Научная статья на тему 'Функциональная неграмотность как вызов непрерывному образованию'

Функциональная неграмотность как вызов непрерывному образованию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1530
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная неграмотность / образование / человеческий капитал / экономика / functional illiteracy / education / human capital / economy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кость Илона

В последние годы значительно ослабевают основные навыки общения. Исследования показывают, что функциональная неграмотность растет. Она является не просто отсутствием основных навыков чтения и письма, которые приводят к социальным дисфункциям. Она потенциально усугубляет социальное отчуждение, ослабляет социальные связи и повышает вероятность безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years, many people have recognized the significant weakening of the basic skills in communicating with the surrounding world. Conducted research shows that phenomenon of functional illiteracy growing. It is not just a lack of basic reading and writing skills that result in malfunctioning in society. It is also a potential of social exclusion, weak social ties and unemployment.

Текст научной работы на тему «Функциональная неграмотность как вызов непрерывному образованию»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ КАК ВЫЗОВ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

И. Кость

В последние годы значительно ослабевают основные навыки общения. Исследования показывают, что функциональная неграмотность растет. Она является не просто отсутствием основных навыков чтения и письма, которые приводят к социальным дисфункциям. Она потенциально усугубляет социальное отчуждение, ослабляет социальные связи и повышает вероятность безработицы.

In recent years, many people have recognized the significant weakening of the basic skills in communicating with the surrounding world. Conducted research shows that phenomenon of functional illiteracy growing. It is not just a lack of basic reading and writing skills that result in malfunctioning in society. It is also a potential of social exclusion, weak social ties and unemployment.

Ключевые слова: функциональная неграмотность, образование, человеческий капитал, экономика.

Key words: functional illiteracy, education, human capital, economy.

Современный мир отводит образованию ключевую роль и одновременно модифицирует его, ориентируя на свои нужды. По мнению большинства исследователей, образование должно массово и эффективно передавать максимальное количество знаний и постоянно расширять трудовые способности человека, в то время как его конститутивным качеством должна быть готовность к постоянному обучению, углублению и расширению знаний, пониманию сути быстрых изменений, совершению выбора и принятию решений, а также ответственности. Необходимо развивать активную позицию, которая должна помогать в принятии новых вызовов и решении задач, а также в исполнении разных социальных ролей. Европейцы подчеркивают, что для полноценного исполнения своей миссии образование должно опираться на четыре основных столпа, сформулированных двадцать лет тому назад в докладе Жака Делора. Условием современного образования является постоянное обучение, обоснованное максимой: (1) учиться, чтобы знать, т. е., чтобы присваивать инструменты, необходимые для понимания; (2) учиться, чтобы действовать, т. е. влиять на окружающую среду; (3) учиться, чтобы жить вместе, т. е., чтобы соучаствовать и со-действовать с другими на всех уровнях человеческой активности; (4) и, наконец, учиться, чтобы быть -стремление, интегрирующее три предыдущих; особенно активно реализовывалось в начале 70-х годов XX в., после публикации доклада Эдгара Фора (Delors, 1996, Faure, 1975).

Быстрорастущее количество информации требует постоянного роста квалификации для более свободной ориентации в информационном пространстве и прежде всего для эффективного поиска, интерпретации и оценки, а также для эффективного использования той же информации в повседневной жизни. Грамотность как компетенцию принято рассматривать как необходимую для полного и осознанного участия в профессиональной и социальной деятельности, но прежде всего для гармоничного развития индивидуальности человека (Biatecki, 1996). Однако сегодня становится все более заметно, что у многих людей значительно ухудшилась базовая способность - умение об-

451

щаться с окружающим миром. Проведённые на эту тему исследования (к примеру, PISA/OECD) подтверждают рост явления функциональной неграмотности, которую можно рассматривать как настоящий парадокс современной цивилизации, так как она затрагивает людей разного возраста и с разным образованием. Уже многие годы одной из первостепенных задач в программах политиков и в научных проектах является борьба с функциональной неграмотностью. Исследователи этого явления не останавливаются на обозначении и определении минимума необходимых компетенций, наоборот, они обращают внимание на их уровневый характер (Przybylska, 2014). Грамотность в значительной степени зависит от образования, полученного в школе. Образование, в свою очередь, является лишь базой для дальнейшего накопления и переработки информации. Уровень способностей предопределяет множество показателей, таких как активность человека, его любознательность, характер, интенсивность мотивации, структура интересов. В значительной степени эти показатели фомируются под воздействием окружения, завися от его требований и ожиданий, а также от возможностей, которые оно предоставляет. В каждом обществе возникает своеобразный образ функциональной грамотности как характериатики личности.

На протяжении последних лет грамотность среди взрослых людей стала восприниматься как условие, определяющее экономический потенциал промышленных государств. Произошла переоценка самого ключевого для этой статьи слова - от первоначального понимания функциональной грамотности как сформированной способности читать и писать на базовом уровне, до трактовки её как умения взрослых людей пользоваться записанной информацией для более эффективного функционирования в обществе. В настоящее время взрослых людей интересует, главным образом, более высокий уровень грамотности для успешной активности, достижения успеха, принятия жизненно важных решений и осуществления правильных выборов. Функционирование в современном обществе становится все более сложным, исчезают рабочие места, требующие работников с низкой квалификацией. Общества, в которых появляются группы людей с недостаточным уровнем грамотности, являются потенциальным источником опасности для экономической и социальной устойчивости мира в целом. Если человек оказывается функционально неграмотным, возрастает вероятность множества негативных явлений, среди которых статистически наиболее вероятны: выбор профессии, не требующей высокой квалификации, или же полное исключение из сферы трудовой деятельности. Среди таких людей наблюдается склонность к преступлениям и реакциям «отступления», ухода от реальности (алкоголизм, наркомания). Как правило, это люди многодетные, но одновременно неспособные достойно воспитать своих детей. У представителей этой группы людей часто появляется чувство отчуждённости и низкая самооценка.

Современный мир воспринимает информацию как богатство, и поэтому её тщательно защищают. Члены информационного общества должны овладеть искусством эффективного и целенаправленного использования информации, как минимум в силу необходимости вероятно несколько раз сменить профессию в течение своей жизни. В противном случае человека ждёт судьба функционально неграмотного и обречённого на социальную и профессио-

452

нальную стагнацию и пассивность, на переход к более низкому уровню жизни. Несамостоятельный, нетворческий человек со слабым стремлением к самообразованию обрекает себя на зависимость, принимает на себя роль просителя, нуждающегося в постоянной помощи, т. е. роль человека, которым легко манипулировать. Перманентное, иррациональное и неэффективное бездействие приводит к неспособности приспосабливаться к переменам, а следовательно, к искажению нашего видения действительности. Недооценка знаний приводит к образовательному регрессу, который парализует социальную активность.

Между тем общество вошло в фазу глобализации и одновременно - в состояние повышенной рискованности. Глобализация привела к расширению рынка труда, но только для тех, кто соответствует её требованиям. Постоянный и неконтролируемый прогресс привёл к изменениям на рынке труда - к росту конкуренции и, как следствие, к расширению квалификационного минимума. Всё это ведет к алиенации, отчуждению функционально неграмотных людей как «образованных аутсайдеров». Альберт Туинман (Albert Tuijnman), автор раздела доклада OECD на тему необходимости «грамотного» образования для развития общества, пришёл к выводу, что не хватает баланса между требованиями рынка труда и реальной квалифицированностью потенциальных работников. Всё это происходит в контексте старения общества, со всеми вытекающими социальными и экономическими последствиями. Современному человеку независимо от его возраста образование необходимо более, чем когда-либо, и одной из главных причин этого является необходимость регулирования и правильного использования информационного потока.

Список литературы

Botkin J.W., Elmandjra M., Malitza M., Uczyc sig bez granic. Jak zewrzec «lukg ludzkq»? // Учиться без границ. Как уменьшить «человеческую уязвимость»? Raport klubu Rzymskiego // Доклад Римского клуба. - Warszawa, 1982.

Delors J., Образование: скрытое сокровище. Raport dla UNESCO Mi^dzynarodowej Komisji do spraw Edukacji dla XXI wieku // Доклад для ЮНЕСКО Междунар. комиссии по делам образования для XXI в. - Warszawa, 1998.

Faure E., Uczyc sig aby byc. Swiat wychowania dzis i jutro // Учиться чтобы быть. Мир воспитания сегодня и завтра. - Warszawa, 1975.

Filas A., Cywilizacja analfabetow. - Wprost 51,2000.

Kwiecienski Z., Edukacja wobec nadziei i zagrozen wspotczesnosci // Образование в свете надежд и опасностей современности. [W:] Pedagogika i edukacja wobec nadziei i zagrozen wspotczesnosci. Red. Gnitecki J., Rutkowiak J. Warszawa-Poznan, 1999.

Naisbitt J., Megatrendy//Мегатренды. - Poznan, 1997.

Przybylska E., Analfabetyzm funkcjonalny dorosfych // Функциональная неграмотность у взрослых. - Torun, 2014.

Sliwerski B., Problemy analfabetyzmu funkcjonalnego w swietle Raportu UNESCO //Проблемы функциональной неграмотности в свете Доклада ЮНЕСКО. Nowa Szkota 2, 2000.

Tanas M., Cywilizacja globalna. Spoteczenstwo informacyjne a ksztatcenie //Глобальная цивилизация. Информационное общество и образование. «Kultura i Edukacja» nr 1. - Torun, 1998.

453

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.