Т. Н. КЛОЧКОВА
%
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональная культура, профес-
сиональное развитие
Key words: continuous professional education, professional culture, professional development
Одним из важных направлений совершенствования государственной и муниципальной службы в России является формирование профессиональной культуры специалиста в области управления. Специалист, отвечающий современным требованиям, может быть подготовлен только эффективной системой образования, нацеленной на будущее1. Волго-Вятской академией государственной службы в 2010 г. в рамках проекта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России», реализуемого в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., было проведено социологическое исследование среди профессорско-преподавательского состава 5 региональных академий государственной службы: Волго-Вятской, Северо-Западной, Северо-Кавказской, Уральской, Поволжской. Выборочная совокупность составила 219 чел.
Принявшие участие в опросе преподаватели высказались о преимуществах базового образования по специальности «государственное и муниципальное управление» (ГМУ) для
КЛОЧКОВА Татьяна Николаевна, социолог-специалист научно-исследовательской методической лаборатории Волго-Вятской академии государственной службы, кандидат социологических наук, доцент (г. Нижний Новгород).
профессионального развития государственных (здесь и далее речь идет о государственных гражданских служащих РФ) и муниципальных служащих. Две трети преподавателей считают, что у специалистов с профильным базовым образованием, приходящим на работу в органы власти, есть определенные преимущества: эти специалисты легче включаются в работу и демонстрируют большую отдачу от полученного образования, эффективнее применяют знания, полученные в вузе, глубже понимают цели и задачи своей профессиональной деятельности, подразделения, администрации, точнее понимают приказы руководителей (таблица).
Таблица
Степень согласия с утверждениями, %
Специалисты с базовым образованием по специальности ГМУ Степень согласия з/о
Низкая Средняя Высокая
Глубже понимают цели и задачи своей профессиональной деятельности 7 27 55 11
Глубже понимают цели и задачи деятельности своего подразделения 11 28 53 7
Эффективнее применяют полученные в вузе знания 9 30 49 12
Эффективнее применяют знания, полученные в сфере дополнительного образования 14 31 44 12
Глубже понимают цели и задачи деятельности своей администрации 13 34 43 11
Легче и точнее понимают поручения и приказы 16 31 41 12
Легче включаются в работу 10 35 34 22
Демонстрируют большую отдачу от получения дополнительного образования 10 35 34 22
Как обстоит дело на самом деле, мы узнали из анализа данных экспертного опроса, проведенного ВВАГС в 2010 г. О востребованности в органах государственного и муниципального управления выпускников по специальности ГМУ, роли для государственных и муниципальных служащих профильного базового профессионального образования высказались руководители (а также их заместители) территориальных управлений федеральных государственных органов ПФО, государственных органов пяти субъектов РФ (Нижегородская и Кировская области, республики Чувашия, Марий Эл и Мордовия), органов местного самоуправления Нижегородской области (выборочная совокупность составила
156 чел.). Так, менее половины экспертов (44 %) признают высокий уровень востребованности в их организации специалистов, получивших первое высшее образование по специальности ГМУ. По мнению экспертов, специалист с любым базовым образованием имеет преимущество, если это образование получено в вузе с высоким рейтингом среди вузов страны. При этом отмечается, что наличие любого образования, скорее, всегда относится к достоинствам. «Если человек хорошо освоил специальность в вузе, он обязательно найдет престижную работу». «Важно даже не само направление подготовки, а качество полученного образования».
Мнение экспертов об основных преимуществах базового профильного образования по специальности ГМУ совпадает с гипотетическим представлением об этом преподавателей региональных академий. Эксперты видят преимущество в том, что выпускники управленческих специальностей способны планировать, принимать, исполнять и контролировать управленческие решения, точно выполнять поручения; имеют глубокие теоретические знания, необходимые в работе; глубже понимают цели и задачи деятельности органов власти; быстрее адаптируются в практической работе; четко понимают основные вопросы государственного и муниципального управления, представляют специфику работы органов власти; быстро обучаемы, обладают широким кругозором, эрудицией, способностью логически мыслить, проявлять инициативу; умеют не только пользоваться компьютером и оргтехникой, но и применять программные продукты для решения профессиональных задач; более приспособлены к работе в органах власти и местного самоуправления, быстрее поднимаются по карьерной лестнице; эффективнее используют в работе нормативно-правовую базу.
Как отметили эксперты, перечисленные преимущества особенно заметны на начальном этапе профессиональной деятельности. У выпускников именно на этом этапе экспертами отмечается различный «стартовый капитал», который затем либо накапливается, либо только тратится. И здесь все зависит от самого специалиста, его мотивированности, способности и желания реализоваться в этой профессиональной сфере.
Базовое образование специалистов в области управления не всегда может соответствовать занимаемой работником
должности. Результаты исследования среди государственных служащих областных и республиканских администраций Нижегородской и Кировской областей, республик Чувашия, Марий Эл и Мордовия ^ = 667 чел.) и среди муниципальных служащих 19 городских и районных администраций Нижегородской области ^ = 456 чел.) показали, что почти все респонденты говорят о соответствии их профессионального образования выполняемой работе, что свидетельствует о широком прикладном потенциале базового образования. О полном соответствии заявили 55 % муниципальных и 59 % государственных служащих; около трети респондентов согласны с тем, что их базовое образование только наполовину соответствует содержанию их работы. О частичном несоответствии заявил каждый десятый респондент. Они являются потенциальными потребителями дополнительного профессионального образования (ДПО), поскольку качество образования имеет особое значение для реализации профессиональной карьеры специалиста. Именно непрерывная целевая профессионально-образовательная подготовка государственных и муниципальных служащих обеспечивает рост их профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей.
Преподаватели региональных академий высказались также о роли дополнительного образования для профессионального развития управленцев. Они оценили полезность различных форм ДПО для профессионального развития служащих. Первую позицию у респондентов занял формальный вид обучения — «дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка)» (77 %). Сумма ответов превышает 100 %, так как можно было выбрать несколько вариантов ответа. По 59 % заняли ответы «учеба в обучающих организациях (курсы, семинары и т. д.)» и «общение и консультации с преподавателями в обучающих организациях». С небольшой разницей ниже расположились неформальные виды обучения — «общение с коллегами во время обучения в обучающих организациях (курсы, семинары, повышение квалификации и т. п.)» (57 %). Невысокие оценки респонденты дали таким формам обучения, как учеба, семинары, круглые
столы, проводимые по месту работы (47 %). Таким образом, преподаватели высоко оценивают роль таких форм ДПО, которые проводятся в обучающих организациях, и менее высоко оценивают формы, которые проводятся по месту работы обучающихся. Скорее всего, здесь отдана дань корпоративной культуре преподавателей академий госслужбы.
Преподаватели осознают значимость своей миссии в становлении профессионалов. Они самокритичны по отношению к собственной деятельности, обостренно воспринимают происходящие в обществе процессы. При оценке суждения, что «качество обучения во многом зависит от индивидуально-личностных особенностей преподавателя», 72 % из них выразили свое абсолютное согласие с этим суждением, 22 % респондентов не отрицают роль личности преподавателя в процессе обучения, но при этом и не придают ей большого значения. Знаковым является то, что лишь 4 % опрошенных считают, что индивидуально-личностные особенности преподавателя не сказываются на качестве обучения.
По мнению преподавателей региональных академий, профессиональная подготовка специалиста зависит от системы взаимосвязанных форм, средств и приемов обучения с заранее определенной целью — индивидуальной готовностью специалиста к профессиональной деятельности. В данном случае речь идет об организации процесса обучения и методическом обеспечении учебного процесса и, конечно, об уровне профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза. В выделенных областях существуют определенные проблемы. По этой причине они должны постоянно находиться под контролем руководства вуза и систематически решаться им. Например, процесс обучения обязательно должен быть обеспечен современными образовательными программами и инновационными технологиями, согласованностью подачи материала разными кафедрами, внедрением активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, круглые столы, проигрывание производственных ситуаций и т. д.) и, конечно, постоянным оцениванием знаний, полученных в ходе обучения. Среди наиболее предпочтительных форм оценивания знаний преподаватели отмечают деловые игры и устный экзамен в форме собеседования (по 49 % у каждого варианта), тестирование в аудитории (40 %), устные опросы в ходе занятий (39 %), а также внеаудиторную письменную
работу (32 %). Необходимо отметить, что около половины преподавателей отметили такую активную форму проверки знаний обучающихся, как деловые игры, в ходе которых сразу раскрываются организаторские и профессиональные умения студентов.
Анализируя ситуацию, связанную с подготовкой кадров для государственной и муниципальной службы, можно отметить, что выделенные преподавателями региональных академий проблемы подготовки государственных и муниципальных служащих тесно связаны друг с другом, и их решение зависит от изменения в подходах к профессиональному образованию как с точки зрения организации учебного процесса, так и его содержания.
Прежде следует задуматься о соотношении лекционных, практических, семинарских занятий; соотношении аудиторных часов и часов, отводимых на самостоятельную работу студента; о формах контроля за самостоятельной работой студента и т. п. Например, смена акцента с лекционных занятий, которые должны носить проблемный характер, на дискуссионные формы семинаров с учетом серьезной самостоятельной работы студентов позволит сформировать у студента инновационный тип мышления, соответствующий требованиям современности, а проведение практических и лабораторных занятий в небольших группах разовьет профессиональные навыки по поиску и оценке надежности необходимой информации, например, методом аналитической деятельности.
Несомненно, переход на новые формы обучения потребует от профессорско-преподавательского состава больших временных затрат, изменения нормативов расчета соотношения студенческого контингента по отношению к преподавательскому. Но введение и активное применение новых форм занятий в учебном процессе (дискуссии, круглые столы, внеаудиторные семинары / занятия, встречи с представителями государственной и муниципальной службы и т. д.) — это настоятельная необходимость, особенно в системе подготовки государственных и муниципальных служащих. Кроме того, нельзя забывать о правильной расстановке содержательных и структурных приоритетов при формировании образовательной программы. Важное значение здесь имеют квалифицированное описание учеб-
ных курсов по уровням обучения и определение «весовых коэффициентов» дисциплин в образовательных программах различного уровня2.
Решать проблемы с подготовкой управленцев можно лишь в случае учебно-методической обеспеченности образовательного процесса. Сегодня, по оценкам преподавателей, учебный процесс в основном базируется на использовании учебников и учебно-методических пособий. Следует стремиться к созданию образовательного процесса на основе органического соединения обучения с научной деятельностью и передовым практическим опытом (как отечественным, так и зарубежным).
Традиционная, т. е. сложившаяся, система и технологии профессиональной подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих не вполне отвечают социальным вызовам современности. Сутью непрерывного образования специалистов в области управления должно стать обеспечение процесса реализации способностей и духовных потребностей личности специалиста на любом этапе развития его профессиональной культуры. Темп и индивидуальная траектория образовательного продвижения каждого должны определяться как способностями и склонностями индивида, так и потребностями сферы исполнения профессиональной деятельности. Без кардинальных изменений системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, приведения ее в соответствие с потребностями общества невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность страны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Клочкова Т.Н. Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих // Власть. 2010. № 5. С. 24—26.
2 См.: Анурин В.Ф., Клочкова Т.Н. Профессиональное развитие и образование специалиста // Социология власти. 2011. № 4. С. 43—52.
Поступила 31.03.11.