Татьяна КЛОЧКОВА
ПРЕОДОЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Статья посвящена проблеме функциональной неграмотности государственных и муниципальных служащих. Обосновывается необходимость проведения специальных интеллектуальных тренингов в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.
The article is devoted to the problem of functional illiteracy of state and municipal servants. The necessity of special intellectual trainings holding with the purpose of their professional efficiency increasing has been settled down.
Ключевые слова:
функциональная неграмотность, интеллектуальный тренинг, непрерывное профессиональное образование, мотивация; functional illiteracy, intellectual training, continuous professional education, motivation.
В результате возросшей социальной динамики происходит быстрое устаревание приобретенных человеком профессиональных, социальных и общекультурных знаний. Ощущается острая необходимость дополнительного обучения и переучивания вчерашнего выпускника в процессе его профессиональной деятельности. Именно поэтому актуальна идея непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем посредством обучения и самообразования в течение всей жизни. Но получение непрерывного профессионального образования функционально безграмотным человеком затруднено в силу того, что у него отсутствует или ограничена способность к активному самообразованию.
Под функциональной неграмотностью понимается неспособность работника, гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование1. В отличие от элементарной грамотности (умение читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия), функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.
Проблема функциональной неграмотности особенно опасна тем, что человек порой не осознает у себя ее наличия и не знает, что можно уменьшить уровень своей функциональной неграмотности и даже свести ее на нет. Нередко люди объясняют неспособность воспринимать и усваивать материал особенностями своей памяти, интеллекта, отсутствием природных способностей или наследственностью. Думается, здесь проблема заключается в слабой информированности населения об этом явлении в целом и незнанием о существовании инновационных методик развития когнитивных способностей, целого ряда специальных упражнений для тренировки внимания, памяти, навыков динамического чтения и логики рационального
1 Ильин Г.Л. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России, 2000, № 1, с. 64—69.
КЛОЧКОВА
Татьяна Николаевна — к.соц.н., доцент кафедры социологии и психологии ВВАГС tak-nn @mail.ru
мышления, способствующих повышению работоспособности и эффективному выполнению специалистом своих профессиональных функций.
Функциональная грамотность состоит из двух компонентов: технологического, определяемого базисными квалификациями, и личностного, определяемого качествами личности. Содержание личностного компонента зависит от ключевых квалификаций (компетенций), среди которых: автономность в принятии решений, коллективный дух и способность к сотрудничеству в рамках производственных сетей, стремление к высокому качеству, способность к анализу и т.д.
Еще более актуализируется проблема функциональной неграмотности, когда речь заходит о государственных гражданских и муниципальных служащих, от эффективной работы которых зависят перспективы и дальнейшее благополучие социально-экономической системы страны. От современных российских управленцев требуется глубокое понимание процессов, происходящих в обществе, знание теории развития государства, проблем научно-технического прогресса и его социальных последствий, умение принимать решения на данном управленческом уровне. Государственный или муниципальный служащий должен постоянно осуществлять самообразование, отслеживать появление и изучать новые формы, методы, технологии государственного и муниципального управления.
Идея непрерывного образования существенно смещает само исходное понятие «образование». Речь идет уже о непрерывном и управляемом развитии каждого конкретного специалиста государственной и муниципальной службы. В концепции непрерывного образования люди должны перейти в режим пожизненной учебной активности и в связи с этим рассматриваются в качестве долгосрочных клиентов обучающих организаций. Девиз непрерывного образования — «учусь, чтобы качественно жить, и живу, чтобы непрерывно учиться»1.
Волго-Вятская академия государственной службы при участии автора на протяжении нескольких лет проводит мониторинг профессиональной среды в органах
1 Ванденко И. Источник в пустыне равнодушия // Новые известия, 12.03.2009.
государственного и муниципального управления. В апреле—мае 2010 г. в рамках проекта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России», реализуемого под руководством д.соц.н., профессора В.А. Мальцева в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., были проведены исследования среди государственных гражданских служащих (республики Марий-Эл, Мордовия и Чувашия, а также Нижегородская и Кировская обл.; N = 667) и муниципальных служащих Нижегородской обл. N = 465)2. Необходимо отметить, что полученные данные у государственных гражданских и муниципальных служащих практически не отличаются.
Данные нашего исследования показывают, что сегодня профессиональная деятельность значительной части государственных и муниципальных служащих связана с принятием управленческих решений, что предполагает постоянный поиск новых путей и методов решения стоящих перед ними служебных задач. Вместе с тем практика показывает, что профессиональные навыки и знания государственных и муниципальных служащих на сегодняшний день не соответствуют ожиданиям потребителей. Не случайно более половины респондентов (57% государственных и 54% муниципальных служащих) высказывают потребность в совершенствовании навыков принятия управленческих решений, в расширении инновационной составляющей профессиональной деятельности.
Из табл. 1 видно, что 83% государственных и 82% муниципальных служащих имеют четкое представление о том, какими должны быть результаты их профессиональной деятельности, 63% ГС и 59% МС отмечают, что качество обучения во многом зависит от индивидуальноличностных особенностей преподавателя, каждый пятый считает, что повышать квалификацию специалист может
2 Научно-технический отчет о выполнении 2-го этапа государственного контракта № П2331 от 16 ноября 2009 г. на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд // Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России: отчет о НИР / ВВАГС; рук. В.А. Мальцев; исполн. Т.Н. Клочкова и др. — Н. Новгород, 2010.
Таблица 1
Степень согласия государственных и муниципальных служащих с приведенными суждениями, %
Суждения Гос. служащие Мун. служащие
Вы имеете четкое представление о том, какими должны быть результаты Вашей профессиональной деятельности 83 82
Вы стремитесь к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области 77 70
Вы успешно справляетесь со своими профессиональными задачами 75 67
У Вас есть возможность реализовать свой профессиональный опыт 67 64
Вы получаете удовлетворение от выполняемой работы 66 62
Вы часто достигаете максимальных результатов в Вашей профессиональной деятельности 65 59
У Вас есть возможность реализовать свои профессиональные знания 64 59
Качество обучения во многом зависит от индивидуальноличностных особенностей преподавателя 63 59
При повышении квалификации необходимо уделять внимание изучению вопросов социально-психологического сопровождения деятельности (конфликтология, психология и т.д.) 56 55
У Вас есть возможность применять в работе знания, умения и навыки, полученные в рамках дополнительного образования 51 52
Вы вносите предложения по вопросам совершенствования Вашей профессиональной деятельности, деятельности Вашего подразделения 50 46
Соблюдать стандарты Вашей профессиональной деятельности Вам помогают, в первую очередь, знания, умения и навыки, полученные в рамках дополнительного образования 34 34
При повышении квалификации необходимо изучать только узкие вопросы, имеющие сугубо практическую направленность 28 30
Высоких результатов Вашей профессиональной деятельности Вы достигаете, в первую очередь, благодаря знаниям, умениям и навыкам, полученным в рамках дополнительного образования 26 26
Повышать квалификацию специалист может самостоятельно, не прибегая к услугам вуза 19 17
самостоятельно, не прибегая к услугам тов в области управления о своем непре-
вуза. Это свидетельствует, на наш взгляд, рывном образовании (образовании через
о формальном представлении специалис- всю жизнь) и недооценке роли самооб-
разования, а может быть, и об осознании себя неспособными к самообучению. Это является признаком недостаточного уровня функциональной грамотности государственных гражданских служащих, т.к. процесс самообразования требует значительных умственных способностей, восприятия и усвоения информации.
Половина из ответивших часто и еще по 37% респондентов не часто вносят предложения по вопросам совершенствования своей профессиональной деятельности и деятельности своего подразделения. Для такого интеллектуального труда специалиста требуется способность формулировать свои мысли, идеи, основываясь на качественно проработанных, воспринятых им документах, законах, нормативных актах. И здесь предъявляются высокие требования не только к памяти работника, но и к его способности к восприятию, освоению огромного количества информации, представленной в письменной, табличной и графической формах, а также умению увидеть тенденцию, сделать соответствующие выводы, составить на этом основании прогноз и принять эффективное управленческое решение.
Показательно, что даже в ответах респондентов о предпочтительных методах оценки знаний, полученных в ходе обучения, наименее востребованными оказались такие связанные с восприятием письменного текста формы оценки, как тестирование в дистанционной форме, внеаудиторная письменная работа в форме реферата, курсовой работы, внутриауди-торная письменная работа в форме контрольной работы с открытыми вопросами либо в форме решения кейса и устный экзамен с использованием билетов. Это также является признаком недостаточной функциональной грамотности государственных гражданских служащих, т.к. методы оценки знаний, отмеченные респондентами реже всего, требуют от отвечающих внимательного прочтения, восприятия письменной информации, осознания задания и последующего формулирования четких или развернутых ответов.
Все, что касается выработки таких умений, как разработка предложений, программ совершенствования деятельности, требующих от специалиста творческих и умственных способностей, должно достигаться при помощи регулярных интеллектуальных тренингов, комплексов специаль-
ных упражнений для тренировки внимания, памяти, навыков динамического чтения и логики рационального мышления.
В то же время наиболее предпочтительными формами прохождения занятий по программам повышения квалификации или переподготовки, по мнению респондентов, остаются анализ конкретных ситуаций, лекции, стажировки и тематические дискуссии. То есть, государственные и муниципальные служащие предпочитают привычные, неактивные формы обучения (аудиторные лекционные и практические занятия), которые вызывают у них меньше напряжения и формируют пассивную позицию слушателя, отсутствие инициативы и принятия ответственности. Это также является проявлением функциональной неграмотности респондентов.
Исследование выявило, что существует реальная необходимость включения в образовательный процесс государственных и муниципальных служащих таких инновационных методов и технологий обучения, которые будут стимулировать активность, самостоятельный поиск и осмысление необходимой профессиональной информации. Необходимо пересмотреть образовательные стандарты и создать условия для развития конкуренции на рынке образовательных услуг для государственных служащих, а также привлекать к преподавательской работе действующих профес-сионалов-практиков. Не имея показателей результативности, качества и критериев оценки деятельности, чиновники не могут соотносить свои возможности с предъявляемыми обществом требованиями по оказанию государственных услуг, следовательно, не могут приступить к разработке индивидуальных программ профессионального развития. При этом необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Статья написана в рамках НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в ходе реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.