельности обучающимися первого класса. В статье анализируются взаимосвязь и взаимовлияние речевых и неречевых видов деятельности на коммуникативное развитие младших школьников. Исследование нацелено на разработку упражнений, обеспечивающих актуализацию языкового и речевого материала в целях коммуникативного овладения иностранным языком детьми 6-7 лет. Научная новизна заключается в разработке серии упражнений, направленных на становление и развитие слу-хо-произносительных навыков, умений формирования и формулирования самостоятельной речи за счет расширения активного лексического и грамматического минимума обучающихся первого класса. В результате автор предлагает упражнения в неречевых, игровых и интегрированных (познавательных) видах деятельности, которые способствуют коммуникативному и когнитивному развитию и становлению учебно-познавательной способности детей 6-7 лет.

EN

Exercises for Mastering Means of the English Language by Primary School Children on the Basis of Non-Speech Activities

Kulikova E. A.

Abstract. The purpose of the study is to present a series of exercises for mastering phonetic, lexical and grammatical means of foreign language speech in game, creative and cognitive activity of first-form pupils. The article analyses relationship and mutual influence of speech and non-speech activity on primary schoolchildren's communicative development. The study is focused on working out exercises that ensure actualisation of language and speech material for the purpose of communicative acquisition of a foreign language by children aged 6-7. Scientific novelty lies in developing a series of exercises aimed at formation and development of auditory-articulatory skills, ability to form and formulate independent speech by expanding first-form pupils' active basic grammar and vocabulary. As a result, the author proposes exercises in non-speech, game and integrated (cognitive) activity that contribute to communicative and cognitive development and formation of the learning and cognitive ability of children aged 6-7.

Введение

Актуальность темы настоящего исследования заключается в определении разных видов упражнений, обеспечивающих актуализацию языкового и речевого материала в целях коммуникативного овладения иностранным языком обучающимися первого класса. Обучение иностранному языку в начальной школе отвечает принципу развивающего иноязычного образования, согласно которому учитываются познавательные возможности и потребности ребенка в общении, движении, получении знаний [9]. Следовательно, возникает необходимость включения первоклассников в такую познавательную, творческую деятельность, которая за-мотивирует их в овладении средствами иноязычной речи и создаст «материальную» основу для самостоятельного и качественного порождения речи на новом языке. Таким образом, актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью разработки серии упражнений по овладению коммуникативной функцией изучаемого языка и обеспечения всестороннего развития обучающихся в первом классе.

Согласно цели исследования автором были поставлены следующие задачи:

- проанализировать взаимовлияние речевых и неречевых видов деятельности на коммуникативное развитие младших школьников;

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210070

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

- представить ряд упражнений по овладению фонетическими, лексическими и грамматическими средствами английского языка;

- предложить методические рекомендации для учителей-практиков по использованию данной серии иноязычных упражнений.

Личностно-ориентированный, коммуникативно--деятельностный и когнитивный подходы к процессу овладения фонетическими, лексическими, грамматическими средствами иноязычной речи младших школьников на пропедевтическом этапе обучения иностранному языку определили выбор методов исследования: дидактического, психологического, лингвистического и дискурсивного анализа и синтеза.

Теоретическую базу исследования составили работы ведущих отечественных ученых методической (Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович [Там же], З. Н. Никитенко [10], И. В. Вронская [3], А. Н. Шамов [13], С. А. Гудкова [5], Л. Р. Гайнутдинова [4]), психологической (А. Н. Леонтьев [8], К. А. Абульханова-Славская [1]) и психофизиологической (М. М. Безруких [2]) наук. В процессе овладения фонетическими, лексическими, грамматическими средствами иноязычной речи в неречевых видах деятельности у обучающихся происходит становление и развитие слухового восприятия, оперативной памяти и коммуникативно-познавательное развитие в целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться учителями-практиками в организации нетрадиционных форм занятий при обучении младших школьников иноязычной речевой деятельности и послужат основой для последующих исследований в области раннего обучения иностранному языку.

Взаимовлияние речевых и неречевых видов деятельности на коммуникативное развитие младших школьников

Процесс овладения устной иноязычной речью на пропедевтическом этапе иноязычного образования предполагает обучение в наиболее интересных для младших школьников видах деятельности. Разнообразие практик с наглядными средствами, предметами позволяет детям чаще употреблять изучаемые образцы речи. Неречевые виды деятельности детей относятся к нерегламентированной деятельности на уроке иностранного языка, но, вместе с тем, предопределяют структуру урока [14, с. 6]. При обучении младших школьников посредством игрового, творческого и познавательного (интегрированного) видов деятельности создаются естественные условия для общения детей с педагогом и обучающихся между собой на новом языке. Тесная взаимосвязь речевых и неречевых видов деятельности показывает детям практическую значимость изучаемого языка.

Метод игры обеспечивает истинную мотивацию в изучении языка детьми младшего школьного возраста. Игра отвечает принципу преемственности дошкольного и начального школьного иноязычного образования. В первом классе дети адаптируются к новым условиям обучения, где метод игры позволяет обеспечить плавный переход от сюжетно-ролевой игры к учебно-познавательной деятельности на иностранном языке. Создаваемые учебно-речевые ситуации посредством игры дают возможность первоклассникам непроизвольно усваивать языковые и речевые средства иноязычного общения в процессе мотивированной иноязычной речевой деятельности. Игра создает условия организации различных форм работы обучающихся: индивидуальной, групповой, парной, творческих объединений (инсценировка сказки). Согласно принципу двигательно-игровой активности, разумное сочетание учебной деятельности и игры приносит детям дополнительную энергию, ослабляя физическое напряжение в теле ребенка и активизируя речемыслительную активность [2, с. 368].

Неречевые творческие виды деятельности: рисование, конструирование, лепка также отвечают принципам развивающего иноязычного образования. Детская предметно-практическая деятельность, согласно исследованиям И. В. Вронской, делает процесс обучения иностранному языку естественным, а изучаемый материал «понятным и легко запоминающимся благодаря однозначности ситуации общения и семантизирующей функции ее контекста» [3, с. 290]. В соответствии с принципом творческой направленности обучения, иноязычное образование осуществляется в процессе деятельности, подкрепляемой «материальной» наглядностью. Следует отметить, что внешняя, материальная (предметно-практическая) деятельность тесным образом связана с внутренней, психической деятельностью. Неречевая предметно-практическая деятельность представляет собой почву, где формируются и развиваются соответствующие психические явления: мышление, речь, память, внимание, воображение [8, с. 48].

В процессе рисования, лепки или конструирования идет развитие пальцевой моторики, функции моторного планирования, за счет которой дети учатся планировать и реализовывать незнакомое действие с предметом. В ходе практической деятельности между обучающимися и учителем возникает естественная ситуация общения: постановка целей и задач предстоящей деятельности, запрос помощи, описание предмета и результатов творческой деятельности. Таким образом, представленная неречевая деятельность служит базисом, на котором основывается система взаимосвязей языка, речи и общения, где обучающиеся самостоятельно формируют и формулируют речь известными им средствами иностранного языка.

При обучении посредством интегрированного обучения младшие школьники узнают новые и закрепляют полученные знания в рамках других школьных предметов (математики, окружающего мира, рисования и т.д.), одновременно совершенствуя навыки иноязычной речи. Метод интегрированного обучения отвечает принципам развивающего раннего иноязычного образования: когнитивно-речевого развития, психолингвистической комфортности и креативной направленности обучения [6, с. 640]. Организация данного метода в рамках

школьной программы возможна при «соответствии календарно-тематического планирования занятий по иностранному языку темам неязыковых школьных предметов» [5, с. 32]. Педагог разрабатывает конспект занятий, интегрируя темы из других предметов, в зависимости от нагрузки по иностранному языку.

Учитывая психофизиологические особенности развития детей 6-7 лет, сложности адаптации детей к новому виду деятельности - учебно-познавательной, метод интегрированного обучения дает дополнительную возможность повторить учебный материал, изученный на других предметах. Дети осваивают лексику иностранного языка и в то же время повышают качество знаний по другим предметам. Таким образом, согласно требованиям ФГОС НОО, метод интегрированного обучения способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся [12]. Упражнения классифицируются на основании представленных современных методов обучения (игры, неречевых видов деятельности, интегрированного обучения), овладении обучающимися первого класса средствами иноязычного общения (фонетические, лексические, грамматические) и иноязычной речевой деятельностью (аудирование, говорение). Таким образом создаются условия для целенаправленной работы по становлению и совершенствованию слухо-произносительных навыков, самостоятельной речи на иностранном языке за счет комбинирования и трансформации языковых и речевых образцов. Разработанная система иноязычных упражнений по овладению средствами иностранного языка обеспечивает обучающимся плавный переход от дошкольного образования к начальному школьному иноязычному образованию.

Условно-речевые упражнения по овладению фонетическими, лексическими и грамматическими средствами английского языка

Упражнения по овладению фонетическими средствами иноязычной речи

В ходе нашего исследования доказано, что для коммуникативного развития обучающихся средствами английского языка на пропедевтическом этапе возникает необходимость целенаправленного развития у детей 6-7 лет слухового восприятия иноязычных звуков и слов их содержащих, совершенствуя произносительные и слуховые навыки. Овладение обучающимися фонетическими средствами иноязычной речи осуществляется в процессе выполнения языковых упражнений.

Наилучших результатов в обучении иноязычному произношению можно достичь благодаря аналитико-имитативному подходу. Подход представляет собой «сочетание различных приемов по созданию новых звуковых образов: описание артикуляции (полное или частичное) и имитация (управление уподоблением звуков иностранного языка звукам родного с указанием позиционного или комбинаторного варианта фонемы родного языка, максимально приближенного к изучаемой фонеме иностранного языка)» [4, с. 97]. Следовательно, системная работа по овладению детьми звуковой стороной иноязычной речи связана с развитием «иноязычного речевого слуха и формированием способности к фонологическому осознанию иноязычной речи без опоры на печатный текст» [11, с. 222].

Приведем фрагмент занятия с элементами интегрированного обучения («Окружающий мир») и с звукоподражательными играми-упражнениями с использованием приемов неосознанной и осознаваемой имитации, например, при введении лексики на тему «Цвета». Дети следуют правилу и учатся управлять своими органами артикуляции при произношении согласных звуков: [w], [r], [(] и гласных: [i], [i:]. Главные действующие лица - Sound Butterfly и ее братья, бабочки, на которых изображены звуки.

Sound Butterfly (SB): "Hello, boys and girls! I'm so happy to see you again".

Students: "Hello, [ei]".

SB: Сегодня мы отправимся с вами в наш Magic Forest и увидим, какие деревья растут в нашем лесу. Дорогу нам покажут мои братья и сестры. Познакомьтесь с ними.

• Упражнения на восприятие и произнесение звуков в изучаемых единицах речи. Данная группа упражнений помогает обучающемуся «ощутить» свои органы речи, их расположение, что приблизит его произношение к аутентичному произношению носителю языка.

Это мой брат [w]. [w] - очень ответственный и отвечает он за свет. Как только наступает ночь, [w] летает по лесу и задувает свет в лампах, вот так [w- w- w]. Хотите стать помощниками [w]? Как здорово, [w] очень обрадуется, что у него будет так много друзей-помощников! Чтобы правильно задуть огонь в лампах, нужно вытянуть губки вперед, подуть воздух в образовавшееся отверстие, а затем растянуть губы в сторону. Попробуйте! [w] любит называть свои огоньки, попробуйте произнести вместе со мной некоторые названия: when, why, win, won, window, yellow. Well done!

Один из самых резвых моих братьев - [r]. Необычный у него звук, правда? Послушайте внимательно, как правильно его произносить. Ваш ротик как домик, в котором есть стены - щеки. Погладьте их язычком. Есть потолок - верхнее нёбо. Дотянитесь язычком. И есть пол, опустите язычок вниз. Так вот, чтобы позвать моего брата [r], вам нужно язычок поднять к потолку домика, к верхнему нёбу и произнести звук [р]. Погладьте язычком нёбо и скажите [r-r-r-rAn], red, read, forest, green, orange [13, c. 48].

А это [(], жужжит как жук! Поднимите язычок к потолку домика. [(- (- (] - magic, orange, jump.

• Упражнения на дифференциацию звуков (долгих и кратких гласных). Данная группа упражнений формирует у детей способность правильно воспринимать услышанный звуковой образец и определять его значение при восприятии без опоры на печатный текст.

Это две сестренки, одну зовут [i], а вторую [i:]. Они очень обижаются, когда их путают. [i] - шустрая, все у нее получается сделать быстро: pink, swim, big, win, pig, orange. А вот [i:] - медлительная. Она любит растягивать

свои дела: green, tree, bee, clean. Хлопните в ладоши один раз, если вы услышите, что пролетела [i], и много раз, если это [i:]: speak, pin, jeans, green, pink, ring, magic, sleep.

• Упражнения на определение места звука в слове и его правильное произношение. Упражнения направлены на формирование навыков фонематического слуха и синтеза по осознанию иноязычной речи.

Ребята, пока мы знакомились с новыми звуками, незаметно дошли до нашего волшебного леса. Посмотрите на эти огромные деревья, вы знаете, как они называются (дуб, береза, рябина, ель, клен, осина)? В Magic Forest сейчас царит осень, и листья на деревьях меняют свой цвет. Look! It's yellow! It's blue! It's green! It's orange! It's red! It's pink! Oh, no! Деревья расстроились, что мы неправильно произносим цвета на английском, и стали бесцветными. Нам нужно срочно исправляться!

Yellow - какой звук вы слышите в конце слова?

Blue - какой звук вы слышите в начале слова?

Green - какой гласный вы слышите в середине слова?

Orange - какой гласный звук вы слышите в начале слова, какой согласный звук слышим в конце слова?

Red - какой согласный звук вы слышите в начале слова?

Pink - какой гласный звук вы слышите в слове?

SB: Посмотрите на листочки. Давайте их раскрасим, сделаем осенними! Приготовьте свои карандашики: yellow, green, pink, blue, orange, red. Look! It's yellow! It's blue! It's green! It's orange! It's red! It's pink!

• Музыкально-фонетические упражнения. Упражнения развивают слухопроизносительные, ритми-ко-интонационные, лексико-грамматические и речевые навыки. Дети непроизвольно усваивают разные способы сочетания слов и грамматических связей между словами в предложении и формируют элементарные представления о структуре предложения.

SB: Ребята, мы с вами активно потрудились, поэтому предлагаю вам исполнить песенку с нашими жуками. Аудиозапись "Color my world". Исполнение песенки сопровождается движениями. На слово "red" руки опускаются вниз, раскрашивают пол, на "blue" - вверх, на "yellow" - рисуем солнышко; на "pink" правой рукой рисуем цветок, на "green" левой рукой рисуем траву.

Работа обучающихся с языковыми фонетически-направленными упражнениями обеспечивает многократное повторение фонетического материала, «прохождение» его через слуховой и речедвигательный анализаторы, что способствует удержанию его в памяти. Таким образом, процесс овладения детьми звуковой стороной нового языка определяется последовательностью предъявления детям фонетических явлений, содержащихся в речевых образцах, необходимых для общения на уроке. Включение процесса формирования фонологической способности в контекст игровой деятельности позволяет детям непроизвольно, на чувственном уровне овладевать иноязычным произношением.

Упражнения по овладению лексическими средствами иноязычной речи

Метод обучения посредством неречевых видов деятельности и интегрированного обучения обеспечивает коммуникативное и когнитивное развитие младших школьников при овладении лексической стороной иноязычной речи в процессе выполнения условно-речевых упражнений. Лексический уровень иноязычной языковой способности обучающихся развивается в процессе общения на предмет практической деятельности. Это дает младшим школьникам возможность взаимодействовать и общаться, начиная с первых уроков. Слова вводятся по семантическому признаку, группой 5-6 слов к той или иной сфере действительности. Зрительная наглядность служит опорой при восприятии слов на слух. Чтобы создать необходимость узнать эти слова, увидеть смысл в овладении ими, то есть замотивировать детей, мы предлагаем использовать: 1) прием проблемной истории; 2) творческие виды деятельности; 3) знания обучающихся, полученные на других предметах (межпредметные связи).

Младшие школьники на чувственном, подсознательном уровне овладевают словом, как орудием речевой деятельности. Общение внутри деятельности: 1) обеспечивает процесс коммуникативно-оправданными речевыми действиями, так как каждый обучающийся выражает свое коммуникативное намерение, свои собственные мысли; 2) развивает у детей учебные умения: они учатся видеть цель, действовать в соответствии с ней и оценивать результаты решения поставленной речемыслительной задачи.

Приведем фрагмент занятия-лепки по теме «Животные», где в начале представлены подготавливающие упражнения к предстоящей иноязычной речевой деятельности описательного характера. Перед началом занятия учитель просит ребят подготовить парты к творческой деятельности - лепке. Дети раскладывают доски для лепки, ножи, коробку с пластилином.

Начало занятия определяют подготовительные упражнения:

• Упражнения на восприятие новых слов на слух и их семантизация. Суть этого упражнения в том, что дети соотносят произносимые учителем слова с картинкой или предметом и говорят "Yes" или "No", не имитируя речь учителя. Развивается слуховое внимание и оперативная память обучающихся.

«В лесу происходят какие-то чудеса. Злая волшебница перекрасила всех зверей в другой цвет, фея не может вспомнить, кто и как выглядит. Помогите ей разобраться».

Fairy: Look! Is it a bird? - Yes!

Is a bird pink? - No, It's yellow!

Is it a bear? - Yes!

Is a bear blue? - No, It's brown.

• Употребление слов c опорой на звуковой образ слова. Данное упражнение на самостоятельное создание однословного предложения. Суть в развитии слухового внимания и оперативной памяти ученика.

«Вам удалось расколдовать животных, но от страха они все разбежались по лесу. Помогите Фее вернуть их обратно. Фея назовет вам троих своих любимых животных. Вам нужно назвать того, кто вам нравится больше всего, услышав ваш голос, животное вернется».

Teacher: Masha! A bear, a fox, a hair?

Masha: A fox!

Teacher: Denis! A mouse, a wolf, a frog?

Denis: A wolf! Etc.

• Самостоятельное употребление слова во фразе с выбором. Выполняя данное упражнение, ученик впервые употребляет новые слова во фразе и применяет их не только самостоятельно, но и по своему выбору:

«Чтобы Злая Колдунья не смогла впредь заколдовать наших животных, Фея предлагает нам сделать собственных животных из пластилина. В этом случае на наших животных колдовство Злой Колдуньи не подействует. Каждый из вас назовет животное и его цвет. Первой назовет Фея».

Fairy: I like a yellow bird!

Student: I like a brown bear! Etc.

Учитель берет пластилин и рассказывает о том, что он лепит, показывая пример детям. Затем каждый ребенок берет пластилин необходимого цвета и начинает создавать свое животное.

Teacher: Look! I take orange and black. Is it a bear?

Students: No!

T: Is it a hare?

St: No! It's a fox!

T: Yes, you're right! It's orange. It's a fox. Sasha, what color is it?

Sasha: It's green! It's a frog!

T: Look! It's a head! A fox has got a head! Olya, what is it?

Olya: It's a head. A hare has got a head.

T: Look! It's a body! A fox has got a body! Artem, what is it?

Artem: It's a body. A bear has got a body.

T: Look! It's a leg! A fox has got four legs! Vika, what is it?

Vika: It's a leg! A wolf has got four legs.

T: Look! It's a tail! A fox has got a tail! Danil, what is it?

Danil: It's a tail! A mouse has got a tail.

• Упражнения в комбинировании лексических единиц. Творческий, неречевой вид деятельности -лепка - определяется речемыслительной задачей. При выполнении данного вида упражнений создаются естественные условия для развития самостоятельной речи обучающихся. Дети употребляют самостоятельно во фразе те слова, которые описывают продукт их творческой деятельности (не имитируя никого). В результате получается продукт речевой деятельности - монологическое высказывание.

Teacher: Look! It's a fox. A fox is orange. A fox has got a head, a body, four legs and a tail.

Misha: What is it?

Misha: It's a bear. A bear is brown. A bear has got a head, a body, four legs and a tail.

Приведенный пример фрагмента урока иллюстрирует постоянное использование в речи: 1) ранее усвоенного языкового и речевого материала; 2) его комбинирование с новыми лексическими единицами; 3) формирование на этой основе иноязычных устно-речевых навыков и умений обучающихся 1-го класса. В процессе творческого вида деятельности сохраняется принцип новизны при организации учебного материала, согласно которому новое содержание передается посредством новых трансформаций и комбинаций за счет одних и тех же лексических и грамматических структур [1, c. 13]. Таким образом, построение системы условно-речевых упражнений по овладению лексическими средствами иноязычной речи, согласно принципам когнитивно-речевого развития и креативной направленности иноязычного обучения, формирует и развивает способности к самостоятельной речи обучающихся на новом языке.

Упражнения по овладению грамматическими средствами иноязычной речи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овладение грамматической стороной речи обучающихся первого класса предполагает, во-первых, сфор-мированность ориентиров в звуковой форме слов и, во-вторых, активную деятельность младшего школьника со словами. Формирование грамматического уровня иноязычной языковой способности, то есть способности «строить бесконечное число новых высказываний с использованием словообразовательных и синтаксических операций», ведет за собой когнитивное и коммуникативное развитие обучающихся на пропедевтическом этапе [9, c. 38]. Многократная тренировка в употреблении нового (или ранее усвоенного) материала в речи обучающихся обеспечит понимание иноязычной речи при аудировании и чтении. В исследованиях З. Н. Ники-тенко доказано, что формирование грамматической способности осуществляется за счет системы упражнений, согласно которой «овладение первоклассниками грамматикой происходит взаимосвязано с овладением словом и с овладением фонемой (развивается их иноязычный речевой слух, слуховая память) как орудиями иноязычной речевой деятельности и включается в процесс иноязычного общения» [11, с. 230].

Метод обучения посредством неречевых (творческих) видов деятельности и интегрированного обучения формирует грамматический минимум двух явлений: активный и пассивный. Активный грамматический минимум составляют языковые явления, необходимые для самостоятельного выражения мысли в устной форме. Пассивный грамматический минимум - языковые явления, необходимые для восприятия информации на слух в процессе практической, продуктивной деятельности. Отбор и организация грамматического материала осуществляется в виде речевых образцов, которые служат для обучающихся примером для осуществления самостоятельных речевых действий. Овладение грамматическими средствами нового языка осуществляется при выполнении условно-речевых упражнений.

Рассмотрим перечень грамматических упражнений на примере интегрированного занятия по теме «Животные»: «Ребята, сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие, во время которого встретим разных животных».

• Репродуктивно-подстановочные упражнения, направленные на формирование умений осознания обучающимися грамматической нормы и способности к употреблению грамматической формы на основе аналогии:

«Посмотрите в бинокль, каких животных мы можем встретить, и что они умеют делать? Сначала расскажет Фея».

Fairy: I see a white bear. A bear can swim!

Student: I see a giraffe. A giraffe can run! (учитель размещает картинки животных на доске).

«Вместе с нами в путешествие отправляются гномы Умник и Простачок, им тоже очень интересно узнать, где живут животные. Умник хочет вас проверить, где же живут животные. Он будет задавать вам вопросы, а вы ему покажите на карте» (на уроках «Окружающий мир» дети прошли тему «Где живут белые медведи и слоны», в рамках которой узнали про материки Антарктиду и Африку. Когда дети показывают континент, учитель произносит названия по-английски).

Doc: Where do white bears live? Where do lions live? Where do penguins live? Where do elephants live? Where do koalas live? - последний вопрос ставит детей в тупик, этого они еще не изучали. На помощь приходит Фея.

Fairy: Children, look! Koalas live in Australia (Учитель размещает флаг Австралии на доске и повторяет: Australia. Koalas live in Australia).

Doc: Where do llamas live? Fairy: Look! Llamas live in Peru.

Doc: Where do pandas live? Fairy: Look! Pandas live in China.

Doc: Where do foxes live? Fairy: Look! Foxes live in Russia.

• Упражнения на расширение речевого образца. Цель данных упражнений в активизации и дополнении речевого образца раннее усвоенными языковыми и речевыми единицами (использование прилагательных, предлогов, числительных).

«Простачок такой невнимательный, что запутался, какие животные и где живут. Повторите для него еще раз информацию о животных, о которых сейчас говорили Умник и Фея. Простачок будет задавать вопросы, а вы ему расскажите и покажите все на карте»

Dopey: What animals live in Africa?

Student: Giraffes, lions, elephants live in Africa. Etc.

• Упражнение на трансформацию речевого образца. Эти упражнения направлены на становление навыка самостоятельного выбора языковых и речевых единиц в соответствии с учебно-речевой ситуацией общения.

«Ребята, мы настолько были захвачены нашим путешествием, что не заметили, как Злая Колдунья села в наш самолет и заколдовала животных. Помогите их расколдовать. Фея скажет нам заклинание».

Fairy: A penguin can't climb! A penguin can swim!

• Упражнения на комбинирование, завершающее становление грамматической способности. Эти упражнения дают возможность детям самовыразиться, составить высказывание с тем, что они знают, за счет использования известных им прилагательных, предлогов, глаголов.

«Чтобы наше путешествие запомнилось Простачку надолго, мы сделаем альбом из ваших рисунков. Нарисуйте для него животное, которое вам больше всего понравилось, и когда будете дарить свой рисунок, расскажите о нем. Простачок будет очень рад!»

Пример интеграции уроков «Английский язык» и «Окружающий мир» по теме «Животные» демонстрирует эффективность метода интегрированного обучения. Приведенные примеры упражнений способствуют увеличению активного грамматического минимума, необходимого для самостоятельного речетворчества обучающихся; обогащают представления детей о явлениях окружающего мира.

Таким образом, обучение грамматическому аспекту иноязычной речи на пропедевтическом этапе предполагает сознательно-имитативное овладение грамматикой, где через познавательную деятельность обучающиеся самостоятельно выводят грамматическое правило. В результате выполнения перечня грамматических упражнений у обучающихся обогащается активный и пассивный грамматический минимумы.

Методические рекомендации для учителей-практиков по использованию данной системы иноязычных упражнений

Организуя иноязычное обучение детей 6-7 лет по овладению фонетическими, лексическим, грамматическими средствами иностранного языка по представленной серии упражнений, учителю следует: 1) учитывать

принцип преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования, то есть иметь в виду факт смены ведущего вида деятельности обучающихся: игровая деятельность сменяется учебно-познавательной; 2) начинать урок с фонетических упражнений, так как они «настраивают» слуховое внимание обучающихся к предстоящей устно-речевой иноязычной деятельности на уроке; 3) внедрять творческие, интегрированные виды деятельности при актуализации и закреплении ранее пройденного языкового и речевого материала; 4) рационально сочетать регламентированную учебную и коммуникативно-игровую деятельности детей при овладении сторонами и видами речевой деятельности изучаемого языка, дополненные другими видами деятельности младших школьников (лепка, конструирование, аппликация, музыкальная культура); 5) создавать творческую, познавательную атмосферу и организовывать совместную учебную деятельность обучающихся и учителя на занятиях иностранным языком с целью поспособствовать физической и психологической адаптации первоклассников к новым условиям обучения [7, c. 124].

Заключение

Делая вывод по вышесказанному, мы заключаем, что взаимовлияние речевых и неречевых видов деятельности положительно сказывается на коммуникативном и когнитивном развитии обучающихся первого класса. Включение процесса овладения устной иноязычной речевой деятельностью в контекст игровой, творческой и интегрированной деятельностей позволяет создать условия для мотивированного, естественного процесса формирования и формулирования мысли обучающимися на иностранном языке. Представленные условно-речевые упражнения по овладению фонетическими, лексическими и грамматическими средствами иноязычной речи на пропедевтическом этапе обучения младших школьников способствуют формированию и развитию иноязычного речевого слуха, навыкам и умениям самостоятельного формирования и формулирования мысли на изучаемом языке. Учителям, организующим обучение младших школьников иностранному языку на пропедевтическом этапе обучения, следует уделить особое внимание формированию таких психологических процессов, как: слуховому восприятию, долговременной и кратковременной памяти, вниманию, воображению, в связи с чем предлагается осуществлять целенаправленное овладение коммуникативной функцией языка на основе других видов деятельности детей: игры, творческого и предметно-интегрированного видов деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой серии упражнений, направленных на развитие и совершенствование умений в диалогической и монологической речи обучающихся первого класса на основании представленных упражнений.

Источники | References

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. Л. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 416 с.

3. Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 2015. 336 с.

4. Гайнутдинова Л. Р. Формирование фонетических навыков на английском языке у учащихся младшего школьного возраста с опорой на песенную наглядность: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2019. 198 с.

5. Гудкова С. А., Яшина Н. В. Методические возможности использования CLIL-технологии при преподавании английского языка в начальной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2017. № 2 (29). С. 31-35.

6. Куликова Е. А. Специальные методические принципы развивающего иноязычного образования обучающихся начальных классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5. С. 638-644.

7. Куликова Е. А. Технология педагогического общения на пропедевтическом этапе начального иноязычного образования // Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова (г. Липецк, 1-2 декабря 2020 г.). Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 123-127.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

9. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М.: Наука, 1981. 111 с.

10. Никитенко З. Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе: монография. М.: Прометей, 2018. 356 с.

11. Никитенко З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: дисс. ... д. пед. н. М., 2014. 427 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. М.: Просвещение, 2014. 35 с.

13. Шамов А. Н., Гусева Л. В. Методика обучения фонетической стороне иноязычной речи: учеб. пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 122 с.

14. Шамов А. Н., Чернышов С. В. Методический анализ урока как средство профессионального становления учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2021. № 1. С. 4-12.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Куликова Екатерина Александровна1

1 Волжский государственный университет водного транспорта; Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина

Kulikova Ekaterina Aleksandrovna1

1 Volga State University of Water Transport;

Nizhny Novgorod River College named after I. P. Kulibin

1 ekkulick@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 28.04.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): неречевые виды деятельности; английский язык; младшие школьники; фонетические средства иноязычной речи; лексические средства иноязычной речи; грамматические средства иноязычной речи; non-speech activities; English language; primary school children; phonetic means of foreign language speech; lexical means of foreign language speech; grammatical means of foreign language speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.