Научная статья на тему 'Чайная торговля между Китаем и Россией'

Чайная торговля между Китаем и Россией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3274
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ / КИТАЙ / РОССИЯ / ЧАЙНЫЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / TEA TRADE / CHINA / RUSSIA / TEA TRADE ROUTE / A TOURIST ROUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лю Цзайци

В статье раскрывается значение чайного торгового пути, начинавшегося в Ханькоу и проходившего через Кяхту в Россию и Европу, который существовал в течение почти 200 лет, вплоть до середины ХХ века. Обосновывается стремление воссоздать туристический маршрут вдоль древнего пути чайной торговли в ХХI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лю Цзайци

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tea trade between China and Russia

The article reveals the importance of tea trade route starting in Hankou and passes through Kyakhta in Russia and Europe that has existed for nearly 200 years, until the mid-twentieth century. A.G.Grigorjan desire to recreate the tourist route along the ancient ways of the tea trade in the twenty-first century

Текст научной работы на тему «Чайная торговля между Китаем и Россией»

препятствием.

Литература:

1. Карапетянц A.M. Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской // Общественные науки и современность. 2000. № 1.

2. Разин Е.А. История военного искусства. М., 1994.

3. Мао Цзедун. Избранные произведения. М., 1952. Т. 1.

4. Сунь-цзы. Гл. 4 //Китайская военная стратегия/ Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

5. Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегии смысла в Китае и Греции. М., 2001.

6. Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

7. Жюльен Ф. О «времени». Элементы философии «жить» / Пер. с франц. В. Г. Лысенко. М., 2005.

8. Мудрость китайского быта: Успех. Здоровье. Радость / Сост., пер., вступит, ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003.

9. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина» / Сост., пер., иссл. и примеч. A.A. Маслова. М., 1996.

10. Боевые искусства: Китай, Япония / Сост., пер. с кит. и древнеяп., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

11. Чжуан-цзы: Даосские каноны / Пер., вступит, ст., коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

62

УДК 39 Ц-55

Лю Цзайци

доктор исторических наук,

профессор Уханьнского государственного университета Китайской Народной Республики, руководитель Центра по изучению России и Украины при Уханьнском государственного университете тел. (928) 608-99-38

Чайная торговля между Китаем и Россией

В статье раскрывается значение чайного торгового пути, начинавшегося в Ханькоу и проходившего через Кяхту в Россию и Европу, который существовал в течение почти 200 лет, вплоть до середины XX века. Обосновывается стремление воссоздать туристический маршрут вдоль древнего пути чайной торговли в XXI веке.

Ключевые слова: чайная торговля, Китай, Россия, чайный торговый путь, туристический маршрут.

Большинство современных людей считает, что в древности существовал только один торговый путь, соединявший Китай, Среднюю Азию и Европу - Шелковый путь, служивший основным каналом культурного обмена между Китаем и Западом. Мало кто знает, что с середины XVIII по начало XX века существовал еще один маршрут, шедший через степи северного Китая и Монголии, а потом через Сибирь, и соединявший Китай с Европой. Это и есть забытый ныне путь русско-китайской чайной торговли, в свое время процветавший, история которого насчитывает более 200 лет. Он начинался на реке Янцзы, в Ханькоу, бывшем во времена империи Цин важнейшим центром чайной торговли к югу от Янцзы.

400 лет назад российские казаки приблизились к границам Китая и, наконец, установили непосредственную связь между непрерывно расширявшимся на восток Российским государством и древней Китайской империей. На протяжении нескольких столетий российско-китайские отношения отнюдь не всегда были мирными, периоды военных столкновений и напряженности сменялись периодами мирной торговли. В 1689 г. Нерчинский договор не только официально оформил русско-китайскую границу, но и положил начало русско-китайской торговле. В 1728 г. маньчжурское правительство империи Цин и Российская империя подписали Кяхтинский трактат,

подтвердивший линию государственной границы и создавший более благоприятные условия для российско-китайской торговли. С этого времени торговля между двумя государствами, прежде бывшая исключительно караванной, стала постепенно превращаться в приграничную торговлю, хотя торговые караваны сохраняли свое значение. Кяхта - небольшой песчаный холм на границе России и Китая - стал постепенно превращаться в степную торговую «столицу». В России и Европе этот город стали называть «сибирским Гамбургом» и «Венецией пустыни». В XIX веке, во время расцвета чайной торговли между Россией и цинским Китаем, Кяхта - «Венеция пустыни» - и далекий Ханькоу, расположившийся на берегах Янцзы, по сути, были городами-братьями. 200 лет чайной торговли между Россией и Китаем оставили нам ценный исторический опыт.

1. История китайско-русского чайного торгового пути

Китай - родина чая. Экспорт китайского чая за границу начался еще в XVI веке, а в XVII веке в Европе и в России уже существовал сложившийся рынок китайского кирпичного чая. В 1654 г. в Пекин прибыл российский посол Байков, проживший здесь полгода, причем цинское правительство позаботилось о том, чтобы ему и его посольству каждый день подавали чай пуэр. Когда Байков проводил переговоры о торговле между Россией и Китаем, он закупил чайные листья, чтобы отвезти их обратно в Россию. И в 1674 г. в Москве уже шла торговля китайским чаем. Прибывший в 1716 г. в Китай русский торговый караван в числе прочего закупал и чайные листья, а через некоторое время чай превратился в один из официальных продуктов, закупавшихся русскими купцами в Китае. В 1764 г. российский купец Милл отмечал в своих записях: «Чай - непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться». К концу XVIII века чай получил широкое распространение в Сибири. Что касается европейской части России, то там его поначалу пили высшие слои населения, но во время русско-турецких и русско-французских войн его стали распределять также и в армии. В XIX веке наступил расцвет русско-китайской чайной торговли, чай занял первое место среди предметов китайского экспорта в Россию, оттеснив шелк и хлопчатобумажные материи. На 1811 г. экспорт чая в Россию составлял 80 ООО пудов, на 1820 г. -более 100 000, причем торговля чаем составила 88% от общего объема российско-китайской торговли на то время. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» содержится описание чаепития, в ходе которого пьют китайский чай пуэр. Чай пуэр ввозился в Россию в основном в виде кирпичного чая, поскольку так его было легче перевозить. Особенно широкое распространение этот чай получил в Сибири и среди татар Поволжья, в него можно было добавлять

молоко, коровье масло, соль и другие приправы. Этим объясняется такая популярность чая среди кочевых и полукочевых народов Монголии и Сибири, основной пищей которым служит мясо и молоко. Среди этих народов даже сложилась поговорка: «Можно прожить день без еды, но нельзя прожить день без чая». Известный французский писатель Бальзак в одном из своих произведений также восхвалял китайский чай.

Заслуживает внимания то, что продававшийся в Россию чай выращивался в основном на территории южных провинций Китая, а в качестве торговцев выступали представители провинций, в которых чай не производился, в первую очередь, жители провинции Шаньси.

Вот как описываются Центральная равнина и кочевые народности севера Китая в «Записках об уезде Фэньян», составленных в середине XIX века: «В Цзинь (территория современной провинции Шаньси) климат холодный, а земля бедная. Мало животных, людей много, а земли мало. Урожаи небольшие, не хватает гаоляна, пшеницы, проса, сои. Кроме того, все, что необходимо для повседневной жизни, приходится привозить из далеких краев». В этих тяжелых условиях одним из основных занятий для жителей Шаньси становилась посредническая торговля между севером и югом: они покупали шелк в Ханчжоу, чай и сахар в Ханькоу, лиановое полотно в Сычуани, хлопчатобумажные ткани в Чжикане. Благодаря своей смелости, способностям, умению приспосабливаться к обстоятельствам, бесстрашию перед риском, торговцы провинции Шаньси прокладывали все новые торговые пути, проходившие через всю Поднебесную. Среди них был путь из южного Китая, по реке Ханьшуй, через территорию провинции Шаньси, а потом через Монголию и Сибирь в Москву и Санкт-Петербург чайный торговый маршрут.

Каждый год купцы из Шаньси отправлялись далеко на юг, чтобы закупить чай. Они также вкладывали деньги в строительство помещений для обработки чая, в которых с помощью деревянных и железных ручных прессов изготовлялись чайные кирпичи. Таким образом тысячи и десятки тысяч крестьян каждый год получали работу по сбору и обработке чая, что вело к расцвету ремесла в районах к югу от реки Янцзы. Поначалу купцы из Шаньси с большой охотой покупали чай с горы У-и, провинция Фуцзянь, чайный рынок располагался в городе Сямэй уезда Чунань, откуда чай доставлялся в город Хэкоу, располагавшийся в горах Цяньшань. Потом водным путем, по реке Синьцзян, озеру Поян, реке Цзюцзян, чай доставлялся на перевалочный пункт в Ханькоу. В годы правления цинского императора Сяньфэна, во время восстания тайпинов, путь чайной торговли был на несколько лет перекрыт, и тогда находчивые купцы

начали более активно закупать чай в провинциях Хубэй и Хунань. Теперь чай после предварительной обработки уже в виде кирпичей доставлялся в Ханькоу, а затем по реке Суханьшуй - в Фаньчэн. Оттуда по воде и по суше чай через провинции Хэнань и Шаньси довозился до Внутренней Монголии, грузился там на верблюдов и, проделав путь более чем в 1000 километров по пустыням и степям, достигал Кяхты. Затем русские купцы везли чай через Иркутск, Урал, Тюмень в Москву и Петербург. Во времена империи Цин чайная торговля играла большую роль для экономики обоих государств, способствовала развитию чайной промышленности и транспорта в Китае, экономическому и социальному развитию северных степных районов Китая и российской Сибири. Вдоль маршрута чайных торговых караванов посреди степи один за другим вырастали города, происходило взаимодействие между европейской и китайской культурой. В 1857 г. в своей работе «Российско-китайская торговля» Карл Маркс писал: «Важнейшим товаром, который китайцы продают в Кяхте, является чай. Русские же продают там хлопчатобумажные ткани и меха. Прежде, среднегодовой объем чайных продаж в Кяхте не превышал 100 000 ящиков в год, но к 1852 г. он уже достигал 1 750 000 ящиков, а общая цена товара превышала 15 000 000 американских долларов. Благодаря росту торговли, Кяхта превратилась из обычной ярмарки в один из достаточно крупных городов России».

После второй опиумной войны, согласно условиям Пекинского договора 1861 г., Ханькоу превратился в один из открытых портов. Послетого, как Англия добилась для себя концессии в Ханькоу, Россия, Франция, Германия и другие государства стали добиваться того же. Русские, в силу своих давних торговых связей с Китаем, понимали значение Ханькоу как чайного рынка. В 1862 г. представители России и цинское правительство подписали «Статут о сухопутной торговле между Россией и Китаем». Русские торговцы получили право на закупку и обработку чая непосредственно в чаепроизводящих районах юга Китая и на доставку чая в Тяньцзинь с помощью речного транспорта. Русские предприниматели прибыли в Ханькоу и сразу приступили кнаймулюдейвчаепроизводящем районе Янлоудун, округ Пуинь (современный Чиби), для обработки чая и изготовления чайных кирпичей. С 1863 г. по 1873 г. в Янлоудуне было построено три фабрики по обработке чая: Шуньфэн, Синьтай и Фучэн. Конкурируя с английскими торговцами, завышавшими цену на чайные листья в несколько раз, русские предприниматели осуществляли обработку чая прямо на месте его сбора, а затем экспортировали его транзитом через Ханькоу. В 1874 г. три основанные русскими фабрики по обработке чая были переведены в Ханькоу, причем одна из них,

Шуньфэн, расположилась прямо напротив английского сеттльмента. Фабрика Синьтай находилась в районе Ланьлин, а Фучэн - рядом с дорогой, идущей в Нанкин. В 1893 г. неподалеку от дороги, идущей на Шанхай, была построена и четвертая фабрика - Байчан. Рядом с фабрикой Шуньфэн, располагавшейся на берегу Янцзы, был построен торговый порт, первый из трех торговых портов Уханя. С 1874 г. российские предприниматели для изготовления чайных кирпичей начали использовать паровые машины и водяные прессы, а основанные российскими подданными фабрики стали первыми современными предприятиями Уханя и положили начало промышленному развитию города. Люди, нанимавшиеся на российские фабрики, стали первыми индустриальными рабочими Уханя.

В 1861 г. из порта Ханькоу было вывезено 80 ООО даней чая (1 дань = 50 кг.), в 1862 г. - 216 ООО, и затем объем вывоза постоянно возрастал. С 1871 по 1890 г. в среднем в год вывозилось более 2 ООО ООО даней чая. В это время на мировом рынке чай доля китайского чая составляла 86%, а доля чая, вывозившегося из Ханькоу, - 60%. Торговые корабли непрерывным потоком входили в порт Ханькоу, а пристани растянулись более чем на 15 километров, от реки Сянхэ (Ханьшуй) до Цзяцзи. Европейцы называли Ханькоу «чайной гаванью».

В ходе торговой войны между русскими и английскими чайными производителями и торговцами англичане потерпели поражение и вынуждены были оставить Ханькоу и перебраться в Индию и на Цейлон, где они начали осваивать индийский рынок черного чая. Русские предприниматели добились практической монополии на чайном рынке Ханькоу. Причина успеха русских торговцев заключалась в том, что они обладали более основательным капиталом, коммерческим опытом. В отличие от английских предпринимателей, они не скупали готовую продукцию прямо с китайских складов, а основывали собственные фабрики по обработке чая, закупая чайные листья у крестьян. Благодаря этому уменьшалось количество посредников и сокращалась себестоимость чая. Кроме того, на своем производстве российские предприниматели использовали передовые технологии, в результате чего повышалось качество продукта и возрастала эффективность производства. Наконец, важной причиной успеха русских было использование ими новых транспортных маршрутов. Традиционный сухопутный маршрут Ханькоу - Кяхта заменил новый водный маршрут, проходивший по рекам и морю. По Янцзы груз доставлялся в Шанхай, оттуда по морю в Тяньцзинь и далее во Владивосток. Позже был освоен также морской путь от Шанхая до Одессы. Благодаря освоению новых

торговых маршрутов, удалось сократить стоимость перевозок, а прибыль от торговли возросла. По мере роста значения морского транспорта старый сухопутный маршрут постепенно приходил в упадок. В 1905 г., после завершения строительства Транссибирской железной дороги, чай из Ханькоу и Янлоудуна стал перевозиться в европейскую Россию из Владивостока по железной дороге, и некогда процветавший торговый маршрут Ханькоу - Кяхта окончательно утратил значение и стал достоянием истории. После революции 1917 г. чайная торговля с Россией начала приходить в упадок, русские фабрики в Ханькоу закрывались одна за другой, фабрика Синьтай была передана английским предпринимателям и стала называться фабрикой по производству кирпичного чая «Тайпинъян» («Тихий океан»). Завершилась более чем полувековая история русской монополии на чайном рынке Ханькоу, а вместе с ней и двухвековая история китайско-русского чайного торгового пути.

2. Исторические и политические причины возникновения китайско-русского чайного торгового маршрута

Всем известно, что маньчжурское цинское правительство проводило политику закрытых дверей, распространявшуюся как на юго-восточные приморские районы, так и на северную границу. Иностранная торговля строго контролировалась. С XVI века в результате формирования и укрепления российского многонационального государства и расширения России на восток русские приблизились непосредственно к границе Китая, и в XVII веке маньчжурское правительство было вынуждено приступить к налаживанию связей со своим могущественным северным соседом. С одной стороны, после присоединения Сибири и Дальнего Востока к России постоянно шел процесс переселения людей из европейской части России в азиатскую. Суровый климат и дальние расстояния затрудняли доставку товаров, и русское правительство волей-неволей должно было ввозить необходимые для населения продукты из Китая. С другой стороны, после присоединения к России Сибири и Аляски, цинское правительство, нуждавшееся в драгоценных мехах, должно было осуществлять их ввоз из России. Несмотря на это, маньчжурское правительство по-прежнему неохотно шло на торговлю с иностранцами, поэтому вплоть до 1800 г. российско-китайская приграничная торговля с центром в Кяхте испытывала значительные трудности и противодействие и пребывала в состоянии нестабильности. Согласно китайским источникам, на протяжении 1762-1800 гг. торговые отношения между Россией и Китаем прерывались 4 раза, а согласно российским источникам - 14 раз. Такая нестабильность приносила массу неудобств населению Сибири, да и европейской части России. Жители Сибири и Дальнего

Востока издревле закупали в Китае ткани, а нестабильность политических и торговых отношений между двумя странами ставила поставки китайских тканей под угрозу. В результате, жители Сибири вынуждены были в условиях неблагоприятного холодного климата «приступить к выращиванию льна, а женщины - к изготовлению полотна и тканей» [1]. Кроме того, питие чая «уже давно превратилось в необходимую потребность для русских» [2, с. 426], причем основным чайным рынком для России служила Кяхта. Как только русско-китайские торговые отношения в очередной раз прерывались, население России на огромном пространстве от Кяхты до Финского залива вынуждено было закупать чай в западной и северной Европе, в особенности в Англии. Поскольку чай там не производился, а только обрабатывался, цена его была чрезвычайно высока. «На 1780 г. пуд чая, ввозившегося из Китая, стоил в России 11 рублей, а из Западной Европы - 52 рубля» [3, с. 183]. Простым людям, нуждавшимся в чае, в периоды прекращения российско-китайской торговли приходилось платить за этот продукт в 3-4 раза большую цену. Это вызывало всеобщее недовольство. Более того, как только закрывался кяхтинский рынок, огромный убыток терпели все группы населения, связанные с приграничной торговлей: купцы, перевозчики, охотники, носильщики и другие. Это вело к постоянной социальной нестабильности в приграничном регионе России. Прекращение торговли с Китаем наносило российской стороне огромный материальный ущерб. Согласно расчетам российского финансового ведомства, в результате прекращения приграничной торговли российская казна несла годовой ущерб в размере 600 ООО рублей дохода от налогов, в то время как общий объем товарооборота на территории Сибири не превышал 3 ООО ООО рублей. Можно сказать, что прекращение торговли в Кяхте, инициированное китайской стороной, несло России массу вреда и никаких выгод, поэтому российское правительство особенно трепетно относилось к кяхтинской чайной и другой торговле. Одновременно в эпоху ожесточенной борьбы за китайский рынок Россия стремилась путем восстановления традиционной торговли в Кяхте закрепиться на рынках северного Китая. В это время Англия, Франция, другие европейские государства и США пытались всеми возможными способами проникнуть на китайский рынок. В условиях активного соперничества между Россией и Англией на Дальнем Востоке в XIX веке России просто необходимо было укреплять свою торговую сеть в северном Китае и развивать транспорт на территории Сибири. Что касается Китая, то для него торговля с Россией через Кяхту имела не только экономическое и социальное значение, о котором говорилось выше, но также и значение политическое. После второй опиумной

войны цинское правительство было вынуждено открыть для иностранцев Ханькоу и другие порты на Янцзы, в результате чего вновь возросло значение старого торгового маршрута Ханькоу- Кяхта. Кроме того, столкнувшись в середине XIX века с агрессией европейских держав, а потом и Японии, цинское правительство вынуждено было искать помощи России, чтобы противодействовать другим европейским державам. Свое влияние на китайское правительство оказывала мощная организация купцов северо-восточного Китая, заинтересованных в торговле с Россией. Поэтому в XIX веке кяхтинская торговля вступила в фазу стабильного развития и достигла своего наивысшего процветания. С 1800 г. по 1824 г. объем двусторонней торговли каждые 5 лет возрастал на 20-25% [4]. Такие темпы развития торговли устраивали и российскую, и китайскую стороны. Одновременно российско-китайская торговля обладала большим потенциалом развития. В 30-40-е гг. XIX века ввоз мехов из России, благодаря более выгодным условиям, окончательно подавил английский импорт мехов в Китай. В 1839 г. в Китай через Кяхту было ввезено 1 219 189 меха из России, в то время как английского меха через Гуанчжоу - только 820 925, т.е. всего 67% от того, что было завезено через Россию. Отсюда видна значимость кяхтинского рынка для российско-китайской торговли. Один из советских исследователей российско-китайской приграничной торговли отмечает: «В 30-ее гг. XIX века российско-китайская торговля через Кяхту существенно возросла. В 1829 г. объем торговли через Кяхту составлял 29% от общего объема экспорта-импорта в азиатской части России, а в 1840 г. - уже 42%» [5, с. 50]. Далее этот исследователь пишет: «В 40-50-е гг. XIX века русско-китайская торговля составляла 60% от общего объема азиатской торговли России. Также следует отметить, что если прежде Китай закупал в основном российские меха и сукно, то теперь китайские торговцы начали покупать также хлопчатобумажные ткани. В 1820-е гг. закупки китайской стороной хлопчатобумажных тканей из России составляли 2% от объема азиатского экспорта России, в 30-е гг. - уже 18-20%, а в 40 - 50-е -более 50%». Такова была ситуация накануне и сразу после первой опиумной войны. Становится ясно, почему российское правительство запретило своим подданным осуществлять контрабанду опиума в Китай. Одновременно в свой золотой век вступила и китайско-русская чайная торговля [6]. Это вело не только к насыщению российского рынка этим продуктом, но и к развитию рыночных связей внутри России. Накануне и после англо-китайских опиумных войн традиционная российско-китайская торговля через Кяхту стараниями обеих сторон переживала период стабильного и здорового развития. Российское правительство особенно стремилось к поддержанию

70

нормального порядка торговли, поскольку это была «самая выгодная для России торговля, с которой, пожалуй, не могла сравниться торговля ни в какой другой области». В конце XIX - начале XX века экспорт китайского чая в Россию и Европу по маршруту Ханькоу -Кяхта достиг еще более высокого уровня.

3. Ценный исторический опыт, способный обогатить содержание российско-китайского экономического и культурного обмена

Российско-китайский чайный торговый путь - это ценное историческое наследие, которое нужно изучать и развивать. Хотя в ходе исторического процесса этот, в течение двух веков процветавший, торговый путь прекратил свое существование, он до сих пор представляет для нас ценнейший материал по истории русско-китайских торговых отношений, а также является важным источником для развития туризма.

Место, где начинался китайско-русский чайный торговый путь -Янлоудун - расположено на территории города Чиби провинции Хубэй. Там и сейчас находятся чайные плантации площадью в десятки тысяч гектаров, а в городке неподалеку сохранилась каменная мостовая, на которой видны следы колес, оставленные телегами, вывозившими из города груз чайных листьев. Сохранились также стальные ручные прессы для изготовления чайных кирпичей и большие весы для взвешивания чая. В то время в городе было около сотни чайных магазинов, а население достигало 40 ООО человек. Для промывания чая использовалась вода реки Гуаньиньцюань и еще трех небольших речек, и названия многих чайных магазинов содержали иероглиф «чуань» - «река»: Чаншэнчуань, Цзюйшэнчуань, Саньюйчуань и т.д. Сегодня чайная фабрика Чжаолицяю по-прежнему продолжает печатать на чайных кирпичах этот иероглиф. В 10 километрах от Янлоудуна чай грузили на речные суда, и отсюда начинался его долгий путь на север. Здесь до сих пор сохранились мощеные зеленым камнем улицы эпох Мин и Цин, по сторонам которых располагаются деревянные магазины и лавки. Улица тянется вдоль реки, на которой по сей день сохранился каменный причал для погрузки чая на корабли. Отсюда кирпичный чай по воде доставлялся к озеру Хуангайху, и дальше по реке Янцзы до Ханькоу.

Почти все, что связанно с русскими в Ханькоу, одновременно связано и с чайной торговлей. Единственным классическим образцом русской архитектуры в Ханькоу является православный храм, построенный в 1876 г. российским чайным торговцем Петром и выполненный в традициях византийской архитектуры, с шестигранным алтарем и круглыми куполами. В 1888 г. было построено здание российской чайной фабрики Синьтай, которое

расположено на улице Ланьлин в Ханькоу. В апреле 1891 г. это здание посетил находившийся в то время с визитом в Китае наследник российского престола Николай Александрович (будущий Николай II, последний император Российской империи). Он принял участие в торжествах по поводу 25-летия основания фабрики Синьтай. Чжан Чжи-дун, бывший тогда инспектором провинции Хугуан (современные Хубэй и Хунай) устроил в честь российского наследника торжественный прием во дворце Цинчуань. В 1896 г. российское и цинское правительства подписали соглашение об основании в Ханькоу российского консульства, и в 1902 г. это консульство было создано (оно располагалось по адресу Ханькоу, улица Дунтин-цзе, 75; сейчас здание принадлежит киностудии провинции Хубэй). Российское консульство представляло собой кирпично-деревянную конструкцию, причем поверхность кирпича была инкрустированной, а наличники окон выполнены из особо твердых пород дерева. Позже на территории российской концессии было также построено здание полицейского участка, расположенное на улице Поян-лу. На улице Дунтин-лу находится знаменитое здание, известное в Ханькоу как «дом господ Ба». Это треугольное в плане здание было построено в 1909 г. хозяевами чайной фабрики Синьтай тремя братьями Банновыми, потратившими на строительство 150 ООО серебряных лян. На улице Дунтин-цзе расположился особняк Иванова - основателя знаменитого чайного завода Шуньфэн. Сейчас здание арендует один из крупных баров Ханькоу, но оно по-прежнему сохраняет свой первоначальный стиль, в том числе сохранилась голландская печь в гостиной. Напротив «дома господ Ба» распологалось здание Российского чайного банка, сейчас же в этом здании поместился ресторан русской кухни. Особенно он славится своей тушеной говядиной и борщом. Говорят, что с 20 по 50-е гг. у дверей ресторана стоял одетый в русскую национальную одежду швейцар, учтиво приветствовавший гостей. Сейчас все вышеперечисленные архитектурные памятники, связанные с пребыванием русских в Ханькоу, внесены в список объектов исторического значения под охраной городского правительства Уханя и открыты для свободного посещения туристов.

На реке Ханьцзян, по которой чай перевозился на север, располагались важные торговые пункты Фаньчэн и Гучэн, в которых также сохранились торговые пристани и постройки конца цинской эпохи. Некоторые из них в последнее время были отреставрированы. Другим важным перевалочным пунктом на пути чая в Россию был уезд Шэци провинции Хэнань, в котором располагались многочисленные торгово-кредитные заведения. Сюда непрерывно прибывали караваны мулов, груженые тюками чая, здесь

останавливались купцы из северных районов Китая, велись торговые переговоры. До сих пор сохранилось несколько мощенных камнем улиц минского и цинского времени, старинные фасады торговых лавок и магазинов, а также огромный дом для собраний купцов из северных провинций Шаньси и Шэньси. Уезды Пинъяо, Тайгу, Цисянь и Юйцы провинции Шаньси были родиной многих богатых северных купцов, которые из доходов от чайной торговли выделяли огромные средства на проведение масштабного строительства. Здесь было построено множество изысканных резиденций богатых купцов - сыхэюань, выполненных в северокитайском стиле, таких как резиденция семьи Ван в Линши, резиденция семьи Цао в Тайгу, резиденция семьи Цяо в Цисянь, резиденция семьи Чан в Юйцы. Из них особенно знаменита резиденция семьи Цяо в Цисянь, в которой за последние 10 лет снималось множество исторических фильмов, например, «Зажги красный фонарь» и «Резиденция семьи Цяо». Благодаря этому данная резиденция уже давно превратилась в туристическую достопримечательность. Хозяин резиденции Цяо Чжи-тан был одним из храбрых, шедших на риск, но одновременно расчетливых купцов середины XIX века. Во время восстания тайпинов он один отважился отправиться в районы к югу от Янцзы, охваченные пламенем войны, чтобы возобновить там закупки чая и тем самым возродить давно прерванный китайско-русский путь чайной торговли.

Участок чайного торгового пути сохранился на границе современной провинции Шаньси и Внутренней Монголии - это горная застава Шахукоу в уезде Юсянь провинции Шаньси. Привозившийся из Шаньси чай свозился вХух-Хото (современная столица автономного района Внутренняя Монголия; старое название - Гуйхуа). Самым крупным торговым домом из провинции Шаньси был дом Дашэнкуй из уезда Пинъяо, владевший 20 ООО верблюдов, караваны которого доходили до Москвы. Сегодня в пригородах Хух-Хото сохранилось несколько поселков погонщиков верблюдов, возникших в то время. Из Хух-Хото караваны груженых чаем верблюдов отправлялись на север, за 40 дней преодолевали более 1000 километров монгольских степей и прибывали на границу с Россией, в город Кяхту. Сейчас Кяхта - это маленький городок на российско-монгольской границе. Здесь уже давно существует основанный русскими музей чая, и город является одним из важных туристических центров. Русские никогда не забывали об этом старом маршруте международной торговли и о его исходном пункте - Ханькоу. В 1999 г. российское международное туристическое бюро открыло туристический маршрут «Вдоль чайного торгового пути»: Москва - Екатеринбург - Иркутск - озеро Байкал -Улан-Удэ - Улан-Батор - Хух-Хото - Пекин.

Начиная с 2002 г. представители международного туристического

бюро Бурятской республики РФ и другие представители российской стороны неоднократно приезжали с визитом в Ухань и проводили переговоры о продолжении этого туристического маршрута до Уханя. Они надеются, что маршрут сможет достигнуть Ханькоу и Янлоудуна (уезд Чиби), и предлагают китайским туристам также опробовать маршрут вдоль старого торгового пути.

Во второй половине XX века российско-китайские отношения не всегда складывались гладко. В результате советско-китайского разрыва 60-х гг. место китайского чая на российском рынке занял чай из Индии и Шри-Ланки (Цейлона). Этот достаточно дешевый красный чай, продающийся в виде мелкого порошка, обладает горьковатым и терпким вкусом и по своему качеству сильно уступает китайскому черному и зеленому чаю. Многие русские, особенно старые люди, с ностальгией вспоминают китайский чай и надеются, что настанет время, когда чай из Ханькоу вернется на российский рынок и возродится старый чайный торговый путь между Китаем и Россией. В связи с этим открытие туристического маршрута вдоль этого торгового пути представляется тем более необходимым.

Мы вступили в XXI век, век экономической глобализации. В условиях, когда Китай проводит активную политику открытости для внешнего мира и развития западных регионов страны, напоминание всему миру о богатой истории китайско-российского пути чайной торговли поможет укрепить предпринимательский дух китайского народа и внушить ему уверенность в себе. Нынешний год объявлен в Китае «годом России», а следующий год станет «годом Китая» в России. Обе стороны обменялись целым рядом визитов на высшем уровне, экономический, торговый, научный и культурный обмен становятся все более и более тесным. Это укрепляет передающуюся из поколения в поколение дружбу между российским и китайским народами. Туризм, становящийся сейчас наиболее стремительно развивающимся направлением экономики, является важной составной частью российско-китайского экономического обмена.

Китайско-российский чайный торговый путь является важным свидетельством давней истории торговых отношений между двумя государствами и обладает большой привлекательностью для туристов как из России и Китая, так и из других стран. Мы обязаны использовать эту возможность, объединить наши ресурсы и открыть туристический маршрут вдоль чайного торгового пути, превратив его в важный туристический объект. Это будет способствовать дальнейшему экономическому и культурному обмену между Россией и Китаем, а также более тесному общению между народами наших стран.

74

Литература:

1.Радищев А. Письмо о китайской торговле. 1791 //Проблемы Дальнего Востока. 1987. № 2.

2. Гончаров И. Фрегат «Паллада». М., 1949.

3. Линь Си. Кяхта в 18 веке // "Лиши данань" ("Исторический архив"). 1990. № 2.

4.Сладковский М. Российско-китайские торговые и экономические отношения. М., 1974.

5. Экономические отношения России и Центральной Азии (1840- 1860-е гг.). М„ 1963.

6. Юнь-шэнь Го. О китайско-российской чайной торговле через Кяхту // «Лиши данань» («Исторический архив»), 1990. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.