Научная статья на тему 'Роль управления знаниями в организации'

Роль управления знаниями в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2265
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знания / информация / система управления знаниями / нематериальные активы / инновация / инновационные знания / knowledge / information / knowledge management system / intangible assets / innovation / innovative knowledge

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О С. Резникова, Е Ю. Межиба

В статье рассмотрены основные особенности системы управления знаниями в современной организации, определена ее роль, также в статье приведены основные принципы управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

The text of the abstract describes the main features of a knowledge management system in the modern organization, defined by its role in the article the basic principles knowledge management

Текст научной работы на тему «Роль управления знаниями в организации»

УДК 65.015

О.С. Резникова

д-р экон. наук, доцент, кафедра управления персоналом и экономики труда, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В. И. Вернадского», г. Симферополь

Е.Ю. Межиба

магистрант,

кафедра управления персоналом и экономики труда, ФГАОУ ВО «(Крымский федеральный университет

им. В. И. Вернадского» г. Симферополь

РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности системы управления знаниями в современной организации, определена ее роль, также в статье приведены основные принципы управления знаниями.

Ключевые слова: знания, информация, система управления знаниями, нематериальные активы, инновация, инновационные знания.

O.S. Reznikova, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

E.Yu. Mezhiba, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

THE ROLE OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

Abstract. The text of the abstract describes the main features of a knowledge management system in the modern Organization, defined by its role in the article the basic principies knowledge management.

Keywords: knowledge, information, knowledge management system, intangible assets, innovation, innovative knowledge.

В условиях становления информационного общества главным ресурсом предприятий становится информация и продуцируемые на ее основе знания сотрудников, которые позволяют быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Стратегическое значение знаний как ресурса, который позволяет приобрести конкурентные преимущества, вызывает необходимость управления ими. Эффективные механизмы управления знаниями обеспечивают приращение интеллектуального капитала современных предприятий и улучшение их финансово-экономических результатов [1, с. 59].

Результаты исследования

Теория управления знаниями в ведущих зарубежных странах сформировалась в начале 1990-х годов и постепенно превратилась в одну из основополагающих концепций управления, которая определяет современные тенденции развития экономики. Так, в трудах К. Вииг положено начало теории управления знаниями; К. Свейби осуществлена систематизация управления знаниями как объектом на основе использования инновационных технологий и процессом изменения навыков работников и их поведения в организации; Х. Такеучи проведена классификация знаний. Труды других зарубежных и отечественных авторов посвящены вопросам разработки инструментов управления знаниями как сложным процессом, направленным на поиск эффективного решения задач в условиях меняющейся рыночной среды [2, с. 114-116].

Однако ряд вопросов относительно роли и целостной концепции управления знаниями в организациях остаются исследованными недостаточно, что приводит к актуальности данной проблемы.

На современном этапе развития науки и практики менеджмента содержание понятия «управление знаниями» расширено и понимается как управление по двум направлениям в организации [3, с. 69-72]:

1) управление знаниями как объектом на основе применения ИТ-технологий;

2) управления знаниями как процесс на основе навыков людей и их поведения в организации.

Управление знаниями стало новым видом управленческой деятельности, направленным на интенсивное использование нематериальных активов в качестве основных ресурсов экономики знаний и стимулирования инноваций с целью максимизации эффективности организации и формирования на этой основе реальных конкурентных преимуществ [4, с. 78].

Другими словами, управление знаниями направлено на решение двух главных задач:

- повышение эффективности;

- внедрение инноваций.

При этом большинство теоретиков и практиков склоняются к мысли, что знания, ориентированные на инновации, имеют значительно большую перспективную стоимость, чем знания, ориентированные на эффективность. Важно также отметить, что в теории менеджмента сформировалось несколько подходов к управлению знаниями.

В рамках информационного подхода, базирующегося на усилении роли ИТ-технологий, управление знаниями трактуется как управление базами знаний и информационными технологиями в целом и предполагает формирование корпоративной информационной системы, составляющими которой являются структурные подразделения по управлению знаниями, организация информационной инфраструктуры знаний, налаживание интеллектуального взаимодействия и совместного использования знаний [1, с. 68-72].

Персонифицированный подход основывается на понимании того, что носителями знаний являются люди, способные к их генерации, накоплению и распространению, создавая, тем самым, единые знания организации. В управлении знаниями акцент сделан на определение хранения и использование знаний сотрудников из-за их постоянного взаимодействия в процессе рабочих совещаний, в случае проведение тренингов, в рамках коучинга. Составляющими процесса управления знаниями является формирование принципов и высших управленческих структур управления знаниями, применение компьютерных систем, разработка системы мотивации сотрудников, которая побуждает к обмену знаниями и предусматривает оценку результатов этого обмена [3, с. 118].

Сторонники третьего подхода рассматривают информационные технологии и технологии управления персоналом как равнозначные элементы управления знаниями [2, с. 77]. В современных условиях насущной необходимостью стала разработка системного подхода с выделением приоритетов в информационных технологиях и технологиях управления персоналом. Таким образом, реализация любого подхода в управлении знаниями предполагает определение приоритетов в знаниях.

Значимость знаний определяется их ролью в исполнении бизнес-процессов, а эффективность управления знаниями оценивается на основе анализа связи этих процессов с реализацией корпоративной стратегии. Важно отметить, что роль управления знаниями проявляется через его принципы, а именно [2, с. 55-59]:

1. потребность в персонифицированности знаний, что означает необходимость распространения инструментов управления знаниями на контакты между людьми;

2. необходимость полезности знаний - содействие знаний более эффективной деятельности в организации, их соответствие потребностям бизнеса;

3. потребность в определенности знаний - наличие четкого категориального аппарата и путей получения знаний внутри организации и за ее пределами;

4. необходимость вознаграждения за знания, что предполагает осознание работниками через систему мотивации ценности знаний и обмена ими;

5. потребность в создании системы выявленных знаний - идентификация имеющихся знаний, полученных в результате интеграционных процессов в организации;

6. необходимость обеспечения новизны знаний - потребность обновления знаний на различных этапах жизненного цикла организации.

Реализация процесса управления знаниями должна рассматриваться под углом зрения его направленности на финансово-экономические результаты, в том числе получения прибыли, которая обеспечивается эффективным использованием интеллектуального капитала [1, с. 82]. В таком контексте усиливается значение деятельности по оценке эффективности механизма управления знаниями. На практике чаще всего такая оценка сводится к обобщенной оценке собственного интеллектуального капитала без учета влияния человеческих активов. Однако главная цель управления знаниями - содействие повышению качества человеческих ресурсов.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

В странах постсоветского пространства на уровне эффективности использования механизма управления знаниями сказывается отсутствие четкой идентификации интеллектуальных и нематериальных активов, в составе которых подавляющая часть принадлежит скрытым знаниям. Именно скрытые знания представляют наибольшую ценность для предприятия, но как нематериальные активы они не находят отражения в бухгалтерском балансе.

Одна из причин такого положения - несовершенство правовых норм защиты интеллектуальной собственности. По оценкам западных специалистов, нематериальные активы, не учтенные в балансе, составляют 80% рыночной стоимости компании [2, с. 96].

Таким образом, вопросы управления знаниями на предприятии до сих пор остаются недостаточно исследованными как в отечественной, так и в зарубежной теории управления. Обобщение научных достижений в данной сфере позволяет выделить главные направления дальнейшего поиска возможностей внедрения эффективного механизма управления знаниями [3, с. 139-142]:

1) обеспечение взаимосвязи управления знаниями стратегии развития предприятия;

2) формализация бизнес-процессов;

3) идентификация источников знаний;

4) разработка и внедрение систем управления знаниями;

5) становление корпоративной культуры;

6) обеспечение технологической поддержки процессов управления знаниями.

Концептуально-методологической основой управления знаниями на предприятии должна стать модель активизации творческого потенциала сотрудников как компоненты интеллектуального капитала и повышение на этой основе экономической эффективности организации.

Список литературы:

1. Блинов А.О. Управление изменениями [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Блинов А.О., Угрюмова Н.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 с.

2. Воронцов Е.В. Управление знаниями: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Профессиональное обучение (экономика и управление)», «Менеджмент (по направлениям)», «Бизнес-администрирование» / Е.В. Воронцов. -Минск, 2016. - 351 с.

3. Дресвянников В.А. Стратегическое управление организацией [Электронный ресурс]: учебное пособие для подготовки к экзамену (зачету) / Дресвянников В.А., Зубков А.Б. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: АйПи Эр Медиа, 2015. - 214 с.

4. Инновационный менеджмент: учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Барышева, Е.Л. Макриденко, И.И. Передеряев; под ред. А.В. Барышевой. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2015. -379 с.: ил., табл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.