Научная статья на тему 'Упражнения для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса по иностранному языку'

Упражнения для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ЧТЕНИЕ / ИКТ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / UNIVERSAL LEARNING SKILLS / MEANINGFUL READING / FOREIGN LANGUAGE READING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / READERS' ACTIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Людмила Владимировна

Рассматривается формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса на основе смыслового чтения по иностранному языку. Определяются понятие смыслового чтения и уровни понимания. Выделены уровни и критерии сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся по иностранному языку. Описан комплекс упражнений для развития познавательных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of cognitive universal learning skills of 5th form pupils on the basis of meaningful reading of a foreign language. There are defined the concept of meaningful reading and the levels of understanding. There are revealed the levels and the criteria of the development of cognitive universal learning skills of a foreign language of pupils. There is described the set of exercises for the development of cognitive skills.

Текст научной работы на тему «Упражнения для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса по иностранному языку»

14. Ivanec I.I. Pedagogicheskie usloviya razvi-tiya rechevyh kommunikacij starshih doshkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 1997.

15. Ivanov I.P. Vospityvat' kollektivistov: iz opyta raboty shkol Leningrada i Leningradskoj oblasti. M.: Pedagogika, 1982.

16. Kudryavceva E.A. Razvitie individual'nosti rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta v kollektivnyh vzaimootnosheniyah: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2005.

17. Kurakin A.T., Lijmets H.J., Novikova L.I. Kollektiv i lichnost' shkol'nika. Tallinn: RIUU, 1981.

18. Lebon G. Psihologiya narodov i mass. SPb.: Maket, 1995.

19. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii. SPb.: Piter, 2009.

20. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya: spec. kurs. M.: VLADOS, 2010.

21. Makarenko A.S. Proektirovat' luchshee v cheloveke. Minsk: Universitetskoe, 1989.

22. Mihajlova A.I., Kushnarenko E.M., Gubano-va N.V. Organizaciya raboty s det'mi raznovozrastnyh grupp. Har'kov: Ranok, 2008.

23. Nechaeva V.G., Markova G.A., Zhukov-skaya R.I., Pen'evskaya L.A. Formirovanie kollektiv-nyh vzaimootnoshenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta. M.: Pedagogika, 1968.

24. Novikova L.I. Pedagogika detskogo kollektiva. M.: Pedagogika, 1978.

25. Pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej pered postupleniem v shkolu / pod red. T.S. Komarovoj, O.A. Solomennikovoj. Yaroslavl': Akademiya razvi-tiya, 2006.

26. Petrovskij A.V. Kollektiv, obshchenie i razvitie lichnosti // Hrestomatiya po vozrastnoj i pedogicheskoj psihologii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981.

27. Pronina A.N. Pedagogicheskaya diagnosti-ka kak sredstvo postroeniya obrazovatel'nogo processa (na primere raznovozrastnoj gruppy detskogo sada): dis. ... kand. ped. nauk. Elec, 2003.

28. Royak A.A. Formirovanie kommunikativnoj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v obrazovatel'nom processe. M.: Prosveshchenie, 1999.

29. Ruzkaya A.G. Razvitie obshcheniya do-skol'nikov so sverstnikami. M.: Prosveshchenie, 1989.

30. Suhomlinskij V.A. Mudraya vlast' kollektiva: metodika vospitaniya kollektiva / per. s ukr. N. Dan-gulovoj. M.: Mol. gvardiya, 1975.

31. Fomenko L.K. Formirovanie sintaksichesko-go stroya rechi u doshkol'nikov malokomplektnogo detskogo sada: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Elec, 1998.

32. El'konin D.B. Detskaya psihologiya: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu i special'nostyam psihologii / red.-sost. B.D. El'konin. 5-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2008.

Research of the initial level of speech communication of senior preschool age children and junior children in modern preschool educational institutions

The article deals with the urgent issue of studying the peculiarities of speech development of modern senior preschool age children in mixed-age groups of children. There are defined the essence of the notion, the criteria and the indicators of the studied phenomenon. There are presented the diagnostic tools for the research of the initial level of speech communication, its results and pedagogical conditions that provide the optimization of the educator's work in the direction.

Key words: speech communication, mixed-age group of children, senior preschool age children, junior preschool children.

(Статья поступила в редакцию 08.08.2019)

л.в. Сидорова

(якутск)

упражнения для развития познавательных универсальных учебных действий по иностранному языку у учащихся

5-го КЛАССА

Рассматривается формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса на основе смыслового чтения по иностранному языку. Определяются понятие смыслового чтения и уровни понимания. Выделены уровни и критерии сформи-рованности познавательных универсальных учебных действий учащихся по иностранному языку. Описан комплекс упражнений для развития познавательных умений.

Ключевые слова: познавательная деятельность, универсальные учебные действия, смысловое чтение, иноязычное чтение, ИКТ, читательская деятельность, внеучебная деятельность.

Важнейшей целью современного основного среднего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Вопросы формирова-

О Сидорова Л.В., 2019

педагогические науки

ния познавательной деятельности и развития познавательных умений обучающихся рассматривали в своих трудах не только исследователи прошлого века, такие как Л.А. Вен-гер [2], П.Я. Гальперин [5], В.В. Давыдов [6], А.А. Леонтьев [9], Д.Б. Эльконин [14], но и современные исследователи, такие как Н.В. Ба-гичева [1], Т.В. Выходцева [3], А.И. Газейки-на [4], Д.С. Елисеева [7], Ю.О. Казакова [4], А.В. Сапа [11], А.А. Шкурова [1], Н.А. Чула-нова [13] и др.

Согласно Концепции ФГОС второго поколения, овладение УУД понимается как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [8, с. 6]. Компонентами познавательных ууД (ПууД) выступают общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем [4; 7; 8; 12].

основой формирования ПууД у учащихся 5-го класса по предмету «Иностранный язык» выступает смысловое чтение, следовательно, основное внимание должно уделяться развитию умений иноязычного чтения у обучающихся. Оно формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения, умение работать с иноязычным текстом и оценку своей учебной деятельности. обучение учащихся 5-го класса проводится в форме домашнего чтения посредством мультимедиа.

Анализу смыслового чтения посвящены труды А.Г. Асмолова [8], А.А. Леонтьева [9], А.А. Мосуновой [10], А.В. Сапы [11] и др. Этими учеными определены содержание понятия «смысловое чтение», уровни понимания и стратегии чтения.

А.А. Леонтьев дает следующее определение смыслового чтения: «смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [9, с. 87]. А.В. Сапа определяет смысловое чтение как «вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста» [11, с. 31]. Исследователем выделены три уровня понимания смыслового чтения. Первый уровень предполагает понимание фактов в тексте. Второй уровень

подразумевает понимание мыслей, связей и причинно-следственных отношений. Третий уровень подразумевает понимание отношения автора к событиям, персонажам, а также оценку читателем своего собственного отношения к тексту.

Формирование ПУУД предполагает овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), речевыми умениями, а также умениями самостоятельной деятельности средствами мультимедиа. Оно выражается в способности и готовности обучающихся осуществлять иноязычную читательскую деятельность, в ее оценке и в творческом использовании информации, полученной в ходе чтения, в проектной деятельности, тем самым достигаются успешное усвоение знаний и формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

К ПУУД относятся следующие умения: осознавать познавательную задачу; уметь читать тексты и понимать информацию на иностранном языке; извлекать нужную информацию из прочитанного материала; самостоятельно искать и находить необходимую информацию в учебных материалах; выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации в ходе учебного процесса; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать прочитанный или прослушанный материал; творчески использовать необходимую информацию для решения различных учебных задач.

Н.В. Чуланова определяет ПУУД как систему способов познания, обеспечивающую «интеллектуальное развитие обучающегося, который учится учиться, чтобы применять полученные знания на практике, владеть навыками познавательной рефлексии, осознавать совершаемые действия, оценивать свои результаты, устанавливать границы своего знания и незнания, ставить перед собой новые познавательные задачи и искать средства их достижения для решения проблем в реальных жизненных ситуациях (с целью получения практико-ориентированного результата)» [13, с. 45]. Ею определены четыре вида ПУУД при работе с текстом:

- информационно-познавательные;

- организационно-мотивационные;

- учебно-исследовательские;

- когнитивно-коммуникативные.

основу каждого вида ПУУД составляют

познавательные умения. виды ПУУД и соответствующие им познавательные умения представлены в табл. 1.

Результатом сформированности информационно-познавательных действий являются познавательные умения, с помощью которых обучающиеся смогут определить основную и второстепенную информацию, анализировать и обобщать информацию посредством мультимедиа с целью решения творческих задач. Умение работать с текстом выражается и в том, что обучающийся выполняет проектные задания в рамках изученной темы на английском языке.

результатом сформированности органи-зационно-мотивационных действий выступают познавательные умения, выражающиеся в том, что учащиеся 5-го класса смогут осуществлять целенаправленную познавательную читательскую деятельность во внеурочное время посредством мультимедиа, овладев навыками контроля и оценки своей деятельности.

результатом сформированности учебно-исследовательских действий являются познавательные умения, выражающиеся в том, что обучающиеся интерпретируют полученную информацию в контексте проектной деятельности, объясняют идею текста в ходе познавательной деятельности, делают вывод из прочитанного текста, дают аргументацию собствен-

ным выводам и выполняют творческие проекты на английском языке.

результатом сформированности когнитивно-коммуникативных действий являются познавательные умения, выражающиеся в том, что обучающиеся владеют монологической и диалогической речью при защите проекта и владеют смысловым чтением как видом речевой деятельности.

Изучив педагогическую, психологическую и методическую литературу [1; 3; 4; 7; 9-12], мы пришли к пониманию того, что формирование ПУУД обучаемых имеет свои особенности. во-первых, оно обусловлено возрастными и психологическими особенностями и возможностями учащихся. во-вторых, оно определяется содержанием учебного предмета «Иностранный язык». в-третьих, формированию ПУУД по иностранному языку в большей мере способствует специально подобранный комплекс упражнений по смысловому чтению.

в разработанном нами комплексе упражнений представлены разные виды упражнений, которые формируют навыки смыслового чтения. объектами навыков являются единицы лексической и грамматической органи-

Таблица 1

Биды пУУД и соответствующие им познавательные умения

Виды ПУУД Познавательные умения

1. Информационно-познавательный - определять основную и второстепенную информацию в тексте; - анализировать и обобщать полученную информацию; - извлекать необходимую информацию из текста; - использовать полученную информацию в творческих проектах

2. Организационно-мотивационный - уметь формулировать цель и задачи чтения; - уметь планировать и осуществлять читательскую деятельность посредством мультимедиа; - самостоятельно выполнять различные творческие работы и проекты; - владеть навыками самоконтроля и самооценки

3. Учебно-исследовательский - способность различать факт, мнение и идею в тексте; - выделять причинно-следственные связи; - владеть навыками познавательной деятельности посредством мультимедиа; - владеть навыками проектной деятельности; - уметь оформлять результаты деятельности

4. Когнитивно-коммуникативный - владеть языковыми средствами и уметь логично и точно использовать языковые средства; - уметь взаимодействовать продуктивно в процессе проектной деятельности; - владеть навыками решать познавательные задачи и выполнять проекты; - владеть чтением как видом речевой деятельности; - уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - владеть монологической и диалогической речью

педагогические науки -

Таблица 2

Комплекс упражнений по смысловому чтению

Виды ПУУД Познавательные умения Упражнения

1. Информационно-познавательный - определять тему и рему текста; - определять основную и второстепенную информацию в тексте; - анализировать и обобщать полученную информацию; - извлекать необходимую информацию из текста 1. Упражнения, направленные на понимание текста: а) определение темы и ремы текста; б) поиск и извлечение информации; в) организация информации; г) обобщение информации

2. Организационно-мотивационный - уметь формулировать цель и задачи чтения; - уметь планировать и осуществлять читательскую деятельность посредством мультимедиа; - владеть навыками самоконтроля и самооценки 1. Упражнения, направленные на организацию читательской деятельности: а) мотивацию к чтению; б) оценку содержания текста и развитие рефлексии. 2. Упражнения, направленные на организацию и выполнение проекта: а) выбор заданной информации; б) дополнение и перенос информации; в) выбор необходимой информации в проблемной ситуации

3. Учебно-исследовательский - способность различать факт, мнение и идею в тексте; - выделять причинно-следственные связи; - владеть навыками познавательной деятельности посредством мультимедиа; - уметь использовать полученную информацию в творческих проектах; - уметь оформлять результаты деятельности 1. Упражнения, направленные на оценку и интерпретацию текста: а) ранжирование информации; б) перекодирование информации; в) оценка значимости информации. 2. Тренировочные упражнения, направленные на организацию проекта: а) структурирование информации в проекте; б) изложение сообщения с опорой на тексты; в) решение проблемной ситуации во взаимосвязи с текстами

4. Когнитивно-коммуникативный - владеть языковыми средствами и уметь ясно, логично и точно использовать языковые средства; - владеть навыками решать познавательные задачи и выполнять проекты; - владеть чтением как видом речевой деятельности; - уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - уметь взаимодействовать продуктивно в процессе проектной деятельности; - владеть монологической и диалогической речью 1. Упражнения на усвоение языкового материала: а) тренировочные упражнения, направленные на снятие лексических трудностей; б) тренировочные грамматические упражнения, направленные на снятие грамматических трудностей; в) тренировочные переводные упражнения; г) тренировочные упражнения, направление на развитие лексико-грамматических навыков. 2. Речевые упражнения, направленные на развитие умений говорения и письма: а) создание монологического высказывания на основе плана; б) создание монологического высказывания на основе идеи и выступление; в) создание собственного текста в рамках проекта

известия вгпу

зации текста, его композиционные характеристики и речевые умения в говорении и письме. Комплекс упражнений соответствует видам ПУУД, а содержание упражнений соответствует задаче развития ПУУД. Упражнения представлены в табл. 2.

Данный комплекс упражнений включает две группы:

- тренировочные лексические, грамматические и структурно-композиционные упражнения в смысловом чтении;

- коммуникативные упражнения по развитию умений говорения и письма.

Упражнения первого вида ПУУД нацелены на понимание содержания текста, лексических единиц текста, грамматических явлений в тексте, а также на выявление логики развития мысли в тексте и обобщение информации из текста.

Упражнения второго вида ПУУД ставят целью организацию читательской деятельности путем мотивации к читательской деятельности, осмысление содержания текста и выбор нужной информации из текстов для проектной работы.

Упражнения третьего вида ПУУД формируют умения интерпретировать содержание текстов и структурировать информацию для проекта и создавать собственный продукт.

Упражнения четвертого вида ПУУД связаны с продуцированием устной и письменной речи на английском языке.

В заключение отметим, что результатом применения комплекса упражнений становятся познавательные умения, необходимые учащимся 5-го класса для работы над проектом по иностранному языку.

Список литературы

1. Багичева Н.В., Шкурова A.A. Организация внеурочной работы при обучении английскому языку в начальной школе как условие формирования познавательных универсальных учебных действий // Филологическое образование в период детства. 2016. № 23. С. 59-63.

2. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве. М.: АПН СССР, 1984. С. 57-76.

3. Выходцева Т.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов // Мол. ученый 2017. № 35. С. 83-85.

4. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Пед. образование в России. 2016. № 7. С. 161-168.

5. Гальперин П.Я. Mетоды обучения и умственное развитие ребенка. M.: Изд-во Mоск.yн-та, 1985.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. M.: Педагогика, 1986.

7. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен // Вестн. Юж.-Урал. гос. унта. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2014. № 4. С. 16-24.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / AT. Aсмолов, Г.В. Бурмен-ская, M.A. Володарская [и др.]; нод ред. AT. Aсмо-лова. M.: Просвещение, 2008.

9. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. M.: Просвещение, 1969.

10. Mосyнова ЛА. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура // Журн. Вят. гос. ун-та. 2011. № 1-2. С. 151-157.

11. Сана AT. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С. 23-42.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. M.: Просвещение, 2010.

13. Чуланова H.A. Формирование нознаватель-ных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. нед. наук. Саратов, 2017.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические

труды. M.: Педагогика, 1989.

* * *

1. Bagicheva N.V., Shkurova A.A. Organizaciya vneurochnoj raboty pri obuchenii anglijskomu yazy-ku v nachal'noj shkole kak uslovie formirovaniya poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij // Fi-lologicheskoe obrazovanie v period detstva. 2016. № 23. S. 59-63.

2. Venger L.A. Formirovanie poznavatel'nyh spo-sobnostej v doshkol'nom detstve. M.: APN SSSR,

1984. S. 57-76.

3. Vyhodceva T.V. Formirovanie poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah ang-lijskogo yazyka posredstvom internet-resursov // Mol. uchenyj. 2017. № 35. S. 83-85.

4. Gazejkina A.I., Kazakova Yu.O. Diagnosti-ka sformirovannosti poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayushchihsya osnovnoj shko-ly // Ped. obrazovanie v Rossii. 2016. № 7. S. 161-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gal'perin P.Ya. Metody obucheniya i um-stvennoe razvitie rebenka. M.: Izd-vo Mosk.un-ta,

1985.

педагогические науки

6. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego ob-ucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'no-go psihologicheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1986.

7. Eliseeva D.S. Poznavatel'nye universal'nye uchebnye dejstviya mladshego shkol'nika kak peda-gogicheskij fenomen // Vestn. YUzh.-Ural. gos. un-ta. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2014. № 4. S. 16-24.

8. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: poso-bie dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya [i dr.]; pod red. A.G. Asmolova. M.: Prosveshchenie, 2008.

9. Leont'ev A.A. YAzyk, rech', rechevaya deyatel'nost'. M.: Prosveshchenie, 1969.

10. Mosunova L.A. Smyslovoe chtenie kak deyatel'nost': ee soderzhanie i struktura // ZHurn. Vyat. gos. un-ta. 2011. № 1-2. S. 151-157.

11. Sapa A.V. Formirovanie osnov smyslovo-go chteniya v ramkah realizacii FGOS osnovnogo ob-shchego obrazovaniya // Eksperiment i innovacii v shkole. 2014. № 4. S. 23-42.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2010.

13. Chulanova N.A. Formirovanie poznavatel'-nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayushchih-sya v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2017.

14. El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989.

Exercises for the development of cognitive universal learning skills of foreign language of 5th form pupils

The article deals with the development of cognitive universal learning skills of 5th form pupils on the basis of meaningful reading of a foreign language. There are defined the concept of meaningful reading and the levels of understanding. There are revealed the levels and the criteria of the development of cognitive universal learning skills of a foreign language of pupils. There is described the set of exercises for the development of cognitive skills.

Key words: cognitive activity, universal learning skills, meaningful reading, foreign language reading, information and communication technologies, readers' activity, extracurricular activities.

(Статья поступила в редакцию 27.07.2019)

О Сухоленцева Е.Н., 2019

Е.н. сухоленцева

(Орел)

формирование

СОцИАЛьнО-СУБъЕКтнОй

позиции личности

в системе педагогического

сопровождения

общественного

объединения*

Раскрываются различные подходы к обоснованию понятий «субъект», «социально-субъектная позиция», «педагогическое сопровождение». Приводится авторская интерпретация понятий «субъект», «маршрут личностного развития», «педагогическое сопровождение», «социально-субъектная позиция», «субъектный опыт». Определяются наиболее эффективные условия формирования социально-субъектной позиции подростков группы риска в процессе педагогического сопровождения в общественном объединении.

Ключевые слова: субъект, общественные объединения, социально-субъектная позиция, субъектный опыт, педагогическое сопровождение, маршрут личностного развития.

Первоочередной задачей государства является качественное обновление страны, полноценное развитие подростков группы риска, их защита, создание условий, обеспечивающих их права для выживания, оптимизацию процесса их адаптации к различным образовательным и социальным институтам. В этой связи формирование активной личности, готовой к самостоятельной жизнедеятельности, является актуальной задачей современной действительности. Сегодня, как никогда, необходим поиск новых концептуальных подходов, которые направлены на преодоление социальной исключенности подростков группы риска, формирования у них социально-субъектной позиции.

«Как показывает практика, данная категория детей наиболее уязвима и подвержена влиянию окружающей негативной действительности. Ученые и педагогическое сообщество

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.