Вестник ДВО РАН. 2011. № 1
УДК 339.56+94(47:510)”1848/1863”
А.Н.ЕРМОЛАЕВ
Морская торговля Российско-американской компании с Китаем в 1848-1863 гг.
Рассматривается история морской торговли Российско-американской компании (РАК) с Китаем, благодаря которой она сумела пережить кризис в середине XIX в. и сохранить китайский рынок как место сбыта колониальной пушнины. На основе отчетов РАК (часть впервые вводится в научный оборот), содержащих большой фактический материал и количественные данные, показано, что прекращение морской торговли связано с падением цен на чай - товар, которым РАК начала заниматься, и общим упадком компании.
Ключевые слова: Российско-американская компания, Русская Америка, морская торговля, Китай.
Sea trade of the Russian-American Company with China in 1848-1863. A.N.ERMOLAEV (Institute of Human Ecology Siberian Department Russian Academy of Sciences, Kemerovo).
The history of sea trade of the Russian-American Company (RAC) with China is considered. Due to sea trade the Russian-American Company was able to go through the crisis in the middle of XIX century and to save the Chinese market, as the place for selling colonial fur. Based on RAC reports (part of them is introduced in scientific discussion for the first time) that comprise great actual material and numeric data, it is shown that the cessation of RAC sea trade is connected with falling prices for tea and the general crisis in the company.
Key words: Russian-American Company, Russian America, sea trade, China.
С 1727 г. после подписания Кяхтинского договора на протяжении более века сухопутная торговля велась только в Кяхте. С середины XIX в. были открыты новые пункты на границе с западным Китаем, в Приморье и Приамурье. В это же время возникает морская торговля, ею на начальном этапе занималась исключительно Российско-американская компания.
Первые попытки открыть морскую торговлю с Китаем компания предприняла еще в начале XIX в. Во время первой кругосветной экспедиции русского флота корабль «Надежда» под командованием И.Ф.Крузенштерна посетил китайский порт Кантон (декабрь 1805-январь 1806 г.). Во время пребывания корабля в порту агенты Российско-американской компании продали китайцам колониальную пушнину и закупили чай, фарфор и китайку (вид ткани). Однако китайские власти, заботясь о поддержании сухопутной торговли с Россией в Кяхте и следуя политике самоизоляции, запретили в будущем русским кораблям посещать китайские порты (подробнее см. [2, с. 201-207; 8, с. 231, 235, 348; 13, с. 350-353]). Но после поражения в первой опиумной войне (1840-1842 гг.) внешнеполитическая ситуация изменилась: Китай был вынужден открыть для иностранцев несколько морских портов. Этим и решила воспользоваться Российско-американская компания, чтобы возобновить морскую торговлю.
В досоветской историографии данная проблема затрагивалась П.А.Тихменевым. Но он лишь обозначил начальный период морской торговли [11, с. 167, 168]. В советской историографии сложилось представление, что торговля Российско-американской компании с Китаем осуществлялась только сухопутным путем в Кяхте. Морской торговле
ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт экологии человека СО РАН, Кемерово). E-mail: al-ermolaev@yandex.ru
не придавали большого значения или о ней не упоминали. Так, А.Л.Нарочницкий писал, что «до конца 50-х годов XIX в. Россия совсем не вела морской торговли с Китаем» [4, с. 113]. Известный исследователь русско-китайских торговых отношений М.И.Сладковский утверждал, что корабли компании совершали рейсы в Шанхай лишь «эпизодически», там они продавали пушнину и закупали продовольствие, причем «последнее такое посещение имело место в 1853 году» [10, с. 281]. А.Ю.Петров затронул морскую торговлю РАК с Китаем в плане финансовой деятельности компании, причем его интересовали лишь общие показатели [6, с. 210, 211].
Целью данной статьи является изучение истории развития морской торговли Российско-американской компании с Китаем, выявление причин ее возникновения и упадка.
Основным видом торгово-экономической деятельности Российско-американской компании была добыча и продажа пушнины. На вырученные деньги содержались все русские колонии в Америке и флот, организовывались исследовательские и разведывательные экспедиции, закупалось продовольствие для Русской Америки, осваивались новые территории. Акционеры компании (в начале 1840-х годов их было около 680 чел.: 198 имели и 482 не имели права голоса) получали ежегодные дивиденды [5. 1842, с. 21]. Главное правление компании, ее конторы и комиссионерства в России и на Аляске также содержались за счет пушной торговли.
С момента образования Российско-американской компании основным рынком сбыта пушнины являлся Китай. Торговля производилась в приграничной слободе - Кяхте. Здесь компания обменивала пушнину, доставленную из колоний, на китайские товары, преимущественно чай [7]. Использование денег в торговых операциях с китайцами было запрещено законом. Вывезенный из Кяхты чай компания продавала на Нижегородской и других ярмарках, получая наличные деньги. То есть схема кяхтинской торговли была очень проста: обмен пушнины на чай с последующей его продажей на внутреннем рынке России.
В 1840-е годы сбыт колониальной пушнины в Кяхте достигал 69% от всей пушной торговли РАК. Практически все шкурки речных бобров и выдры сбывались в Кяхте, здесь обменивалось более половины всех морских бобров (каланов) и морских котиков. Только 31% пушнины продавался непосредственно в России (подсчитано по [5. 1842-1848; 1849, прил. 3, 4]).
Первоначально все привезенные шкуры животных выменивались в Кяхте полностью. Однако уже со второй половины 1840-х годов компания не могла сбыть весь привезенный в Кяхту товар. Так, в 1847 г. было привезено 34 212 шкур различных животных, остались не променянными 2 100 (6%), в 1848 г., соответственно, 25 344 и 15 803 (62%) шкуры. В 1849 г. ситуация не улучшилась. Спросом у китайцев не пользовались морские и речные бобры, выдры. Удалось променять только незначительное количество речных бобров, песцов и рысей. Всего в том году было завезено 15 826 шкур, осталось 10 392 (65%) (подсчитано по [5. 1848, 1849; 1850, прил. 3, 4]).
Кризис сбыта мехов в Кяхте стал причиной того, что директора компании решили открыть морскую торговлю с Китаем, которая, как они надеялись, значительно снизит транспортные расходы, ведь пушнину можно было доставлять сразу в китайский порт. Сухопутный же путь (дорога из Охотска и Аяна в Иркутск) был очень труден и занимал много времени.
Еще до начала морской торговли России с Китаем директора компании решили выхлопотать некоторые льготы. И правительство России разрешило привозимый морем чай оплачивать по низкому кяхтинскому тарифу. Первоначально было разрешено привозить чай из морских портов Китая только в течение 2 лет по 4 000 ящиков в год. Впоследствии сроки были продлены на неограниченное время (вплоть до особых распоряжений правительства) [11, с. 167, 168].
Первая морская торговая операция была произведена в 1848 г. По распоряжению директоров РАК главный правитель колоний М.Д.Тебеньков направил в Шанхай барк «Князь
Меньшиков» под командованием шкипера И.В.Линденберга. На нем везли 6 200 шкур различных животных. Китайские власти не дали разрешение на торговлю, но Линденбергу все же удалось через посредничество британского консула и одной из английских фирм обменять всю пушнину на чай. В октябре 1848 г. «Князь Меньшиков» благополучно вернулся в Ново-Архангельск. Затем часть товара была доставлена в Санкт-Петербург [1, с. 78].
Первоначально морская торговля с Китаем носила секретный характер. Даже в опубликованных отчетах Главного правления РАК за 1848-1849 гг. ничего о ней не сказано. Соответствующие данные стали публиковать начиная с 1850 г. в отчетах, на основе которых можно провести анализ торговых отношений РАК с морскими портами Китая. За 1848-1863 гг. было совершено 20 плаваний кораблей РАК и зафрахтованных судов. Все закупки производились в порту Шанхай. Из 20 рейсов 12 были совершены на кораблях, принадлежащих Российско-американской компании, 8 совершили зафрахтованные суда (подсчитано по: [5. 1850-1862; 1863, прил. 3, 4]). Причем вначале компания использовала преимущественно свои корабли. Во время Крымской войны и после нее количество зафрахтованных рейсов превысило число собственно компанейских плаваний. В среднем в год производилось по 1-2 рейса. В послевоенный период, как правило, совершалось два рейса в год (один на собственном корабле, один - на зафрахтованном). Первоначально посещение Шанхая приходилось на летний, впоследствии - на зимний период (конец или начало года). Обычным был маршрут из Ново-Архангельска в Шанхай, а затем вокруг Азии и Африки в Европу. В некоторых случаях груз сначала доставляли из Шанхая в русские колонии, а затем отправляли на кругосветных кораблях в Европу. В среднем доставка груза из Китая в Россию составляла около полугода.
Количество сбываемого в Шанхае меха трудно подсчитать. В отчетах Главного правления РАК имеются неполные данные, за период с 1854 по 1859 г. в них вообще нет сведений о количестве вывозимой в Шанхай пушнины. За другие годы сведения есть, но они представлены в обобщенном виде: нет, например, подсчетов шкур по видам животных [5].
Согласно отчетам РАК в 1850-1852 гг., основными рынками сбыта пушнины были Кяхта (39,6%), Россия (37,5%) и Шанхай (22,9%). В 1853 г. из-за приостановки кяхтин-ской торговли структура рынка изменилась. В России объем продаж упал примерно в 6, в Шанхае - в 7 раз (подсчитано по [5. 1850-1852; 1853, прил. 2, 3]).
За 1854-1859 гг. в отчетах Главного правления РАК не указаны данные о поставках и продаже пушнины в Шанхае. Правда, сказано, что в 1855 г. партию из 11 113 шкур, направленную, по данным Тихменева, в Шанхай во время Крымской войны, не смогли продать из-за внутренних беспорядков в Китае и восстания «тайпинов». В 1856 г. ситуация вновь осложнилась - началась вторая опиумная война. В результате нереализованную партию вывезли сначала в Сан-Франциско, но и там не нашлось покупателя, потом - в Нью-Йорк, где и продали по выгодной для РАК цене [11, с. 169].
В следующие несколько лет компания, видимо, не поставляла пушнину в Шанхай. В 1856-1858 гг. англичане, французы и американцы вели активные военные действия против Китая. Были блокированы многие порты. В 1858 г. китайцы вынуждены были подписать Тяньцзиньские договоры, согласно которым для морской торговли открывались новые порты, а европейцы и американцы, получив преимущества, учредили посольства в Пекине. В 1860 г. англичане и французы продолжили военные действия, был взят и разграблен Пекин. В результате заключены дополнительные договоры, подтверждавшие Тяньцзиньские: европейцы получили морские базы, а Китай должен выплачивать огромную контрибуцию.
За 1860-1863 гг. имеются полные данные по всем рынкам сбыта пушнины. Необходимо обратить внимание, что в эти годы к ранее существовавшим рынкам (Россия, Кяхта, Шанхай) добавляется Нью-Йорк, где РАК стала сбывать пушнину еще во время Крымской войны. В 1860 г. ее продажа там не производилась, зато в 1861-1863 гг. в Нью-Йорк вывозили довольно много шкур морских животных. Итак, в указанный четырехлетний
период в Кяхте было продано 35 399 шкур (8 850 в год), в России - 99 723 (24 931), Шанхае - 69 448 (17 362), Нью-Йорке - 63 178 (15 795 в год, считая и 1860 г., когда продажи не было) шкур. Соотношение рынков сбыта в эти годы выглядит следующем образом: Россия - 37,2%, Шанхай - 26, Нью-Йорк - 23,6, Кяхта - 13,2% (подсчитано по [5. 1860-1862; 1863, прил. 2-4]). Кяхтинский рынок с первого места по сбыту пушнины переместился на последнее, Россия - на первое место. Шанхай и Нью-Йорк оказались посредине - в каждом из этих городов сбывалось около четверти всего меха.
Анализ китайского рынка дает нам следующие цифры: в 1850-1852 гг. в стране сбывалось в среднем 34 203 шкуры различных животных в год. Доля Кяхты составляла 63,6% от всей пушнины, Шанхая - 36,4%. В 1860-1863 гг. ежегодно сбывалось 26 212 шкур в год. Доля Шанхая составляла 66,3%, Кяхты - 33,7%. Если в начале 1850-х годов в Кяхте продавалось 2/3 всей пушнины, поставляемой китайцам, то в начале 1860-х - только 1/3. Соответственно, доля Шанхая поднялась с 1/3 до 2/3 всей пушнины.
Главным и практически единственным предметом вывоза из Шанхая был чай. Именно на него сделали ставку директора РАК в торговых операциях в этом морском порту. По отчетам, в начале 1850-х годов доля чая, вывезенного компанией в Россию морем, составляла около 25%. Основная часть этого товара поступала в страну через Кяхту. После прекращения кяхтинского торга в 1853 г. и кризиса кяхтинской торговли ситуация меняется. Уже с 1854 г. доля продаваемого в Шанхае чая составила 80% от всего завозимого Российско-американской компанией, в дальнейшем этот показатель оставался примерно на таком же уровне. В отдельные годы (1861, 1863) доля шанхайского чая занимала более 90%. Исключением был 1857 г., когда из Шанхая не было получено ни одного ящика этого товара.
Если говорить об абсолютных показателях, то количество вывозимого РАК чая из Китая постоянно росло. В 1850-1852 гг. в среднем вывозилось около 4 800 ящиков. В 1860-1863 гг. - 7 800. Самым «урожайным» был 1863 г. - более 10 000 ящиков, причем 90% поступило в Россию по морю, через Шанхай. При этом стоит обратить внимание на то, что в эти же годы сбыт пушнины в Китае сокращается. Выше уже было показано, что в начале 1860-х годов он сократился с 34 000 до 26 000 шкур в год (или на 24%) (подсчитано по [5. 1860-1862; 1863, прил. 2-4]).
По нашим подсчетам, за два периода, 1850-1852 и 1860-1863 гг., происходит двукратный рост закупаемого в Шанхае чая при снижении численности сбываемой там пушнины. Это означает, что часть чая компания закупала за наличные, а не в обмен за пушнину. Российско-американская компания постепенно превращалась из мехоторговца в чаеторговца. Прибыль от продажи чая пускалась на закупку новых партий, однако его реализация не всегда была успешной.
В 1858-1859 гг. реализовывались почти все привезенные партии шанхайского чая. Остаток на конец года составлял 50-60 ящиков, или около 1%. В 1860 г. из партии в 5 014 ящиков не смогли продать 592, или 12%. В 1861 г. ситуация ухудшилась. Из имеющейся партии шанхайского чая в 5 939 ящиков (плюс 592 от старой партии) было продано только 3 728 ящиков, осталось 2 803, или 43%. В следующем году компании удалось выправить ситуацию. Всего в наличии имелось 7 780 ящиков (из них вновь привезенного чая - 4 977). Продали 7 593 ящика, остаток - 187, или 2,5%. Катастрофическим стал 1863 г., когда в Россию было доставлено рекордное количество шанхайского чая (9 837 ящиков), продать удалось только 106, т.е. 1% [5. 1863, прил. 3].
Вполне логично, что в 1864 г. Главное правление компании решило приостановить морскую торговлю чаем. Задачей стала реализация уже закупленного чая. Первая партия (5 846 ящиков), привезенная в Санкт-Петербург, была продана в начале 1864 г. со значительным убытком для РАК. Вторая партия (3 991 ящик) доставлена на зафрахтованном корабле в Гамбург. Из-за холодного времени года этот товар нельзя было везти морем в Санкт-Петербург, поэтому его отправили в Россию по железной дороге. В пути было
повреждено 512 ящиков, за которые компания получила страховку. Оставшиеся 3 479 ящиков в 1864 г. реализовать так и не удалось [5. 1863, с. 8-11].
Кризис морской чайной торговли РАК был обусловлен не только стратегическими просчетами директоров, сделавших ставку исключительно на чай и не обративших внимание на сокращение рынка сбыта колониальной пушнины в Китае. В 1860-е годы изменились внешнеполитические обстоятельства и таможенная политика российского правительства. Польское восстание 1863 г. нарушило надежность западных границ империи, в страну хлынул поток контрабандного чая, который был значительно дешевле официально завозимого морским путем. Это привело к тому, что многие чаеторговцы стали терпеть убытки. В своем отчете за 1863 г. директора РАК указывали на контрабанду чаем через западные границы как основную причину упадка морской торговли и огромных убытков компании [5. 1863, с. 9]. О негативном влиянии контрабанды на дела РАК свидетельствуют некоторые исследователи [6, с. 211, 212].
Кроме того, положением, высочайше утвержденным 30 марта 1861 г., в Кяхте и на западе Китае подданным России разрешалось производить торговлю с китайцами натуральным обменом или расчетом золотом и серебром без ограничения. Этим же положением снималось запрещение на ввоз в Россию так называемого кантонского чая (привозимого морским путем). На него вводилась новая пошлина, которая была почти в 2 раза выше, чем на кяхтинский чай. Если кяхтинский тариф составлял 40 коп. с фунта цветочного чая и 15 коп. с фунта черного, то кантонский чай облагался 70 и 40 коп., соответственно. Повышенный тариф объяснялся тем, что доставка морем обходилась дешевле, чем сухопутным путем. Этот тариф должен был оградить кяхтинскую торговлю и поддерживать ее на прежнем уровне. Новое положение вступило в силу с 1 апреля 1862 г. [3, с. 550; 8, с. 268].
В соответствии с новым положением и новым тарифом Российско-американская компания теряла преимущество, позволявшее ей очищать чай1, доставленный морем, по кях-тинскому тарифу. Директора компании были очень обеспокоены этим обстоятельством. В 1861 г. они обратились с ходатайством в правительство о разрешении платить за морской чай прежние пошлины, предусмотренные для кяхтинского торга. В декабре 1861 г. было утверждено положение Комитета министров, позволявшее Российско-американской компании в 1862 г. сбывать чай, доставленный морем, на прежних основаниях, т.е. по низкому кяхтинскому тарифу. Благодаря этой привилегии РАК удалось в том году реализовать всю партию чая, привезенного на корабле «Цесаревич» и на зафрахтованном иностранном судне. Для лучшей реализации товара Главное правление распорядилось открыть розничную торговлю в Санкт-Петербурге [5. 1862, с. 6-8].
Таможенная политика России 1860-х годов отрицательно сказалась на чайной торговле РАК. Повышение таможенных пошлин на чай, доставляемый морем, было невыгодно для компании, так как увеличились издержки и расходы. Постепенная ликвидация льгот РАК и подчинение ее общему таможенному законодательству не лучшим образом сказывались на ее финансовом положении - в результате и морская, и сухопутная торговля чаем оказалась в кризисе.
Прямым следствием таможенной политики России стали возросшие конкурентные преимущества сибирских купцов, которые, получив возможность использовать деньги в торговых операциях с Китаем и пользуясь низкими таможенными пошлинами на чай, завозимый сухим путем, существенно расширили свою торговлю. Самые дальновидные и успешные иркутские купцы, такие как Н.Л.Родионов, И.С.Хаминов, уже с 1860-х годов основали свои собственные чайные плантации на территории Китая. Это позволяло им значительно сократить издержки на приобретение чая, что стало серьезным конкурентным преимуществом в борьбе с другими чаеторговцами, в том числе и с Российско-американской компанией [12, с. 99].
1 То есть платить пошлины.
Итак, РАК, начав морскую торговлю с Китаем в Шанхае в 1848 г., стала здесь пионером среди российских компаний. Впоследствии этот вид деятельности значительно расширился. Им занялись несколько крупных торговых организаций: они стали закупать чай сначала в Шанхае, а потом в более удобном для транспортировки этого товара порту Ханькоу. По данным на 1870-е годы, в Ханькоу действовали пять крупных российских торговых домов: «Хаминов, Родионов и К°», «Токмаков, Шевелев и К°», «Черепанов и Марьин», «Пятков, Молчанов и К°», «А.Л.Родионов и К°». Торговый оборот русских фирм в Ханькоу с 1867 по 1871 г. вырос с 2,3 млн до 4,4 млн руб. В этот же период в среднем в год вывозилось до 30 000 ящиков чая [9, с. 255-259].
Итак, благодаря развитию поставок товара по морю РАК сумела избежать губительных последствий кризиса и восстановила деловые отношения с Китаем: соотношение сухопутной и морской торговли с этой страной изменилось в пользу последней.
Однако успехи морской торговли не гарантировали отсутствие проблем. Польское восстание 1863 г., изменение таможенной политики правительства, усиление конкурентных преимуществ сибирских купцов и торговых фирм, а также просчеты руководства РАК привели к кризису морской торговли. Стоит, правда, заметить, что кризис был временным явлением и, скорее всего, при поддержке государства компания смогла бы восстановить морскую торговлю с Китаем. Во всяком случае, последние отчеты Главного правления РАК подтверждают наличие таких планов у директоров, которые не намеревались совсем прекращать этот вид деятельности. Но в 1867 г. Аляска была продана США, и Российско-американскую компанию ликвидировали.
ЛИТЕРАТУРА
1. История Русской Америки (1732-1867): в 3 т. Т. 3. Русская Америка от зенита к закату (1825-1867) / отв. ред. Н.Н.Болховитинов. М.: Междунар. отношения, 1999. 480 с.
2. Коробицын Н.И. Записки приказчика Российско-американской компании Н.И.Коробицына, 1795-1807 гг. // Русские открытия в Тихом океане и в Северной Америке в ХУШ-Х1Х веках. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1944. С. 118-221.
3. Министерство финансов 1802-1902. Ч. 1. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 640 с.
4. Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке 1860-1895 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 899 с.
5. Отчет Российско-американской компании Главного правления ... 1842-1863. СПб., 1842-1865.
6. Петров А.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М.: ИВИ РАН, 2006. 316 с.
7. Попов Р.И. Экономическое поведение китайского купечества конца ХУШ-первой половины XIX в. в записках русских современников // Вестн. ДВО РАН. 2010. № 2. С. 40-46.
8. Русско-китайские отношения в XIX веке: материалы и документы. Т. 1. 1803-1807. М.: Памятники ист. мысли, 1995. 1028 с.
9. Скальковский К. Русская торговля в Тихом океане. СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1883. 516 с.
10. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). М.: Вост. лит., 1974. 440 с.
11. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени. Т. 2. СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1863. 390 с.
12. Шахеров В.П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Приамур. ведомости, 2006. 176 с.
13. Шемелин Ф. Журнал первого путешествия россиян вокруг земного шара, сочиненный под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российско-американской компании главным комиссионером, московским купцом Федором Шемелиным. Ч. 2. СПб.: Мед. тип., 1818. 428 с.