ФОРМИРОВАНИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАК ВЕКТОР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. Г. Фирсова
Чтение рассматривается как полифункциональное социокультурное явление, основа функциональной грамотности, интеллектуальный ресурс нации. Автором выявляются основные этапы и формы формирования читательской компетентности личности в условиях непрерывного образования.
In the article the reading process is considered to be a multifunctional social and cultural phenomenon, a basis of functional literacy and a national intelligent resource. The author emphasizes the main stages and ways of students' reading competence development in the context of continuous education.
Ключевые слова: чтение, читательская компетентность, функциональная грамотность, непрерывное образование.
Key words: reading, reading competence, functional literacy, continuous education.
Поскольку в данной статье выдвигается положение о ведущей роли чтения и читательской компетентности в непрерывном образовании личности, то стоит определиться с основными понятиями.
Отметим, что понятие «непрерывное образование» применимо: (а) к личности (смыслообразующим является тот факт, что человек учится постоянно - на протяжении всей своей жизни, независимо от того, протекает ли этот процесс в каком-либо образовательном учреждении или человек занимается самообразованием); (б) к образовательным процессам (имеется в виду включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития); (в) к организационной структуре образования (в самой сети образовательных учреждений должен осуществляться принцип преемственности образовательных программ).
В современной социокультурной ситуации чтение обретает сложную смысловую структуру, понимается как полифункциональный феномен личности, общества, культуры. Вопросы повышения ценности и престижа чтения встают в один ряд с проблемами, от решения которых зависит благополучие нации1. Книгочтение предстает как универсальное средство человекотворчества, самоидентификации - «не одним из способов познавательного отношения к миру, а собственно способом человеческого бытия-в-мире» (М. Зубрицкая). В. А. Бородина определяет чтение как «универсум развития личности в процессе онтогенетического развития человека с учетом достижений в читателеведении в филогенезе»2. Чтение лежит в основе формирования грамотности (понимаемой как единство чтения и письма), образованности, компетентности, культуры. Жизнь будущего гражданина в информационном обществе зависит от того, насколько грамотным и гибким читателем он является. Читательская компетентность, определяемая как
1 Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapms.ru/news/info/item2003/html. С. 6 (дата обращения: 25.05.2014).
2 Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2007. С. 36.
445
«качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебноакадемических, социальных, профессиональных и личностных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательнопрофессиональной деятельности»1, является базовой компетентностью человека.
«Испокон века книга растит человека» - гласит русская народная пословица. Однако не секрет, что общемировой тенденцией в современном мире является определенное снижение интереса к чтению и как следствие снижение функциональной грамотности большинства населения. По данным ЮНЕСКО, более 771 млн взрослых жителей планеты не умеют читать, около 100 млн детей не ходят в школу. Подавляющее большинство неграмотных живут в 35 самых бедных странах мира, но их немало и в развитых странах2. Наметилась тревожная тенденция роста функциональной неграмотности у значительного числа населения, т.е. утрата навыков чтения и письма настолько, что они недееспособны к восприятию короткого и несложного текста3. В Канаде в 1990-е гг. почти четвертая часть населения была отнесена к функционально неграмотным, в Германии около четырех миллионов вторично неграмотных. Во Франции в 1996 г. около 20 % населения составляли вторично неграмотные. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. В статье В. П. Чудиновой приводится статистика того, что корреляция между преступлением и функциональной неграмотностью прямо пропорциональна. Исследователь отмечает: «В начале ХХ1 века 60 % взрослых заключенных в тюрьмах США были функционально неграмотными или малограмотными, и 85 % юных правонарушителей имели проблемы, связанные с чтением, письмом и знанием основ математики»4.
Очевидно, что снижение доли активно читающего населения приводит к возрастающему дефициту знаний и конструктивных идей в обществе, сказывается на качестве трудовых ресурсов, уровне общей образованности, формировании системы нравственных и духовных ценностей и ориентиров.
1 Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность: Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч.-практ. сб. / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. М.: МЦБС, 2007. С. 53-61. С. 57.
2 См.: Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема. URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ vorontsov_chtenie2009.pdf
3 Специалисты разных стран интерпретируют это явление по-разному и делают акценты на различных его сторонах. Термины, которыми при этом пользуются, также различны: «afunctional illiteracy» («функциональная неграмотность»), «secondary illiteracy» («вторичная неграмотность»), «semiliterate» («полуграмотные»), «dyslectic», «dyslexic» («не владеющие словарем, с плохой лексикой»), и др. В США в последние годы широко используется связанный с этой проблемой термин «family litOracy» - «семейная грамотность», а также термин «at-Risk» - «те, кто относится к группе риска», или «находится в опасности». См.: Чудинова В. П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 98102.
4 Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность // Просвещение. 2009. Вып. № 1 (23). Март. С. 5.
446
Малообразованные, не умеющие читать серьезную литературу члены общества составляют группу социального и культурного риска. Их некомпетентность может привести к негативным последствиям из-за непродуманных социально значимых решений, неумения грамотно выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках. Все это препятствует стабильному развитию государства и успешному решению накопленных проблем.
В современной России наблюдается несоответствие между темпами развития информационного пространства и степенью его освоения различными категориями граждан; рассогласование между уровнем реальной читательской социализацией и объективными требованиями к качеству чтения, способного обеспечить успешность в образовании, профессиональной деятельности и развитии личности. Формирование читательской компетентности идет по «онтогенетической лестнице»: от пренатального этапа к следующим, каждый из которых по отношению к предшествующему является зоной ближайшего развития. При этом включены (в разной степени, в зависимости от этапа) потребностная, аксиологическая, креативная (творческая), когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная), эстетическая, нравственная, деятельностно-прикладная и оценочно-рефлексивная стороны чтения.
Читательское развитие личности условно можно разделить на девять этапов: (1) пренатальный (внутриутробный), в котором закладываются все генетико-биопсихические предпосылки интеллектуально-информационной деятельности человека; (2) подготовительный, его рамки - от рождения до начала того времени, когда ребенок начинает самостоятельно читать (4-7 лет); (3) начальный, совпадающий с обучением чтению в начальной школе, но может включать дошкольный период, если ребенок сам научился читать до школы (от 4-7 до 11 лет); (4) формирующий, характерный для учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет); (5) совершенствующий (15-18 лет) -учащиеся старших классов, техникумов и других средних специальных учебных заведений; (6) стабилизирующий - (18-25 лет), когда происходит профессиональное становление личности; (7) оптимизирующий - (25-50 лет), при стабилизации происходит оптимизация читательского развития личности;
(8) инволюционно-оптимизирующийся (50-70-80 лет) - в зависимости от состояния физического и психического здоровья человека возникают проблемы со зрением, запоминанием нового и др., происходят инволюционные процессы, но оптимизация читательской деятельности осуществляется за счет общей и профессиональной эрудиции, опыта жизнедеятельности, сознания; у разных читателей инволюция зависит от активности и интенсивности интеллектуально-информационной деятельности: чем выше их уровень, тем незначительнее инволюция познавательных психических явлений;
(9) инволюционный этап наступает после 70-80 лет, когда происходят резкие изменения во всех психических функциях, определяющих качество протекания интеллектуально-информационной деятельности читателя1.
1 Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007.
447
Опыт зарубежных стран, которым удалось положительно исправить картину читательского кризиса, показывает, что необходимо на уровне государства создать единую линию по организации преемственности между выделенными этапами читательского развития личности. Например, в США действует специальная программа - «Грамотность XXI века», в рамках которой особое внимание уделяется функционально неграмотным взрослым и семьям эмигрантов (по программам семейной грамотности). Показателен опыт Финляндии, где публичные библиотеки развернули широкую программу помощи населению в приобретении ими навыков в работе с информацией, компьютером, в освоении ИКТ. Специальные библиобусы, оснащенные новой техникой и оборудованные для таких занятий, курсируют в удаленные районы. Великобритания в последние годы развила крупномасштабную государственную программу поддержки чтения с акцентом на чтении подрастающего поколения.
В РФ было принято решение о принятии долгосрочной Национальной программы поддержки и развития чтения (2007), работают различные программы республиканского и регионального значения. Однако отсутствие системности и единого национального проекта, нехватка квалифицированных педагогов в области повышения читательской грамотности (речь идет об ак-меологах чтения, своеобразных тьюторах в области развития и воспитания Читателей) тормозят процесс повышения уровня функциональной грамотности населения всех социальных и возрастных групп. Для изменения ситуации «кризиса чтения» в России и для включения личности в непрерывное образование особое внимание необходимо уделить так называемым группам риска, к которым относятся: (а) необразованное население с низким уровнем базовой грамотности (неграмотные - совсем не умеющие читать и писать, а также функционально неграмотные - те, кто отличаются низким уровнем чтения и письма; как правило, это эмигранты и их дети, чей язык отличается от языка коренной национальности); (б) семьи, имеющие трудности в чтении и грамотности (нужны программы «семейной грамотности», «семейного чтения); (в) группы взрослых разного возраста и квалификации, нуждающиеся в приобретении навыков работы с информацией и ИКТ (информационнокоммуникационными технологиями); (г) учащиеся, которым нужна помощь в развитии разных видов грамотности - базовой, функциональной, информационной, ИКТ-грамотности.
Главными задачами правительства и общественности в указанном направлении должны стать ликвидация «образовательного» и «цифрового» «разрывов» в обществе, поддержка чтения, обеспечение населению доступа к информации и возможностей получить образование в течение всей жизни. Необходимо так построить национальную политику, чтобы чтение стало восприниматься как элемент «nation building», т. е. как база для «построения нации». В контексте непрерывного образования справедливо звучат слова Сэмлоэла Смайлса - «Книги - лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности».
448