Научная статья на тему 'Управления морской торговли в Китае при императорской династии Юань'

Управления морской торговли в Китае при императорской династии Юань Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шибосы / морская торговля / императорская династия / пошлина. / Shibos / maritime trade / imperial dynasty / duty.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Алексей Максимович

В статье рассматриваются условия создания и функционирования Управлений морской торговли в Китае в XIII – начале XIV в. Освещаются вопросы их деятельности и развития при императорской династии Юань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration of Maritime Trade in China Under the Imperial Dynasty of Yuan

The article discusses the conditions for the creation and functioning of Maritime Trade Departments in China in the XIII – early XIV century. The issues of their activity and development under the imperial dynasty of Yuan are highlighted.

Текст научной работы на тему «Управления морской торговли в Китае при императорской династии Юань»

УДК 339.543(091)

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-130-134

А. М. НИКОЛАЕВ

Управления морской торговли в Китае при императорской династии Юань

В статье рассматриваются условия создания и функционирования Управлений морской торговли в Китае в XIII - начале XIV в. Освещаются вопросы их деятельности и развития при императорской династии Юань.

Ключевые слова: Шибосы, морская торговля, императорская династия, пошлина. A. M. NIKOLAEV

Administration of Maritime Trade in China Under the Imperial Dynasty of Yuan

The article discusses the conditions for the creation and functioning of Maritime Trade Departments in China in the XIII - early XIV century. The issues of their activity and development under the imperial dynasty of Yuan are highlighted.

Keywords: Shibos, maritime trade, imperial dynasty, duty.

Еще не уничтожив до конца династию Сун, хан Хубилай, основавший династию Юань, начал военные операции против Японии, а в дальнейшем он намеревался расширять свое господство и в других направлениях. Содержание большой армии требовало значительных финансовых расходов, а одним из источников пополнения казны монгольская верхушка считала внешнюю торговлю. Поэтому уже в 1277 г. в Цюанчжоу, Цинъюани, Шанхае и Ганьпу были созданы Управления морской торговли, которые в соответствии с едиными правилами стали собирать пошлины со всех товаров, доставлявшихся в Китай в эти порты на торговых кораблях. Размер налога был дифференцированным и составлял десятую часть с так называемых «изысканных» товаров, то есть практически предметов роскоши и пятнадцатую часть с обычных товаров общего употребления [1].

Учреждая Шибосы1, монгольские власти не сделали ничего нового в сфере регулирования заморской торговли, а лишь воссоздали положение, существовавшее при династии Сун.

До 1284 г. юаньский двор разрешал вести заморскую торговлю частным купцам, и она успешно развивалась. Но в 1284 г. возглавивший финансовое ведомство империи китайский сановник Лу Шижун [2] в поисках новых источников поступлений для казны распорядился создать в Ханчжоу и Цюаньчжоу

1 Шибосы - управление торговлей и кораблями, возглавлявшееся чиновником (тицзюй), для надзора за торговлей и сбора пошлин на ввозимые товары.

НИКОЛАЕВ Алексей Максимович, канд. ист. наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Управления мореплавания, которым предписывалось организовывать торговые миссии в другие страны на казенных кораблях, при этом от казны выдавалось сумма в 10 тысяч лянов. Из полученной прибыли купцы должны были 70 % отдавать государству и 30 % оставлять себе. Выход в море для торговли с другими странами на собственные средства частным торговцам был запрещен. Однако такая форма государственной монополии не принесла императорскому двору ожидаемых выгод, а также привела к недовольству населения, и через год, когда финансовая политика Лу Шижуна потерпела крах, он был казнен, а запрет на частную заморскую торговлю был отменен.

Взимая импортную пошлину с китайских и иностранных купцов, Юаньский двор получал значительную выгоду от заморской торговли. Однако алчность чиновников и пышным цветом разросшееся в Шибосы взяточничество не давало торговцам возможности развиваться. Иностранные торговые корабли не желали заходить в китайские порты. Чиновничий произвол приводил к застою во внешней торговле, что оборачивалось для государства существенным снижением поступавших в казну налогов. В целях борьбы со злоупотреблениями в Управлениях морской торговли юаньский двор решил упорядочить их деятельность, и в 1293 г. был принят «Свод правил морской торговли», который представлял собой закон о морской торговле, состоявший из 22 статей [3].

При разработке этого закона чиновники монгольской династии взяли за основу действовавший много лет во времена предыдущей императорской династии Сун «Устав морской торговли», сделав его содержание более полным и конкретным с учетом нового опыта и изменившихся реалий.

Закон устанавливал форму лицензии, которая выдавалась участникам заморской торговли. В лицензии указывались характеристика корабля, данные торговца, состояние его финансов, характер и детали перевозимых товаров. Лицензия заверялась специальной, так называемой «половинчатой» печатью, имевшей единый номер со сверяемым в Управлении морской торговли документом.

Все корабли, иностранные и китайские перед выходом в плавание должны были получить лицензию в Управления морской торговли. Корабль, вышедший в море без лицензии, считался нелегальным, подлежал аресту и конфискации. Треть стоимости конфискованного груза выплачивалась в качестве вознаграждения осведомителю властей. После принятия в 1293 г. «Свода правил морской торговли» премия осведомителю выросла до половины стоимости груза.

Перед началом плавания торговец должен был подать в Управление морской торговли прошение о разрешении выхода в море и после получения разрешительного документа отправлялся в путь.

В разрешительном документе указывалась страна назначения, вписывался полный список выходящих в плавание: коммерсанты, судовладелец, капитан, члены экипажа. Кроме того, приводились данные о размерах судна и его грузоподъемности, количество и ассортимент груза. Документ подтверждал, что на борту не было запрещенного груза. Кроме того, владелец корабля должен был указать имена пяти состоятельных поручителей рейса. В разрешении на плавание имелось несколько чистых листов, проштампованных печатями Управления морской

торговли, в которые китайские коммерсанты вписывали купленные за границей товары, их ассортимент, количество и вес. Эти записи коммерсант должен был предъявлять в Управление морской торговли по возвращении в Китай [4].

В «Своде правил» устанавливалась процедура досмотра корабля. Перед его отплытием за границу на борт должны были подниматься чиновники Управления морской торговли и производить тщательный досмотр судна и груза на предмет наличия запрещенных к вывозу товаров. В перечень запрещенных входили золото, серебро, медные деньги, изделия из шелка, продовольствие и предметы военного назначения. Запрещалась также торговля людьми. После возвращения судна из-за границы чиновники Управления морской торговли вновь были обязаны досмотреть корабль, груз и всех прибывших на нем пассажиров и членов экипажа. Лишь после окончания досмотра и регистрации груза, люди, прибывшие на корабле, могли сойти на берег.

«Свод правил морской торговли» устанавливал порядок мореплавания для торговых кораблей. Им предписывалось выходить в море в определенное время и из определенного места. Возвращаться из плавания также следовало в предусмотренное время и в конкретный порт. Не допускалось опоздание из плавания под предлогом непогоды. Маршрут и страна назначения не могли быть произвольно изменены. Если в результате штормовой погоды корабль уносило в сторону от намеченной цели, и он оказывался у берегов другого государства, его рейс признавался соответствующим закону только после тщательной проверки. По возвращении в Китай торговый корабль был обязан прибывать на досмотр только в то Управление морской торговли, которое выдало ему разрешение на плавание. Другие Шибосы под любым предлогом не имели права досматривать его и взимать пошлину за товары. На пути к «своему» Управлению морской торговли корабль мог производить только кратковременные стоянки в определенных местах.

В «Своде правил морской торговли» предусматривалась и процедура прохождения досмотра иностранных посланников, прибывающих с дарами к китайскому императору. По прибытии в Китай морским путем иностранцы должны были подать в Управление морской торговли прошение о проведении досмотра и представить полный список привезенных подарков. Только после проведения досмотра их багажа чиновниками Шибосы, при условии отсутствия запрещенных вещей посланники могли передвигаться вглубь страны. При возвращении в свою страну их вещи также проверялись и вносились в соответствующий раздел лицензии на плавание, выданной Управлением морской торговли кораблю, принимавшему иностранцев на борт.

В 1294 г. умер основатель династии Юань Хубилай, а вступивший на престол его внук Темюр почти десять лет не производил существенных изменений в заморской торговле. Но в 1303 г. последовал высочайший указ о запрете выхода частников в море, а Управления морской торговли были ликвидированы.

В 1308 г. последовал новый высочайший указ о восстановлении деятельности Управлений морской торговли. В заморские страны вновь отправились как казенные, так и частные торговые корабли. Однако уже через 3 года, в 1311 г. Шибосы вновь были закрыты, а заморская торговля прекращена. Еще через 3 года, в 1314 г. Управления морской торговли были восстановлены, заморская торговля

на казенных судах возобновилась, однако частным торговцам было запрещено выходить в зарубежные плавания. В 1320 г. и казенная торговля с заморскими странами была запрещена. Но уже через 2 года последовало высочайшее распоряжение о создании Управлений морской торговли в Цюаньчжоу, Цинюане и Гуандун. Заморская торговля вновь была разрешена, и в этот раз уже без участия казенных кораблей. С 1303 по 1322 г. заморская торговля трижды запрещалась и трижды запрет отменялся. Причин такой чехарды в немаловажной для государства сфере было достаточно много. Не последнюю роль сыграла частая смена обладателей императорского трона. В этот период у власти побывали четыре императора. Очевидны и противоречия между сторонниками казенной и частной формами заморской торговли. Во всяком случае повторяющиеся периоды разрешения казенной торговли при запрещенной частной формы коммерции позволяют сделать такой вывод.

Управления морской торговли при династии Юань являлись административными учреждениями, на которые возлагались разные функции. Пожалуй, основной из них было взимание пошлин с торговых судов, прибывавших в Китай. Лишь после уплаты пошлин коммерсанты могли пускать товары в продажу.

Так как некоторые купцы с целью минимизировать пошлины прибегали к различным нарушениям и продавали часть товаров до прибытия в Управление морской торговли, во всех приморских районах власти принимали меры по пресечению подобных действий. При выявлении таких случаев, весь товар конфисковывался в пользу государства, а коммерсанты строго наказывались. Если же обнаруживалось, что чиновники за взятки освобождали нечистых на руку торговцев, то наказание несли уже сами представители государства.

Однако предпринимавшиеся меры не давали ощутимого результата. Коммерсанты в погоне за прибылью продолжали нарушать закон и давали взятки, которые чиновники продолжали принимать. С 1295 г. Управления морской торговли стали практиковать перехваты торговых кораблей и досмотр груза в море. Уплата же пошлин производилась уже по прибытии в порт [3].

Помимо товарных пошлин, Управления морской торговли взимали и судовой сбор, который составлял одну тридцатую часть от всего объема товаров, находившихся на судне. Впервые судовой сбор стали взимать в Цюаньчжоу, а затем он распространился и на другие Управления морской торговли.

На Управления морской торговли возлагалась функция распределения товаров, удержанных в качестве пошлин с импортных грузов и доставленных в Китай на казенных торговых судах. Дорогостоящие товары отправлялись в органы центральной власти, остальные по ценам, установленным местными властями, реа-лизовывались на месте, причем часть из них реализовывалась непосредственно Управлениями морской торговли. Местные коммерсанты приобретали эти товары и перепродавали их населению. Налог с торговых операций они выплачивали уже не в Управления морской торговли, а в территориальные налоговые органы. Ставка такого налога, как и в случае покупки растаможенного товара у корабельных коммерсантов, составляла одну двадцать пятую часть с «изысканных» товаров и одну тридцатую с «обычных» товаров.

Возможность реализовывать часть собранных в качестве пошлин товаров порождала многочисленные злоупотребления со стороны чиновников Управления морской торговли. Под их давление попадали даже иностранные коммерсанты, прибывавшие в Китай с товаром для ведения торговли. Алчное стремление чиновников нажиться за счет купцов вызывало возмущение и противодействие иностранцев. Иногда дело доходило до открытого сопротивления и даже нападения на чиновников Управлений морской торговли со смертельным исходом [1].

Таким образом, за время правления императоров династии Юань в XIII -начале XIV в. в деятельности Управлений морской торговли не произошло каких-то революционных изменений. Наибольший прогресс был достигнут только в сфере правового регулирования функционирования Шибосы. Однако дополнительная регламентация не привела к улучшению процесса сбора таможенных пошлин и не искоренила злоупотребления чиновников Шибосы. Череда запретов и разрешений на заморскую торговлю, вызванных частой сменой императоров также не создавала стабильных условий для развития деятельности Управлений морской торговли, и они по-прежнему оставались достаточно консервативными и неповоротливыми административными структурами.

Список литературы

1. Гао Жуншэн. Внешняя торговля во времена династии Юань. URL: https:// www.zsdocx.com/p-706463.html (дата обращения: 02.09.2014). Кит. яз.

2. Финансовая политика Лу Шижуна. URL: http://www.ourhistoria.ru/ourhs-574-1.html (дата обращения: 04.09.2021).

3. Баялиева Е. Ф. Законы Юаньского Китая о морской торговле и морских перевозках. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakony-yuanskogo-kitaya-o-morskoy-torgovle-i-morskih-perevozkah-po-materialam-tsz-28-kodeksa-chzhi-chzhen-tyao-ge/viewer (дата обращения: 02.04.2019).

4. Ван Гуаньчжо. Краткое изложение структуры Шибосы при династии Юань. URL: https://www.docin.com/p-272010424.html (дата обращения: 21.02.2015). Кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.