Научная статья на тему 'Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования'

Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / MANAGEMENT OF KNOWLEDGE / FORMATION / INSTITUTIONS OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / INDICATORS OF MANAGEMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

Статья посвящена рассмотрению различных подходов к формированию показателей управления знаниями. Проведен различных систем показателей управления знаниями и предложен авторский вариант показателей управления знаниями в образовательной системе, учитывающий несколько подходов и специфику образовательной услуги в системе народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of Management of Knowledge in the System of Higher Vocational Education

Article is devoted to consideration of various approaches to formation of indicators of management of knowledge. Analysis of various systems of indicators of management of knowledge is performed, and the author's variant of indicators of management of knowledge in the educational system, considering some approaches and specificity of educational service in the national economy system, is offered.

Текст научной работы на тему «Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования»

УДК 378.4:303.722.4 ББК 65

ПОКАЗАТЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Л.Пастухов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Прошло менее двух десятилетий с тех пор, как Карл Вииг, известный американский специалист по искусственному интеллекту, своими публикациями заложил научные основы по управлению знаниями. Исследованиями в сфере управления знаниями занимались такие известные ученые и специалисты-практики, как Л.Прусак и Т.Давенпорт, И.Но-накаи, Х.Такеучи, Д.Стаплтон, Ч.Деспрес и Д.Чавел, У.Букович и Р.Уилльямс, Т.Стюарт. В разных странах мира были созданы и развернули активную деятельность общества, ассоциации, институты по проблемам использования нематериальных ресурсов и управления знаниями [1, с.1].

В России также появились отдельные научные исследования и публикации по управлению знаниями в контексте эволюционного развития экономической системы народного хозяйства при формировании экономики знаний.

Исследование передового зарубежного опыта показывает, что успешное управление знаниями при разработке стратегических планов, программ развития, критериев и показателей оценки деятельности организаций позволяет акцентировать внимание на рассмотрении проблем управления, связанных с личностными особенностями персонала и всех участников коммуникативного процесса организаций, более эффективно использовать интеллектуальные ресурсы организации и социальный капитал.

Прежде всего это относится к индивидуальным и социальным особенностям мышления и поведения персонала организаций, сформированными в результате антропогенеза, семейного вос-

питания, социального образования, жизненного опыта. Управление знаниями также позволяет улучшить мотивацию персонала, координацию изменений, способствующих инновациям в управлении организациями, усиливающих муль-тиорганизационный обмен знаниями, коммуникацию и сотрудничество. В этом контексте технологию управления знаниями можно рассматривать как инструмент реализации управленческих решений и достижения планируемых результатов коммерческой, научной, образовательной, хозяйственной деятельности.

Однако в системе образования, которая должна быть связана с новыми экономическими и управленческими идеями и технологиями современности, система управления знаниями до сих пор не находит своего полноценного отражения [2, с. 228-229].

Во многом это обусловлено тем, что учредители и руководители многих организаций в России, в том числе образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов или их структурных подразделений, по-разному понимают управление знаниями, и, соответственно, это отражается на используемых показателях, характеризующих систему управления ими [3, с. 119].

Так, согласно опросу более тысячи руководителей и менеджеров организаций, имеющих различную организации-онную структуру, форму собственности и сферу деятельности, по ряду вопросов управления знаниями, проведенному специализированным журналом по управлению знаниями «International Data Corporation» (IDC), респонденты

определили следующие задачи системы управления знаниями:

- сохранение знаний персонала (51,9%);

- повышение удовлетворенности клиентов (43,1%);

- рост доходов и прибыли (37,5%);

- поддержка электронных деловых инициатив (24,7%);

- сокращение цикла разработки продукта (23,0%);

- обеспечение условий реализации проектов (11,7%) [4, с.1].

В перечень мероприятий по управлению знаниями в коммерческих организациях входят:

- обмен передовым опытом (77,7%);

- обеспечение корпоративного обучения (62,4%);

- управление взаимоотношениями с клиентами (58,0%);

- конкурентная разведка (55,7%);

- обеспечение условий для реализации проектов (31,4%);

- управление правовой, интеллектуальной собственностью (31,4%);

- повышение эффективности веб-публикаций (29,9%);

- повышение эффективности управления цепочками поставок (20,1%) [4, с.1].

Ф. Баутхильер и К. Ширер выделяют следующие мероприятия по управлению знаниями, выявленные ими в результате исследования:

- функционирование «сообщества практики»;

- создание баз знаний;

- информационный обмен в форумах в сети Интернет;

- экспертиза баз данных;

- создание корпоративного учебного центра;

- проведение телеконференций;

- использование Интернет-рассылки.

Так как многие из данных методов ориентированы на улучшение обмена неявными знаниями, Ф. Баутхильер и К. Ширер в своем исследовании делают вывод, что управление знаниями сосредоточено на управлении неявными знаниями, в то время как управление информацией занимается вопросами управления явным знанием [5, с.1].

Основными препятствиями для реализации внедрения системы управления знаниями по данным «International Data Corporation» (IDC) являются:

- недостаток у сотрудников времени для реализации мероприятий по управлению знаниями (41,0%);

- наличие в организации корпоративной культуры, препятствующей обмену знаниями и опытом (36,6%);

- непонимание менеджерами системы управления знаниями (29,5%);

- сложность измерения финансовой выгоды от внедрения системы управления знаниями (24,5%);

- отсутствие навыков в управлении знаниями у персонала (22,7%);

- отсутствие в организации финансирования мероприятий по управлению знаниями (21,8%);

- отсутствие стимулирования, поощрений для обмена знаниями со стороны руководства организацией (19,9%);

- отсутствие обязательств со стороны высшего руководства (13,9%) [4, с.1].

Эта информация существенно дополняет результаты исследования К.Э.Свейби, выявившего следующие факторы, препятствующие внедрению системы управления знаниями в организациях:

- недостаток информации (64,4%), в том числе из-за нехватки времени (23%);

- осторожность (68%), в том числе отсутствие стремления к общению (20,8%), консерватизм (10,4%) и нехватка поддержки со стороны руководства (16,8%);

- организационный контекст (52,4%), в том числе «менталитет бункера» (21,6%) [6].

В институциональном документе по управлению знаниями в коммерческих организациях («European Guide to good Practice in Knowledge Management»), принятом в ЕС, предлагается использовать маркетинговый подход, учитывающий систему управления качеством. При этом предлагается использовать такие показатели, как:

- удовлетворенность условиями труда;

- удовлетворенность деятельностью организации со стороны персонала, кли-

ентов, партнерских организаций, государственных органов власти;

- повышение конкурентоспособности.

Оценкой показателя удовлетворенности условиями своего труда является количество работников, которые:

- ценят свое местом работы;

- гордятся своим профессионализмом и профессиональным статусом;

- положительно оценивают деятельность учреждения, в котором они трудятся;

- чувствуют удовлетворенность от работы;

- уверены в надежности своего профессионального положения и минимальности риска увольнения.

Показатель удовлетворенности деятельностью организации оценивается с помощью количества:

1) организаций, руководителей или ответственных лиц, удовлетворенных товарами, услугами, межкорпоративным и партнерским взаимодействием;

2) клиентов, в том числе постоянных клиентов, приобретающих товар или услугу, а также пользующихся дополнительным сервисом организации;

3) претензий со стороны клиентов, партнеров, органов исполнительной власти государства, учредителей к деятельности, продукции, коммуникации и сервису организации;

4) сотрудников, удовлетворенных внутрикорпоративными изменениями и корпоративной культурой;

5) договоров, заключенных с клиентами - юридическими лицами и частными предпринимателями.

Показателям повышения конкурентоспособности организации являются:

- повышение количества успешных проектов и инфраструктурных изменений;

- увеличение количества связей, совместных проектов с успешными партнерскими организациями;

- создание уникальных программ развития организации и обмена знаниями;

- создание устойчивой инфраструктуры и внедрение новых программных

средств и технологий.

В рамках результатов научных исследований, имеющихся в сфере управления знаниями, можно выявить и систематизировать несколько подходов к разработке показателей, характеризующих систему управления знаниями, используемую в организации, в том числе в учреждениях высшего профессионального образования. При этом под дефиницией показателя мы понимаем характеристику какого-либо явления (процесса) в количественном или качественном его измерении.

Показателями управления знаниями является система количественных и качественных измерений, отражающих развитие какого-либо процесса, связанного с влиянием определенных факторов на объект исследования.

В системе образования мы предлагаем использовать несколько подходов к управлению знаниями.

Во-первых, это целеориентированный подход, предполагающий связь показателей управления знаниями с целью и функциональными задачами учреждения высшего профессионального образования, а именно:

- обеспечение качества учебного процесса;

- улучшение взаимодействия образовательного учреждения с научными организациями и коммерческими предприятиями;

- выполнение требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

- повышение квалификации персонала, особенно профессорско-преподавательского состава;

- выполнение НИР и ОКР;

- реализацию различных инновационных проектов.

В рамках данного подхода показателями управления знаниями в образовательных учреждениях высшего профессионального образования следует использовать такие показатели, как:

- количество деловых инициатив по

взаимодействию образовательного учреждения с научными организациями и коммерческими предприятиями;

- количество используемых видов Интернет-коммуникации для взаимодействия образовательного учреждения с научными организациями и коммерческими предприятиями;

- количество стажировок, защит кандидатских и докторских диссертаций, прохождения курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

- количество информационных материалов, используемых преподавателями в своей образовательной деятельности после повышения квалификации;

- количество выполненных НИР и ОКР;

- количество реализованных инновационных проектов в определенный период времени.

Следует отметить, что данный подход не учитывает институциональные факторы, существенно влияющие на эффективность управления знаниями, такие как корпоративная культура, стиль управления организацией, компетенции персонала, система мотивации.

Во-вторых, это тактикоориентированный подход, предполагающий связь элементов управления знаниями с конкретными мероприятиями, реализуемыми в образовательном учреждении.

В соответствии с мероприятиями, такими, как, например, информационный обмен образовательного учреждения с другими учебными заведениями, организациями и управление интеллектуальной собственностью в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, мы предлагаем использовать следующие показатели:

- количество информационных контактов;

- количество проведенных мероприятий;

- количество участников научно-представительских мероприятий;

- количество информационных сообщений, использованных в деятельности организации;

- количество обменов опытом и курсов обучения;

- количество участников обмена опытом и обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- количество средств, привлеченных в результате коллективного использования прав интеллектуальной собственности.

Данный подход позволяет достаточно полно обеспечить контроль за реализацией и достижением определенной эффективности отдельных мероприятий в сфере управления знаниями, но он также не учитывает институциональные факторы, влияющие на процесс управления знаниями.

В системе управления знаниями образовательных учреждений также рекомендуется использовать проблемный подход, основанный на корреляции показателей с выявленными проблемами в системе управления знаниями организации.

Соответственно, показателями

управления знаниями будут:

- количество времени, используемое персоналом для управления знаниями;

- размер финансирования и материального обеспечения мероприятий в сфере управления знаниями, реализуемых в организации;

- количество используемых социальных сетей, «обществ практики» для обмена информацией;

- уровень корпоративного доверия в организации.

Данный подход позволяет учитывать корпоративную культуру организации и контролировать ее изменение, но требует высокопрофессионального подхода в выявлении проблем в управлении знаниями определенной организации.

В связи с развитием рыночных отношений в экономике России необходимо использовать маркетинговый подход в управлении знаниями с соответствующими показателями, а именно:

- количество научной, научно-практической, методической информационной продукции, используемой в учебном процессе, в том числе приобретенной

другими образовательными учреждениями;

- удовлетворенность работодателей компетентностью выпускников образовательных учреждений;

- удовлетворенность учащихся коммуникацией и сервисными услугами образовательных учреждений;

- количество коммерциализированных интеллектуальных продуктов, разработанных образовательными учреждениями;

- количество заключенных договоров о сотрудничестве с учетом их качественных характеристик и результативности сотрудничества.

Таким образом, сочетание нескольких подходов позволяет создать более системный перечень показателей управления знаниями и максимально повы-

сить как эффективность процесса управления знаниями в образовательных учреждениях, так и эффективность функционирования системы образования в целом.

Группировка показателей предполагает разделение их на показатели процесса в системе менеджмента качества образования и показатели результата, а также

- на количественные и качественные. Качественные показатели могут быть определены применением метода экспертных оценок, метода фокус-групп, анкетирования по методике Роберта Б.Шо. Кроме того, показатели управления знаниями в образовательных учреждениях должны быть разделены на показатели учебной, научной, методической, а также хозяйственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мильнер Б.З. Управление знаниями: принципы, методы, эффективность [Эл.ресурс] // сайт РАГС. URL: http://wwwkoism.rags.ru/publ/articles/26.php (01/02/2011).

2. Пастухов А.Л. Показатели эффективности управления знаниями в университетских комплексах // Проблемы развития экономики с сферы сервиса в регионе: материалы V Междунар. научно-практ. конф. (21 апреля 2011 г., Сыктывкар): В 2 т. Т. 2. Сыктывкар: СФ СПбГУСЭ, 2011.

3. Пастухов А.Л. Эффективность управления знаниями в университетских комплексах // Научно -образовательный центр «Технологии таможенного сервиса», Санкт-Петербургский научноисследовательский центр «Кристалл»: Сб. науч. тр. № 2. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

4. Milam John H., Jr. Knowledge Management for Higher Education. ERIC Digest [эл.ресурс]. URL: http://www.ericdigests.org/2003-1/higher.htm (03/03/2011)/

5. Bouthillier F. Understanding knowledge management and information management: the need for an empirical perspective // France Bouthillier and Kathleen Shearer // URL: http://informationr.net/ir/8-1/paper141.html (02/02/2011).

6. Sveiby K.E. The New Organisational Wealth - Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San-Fransisco, 1997.

7. Пастухов А.Л. Управление знаниями. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.