Научная статья на тему 'Проявление функциональной неграмотности у государственных гражданских и муниципальных служащих (на материалах проведенного исследования)'

Проявление функциональной неграмотности у государственных гражданских и муниципальных служащих (на материалах проведенного исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / FUNCTIONAL ILLITERACY CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме проявления функциональной неграмотности государственных и муниципальных служащих. Обосновывается необходимость в рамках непрерывного образования специальных интеллектуальных тренингов государственных и муниципальных служащих для преодоления функциональной неграмотности с целью их эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of Functional Illiteracy in the Civil and Public Servants (material study)

The article is devoted to the problem of functional illiteracy of state and municipal servants. The author grounds the necessity of arranging special training of state and municipal servants to overcome functional illiteracy and to provide effective professional practice

Текст научной работы на тему «Проявление функциональной неграмотности у государственных гражданских и муниципальных служащих (на материалах проведенного исследования)»

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.422

Т. Н. Клочкова

ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕГРАМОТНОСТИ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)*

Статья посвящена проблеме проявления функциональной неграмотности государственных и муниципальных служащих. Обосновывается необходимость в рамках непрерывного образования специальных интеллектуальных тренингов государственных и муниципальных служащих для преодоления функциональной неграмотности с целью их эффективной профессиональной деятельности.

The article is devoted to the problem of functional illiteracy of state and municipal servants. The author grounds the necessity of arranging special training of state and municipal servants to overcome functional illiteracy and to provide effective professional practice.

Ключевые слова: функциональная неграмотность, непрерывное профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональные знания, профессиональные и личностные качества.

Keywords: functional illiteracy continuous professional education, professional training, professional knowledge, professional and personal qualities.

Скорость научно-технического прогресса растет с каждым годом. В американской литературе используется особая единица измерения устаревания знаний специалиста - «период полураспада компетентности», который означает продолжительность времени после окончания вуза, когда компетентность специалиста снижается на 50% в результате устаревания полученных знаний. Длительность этого периода варьируется: «на рубеже 70-80-х гг. этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой технологией, а для медиков и биологов - всего 34 года» [1]. Это актуализирует проблему непре-

* Статья написана в ходе проведения НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

© Клочкова Т. Н., 2010

рывного образования как образования в течение всей жизни. Но даже получившему образование человеку порой сложно ориентироваться в потоке информации. Это связано с проблемой функциональной неграмотности, понимаемой как неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование.

Еще более актуализируется проблема функциональной неграмотности, когда речь заходит о государственных гражданских и муниципальных служащих, от эффективной работы которых зависят перспективы и дальнейшее благополучие социально-экономической системы страны. От современных российских управленцев требуется глубокое понимание процессов, происходящих в обществе, знание теории развития государства, проблем научно-технического прогресса и его социальных последствий, умение принимать решения на собственном управленческом уровне. Практика показывает, что профессиональные навыки и знания государственных и муниципальных служащих (здесь и далее речь идет о государственных гражданских и муниципальных служащих РФ) не соответствуют на сегодняшний день ожиданиям потребителей. Поэтому весьма остро встает вопрос качества профессионального высшего образования, создания инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Сам государственный или муниципальный служащий должен постоянно осуществлять самообразование и самообучение, изучать новые формы, методы, технологии государственного и муниципального управления, обеспечивающие высокую эффективность исполнения должностных обязанностей.

Волго-Вятской академией государственной службы на протяжении нескольких лет с участием автора проводится мониторинг профессиональной среды в органах государственного и муниципального управления. В апреле-мае 2010 г. в рамках проекта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России», реализуемого под руководством д-ра соц. наук, профессора В. А. Мальцева в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной

России» на 2009-2013 гг., были проведены исследования среди государственных гражданских служащих (республики Марий Эл, Мордовии и Чувашии, Нижегородской и Кировской областей; N = 667) и муниципальных служащих Нижегородской области ^ = 465). [2] На основе анализа данных проведенного исследования были выявлены признаки функциональной неграмотности у государственных гражданских и муниципальных служащих.

В данном исследовании 62% государственных и 54% муниципальных служащих высказали потребность в дополнительном профессиональном образовании, хотя высоко (40% государственных и 39% муниципальных служащих) и средне (49% государственных и 51% муниципальных служащих) оценивают уровень своей профессиональной подготовки. Такая необходимость вызвана у них в основном двумя факторами: необходимостью личностного роста («ощущаю потребность в постоянном образовании») - ее выделяют 47% государственных и 43% муниципальных служащих; профессиональной потребностью («передо мной ставятся задачи, решение которых требует дополнительной подготовки») - этот фактор выделяют 43% государственных и 37% муниципальных служащих. Необходимо отметить выявленное в ходе исследования единодушие по всем основным вопросам, так что полученные данные у государственных гражданских и муниципальных служащих практически не отличаются.

Несмотря на регулярное прохождение дополнительной профессиональной подготовки (курсы повышения квалификации, семинары и т. п.), которая нормативно закреплена в законе, потребность в ней существует и у тех государственных и муниципальных служащих, кто ее не проходил за последние 3 года, и у тех, кто ее прошел. (Данная потребность наглядно проиллюстрирована на

Рис. 2. Наличие потребности в совершенствовании навыка планирования профессиональной деятельности у государственных и муниципальных служащих, %

рис. 1.) Это может быть связано как с осознанием служащими необходимости в постоянном обучении, так и с низкой оценкой процесса самообразования, как показано на рис. 5.

Не задумывались

Не имеется

Имеется

Нет ответа

мун. служащие госслужащие

1

20 40 60 80

Рис. 1. Наличие потребности в дополнительной профессиональной

подготовке в ближайшие 3 года у государственных и муниципальных служащих, %

Эта потребность, по-видимому, вызвана еще и тем, что около половины опрошенных государственных и муниципальных служащих (49% и 45% соответственно, см. рис. 2) отмечают потребность в совершенствовании навыка планирования своей профессиональной деятельности.

Как показано на рис. 3, более половины респондентов (57% и 54%) испытывают потребность в совершенствовании навыка принятия управленческого решения, тем более что, по данным проведенного исследования, у 45% муниципальных и 42% государственных служащих профессиональная деятельность практически всегда требу-

ет принятия управленческих решений и еще у 32% и 26% респондентов соответственно - хотя бы иногда (рис. 4).

Не

задумывались

Не имеется

Имеется

Нет ответа

мун. служащие госслужащие

ми служащими роли самостоятельного обучения и чтения специальной литературы для своего профессионального развития является показателем функциональной неграмотности - низкой способности самостоятельно обучаться, ориентироваться в стремительно возрастающем объеме информации, воспринимать необходимые для профессионального совершенствования документы, в том числе нормативные, и применять на практике полученные знания.

0 10 20 30 40 50 60 Рис. 3. Наличие потребности в совершенствовании навыка принятия управленческого решения у государственных и муниципальных служащих, %

Среди факторов, которые помогают государственным гражданским и муниципальным служащим принимать управленческие решения, прежде всего, единодушно отмечены по степени значимости такие, как имеющийся опыт практической работы (79% и 80% соответственно -см. рис. 5), обсуждение стоящих задач с руководством (56% и 55%). Значительно реже отмечаются такие факторы, как знания по базовому (основному) профессиональному образованию (37% и 39%). И только каждый пятый специалист считает значимой для принятия управленческого решения помощь самообразования, чтения специальной литературы (21% и 20%). Сумма ответов по данному вопросу составляет более 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов. Недооценка государственными и муниципальны-

0

Чаще всего нет или нет

Рис. 4. Мнение респондентов о том, требует ли их профессиональная деятельность принятия управленческих решений, %

Оценивая возможности, которые должно давать и реально дает дополнительное образование, респонденты единодушно отмечают расширение кругозора, эрудиции, получение дополнительной полезной в работе информации, расши-

Имеющийся опыт практической работы 100 80

Специальные производственные совещания

Консультации со специалистами сторонних организаций

- госслужащие -мун. служащие

Обсуждение стоящих задач с руководством

Знания по базовому (основному) профессиональному образованию

Общение с коллегами на работе

Самообразование, чтение специальной литературы

Рис. 5. Факторы, которые помогают государственным и муниципальным служащим принять

управленческое решение, %

рение личных профессиональных контактов и другие возможности, которые в целом способствуют повышению уровня развития деловых и личностных качеств служащего. Именно дополнительное образование в системе непрерывной целевой профессионально-образовательной подготовки государственных и муниципальных служащих обеспечивает рост их профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей. Приятно также отметить, что респонденты не перекладывают ответственность за свое профессиональное развитие на начальство, коллег, существующие обстоятельства, не сбрасывают со счетов личностные качества самого работника, его способности, желание к саморазвитию.

Однако некоторые результаты исследования, отраженные в рисунках, говорят о наличии серьезных проблем в реализации знаний, умений и навыков, полученных в рамках дополнительного профессионального образования. Эффективность профессионального развития во многом обусловливается уровнем заинтересованности, мотивированности самих специалистов в области управления на получение и дальнейшее применение полученных в ходе обучения знаний и навыков.

Согласно рис. 6, основным результатом последнего обучения по программе повышения квалификации чуть менее 2/3 респондентов (64% и 61% соответственно) называют применение на практике полученных знаний, и только по 3% опрошенных по итогам обучения по программе повышения квалификации разработали предложения по совершенствованию своей служебной деятельности. Это также говорит о том, что сам факт дополнительного обучения еще не означа-

Другое

Разработал предложения по совершенствованию своей служебной деятельности

Получил продвижение по служебной карьере

Прошел собеседование с руководителем по итогам обучения

Доложил своим коллегам на совещании о содержании обучающей программы

Применил на практике полученные знания

ет приобретения навыков разработки предложений.

Все, что касается выработки таких умений, как разработка предложений, программ совершенствования деятельности, требующих от специалиста творческих и умственных способностей, должно достигаться при помощи регулярных интеллектуальных тренингов, комплексом специальных упражнений для тренировки внимания, памяти, навыков динамического чтения и логики рационального мышления [3].

Как показано на рис. 7, наиболее предпочтительная форма прохождения занятий по программам повышения квалификации или переподготовки, по мнению респондентов, - это анализ конкретных ситуаций, лекции, стажировки, тематические дискуссии - так ответили более 30% респондентов. Наименее предпочтительными оказались ролевые игры и мозговой штурм - их выбрали около 10% респондентов.

Анализ приведенных данных исследования показал в большей степени предпочтение государственными и муниципальными служащими традиционных форм обучения и в меньшей степени их ориентированность на активные формы в процессе обучения, так как привычные формы обучения (аудиторные лекционные и практические занятия) вызывают у них меньше напряжения и формируют пассивную позицию слушателя, отсутствие инициативы и принятия ответственности. Это также проявление функциональной неграмотности респондентов.

Таким образом, исследование выявило, что существует реальная необходимость включения в образовательный процесс специалистов в сфере управления таких инновационных методов и технологий обучения, которые будут стимулировать активность, самостоятельный поиск и ос-

мун. служащие госслужащие

Рис. 6. Основные результаты последнего обучения государственных и муниципальных служащих

по программе повышения квалификации, %

мысление необходимой профессиональной информации.

Показательно то, что даже в ответах о предпочтительных методах оценивания знаний, полученных в ходе обучения, менее всего набрали процентов такие связанные с восприятием письменного текста формы оценивания, как тестирование в дистанционной форме, внеаудиторная письменная работа в форме реферата, курсовой работы, внутриаудиторная письменная работа в форме контрольной работы с открытыми вопросами либо в форме решения кейса и устный экзамен с использованием билетов (30% и 33%, 14% и 19%, 9% и 10%, 7% и 10% соответственно - см. рис. 8. Здесь сумма ответов превышает 100%, т. к. можно было выбрать несколько из предложенных вариантов). Это также является признаком недостаточного уровня функциональной грамотности государственных гражданских служащих, так как методы оценивания знаний, отмеченных

респондентами реже всего, требуют от отвечающих внимательного прочтения, восприятия письменной информации, осознания задания и последующего формулирования четких или развернутых ответов.

Половина из ответивших специалистов в области управления (50% и 46% - см. рис. 9) часто и еще по 37% респондентов нечасто вносят предложения по вопросам совершенствования своей профессиональной деятельности, деятельности своего подразделения. Но, как показывают данные проведенного исследования, в процессе формирования общих представлений о целях и задачах профессиональной деятельности государственные и муниципальные служащие предпочитают скорее ориентироваться на такие источники, как уроки своего и чужого опыта работы, чем на формализованные требования к процессу профессиональной деятельности (законодательные акты РФ и субъектов РФ, должностные ин-

140 120

100

80

60

40

20

Ролевая игра Мозговой штурм Круглый стол Тренинг

Проблемно-деловая игра Тематическая дискуссия Стажировка Лекция

Анализ конкретных ситуаций

0

Рис. 7. Наиболее предпочтительная форма прохождения занятий по программам повышения квалификации или переподготовки, %

16

27

33

37

48

Тестирование в аудитории

Устный экзамен с использованием билетов

Внутриаудиторная письменная работа в форме контрольной работы с открытыми вопросами либо в форме решения кейса

Внеаудиторная письменная работа в форме реферата, курсовой работы

-госслужащие

-мун. служащие

Оценивание в ходе групповых занятий (деловых игр)

Устный экзамен в форме собеседования

Устные опросы в ходе занятий

Тестирование в дистанционной форме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Мнение государственных и муниципальных служащих о наиболее предпочтительных методах оценивания знаний, полученных в ходе обучения, чел. %

струкции). Ведь для такого интеллектуального труда требуется способность у специалиста формулировать свои мысли, идеи, основываясь на качественно проработанных, воспринятых им документах, законах, нормативных актах. И здесь предъявляются высокие требования не только к памяти работника, но прежде всего к его способности к восприятию, освоению огромного количества информации, представленной в письменной, табличной и графической формах, а также умению увидеть тенденцию, сделать соответствующие выводы, составить на этом основании прогноз и принять эффективное управленческое решение.

60

госслужащие мун. служащие

низкая средняя высокая нет ответа

Рис. 9. Степень согласия респондентов с тем,

что они вносят предложения по вопросам совершенствования своей профессиональной деятельности, деятельности своего подразделения

Это еще раз подтверждает необходимость в рамках непрерывного образования специалистов в области управления проводить регулярные специальные интеллектуальные тренинги, способствующие эффективному выполнению своих профессиональных задач.

Несмотря на то что 83% ГС и 82% МС имеют четкое представление о том, какими должны быть результаты их профессиональной деятельности, а 63% ГС и 59% МС отмечают, что качество обучения во многом зависит от индивидуально-личностных особенностей преподавателя, лишь каждый пятый госслужащий (19%) и только 17% муниципальных служащих считают, что повышать квалификацию специалист может самостоятельно, не прибегая к услугам вуза. Это свидетель-

ствует, на наш взгляд, о несколько формальном представлении специалистов в области управления о своем непрерывном образовании (образовании через всю жизнь) и недооценке роли самообразования, а может быть, и осознании себя неспособными к самообучению. Порой неспособность воспринимать и усваивать материал объясняется самим человеком особенностями своей памяти, интеллекта, отсутствием природных способностей, наследственностью. Думается, здесь проблема заключается в слабой информированности населения о таком явлении, как функциональная неграмотность, и незнании о существующих развивающих способности интеллектуальных тренингах.

Таким образом, как показывают результаты проведенных исследований, необходимость в обучении в течение всей своей жизни отмечается большинством респондентов. Данные нашего исследования подтверждают значимость непрерывного профессионального образования в формировании специалиста, его успешной профессиональной карьеры, но лишь при желании самого специалиста к переобучению и профессиональному творчеству и стремлении при необходимости применить соответствующие инновационные методики развития когнитивных способностей для овладения умением учиться с максимальной эффективностью и, как следствие, эффективному выполнения специалистом своих профессиональных функций.

Повсеместное введение в учебные планы на протяжении всего образовательного процесса интеллектуальных тренингов, способствующих повышению способностей к обучению, восприятию и усвоению информации, обеспечит качество образования и снизит необходимость формального переобучения, ведь функционально грамотный специалист, сам легко ориентируясь в потоке информации, обретет или повысит способность к эффективному и качественному самообразованию.

Примечания

1. Вульфсон Л. Б. Последипломное образование в развитых странах // Педагогика. 1993. № 3. С. 87.

2. Научно-технический отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П2331 от 16 ноября 2009 г. на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд.

3. Анурин В. Ф. Интеллектуальный тренинг. М.: Академ. проект, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.