Научная статья на тему 'Формирование читательской компетентности как вектор непрерывного образования'

Формирование читательской компетентности как вектор непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / читательская компетентность / функциональная грамотность / непрерывное образование / reading / reading competence / functional literacy / continuous education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Татьяна Геннадьевна

Чтение рассматривается как полифункциональное социокультурное явление, основа функциональной грамотности, интеллектуальный ресурс нации. Автором выявляются основные этапы и формы формирования читательской компетентности личности в условиях непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the reading process is considered to be a multifunctional social and cul-tural phenomenon, a basis of functional literacy and a national intelligent resource. The au-thor emphasizes the main stages and ways of students’ reading competence development in the context of continuous education.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской компетентности как вектор непрерывного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

КАК ВЕКТОР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Г. Фирсова

Чтение рассматривается как полифункциональное социокультурное явление, основа функциональной грамотности, интеллектуальный ресурс нации. Автором выявляются основные этапы и формы формирования читательской компетентности личности в условиях непрерывного образования.

In the article the reading process is considered to be a multifunctional social and cultural phenomenon, a basis of functional literacy and a national intelligent resource. The author emphasizes the main stages and ways of students' reading competence development in the context of continuous education.

Ключевые слова: чтение, читательская компетентность, функциональная грамотность, непрерывное образование.

Key words: reading, reading competence, functional literacy, continuous education.

Поскольку в данной статье выдвигается положение о ведущей роли чтения и читательской компетентности в непрерывном образовании личности, то стоит определиться с основными понятиями.

Отметим, что понятие «непрерывное образование» применимо: (а) к личности (смыслообразующим является тот факт, что человек учится постоянно - на протяжении всей своей жизни, независимо от того, протекает ли этот процесс в каком-либо образовательном учреждении или человек занимается самообразованием); (б) к образовательным процессам (имеется в виду включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития); (в) к организационной структуре образования (в самой сети образовательных учреждений должен осуществляться принцип преемственности образовательных программ).

В современной социокультурной ситуации чтение обретает сложную смысловую структуру, понимается как полифункциональный феномен личности, общества, культуры. Вопросы повышения ценности и престижа чтения встают в один ряд с проблемами, от решения которых зависит благополучие нации1. Книгочтение предстает как универсальное средство человекотворчества, самоидентификации - «не одним из способов познавательного отношения к миру, а собственно способом человеческого бытия-в-мире» (М. Зубрицкая). В. А. Бородина определяет чтение как «универсум развития личности в процессе онтогенетического развития человека с учетом достижений в читателеведении в филогенезе»2. Чтение лежит в основе формирования грамотности (понимаемой как единство чтения и письма), образованности, компетентности, культуры. Жизнь будущего гражданина в информационном обществе зависит от того, насколько грамотным и гибким читателем он является. Читательская компетентность, определяемая как

1 Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapms.ru/news/info/item2003/html. С. 6 (дата обращения: 25.05.2014).

2 Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2007. С. 36.

445

«качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебноакадемических, социальных, профессиональных и личностных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательнопрофессиональной деятельности»1, является базовой компетентностью человека.

«Испокон века книга растит человека» - гласит русская народная пословица. Однако не секрет, что общемировой тенденцией в современном мире является определенное снижение интереса к чтению и как следствие снижение функциональной грамотности большинства населения. По данным ЮНЕСКО, более 771 млн взрослых жителей планеты не умеют читать, около 100 млн детей не ходят в школу. Подавляющее большинство неграмотных живут в 35 самых бедных странах мира, но их немало и в развитых странах2. Наметилась тревожная тенденция роста функциональной неграмотности у значительного числа населения, т.е. утрата навыков чтения и письма настолько, что они недееспособны к восприятию короткого и несложного текста3. В Канаде в 1990-е гг. почти четвертая часть населения была отнесена к функционально неграмотным, в Германии около четырех миллионов вторично неграмотных. Во Франции в 1996 г. около 20 % населения составляли вторично неграмотные. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. В статье В. П. Чудиновой приводится статистика того, что корреляция между преступлением и функциональной неграмотностью прямо пропорциональна. Исследователь отмечает: «В начале ХХ1 века 60 % взрослых заключенных в тюрьмах США были функционально неграмотными или малограмотными, и 85 % юных правонарушителей имели проблемы, связанные с чтением, письмом и знанием основ математики»4.

Очевидно, что снижение доли активно читающего населения приводит к возрастающему дефициту знаний и конструктивных идей в обществе, сказывается на качестве трудовых ресурсов, уровне общей образованности, формировании системы нравственных и духовных ценностей и ориентиров.

1 Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность: Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч.-практ. сб. / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. М.: МЦБС, 2007. С. 53-61. С. 57.

2 См.: Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема. URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ vorontsov_chtenie2009.pdf

3 Специалисты разных стран интерпретируют это явление по-разному и делают акценты на различных его сторонах. Термины, которыми при этом пользуются, также различны: «afunctional illiteracy» («функциональная неграмотность»), «secondary illiteracy» («вторичная неграмотность»), «semiliterate» («полуграмотные»), «dyslectic», «dyslexic» («не владеющие словарем, с плохой лексикой»), и др. В США в последние годы широко используется связанный с этой проблемой термин «family litOracy» - «семейная грамотность», а также термин «at-Risk» - «те, кто относится к группе риска», или «находится в опасности». См.: Чудинова В. П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 98102.

4 Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность // Просвещение. 2009. Вып. № 1 (23). Март. С. 5.

446

Малообразованные, не умеющие читать серьезную литературу члены общества составляют группу социального и культурного риска. Их некомпетентность может привести к негативным последствиям из-за непродуманных социально значимых решений, неумения грамотно выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках. Все это препятствует стабильному развитию государства и успешному решению накопленных проблем.

В современной России наблюдается несоответствие между темпами развития информационного пространства и степенью его освоения различными категориями граждан; рассогласование между уровнем реальной читательской социализацией и объективными требованиями к качеству чтения, способного обеспечить успешность в образовании, профессиональной деятельности и развитии личности. Формирование читательской компетентности идет по «онтогенетической лестнице»: от пренатального этапа к следующим, каждый из которых по отношению к предшествующему является зоной ближайшего развития. При этом включены (в разной степени, в зависимости от этапа) потребностная, аксиологическая, креативная (творческая), когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная), эстетическая, нравственная, деятельностно-прикладная и оценочно-рефлексивная стороны чтения.

Читательское развитие личности условно можно разделить на девять этапов: (1) пренатальный (внутриутробный), в котором закладываются все генетико-биопсихические предпосылки интеллектуально-информационной деятельности человека; (2) подготовительный, его рамки - от рождения до начала того времени, когда ребенок начинает самостоятельно читать (4-7 лет); (3) начальный, совпадающий с обучением чтению в начальной школе, но может включать дошкольный период, если ребенок сам научился читать до школы (от 4-7 до 11 лет); (4) формирующий, характерный для учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет); (5) совершенствующий (15-18 лет) -учащиеся старших классов, техникумов и других средних специальных учебных заведений; (6) стабилизирующий - (18-25 лет), когда происходит профессиональное становление личности; (7) оптимизирующий - (25-50 лет), при стабилизации происходит оптимизация читательского развития личности;

(8) инволюционно-оптимизирующийся (50-70-80 лет) - в зависимости от состояния физического и психического здоровья человека возникают проблемы со зрением, запоминанием нового и др., происходят инволюционные процессы, но оптимизация читательской деятельности осуществляется за счет общей и профессиональной эрудиции, опыта жизнедеятельности, сознания; у разных читателей инволюция зависит от активности и интенсивности интеллектуально-информационной деятельности: чем выше их уровень, тем незначительнее инволюция познавательных психических явлений;

(9) инволюционный этап наступает после 70-80 лет, когда происходят резкие изменения во всех психических функциях, определяющих качество протекания интеллектуально-информационной деятельности читателя1.

1 Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007.

447

Опыт зарубежных стран, которым удалось положительно исправить картину читательского кризиса, показывает, что необходимо на уровне государства создать единую линию по организации преемственности между выделенными этапами читательского развития личности. Например, в США действует специальная программа - «Грамотность XXI века», в рамках которой особое внимание уделяется функционально неграмотным взрослым и семьям эмигрантов (по программам семейной грамотности). Показателен опыт Финляндии, где публичные библиотеки развернули широкую программу помощи населению в приобретении ими навыков в работе с информацией, компьютером, в освоении ИКТ. Специальные библиобусы, оснащенные новой техникой и оборудованные для таких занятий, курсируют в удаленные районы. Великобритания в последние годы развила крупномасштабную государственную программу поддержки чтения с акцентом на чтении подрастающего поколения.

В РФ было принято решение о принятии долгосрочной Национальной программы поддержки и развития чтения (2007), работают различные программы республиканского и регионального значения. Однако отсутствие системности и единого национального проекта, нехватка квалифицированных педагогов в области повышения читательской грамотности (речь идет об ак-меологах чтения, своеобразных тьюторах в области развития и воспитания Читателей) тормозят процесс повышения уровня функциональной грамотности населения всех социальных и возрастных групп. Для изменения ситуации «кризиса чтения» в России и для включения личности в непрерывное образование особое внимание необходимо уделить так называемым группам риска, к которым относятся: (а) необразованное население с низким уровнем базовой грамотности (неграмотные - совсем не умеющие читать и писать, а также функционально неграмотные - те, кто отличаются низким уровнем чтения и письма; как правило, это эмигранты и их дети, чей язык отличается от языка коренной национальности); (б) семьи, имеющие трудности в чтении и грамотности (нужны программы «семейной грамотности», «семейного чтения); (в) группы взрослых разного возраста и квалификации, нуждающиеся в приобретении навыков работы с информацией и ИКТ (информационнокоммуникационными технологиями); (г) учащиеся, которым нужна помощь в развитии разных видов грамотности - базовой, функциональной, информационной, ИКТ-грамотности.

Главными задачами правительства и общественности в указанном направлении должны стать ликвидация «образовательного» и «цифрового» «разрывов» в обществе, поддержка чтения, обеспечение населению доступа к информации и возможностей получить образование в течение всей жизни. Необходимо так построить национальную политику, чтобы чтение стало восприниматься как элемент «nation building», т. е. как база для «построения нации». В контексте непрерывного образования справедливо звучат слова Сэмлоэла Смайлса - «Книги - лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности».

448

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.