Научная статья на тему 'История Шанхайской таможни с XII до XIX века'

История Шанхайской таможни с XII до XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ТАМОЖНЯ / УПРАВЛЕНИЕ МОРСКОЙ ТОРГОВЛИ / СВОД ПРАВИЛ / ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ / ТОРГОВЫЙ ПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / THE SHANGHAI CUSTOMS / DEPARTMENT OF SEA TRADE / THE COLLECTION OF REGULATIONS / AN IMPERIAL DYNASTY / TRADING PORT / THE CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Алексей Максимович

История развития таможенного дела в Китае в значительной степени представляет собой историю становления ее крупнейших морских таможен. Шанхайская таможня всегда являлась одним из основных звеньев таможенной системы страны. В статье освещается процесс зарождения и становления Шанхайской таможни до периода «опиумных» войн в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Shanghai customs from the XII till XIX century

The history of development of customs in China is largely a history of formation of its largest sea customs. The Shanghai customs always was one of the basic links of customs system of the country. The article highlights the process of nucleation and the formation of the Shanghai customs before the period of the Opium Wars in the XIX century.

Текст научной работы на тему «История Шанхайской таможни с XII до XIX века»

а. М. Николаев

ИСТОРИЯ ШАНХАЙСКОЙ ТАМОЖНИ С XII ДО XIX ВЕКА

История развития таможенного дела в Китае в значительной степени представляет собой историю становления ее крупнейших морских таможен. Шанхайская таможня всегда являлась одним из основных звеньев таможенной системы страны. В статье освещается процесс зарождения и становления Шанхайской таможни до периода «опиумных» войн в XIX в.

Ключевые слова: Шанхайская таможня; Управление морской торговли; свод правил; императорская династия; торговый порт; таможенные пошлины.

Шанхай - один из самых больших внешнеторговых портов Китая. Темпы его развития в разные времена во многом зависели от состояния внешней торговли страны. Китай на протяжении своей многовековой истории переживал периоды как бурного развития, так и упадка внешней торговли, вплоть до полного ее прекращения после запретных директив центральной власти в годы правления разных императорских династий. История внешнеэкономических связей любой страны -

это и история развития ее таможенного дела. Таможня Шанхая также развивалась в соответствии с амплитудой внешнеторгового курса всего государства.

Возникновение Шанхайской таможни восходит ко временам императорской династии Северная Сун, правившей в Китае с 960 по 1127 г. Согласно рукописям Сунской эпохи в 1113 г. в уезде Хуатин, который располагался на территории нынешнего шанхайского района Сунцзян, был сформирован Департамент морской торговли (шибоу). В его компетенцию входили вопросы дальнего мореплавания, морской торговли, сбора таможенных пошлин, складирования доставленных по морю товаров и другие. Департамент явился первым административным органом, который ведал вопросами внешней торговли и стал предшественником Шанхайской таможни.

В 1130 г. руководитель Управления морской торговли (шибосы) Лянчжэ (провинции Чжэдун и Чжэси) Лю Уцзи предложил, чтобы иностранным торговым судам было разрешено не проходить в Хуатин, а уплачивать пошлины в порту Цин-лун, где было создано подразделение его Управления. Инспекторы Цинлуна несли ответственность за сбор таможенных пошлин, а чиновники Департамента морской торговли Хуатин ежемесячно посещали порт для контроля за объемом поступающих в порт иностранных товаров [1]. Подобный метод раздельного управления двумя аспектами внешней торговли помогал бороться со взяточничеством, так как полная информация по импортным товаропотокам и пошлинам находилась под контролем двух учреждений [2].

В 1264-1265 гг. Шанхай становится портовым городом, сюда перемещается подразделение Управления морской торговли из Цинлуна. Именно это подразделение в последующие столетия и разовьется до уровня одной из самых больших таможен Китая. Территориально это подразделение находилось к югу от центра нынешнего Шанхая, на берегах реки Хуанпу. Впрочем, среди китайских историков нет единства мнений относительно времени возникновения и места расположения предшественника современной шанхайской таможни. Некоторые из них полагают, что первый прообраз таможни Шанхая возник еще в 1074 г. в местечке Сюйчжоу все того же уезда Хуатин.

Вскоре после приобретения Шанхаем городского статуса к власти в Китае пришла монгольская династия Юань. Монгольский правитель хан Хубилай придавал большое значение развитию внешней торговли, и по его указанию в Цюаньчжоу, Цинъюани (в настоящее время Нинбо), Шанхае, Ганпу (в настоящее время Хай-янь), Гуанчжоу, Вэньчжоу и Ханьчжоу [3] были созданы семь управлений морской торговли.

Импортные вещи пускались в продажу после взимания таможенных пошлин этими управлениями. Но заграничная торговля велась главным образом казенными кораблями. Выход частных китайских торговцев в море, и до этого ограниченный всевозможной регистрацией и контролем, в 1284 г. был вообще запрещен. Но запрет, хотя и был подтвержден в 1315 г., оставался недейственным. В 1316 г. частную морскую торговлю вновь разрешили. Одновременно продолжалась практика снаряжения казенных торговых судов [4].

Китай вывозил в основном фарфор, шелковые и металлические изделия, ввозил же благовония, краски, лекарства, серебро, жемчуг и другие драгоценности.

В таможне Шанхая была создана довольно продуктивная система по контролю над прибывающими судами и доставляемыми на них товарами.

Китайские торговые суда занимались заграничной либо прибрежной торговлей. Перед выходом в море они были обязаны обратиться в местную администрацию и Управление морской торговли и сообщить сведения о количестве и характере груза, предоставить список экипажа и указать место назначения. И лишь после получения официального разрешения они могли отправляться в путь. Причем при выявлении нарушений виновные наказывались ссылкой на расстояние в 500 китайских верст либо тюремным заключением на срок до двух лет.

В целях борьбы со взяточничеством, волокитой и другими злоупотреблениями в среде таможенных чиновников в 1293 г. юаньское правительство разработало «Свод правил морской торговли», который состоял из 22 пунктов. Эти правила представляли собой первый, достаточно полный закон об управлениях морской торговли и о таможенном тарифе в Китае [5].

При заходе в порт корабля, прибывшего из другой страны, на его борт по распоряжению местных властей поднимались солдаты для проведения визуального осмотра и предотвращения попыток уклонения от уплаты пошлин. Затем Управление морской торговли отправляло на судно своих чиновников для проведения досмотра и регистрации доставленного груза. Эти процедуры предусматривались указанными выше правилами морской торговли, согласно которым корабль не имел права произвольно менять маршрут. Представители местных властей и Управления морской торговли не имели права использовать судно по своему усмотрению или отдавать распоряжение экипажу на замену привезенного товара другим. Нарушение этих требований сурово наказывалось.

В 1314 г. «Свод правил морской торговли» был переработан на основе двадцатилетнего опыта применения. В статье 7 этого документа предусматривалось, что перед выходом торгового судна в зарубежное плавание владелец судна должен был застраховать его. В документах указывались данные владельца судна, капитана, боцмана, штурмана, квартмейстера, других значимых членов экипажа, а также торговые партнеры коммерсанта. В 9, 11, 12, 14 и 19 статьях документа детально определялись порядок и содержание декларирования, регистрации и досмотра торгового судна и товара. 22 статьи «Свода правил» регулировали все основные сферы деятельности, которая в настоящее время считается таможенной, в том числе досмотр, взимание пошлин, борьбу с контрабандой, наказание за нее и другие.

«Свод правил» определял и размер пошлин, взимаемых с заграничного товара во времена династии Юань. Она составляла десятую часть с товаров высокого качества и пятнадцатую часть с товаров низкого качества. Помимо этого в казну уплачивался «корабельный сбор», который определялся в тридцатую часть стоимости груза.

В 1280 г. начальник шанхайского Управления морской торговли Ван Нань подал в правительство предложения по изменению принципа взимания таможенных пошлин. Суть предложений сводилась к дифференциации их размера в зависимости от государственной принадлежности ввозящего товары коммерсанта. Ван Нань предложил облагать ввозимые иностранцами товары более высокой пошлиной, нежели товары, которые поставляли китайские торговцы. Предложения шанхайского чиновника нашли поддержку в правительстве и положили начало новой таможенной политике, что, безусловно, защитило интересы китайских коммерсантов [6].

В начале правления следующей китайской династии - Мин - в уезде Хуанду провинции Цзянсу, который располагался на территории нынешнего Шанхая, было создано Управление морской торговли. Торговые суда заходили в порт Люцзя, однако через три года Управление было закрыто. С 1371 по 1567 г. в Китае существовал строгий запрет на частную морскую торговлю с иностранцами. В период действия закона государственная торговля с Японией полностью сосредотачивалась в порту Нинбо, с Филиппинами - в Фучжоу, а с Индонезией - в Гуанчжоу. Более века, до 1506 г., импортные товары практически не облагались пошлиной. Это было следствием своеобразной трактовки императорским двором ввозимых товаров. Они воспринимались как некая дань вассальных государств. Так как такие товары зачастую ввозились вместе с прибывавшей в Китай посольской делегацией, их дальнейшая судьба определялась придворными чиновниками. Качественные предметы роскоши регистрировались как дань, остальное пускалось в продажу. Иностранные посольства, в свою очередь, одаривались китайскими товарами от имени императора [7]. Так как количество ежегодных посольств иностранных государств было довольно значительным, все это выглядит сейчас как своеобразный вид бартерной торговли.

В эпоху династии Мин в Шанхае было расширено и углублено русло реки Ху-анпу, что способствовало экономическому развитию города, однако в целом годы правления этой династии никак нельзя отнести к периоду развития таможенного дела. Тем не менее, в 1506 г. импорт вновь стал облагаться пошлиной, а в годы правления императора Лун Цина (1567-1572) частная морская торговля начала возрождаться.

Власти взимали в торговых портах, куда прибывали иностранные товары, значительные таможенные пошлины, доходившие до 30 % стоимости товаров. Местные чиновники брали с купцов взятки, заставляли их продавать товары по низким ценам [7]. Официально с коммерсантов взимались как «корабельные», так и «береговые» пошлины. Корабельные пошлины взимались один раз в год. Если ширина корабля превышала один чжан и шесть ци (5, 25 м), то каждый ци облагался сбором в количестве пяти лянов серебра. Средняя плата за корабль составляла 80 лянов.

Береговой налог выплачивался владельцами торговых лавок. С судов, приходивших без груза с Филиппин, взимался дополнительный налог [9].

До XVI в. центром наиболее активной морской торговли Китая была территория Южных морей. В XVI-XVII вв. торговля со странами этого района резко сократилась в связи с вторжением европейских колонизаторов и купцов.

Первопроходцами морской торговли с Китаем среди европейцев были португальцы. В Китае они появились в 1516 г. Подкупив местных чиновников, они получили разрешение обосноваться в Кантоне. Португальские купцы вели себя на китайской территории как захватчики. В 1522 г. они напали на население уезда Синьхуй (провинция Гуандун) и подвергли грабежу местных жителей. В результате вооруженного столкновения они были вынуждены покинуть территорию Китая.

В 1554 г. торговля с португальцами возобновилась в самом Китае, им было разрешено селиться в Макао, где они создали свою торговую колонию, насчитывавшую до 1000 человек. В 1557 г., подкупив крупного представителя бюрократии Минской империи, португальцы добились концессии на Макао, за аренду

которого была установлена ежегодная плата в размере 20 тыс. лян серебра. Это была первая концессия европейских колонизаторов на китайской территории [9].

Второй император манчжурской династии Цин, которая была последней императорской династией в Китае, Канси после захвата в 1683 г. Тайваня разрешил каботажное судоходство и торговлю вдоль морского побережья Китая. В 1684 г. цинское правительство сняло запрет на торговлю с иностранцами [10].

В четырех провинциях были учреждены таможни, в том числе и в провинции Цзянсу, которая по названию провинции называлась Цзянской, а впоследствии была переименована в таможню Шанхая. Таможня располагалась за восточными воротами уездного города Шанхай, на берегу реки Хуанпу. Вскоре после размещения там таможни район стал носить название «Таможенный мост» [11].

С исторической точки зрения создание в 1684 г. четырех таможен знаменательно тем, что именно тогда эти административные учреждения, расположенные на морском побережье и имеющие целью регулировать внешнюю торговлю, впервые получили официальное название «хайгуань», что переводится как «таможня» [12].

Зоной ответственности Цзянской таможни были все порты провинции Цзянсу, имевшие выход к морю. На момент образования таможни таких портов было 18, а в другие времена их количество не превышало 24.

При образовании в 1684 г. четырех таможен цинское правительство определило их штат, структуру, обязанности, но не разработало единый таможенный тариф. В течение двух лет морские таможни в Сямыне, Нинбо, Гуанчжоу и Шанхае руководствовались собственными тарифами, которые, однако, применялись от имени правительства Цин.

В то время существовало два вида таможенных сборов. Один - судовой сбор -взимался непосредственно таможней, другой - товарный сбор - взимался уполномоченными фирмами, которые назывались «ханшан».

В апреле 1686 г. министерство финансов утвердило следующие виды ставок сборов для торговых судов, оформлявшихся в Цзянской таможне: полная, средняя, повышенная, дополнительная и повышенная дополнительная.

Величина ставок зависела от размеров судна. Если нос корабля был длиной от семи ци (2,24 м) до одного чжана 8 ци (5,54 м), то с каждого ци до одного чжана взимался сбор в один цянь пять фэней серебром. С каждого ци свыше одного чжа-на сбор составлял уже два цяня и два фэня. Корабельный сбор выплачивался ежегодно в два приема. По истечении срока каждый владелец корабля должен был явиться в таможню и сдать старую лицензию. Новую лицензию на торговлю он получал после выплаты очередной части годового сбора. Судовой сбор цинского правительства был достаточно большим платежом. За корабль длиной семь чжа-нов пять ци (24,91 м) и шириной три чжана четыре ци (11,27 м) выплачивалась пошлина в 1400 лянов серебром. Во времена династии Мин за судно такого размера требовалось заплатить всего 200 лянов.

Цинское правительство предоставляло право морским таможням на местах вносить изменения в таможенный тариф. В 1689 г. был утвержден «Тариф Цзян-ской таможни». Согласно этому тарифу все товары делились на четыре категории: продовольствие, одежда, предметы повседневного обихода и прочее. Для каждой категории определялись особые ставки. Цзянская таможня предоставляла преференции для коммерсантов, ведущих торговлю с конкретными регионами,

вестник российской таможенной академии • № 3 • 2011

например, компаниям из провинций Гуандун или Фуцзянь, которые торговали со странами Восточной Азии.

Товары повседневного спроса, доставлявшиеся судами каботажного плавания, полностью освобождались от пошлины. Помимо этого освобождались от пошлин рис, бобы, драгоценности, рыболовные суда. Этот же документ накладывал ограничения на вывоз некоторых товаров, например, медной и бронзовой посуды [13].

К 1720 г. в открытых для иностранной торговли портах была сформирована система монопольной торговли с иностранцами. В торговую гильдию вошли 16 компаний, получивших название «гунхан». Одновременно стали подниматься ввозные пошлины. До создания гунханов они составляли 3%, а к 1728 г. - уже 10% [14].

Постепенно стала изменяться и система сбора таможенных пошлин на Цзян-ской таможне. С 1730 г. она практически превратилась в систему откупа таможенных пошлин. Такая система была более выгодна правительству, так как позволяла стабилизировать поступления в казну от таможенных сборов. В то же время это увеличило налоговое бремя на коммерсантов, потому что таможенные чиновники получили дополнительную мотивацию для злоупотреблений.

В 1757 г. император Юнчжэнь закрыл для иностранных торговых судов все порты, кроме Кантона (Гуанчжоу). Кантон на длительное время превратился в главный порт иностранной торговли [15].

Шанхай, как и другие порты, был ориентирован только на прием китайских судов, в том числе и внешнеторговых компаний. Цзянская таможня в этот период взимала с отечественных торговцев таможенные пошлины, которые носили название «обычные», или «китайские».

На протяжении многих веков развитие Шанхайской таможни определялось несколькими факторами - внешней политикой императорских династий и связанными с ней состоянием внешней торговли, географическим положением, а также экономическим развитием территории, на которой она находилась. Несмотря на поступательное развитие, до периода «опиумных» войн и проникновения европейцев в Китай Шанхайская таможня не играла главной роли в таможенной системе Китая.

До первой «опиумной» войны центром иностранной торговли в Китае был Кантон. Все попытки европейских государств прорваться на китайский рынок обычными, принятыми в западном мире способами терпели неудачу. Цинские императоры последовательно придерживались традиционной китаецентристской доктрины высокомерного отношения ко всем иностранцам, в том числе и европейцам.

В середине XIX в. закрытость Китая была бесцеремонно взломана англичанами в ходе первой «опиумной» войны, а затем, во время второй опиумной войны, к Англии присоединились другие европейские страны и США. Одним из результатов этих войн было радикальное изменение таможенного дела в Китае. Эти перемены в значительной мере затронули и таможню Шанхая, однако масштаб этих перемен столь велик, что требует подробного освещения в отдельной статье.

Использованные источники

1. Шанхайды хайгуань лиши вэньхуа цун Цинлунчжень чуфа. URL: http://qkzz.net/article.

2. Чжунхуа жэньминь гунхэго Шанхай хайгуань. URL: http://shanghai.customs.gov.cn.

3. Rossabi, М. Khubilai Khan: His Life and Times, London, 2007. P. 115.

4. История Востока (Восток в средние века). URL: http://www.kulichki.com/~gumilev.

5. Шэнь Сы. Цзюбэй цзиньдай хайгуань синчжиде Чжунго гудай хайгуань. URL: http://www. yiyuanyi.org/gxcs.

6. Шанхайды хайгуань лиши вэньхуа цун Цинлунчжень чуфа. URL: http://qkzz.net/article.

7. Всемирная история. Энциклопедия. Т. 4. Гл. XXVI. Китай в XVI-XVII вв. (1958 год). URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st026.shtml.

8. Собрание сочинений Хуан Цичэня. URL: htt://economy.guoxue.com.

9. Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. Глава XXVI. Китай в XVI-XVII вв. (1958 год). URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st026.shtml.

10. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Император_Канси#.D0.9D.

11. Байкэ. URL: http:// www.haoduozhe.com/baike/4341067.html.

12. Сунь Цзяньвэй. Кайцзинь. Хайгуань сушо. Пекин, 2008. С. 3.

13. Шанхай хайгуань чжи. URL: http://www.shtong.gov.cn/node2245.html.

14. Сладковский М. И. Китай и Англия. М., 1980. С. 16.

15. Лимарев В. Н. Завоевание Китая маньчжурами в XVII веке. URL: http://new-history2005. narod.ru/man.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.