ПРЕОДОЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Т. Н. Клочкова
Человек функционально неграмотный, кто он? Для начала давайте определим, кто является человеком грамотным. В различных словарях грамотным называют человека образованного, умелого, сведущего в какой-то области. А грамотность поначалу понималась как умение читать, писать, считать. Словарь синонимов русского языка дает такие варианты слову «грамотный»: «образованный, знающий, сведущий, компетентный, осведомленный, квалифицированный». Что такое человек образованный? Образованный - это разносторонне развитый человек, который обладает обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, умеет критически мыслить и способный понимать окружающую жизнь, а также отличающийся высокой степенью культуры, образования; просвещённый.
Появились даже такие понятия, как «экологическая грамотность», «информационная грамотность» и его «синоним информационная культура», т. е грамотность и культура человека отождествляются. Термин «грамотность» стал применяться по отношению к деятельности. Так сформировался термин «функциональная грамотность» (functional literacy). Кого можно назвать функционально грамотным? Функциональным в толковом словаре Дмитриева называется то, что относится к практике, конкретному использованию, употреблению какого-либо объекта или явления. Функционально грамотным человеком можно назвать образованного, обученного, умело применяющего данные умения на практике. Таким образом, под функциональной грамотностью принято понимать способность человека применять полученные ранее в процессе обучения знания в действии, вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается ми-
1 Доклад подготовлен в рамках проведения НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
342
нимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность проявляется в процессе деятельности человека, а точнее - замечается ее отсутствие, которое называется функциональной неграмотностью, полуграмотностью, вторичной неграмотностью. Она связана, скорее, с недостатком начитанности, образованности, а не с простым умением читать и писать. Понятие «функциональная неграмотность» (functional illiteracy) возникло сравнительно недавно - в начале 80-х гг. в ряде развитых стран, традиционно считающихся культурными. Термин «функциональная неграмотность» применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и не способного к восприятию короткого и несложного текста, так ее определяют специалисты ЮНЕСКО. Функциональная неграмотность не адекватна традиционному представлению о неграмотности. Именно она не дает человеку полноценно существовать. Все это усугубляется тем, что человек не осознает себя функционально неграмотным, списывает это на отсутствие памяти, собственную бестолковость, несообразительность. Функциональной неграмотностью объясняют случившиеся техногенные катастрофы. Из-за непрофессиональных несвоевременных действий или бездействий работника и происходят аварии, катастрофы с многочисленными жертвами и разрушительными последствиями. В научной литературе встречается такое отождествление, как высший уровень функциональной неграмотности -профессиональная некомпетентность.
Действительно, человек не может быть сведущим во всем. Но в основных для его существования сферах деятельности он им быть просто обязан. Существуют различные классификации основных видов, или сфер, деятельности. В научных источниках эта классификация дается по различным основаниям. Вслед за Л. А. Зеленовым примем следующее разделение деятельности на основные сферы социума, основанные на восьми родах деятельности общества как его социальных констант: экономическая, экологическая, научная, художественная, медицинская, физкультурная, педагогическая, управленческая сфера.
Грамотность - многозначное понятие, неразрывно связанное с образованием и сопровождающее его на всех этапах исторического и научного развития. В современные образовательные стандарты вошли понятия «компетентность» и «компетенция». Первое понимается как способность человека приобретать знания, умения, навыки в определенных сферах, второе - полномочия в определенной сфере. Существует определенная понятийная путаница в употреблении данных терминов в связи с переводом с английского языка слова
343
competence, которое переводится и как способность, и как полномочия. Нам видится, что когда речь идет о полномочиях, надо употреблять слово компетенция, когда речь идет о способностях к чему-либо, возможностях, которые присутствуют у человека, тогда нужно говорить о компетентности. Тем не менее в образовательных стандартах есть понятие ключевых, основных компетенций, которые правильнее все же называть компетентностями. Среди них выделяются (по А. В. Хуторскому): ценностно-смысловые, общекультурные, учебнопознавательные, информационные, коммуникативные, социальнотрудовые, компетенции личностного самосовершенствования. Наблюдается определенная соотнесенность ключевых компетенций с разделением деятельности на основные сферы (по Л. А. Зеленову). Поскольку понятия «грамотный» и «культурный» употребляются как синонимы, следовательно, функционально неграмотный человек не может в деятельности применить свою культуру, тогда как в профессиональной деятельности, где развивается, формируется профессиональная культура специалиста, функциональная грамотность может являться мерилом сформированности профессиональной культуры. Функционально неграмотный в своей профессиональной области не способен к самообразованию, профессиональному развитию. Вполне логично допустить, что функциональная грамотность является не только мерилом сформированности, но и основным условием развития, формирования профессиональной культуры.
Если все вышесказанное соотнести с понятием компетентности, то функциональная грамотность является мерилом, критерием, показателем сформированности определенных, необходимых в данной профессии компетентностях, а также условием их развития, формирования.
Формирование и развитие компетентностей начинается в процессе образования. В связи с увеличением объема информации в современном мире сегодня знания нельзя получить раз и навсегда. Это актуализирует проблему непрерывного образования. Максимальная компетентность в выбранной области - жизнеутверждающая цель человека. Функциональная грамотность - инструмент для достижения максимальной компетентности в выбранной области, формирования навыка непрерывного образования.
Еще более актуальной проблема функциональной неграмотности становится, когда речь заходит о государственных гражданских и муниципальных служащих, от результата профессиональной деятельности которых зависит, по большому счету, жизнь страны в целом и каждого из нас в частности.
344