Научная статья на тему 'Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников'

Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанов Николай П., Титаренко Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников»

3. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гар-дарики, 2002. - 517 с.

4. Ьйр://апу. asu.ru/~socol/server/project/reports/abitur21.html.

5. http://www.info.mesi.ru/program/k_2.html.

УДК 378.14

Н. П. Черепанов, И. Ю. Титаренко

УПРАВЛЯЕМОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ

Опыт последних лет становления местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что профессиональный уровень муниципальных чиновников не удовлетворяет современным требованиям, а отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков во многом является причиной низкой эффективности принимаемых ими управленческих решений. Известный американский психолог, педагог, специалист по управлению Дейл Карнеги утверждал: «Исследование позволило обнаружить, что даже в такой технической области, как инженерное дело, около 15% финансового успеха, достигнутого специалистом, относится за счет технических знаний и около 85% - за счет его искусства в человеческой инженерии». Отсюда следует, что руководителей надо учить главным образом «человеческой инженерии». Её (эту инженерию) раскрывают психолого-педагогические науки, в частности мотивационное программно-целевое управление [10], которое мы признаем значительным вкладом в содержание науки управления.

В то же время несоответствие образовательного профиля муниципальных служащих квалификационным требованиям управленческой деятельности в занимаемой должности подтверждается многочисленными социологическими исследованиями. Согласно одному из них, профессиональная специализация служащих из общего числа опрошенных респондентов -служащих различных муниципалитетов 39,5% имели сельскохозяйственное образование, 21,8 - техническое, 26 - педагогическое и только 7,6 - экономическое и юридическое [4]. Разумеется, муниципальный руководитель должен быть специалистом, хорошо разбирающимся в базовых отраслях производства своей местности. Однако при формировании органов местного самоуправления предполагается, что управленческая деятельность людей должна быть направлена на эффективное социально-экономическое функционирование и развитие региона-территориальною комплекса, вклю-

чающего подсистемы жизнеобеспечения и коммунального хозяйства, строительства жилья, производства и реализации товаров и услуг, транспорта и межличностных коммуникаций, культуры, образования и безопасности с учетом удовлетворения нужд каждого жителя в динамике развития социума. Следовательно, руководители муниципальных образований должны иметь современные знания и навыки управления многоотраслевыми эконо-мико-социальными системами в их взаимосвязи с «внешней средой» и в условиях конкуренции между производителями товаров и услуг, обусловленной рыночными отношениями.

Как свидетельствует начальник управления администрации Алтайского края И. Гниденко, для решения задачи-минимум по повышению управленческой квалификации всех муниципальных служащих за 4 года (от выборов до выборов) необходимо обучать свыше 2500 человек в год. Кроме того, в органах исполнительной власти края трудится около 2000 служащих, каждому из которых необходимо раз в три года повысить квалификацию. В течение 2006 г. было обучено около 1000 человек. В текущем году планируется повысить квалификацию около 1500 муниципальным и государственным служащим [11]. Аналогичная ситуация складывается практически во всех муниципальных образованиях РФ [9], что позволяет утверждать о наличии проблемной ситуации: современная модель контактного фронтального обучения и переобучения муниципальных служащих не обеспечивает системной переподготовки чиновников в необходимые сроки. Кроме того, детальный анализ содержания программ обучения показал, что две трети обучаемых на кратковременных курсах (72 часа) изучали комплексы экономико-правовых дисциплин по программам «Бюджетный учет» и «Организация и проведение торгов на закупку продукции для государственных нужд». В то же время обучение методам принятия и реализации управленческих решений для социально-экономических территориальных образований практически не осуществлялось (2,7%). Более того, отсутствует государственный стандарт дополнительного профессионального образования (со специализациями муниципальной службы), а практические запросы слушателей зачастую значительно превышают уровень теоретической подготовки самих преподавателей.

Все это объективно актуализировало развитие более оперативных форм повышения квалификации: краткосрочных курсов с отрывом от работы (за них высказались 43,7% опрошенных служащих муниципалитетов); краткосрочных курсов без отрыва от работы (35,3%), заочного обучения (23,5%). Нам представляется, что подготовка и переподготовка чиновников должна производиться в течение всего периода занятия должности и образовывать логическую цепочку формирования знаний, умений, навыков конкретной управленческой деятельности в динамике развития региона и социума и возникающих в связи с этим задач. Рассмотрим это положение подробнее.

Дополнительное профессиональное образование в государственных требованиях к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ раскрывается следующим образом: «образование на базе среднего или высшего профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов или подготовки их к новым видам профессиональной деятельности» и рассматривается «как составляющая системы непрерывного профессионального образования». Дополнительное образование - это образование, «расширяющее поле профессиональной деятельности человека за счет усвоения новых знаний в дополнение к базовым, полученным в процессе профессионального обучения в рамках образовательного стандарта» [7, с. 51].

Разновидностью дополнительного образования считают образование с целью повышения квалификации, отличительной особенностью которого является «обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательной потребностей, связанных с профессиональной деятельностью». Согласно В. В. Краевскому, «повышение квалификации - это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний»[3, с. 137]. Это определение следует считать исключительно актуальным, ибо особенность функционирования муниципальных чиновников как раз и требует совершенствования их управленческих знаний и умений в дополнение к базовым профессиональным знаниям и накопленному деятельностному опыту.

Основываясь на понимании уникальности внутреннего мира каждого индивида (объема профессиональных знаний, накопленного опыта их использования, мотивационных установок и т. д.), предположим, что внутренняя потребность в дополнительном образовании служащих муниципальных административных структур проявляется как совместная потребность руководителя и его подчиненного в проблемно-ориентированных профессиональных знаниях для эффективного исполнения управленческих функций. В силу множества возникающих в регионе проблемных ситуаций потребность в актуализации тех или иных профессиональных знаний у чиновников может быть достаточно высокой при столь же высокой степени неопределенности в выборе конкретных дисциплин. Поэтому наряду с углубленным изучением специальных дисциплин в программы переобучения муниципального чиновника в обязательном порядке должны включаться дисциплины общеметодологического плана: социально-экономического анализа, правового обеспечения, теории принятия управленческих решений, методов организации коллектива на достижение заданных целей и т. д.

Признаем, что потребность в дополнительном изучении той или иной предметной области специфических знаний не может одновременно воз-

никнуть у значительной части коллектива управленцев. Следовательно, потребность в персонифицированных знаниях во многих случаях реализуется индивидуально. Впрочем, известны примеры и организованного дополнительного образования, например, в настоящее время десятки чиновников на краткосрочных семинарах изучают законодательство по организации и проведению торгов на закупку продукции для государственных нужд, изменившееся в течение года дважды.

Рассмотрим возможные направления получения дополнительных знаний в интересующей человека профессиональной области. Во-первых, дополнительное образование можно получить, осуществляя системное обучение по традиционной технологии в соответствующем учебном учреждении с получением диплома или сертификата государственного образца, если обучаемый выполнит все требования Государственного образовательного стандарта. Примером такого обучения может быть обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление», развиваемое более чем в двухстах вузах страны. Необходимость выполнения требований образовательного стандарта удлиняет процесс обучения за счет повторного изучения общеобразовательных дисциплин, использование которых в реальном процессе управления социально-экономической сферы региона не предполагалось, тем более что при получении первого высшего образования эти дисциплины специалистом уже изучались. Кроме того, в случае «полномасштабного» переобучения чиновника этот процесс может не завершиться, ибо срок работы муниципальной «команды», согласно действующему законодательству, определяется в четыре года. В то же время срок обучения по ГОС 061000 определен в пять по очной или шесть лет по заочной форме обучения.

Во-вторых, дополнительное образование можно осуществить в разрезе интересующей обучаемого области знаний, например, в области моделирования, работы с компьютером, правового обеспечения или современных методов управления сложными экономико-социальными системами, в форме краткосрочных курсов. Как следует из отчетов, эта форма переобучения муниципальных служащих в настоящее время признана основной, тем более что государство в известных пределах определило периодичность и источники финансирования образовательных программ повышения квалификации, правда, не оговорив их содержательную часть [5, 6, 8].

Наконец, каждый муниципальный служащий имеет возможность изучить некоторую интересующую его область профессиональных знаний самостоятельно.

Обратим внимание, что в любой из обозначенных выше образовательных технологий существенным образом меняется структура межличностных отношений между субъектами образовательного процесса от традиционных контактных форм взаимодействия педагога и обучаемого до эпизо-

дического взаимодействия, проявляемого в относительно редких консультациях и при периодическом контроле усвоенных знаний. Кроме того, косвенное участие педагога в процессах обучения осуществляется посредством предоставления обучаемому учебных планов, методических и учебных пособий, видеолекций, компьютерных учебников и других материальных носителей учебных знаний.

При осуществлении технологии самообразования обучаемый самостоятельно организует образовательный процесс, самостоятельно усваивает учебные знания некоторой предметной области, используя учебные сведения из соответствующих источников. Выбор обучаемым интересующей области знаний и степень усвоения им профессиональных знаний будет соответствовать «уровню его личностных знаний». К примеру, без знания элементарной математики трудно представить процесс обучения, скажем, моделированию экономических систем. Наконец, индивид, осуществляя самообучение, самостоятельно привлекает разнообразные учебные, дидактические и методические материалы из доступного ему арсенала учебных продуктов и технических средств. Это приводит к тому, что индивидом для самообучения могут быть привлечены учебные материалы и монографии, не в полной мере перекрывающие его потребность в выбранной области профессиональных знаний, или изучаемые разделы знаний не будут дидактически и методологически организованными.

Кроме того, всегда существует опасность, что несистемные знания, полученные вследствие хаотичного прочтения доступного учебного материала, не обеспечат эффективного их применения. Так, отсутствие сформированных навыков процессуальных действий, скорее всего, затруднит применение знаний статей Гражданского кодекса. Не останавливаясь на более глубоком обсуждении необходимости и положительных эффектах самообучения и самообразования, отметим лишь, что результативное самообразование возможно [2]:

• при устойчивой мотивации индивида на достижение образовательной цели и высокой степени его самоорганизованности и самоответствен-ности в выполнении поставленных учебных задач. В противном случае индивид в силу природной любознательности и других причин может достаточно легко изменить свою цель обучения, переключиться на изучение другой дисциплины без завершения предыдущей, наконец, вообще прекратить систематическое образование в выбранном ранее направлении;

• при наличии навыков систематической самостоятельной учебной деятельности, умения учиться, исследовать логические закономерности изучаемого материала. К сожалению, современные технологии фронтального образования формирования таких навыков не обеспечивают ни в школе, ни в вузе;

• при наличии базового образования в выбранном направлении. От-

сутствие знания специфической терминологии и базовых понятий, принятых в изучаемой отрасли знаний, затруднит или сделает невозможным чтение произвольно выбранного источника из изучаемой предметной области, или создаст предпосылки для неверного приложения изученного материала;

• при наличии необходимого числа методических материалов, учебных планов, что создает индивиду возможность самостоятельного планирования и оптимизации последовательности учебных действий от обзорных и установочных курсов к углубленным знаниям по выбранным направлениям;

• при наличии рекомендаций по выбору учебного материала по различным дидактическим основаниям, в том числе:

- по назначению (учебная, научная, монографическая литература);

- по составу (обзорный, полный, расширенный курс);

- по содержанию (логически строгое, «сухое» изложение материала, комментированное изложение) и т. д.

Неправильно подобранные учебные материалы могут побудить индивида к прекращению обучения вследствие «сложности» курса, выбранного им для изучения. Кстати, официальные юридические источники, в силу необходимости однозначного толкования правовых норм, имеют строгое, формализованное изложение, поэтому сопровождаются множеством дополнительных изданий, комментирующих правовые нормы с различных позиций, что позволяет юристам продолжать «обучение» самостоятельно в конкретных приложениях того или иного закона.

Таким образом, проведенный нами анализ приводит к мысли, что чиновник, осуществляющий самостоятельное образование, скорее всего, не достигнет назначенной цели. Проиллюстрируем это следующими рассуждениями. Пусть индивид со сформированной потребностью в усвоении новых знаний предполагает границы её предметной области, формулирует цель и критерии её достижения. Из некоторого начального состояния, характеризуемого уровнем его накопленных знаний, умений и навыков креативной деятельности индивид приступает к изучению некоторой неважно как выбранной части интересующего его предмета. Выбор траектории обучения в общем случае произволен. Он может быть осуществлен по совету товарища, вследствие появившегося учебника и прочих учебных продуктов. Изучение материала в выбранной области знаний может осуществляться по нескольким альтернативным вариантам. К примеру, «более глубокое» изучение может позволить индивиду приступить к изучению курса по монографии, а «менее глубокое» потребует изучения курса по простейшему из найденных учебников.

Более того, переход обучаемого к следующей области профессиональных знаний (возврат к изучавшейся ранее области знаний, прекращение

обучения) может быть прерван в силу многих субъективно сформировавшихся обстоятельств - как объективных, так и субъективных, практически непредсказуемых. Все это позволяет нам утверждать, что самообучение в общем случае это - случайный процесс, результат которого трудно предсказуем и не однозначен.

Очевидно, что в рассматриваемой задаче самообразования методом случайного выбора образовательных областей имеется и оптимальный путь познания, оптимальная траектория достижения образовательной цели. Она с определенной долей уверенности описывается коллективом педагогов на основе их педагогического опыта, знания преподаваемой предметной области, дидактического и методического обеспечения. Эта траектория в конечном счете отражается в учебных планах и обеспечивается информационнометодической поддержкой в форме учебных нормокомплектов. Отсутствие же такого плана самообучения удлиняет сам процесс изучения, может сделать его бесконечным или не привести к завершению.

Из рассмотренного сделаем вывод, что эффективность процессов самообучения может быть существенно повышена, если в эти процессы ввести элементы управления и координации образовательных действий со стороны педагогов - менеджеров образования, специально подготовленных для организации, управления и контроля учебного процесса. Такой менеджер должен быть осведомлен о материальных и материализованных средствах обучения учебного учреждения и должен владеть технологией проектирования личностно-ориентированных образовательных процессов [5]. В том числе на педагога-менеджера - координатора учебного процесса возлагаются функциональные обязанности:

- на основании входного тестирования и беседы установить цели и уровень притязаний индивида, претендующего на самостоятельное обучение в той или иной отрасли профессиональных знаний, а также установить соответствие уровня его базовых знаний той или иной программе обучения (обзорный, углубленный курс и т. д.);

- ознакомить индивида с технологией его самостоятельного обучения, предложить примерные учебные планы и необходимое для их реализации дидактическое, методическое и технологическое обеспечение, составляющее проблемно-ориентированную образовательную среду, рекомендовать наиболее эффективные учебные материалы и пособия.

- осуществить необходимую помощь в составлении плана самостоятельного обучения с учетом использования материальных и материализованных компонент, возможности консультаций у специалистов, осуществления самоконтроля и внешнего контроля полученных знаний.

- проводить оперативную координацию всех субъектов образовательного процесса с минимизацией затрат всех сторон при его осуществлении.

Обратим внимание, что функции менеджера учебного процесса полнос-

тью удовлетворяют требованиям к организации дополнительного образования в учебных учреждениях. Предложенная модель управляемого самообучения показывает принципиальную возможность распределения образовательного процесса по топологическому основанию:

- образовательный процесс осуществляется обучаемым самостоятельно по месту его проживания (квартира, город, вуз);

- координация и управление обучением производится в региональном учебном заведении (город, вуз);

- консультирование обучаемого педагогами по вопросам профессиональной области знаний может производиться с помощью современных телекоммуникационных средств (Интернет) из любой точки образовательного пространства, разумеется, при решении соответствующих организационных проблем.

Таким образом, управляемое самообразование в системе дополнительного обучения предполагает активное участие педагога - координатора учебного процесса и педагога-консультанта, которые обладают знанием методов конструирования персонифицированных образовательных технологий и владеют навыками разработки личностно-ориентированных учебных планов. Этот педагог должен характеризоваться творческой активностью, направленной на эффективное совместное с обучаемым достижение учебных целей.

Подчеркнем, что описываемый подход соответствует инновационной образовательной технологии - дистанционному образованию, активно внедряемому в образовательные процессы в последние годы, и которое может быть применено как для обучения студентов, так и для обучения специалистов, завершивших ранее образовательную программу, но желающих получить дополнительные знания в выбранной профессиональной области.

Наш опыт конструирования и реализации личностно-ориентированных образовательных программ, например дополнительного правового обучения студентов неюристов, доказывает высокую эффективность изложенной модели обучения, которая может быть рекомендована для переобучения муниципальных служащих.

Библиографический список

1. Горбунов, Н. Как сформировать «критическую массу» компетентных управленцев / Н. Горбунов // Государственная служба. - 2000. - № 3. - С. 53-60.

2. Лисовец, С. Ю. Дополнительное образование как социальная потребность / С. Ю. Лисовец, И. Ю. Титаренко, В. С. Титаренко // Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности и в экономике: межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2006. - С. 69-74.

3. Орлов, С. Б. Проблемы становления и развития непрерывного образования: дис. ... канд. филос. наук / С. Б. Орлов. - Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1985-180 с.

4. Попов, В. Г. Муниципальный чиновник в условиях реформирования местного самоуправления в современной России / В. Г. Попов, Б. С. Хохряков // Отчет Уральской академии государственной службы. - Свердловск: УАГС, 2005. - 34 с.

5. Попова, О. В. Социализация и профессиональное образование личности / О. В. Попова, Ю. И. Титаренко. - Барнаул: Изд-во Алт. акад. экономики и права, 2001.-354 с.

6. Романов, В. Время качественного скачка /В. Романов //Государственная служба. - 1998. -№ 1-2. - С. 65-69.

7. Титаренко, Ю. И. Непрерывное образование и инженерия знаний (междисциплинарные аспекты) / Ю. И.Титаренко, И. К. Шалаев. - Барнаул, 1998. - 411 с.

8. Уварова, Н. Что лучше: учить или переучивать? / Н. Уварова // Государственная служба. - 2002. -№ 4. - С. 104-110.

9. Харчевникова, Т. А. О подготовке и переподготовке муниципальных кадров в период проведения местного самоуправления / Т. А. Харчевникова// Чиновник. -2004,-№5.-С. 7-11.

10. Шалаев, И. К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособие / И. К. Шалаев. - Изд. 4-е, доп., перераб. - Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та. - 341 с.

11. http: // goszakaz/ inconnect. Ry / news /

УДК 378.14+371.4

М. А. Петрова

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время в педагогической теории и практике не разработана научно обоснованная методика формирования у студентов умений самообразовательной деятельности. Для создания такой методики необходима комплексная и объективная оценка сформированности обозначенных умений на протяжении всего процесса обучения. Проведение педагогической диагностики позволяет обеспечить решение задач совершенствования процесса обучения, его дифференциации. В отличие от психологической такая диагностика не изучает состояние личности в настоящий момент, а позволяет выявить изменения каких-либо качеств личности под воздействием процесса обучения [1]. Когда речь идет о педагогическом исследовании в рамках конкретной проблемы и особенностях разработки методических процедур для ее изучения, то не учитывать специфику качественных и количественных исследовательских стратегий невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.