Научная статья на тему 'Управление знаниями в образовании: Международный опыт'

Управление знаниями в образовании: Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1572
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / EDUCATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE / TENDENCIES / PRINCIPLES AND METHODS OF KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

Статья посвящена исследованию международного опыта управления знаниями в сфере образования и развитию системы управления ими в России на его основе. В ней рассмотрены тенденции развития управления знаниями, принципы и методы управления ими и основные проблемы внедрения системы управления знаниями в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge Management in Education: International Experience

The article is devoted to the research of international experience of knowledge management in education and its development in Russia. Knowledge management principles, methods of knowledge management and the basic problems of knowledge management in education are reviewed.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями в образовании: Международный опыт»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 56-59.

А. Л. Пастухов

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Статья посвящена исследованию международного опыта управления знаниями в сфере образования и развитию системы управления ими в России на его основе. В ней рассмотрены тенденции развития управления знаниями, принципы и методы управления ими и основные проблемы внедрения системы управления знаниями в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: управление знаниями, образование, международный опыт, тенденции,

принципы и методы управления знаниями.

Впервые термин «управление знаниями» (англ. Knowledge Management) применил специалист по искусственному интеллекту, управленческий консультант Карл Вииг в 1986 году на сессии Международной организации труда при ООН.

Согласно его представлениям, для эффективной работы любой организации нужны три компонента: сотрудники, технологии, производственные процессы, а управление знаниями реализуется в двух направлениях:

- повышение эффективности работы персонала за счет более полного и качественного использования их интеллекта и опыта (знаний);

- приумножение знаний, через процесс создания нового знания и обучения персонала.

В соответствии с его определением, изложенным в книге «Основы управления знаниями», знания состоят из истин и представлений, точек зрения и концепций, суждений и предложений, методологий и ноу-хау. Мы накапливаем знания, организуем их, интегрируем и храним в течение долгого времени, для того чтобы применить их к конкретным ситуациям или проблемам. Информация состоит из фактов и данных, описывающих отдельную ситуацию или проблему. Мы последовательно применяем знания для интерпретации имеющейся информации по отдельной ситуации и для принятия решения о том, как к ней подходить1.

При этом управление знаниями должно базироваться на четырех принципах:

1) фундамент управления знанием состоит из того, как создается знание, как оно используется при решении проблем и принятии решений, как оно проявляется познавательно в технологиях и процедурах;

2) необходимы постоянные исследования знания;

3) необходима оценка знания для каждого бизнеса до начала, в процессе и после окончания;

4) необходимо активное управление знанием на всем жизненном цикле организации, на всех стадиях жизненного цикла товара и инноваций2.

В настоящее время Карл Вииг выделяет три основных направления, по которым развивается теория и практика управления знаниями на Западе:

- 1Т - доминирующий подход, рассматривающий управление знаниями, прежде всего, как управление информационными потоками, создание информационных систем, обеспечивающих повышение скорости, качества и эффективности сбора, хранения, обработки, распределения информационных потоков и передачи информации;

- организационные подходы к обучению и обмену информацией, в том числе обмен опытом и знаниями на предприятиях и в рамках сообществ практики, а также информатизация образования и создание открытых университетов, смарт-кампусов, использование вебинаров в корпоративном обучении;

- создание и развитие интеллектуального капитала, включающее в себя разработку и патентование новых знаний, формирование нематериальных активов организаций.

При этом следует обратить внимание на четыре важных элемента диагностики знаний для эффективного и системного управления знаниями:

- влияние качества умственного труда персонала организации на ее эффективность;

- механизм стимулирования персонала в организации;

- характер ведения интеллектуальной деятельности персонала в организации;

- реальная альтернативность и коллективность принятия управленческих решений.

Систематический обмен знаниями становится все более развитым во всем мире, в том числе в форме сообществ практики, конференций, выставок, коллективного принятия решений. Исследования показывают, что от системы управления знаниями менеджмент организаций ожидает повышения производительности труда, эффективности принятия управленческих решений, улучшения обслуживания клиентов и инноваций.

Крис Коллинсон и Джефф Парселл в книге «Учитесь летать: практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций», написанной на основе работы в компании “ВР”, предложили модель управления знаниями, включающую в себя такие взаимосвязанные процессы, как:

- обучение;

- фиксация и передача знаний;

- применение знаний в текущей деятельности.

При этом этап обучения включает в себя:

- «обучение до», то есть изучение всей имеющейся в открытом доступе информации по какому-либо вопросу или проблеме;

- «обучение в процессе», то есть периодическое исследование совершаемых действий, саморефлексия;

- «обучение после», то есть исследование, анализ и оценка полученных результатов.

Этап фиксации и передачи знаний включает в себя формализацию полученного знания для получения возможности многократного применения, а также проверку полученных новых знаний на практике, их отбор и практическое внедрение.

При этом Крис Коллинсон и Джефф Пар-селл обращают внимание на необходимость формирования в организации культуры обмена знаниями, которая включает в себя следующие элементы:

- самообучение и непрерывное обучение персонала;

- благоприятная корпоративная культура, способствующая обмену знаниями;

- потребность в новых формах и методах обучения и новой информации;

- внедрение новых форм и методов обуче-ния3.

Лиза А. Петридес и Тэд Р. Нодайн из Института по изучению управления знаниями в области образования (США) считают, что работни-

ки образовательных учреждений используют инструменты управления информацией уже в течение многих лет для улучшения эффективности административных услуг и эффективности учебных программ. Однако, по их мнению, практика управления информацией в области образования длительное время была сосредоточена в основном на технических системах, используемых для сбора, организации и распространения в пространстве организации количественных данных в таких областях, как финансовое планирование, бухгалтерский учет и регистрация, и это не полностью соотносится с процессом управления знаниями.

По их сведениям, все больше законодательных собраний штатов в США, попечители, администраторы, учителя, преподаватели, родители и студенты начали искать учебные заведения с лучшими результатами от обучения или, по крайней мере, те, которые могут продемонстрировать лучшее измерение результатов образования. Поэтому учебные заведения стали вкладывать средства в технологии, позволяющие генерировать данную информацию. Некоторые колледжи получили возможность развивать дорогие и сложные технологические системы, которые позволяют отделам обмениваться информацией в режиме реального времени через вебинтерфейс системы, хотя и не всегда публикуют информацию, позволяющую оценить качество образования. Подобные ситуации имели место в учебных заведениях, где учителя не были заинтересованы в знаниях интересов студентов и обмене опытом. Авторы исследования констатируют, что многие школы, колледжи и университеты вкладывают миллионы долларов в информационные технологии, не учитывая, как их можно эффективно интегрировать в совместное принятие решений для повышения качества образования и планирования, в систему вовлечения преподавателей и студентов, в менеджмент учебного процесса и администрирование образовательного учреждения.

С другой стороны, многие школы, колледжи, университеты успешно продвигаются в разработке «информационной культуры», но отстают в развитии «технологической культуры»4.

Джилинда Дж. Кидуэлл, Карен М. Вандер Линд, и Сандра Л. Джонсон в работе «Практики применения управления знаниями в сфере высшего образования» указывают на то, что основные формы управления знаниями в образовательных учреждениях связаны с внедрением новых информационных систем и техноло-

58

А. Л. Пастухов

гий, в том числе, связанных с использованием сети Интернет, Интранет, системы Smart campus. Однако, по их данным, в настоящее время только 6 % исследованных образовательных учреждений используют систему управления знаниями полноценно. При этом основными задачами применения управления знаниями остаются повышение скорости и качества анализа и хранения данных, а также сокращение организационных издержек.

Основной пользой внедрения управления знаниями в образовательных учреждениях для исследования процессов деятельности организации Джилинда Дж. Кидуэлл, Карен М. Ван-дер Линд, и Сандра Л. Джонсон считают:

- повышение конкурентоспособности;

- сокращение затрат времени на исследования;

- улучшение качества образовательных услуг и эффективности образовательных учреждений;

- сокращение административных расходов.

В рамках образовательного процесса, по их

представлению, управление знаниями может обеспечить:

- повышение качества учебных программ путем выявления и привлечения лучших из них и мониторинга результатов;

- повышение скорости пересмотра учебных планов и их обновления;

- улучшение административных услуг, связанных с преподаванием и обучением с применением современных технологий;

- повышение уровня оперативности путем мониторинга и включение уроков, извлеченных из опыта коллег и студентов;

- возможность внедрения междисциплинарного подхода к разработке и реализации учебных программ с преодолением организационных границ между подразделениями и кафедрами учебного заведения.

В аспекте повышения качества корпоративной культуры управление знаниями может способствовать:

- улучшение условий труда преподавателей и сотрудников;

- улучшение услуг для выпускников и орга-низаций-партнеров;

- повышение уровня взаимодействия преподавателей, вспомогательного персонала, студенческих служб персонала.

С точки зрения повышения эффективности администрирования управление знаниями позволяет:

- повысить децентрализацию в управлении;

- повысить уровень интеграции различных мероприятий административной политики;

- повысить уровень оперативности и связи5.

С точки зрения корпоративного администрирования представляет научный интерес материал Министерства науки, технологий и инноваций Дании, подготовленный начальником отдела управления знаниями Рене Б. Бер-трамсеном.

Целями датской системы образования в сфере управления знаниями указываются: поддержка структурных изменений в датской экономике, развитие организационного творчества, повышение качества знаний преподавателей и уровня обучения.

Методами управления знаниями на национальном уровне указываются:

- интеграция разнообразия систем знаний;

- межсекторальная интеграция в разработке политики администрирования;

- развитие частной инициативы и научных исследований.

При этом под формами межсекторального сотрудничества понимаются:

- развитие бизнеса и промышленного производства в качестве неотъемлемой части университета;

- коллегиальное избрание руководителей на основе профессиональной компетенции;

- реформа образования подготовки бакалавров и магистров;

- более высокие требования к поступающим студентам и снижение количества отчислений из вуза.

Кроме того, результатами управления знаниями являются:

- развитие самоуправление и автономии с помощью профессиональных руководства и повышения экономической ответственности;

- создание новых институциональных механизмов и методов администрирования6.

Следует отметить, что, согласно опросу, проведенному компанией International Data Corporation (IDC), о состоянии управления знаниями в организациях задачами его применения являются:

- сохранение знаний персонала (51,9 %);

- повышение удовлетворенности клиентов (43,1 %);

- повышение прибыли, рост доходов (37,5 %);

- поддержка электронных деловых инициатив (24,7 %);

- сокращение цикла разработки продукта (23,0 %);

- обеспечение условий реализации проектов (11,7 %)7.

Основными методами управления знаниями, выявленными в процессе исследования Ф. Баутхильер и К. Ширер, являются такие методы (мероприятия), как:

- функционирование сообщества практики;

- создание баз знаний;

- информационный обмен в форумах в сети Интернет;

- экспертиза баз данных;

- проведение телеконференций;

- использование Интернет-рассылки8.

А основными препятствиями для реализации внедрения системы управления знаниями были указаны такие причины, как:

- недостаток времени у сотрудников для реализации мероприятий по управлению знаниями (41,0 %);

- наличие корпоративной культуры в организации, препятствующей обмену знаниями и опытом (36,6 %);

- отсутствие понимания системы управления знаниями (29,5 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сложность измерения финансовой выгоды от внедрения системы управления знаниями (24,5 %);

- отсутствие навыков в управлении знаниями у персонала (22,7 %);

- отсутствие финансирования мероприятий по управлению знаниями в организации (21,8 %);

- отсутствие стимулирования, поощрений для обмена знаниями со стороны руководства организацией (19,9 %)8.

Таким образом, основными препятствиями для внедрения системы управления знаниями в образовании являются, во-первых, недостаток знаний и непонимание самого процесса управления знаниями как у руководителей организации, так и у сотрудников. Более того, как показывают наблюдения, значительная часть профессорско-преподавательского состава и руководителей среднего и высшего звена образовательных учреждений периодически использует определенные элементы управления знаниями, обмена знаниями в процессе своей

профессиональной деятельности. Но их не целенаправленное применение значительно снижает организационный эффект. Во-вторых, корпоративная, организационная и техническая культура образовательных учреждений, препятствующая обмену знаниями.

Однако использование системы управления знаниями в образовательных учреждениях как составного компонента корпоративного менеджмента позволяет значительно повысить качество образовательной услуги и обеспечить современное развитие образования в России.

Примечания:

1 См.: The knowledge : Karl Wiig. Inside knowledge. URL : http://www.ikmagazine.com/xq/asp/ sid.0/.FD0C4391-F53F-4F27-8B45-4CE89C7 EEC7D/eTitle. The_ knowledge_Karl_Wiig/qx/ display.htm.

2 См.: Гретченко, А. А. Современные концепции управления знаниями : сб. науч. тр. РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 2009. URL : http:// viperson.ru /wind.php?ID=567689&soch=1.

3 См.: Коллинсон, К. Учитесь летать : практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций : пер. с англ. / К. Коллинсон, Д. Парселл. М., 2006.

4 Petrides, L. A. Knowledge management in education : defining the landscape / L. A. Petrides, T. R. Nodine; the Institute for the Study of Knowledge Management in Education, March 2003. URL : http://iskme.path.net/kmeducation.pdf.

5 См.: Kidwell, J. J. Applying Corporate in Higher Education // Jillinda J. Kidwell, Karen M. Vander Linde, and Sandra L. Johnson. URL : http://net. educause.edu/ir/library/pdf/ EQM0044.pdf.

6 См.: Bertramsen, R. B. Knowledge Management in Education and Learning - a Danish Perspective. URL : http://www.oecd.org/dataoecd /46 /20/2074934.pdf.

7 См.: Bouthillier, F. Understanding knowledge management and information management: the need for an empirical perspective / F. Bouthillier, K. Shearer. URL : http://informationr.net/ir/8-1/ paper141.html.

8 См.: Milam, J. H., Jr. Knowledge Management for Higher Education. ERIC Digest. URL : http:// www.ericdigests.org/2003-1/higher.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.