_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 65.011(075)
Яковлев Роман Олегович, Тихонова Тамара, Халафова Эльвира, Баранникова Ксения
Студенты 4 курса Института экономики управления и прикладной информатики ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ им. А.А. Ежевского [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ - ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
Статья посвящена основной проблеме любого предприятия - минимизации затрат на производство и реализацию продукции. Ведь управление затратами является основным методом повышения экономической эффективности сельскохозяйстенного предприятия и получения максимальной прибыли.
Ключевые слова
Прибыль, управление затратами, экономическая эффективность, затраты, ресурсы, эффективность
управления, себестоимость.
Key words
Profit, cost management, economic effectiveness, costs, resources, efficiency management, cost.
Конкурентоспособность, финансовая устойчивость сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях в значительной степени зависит от того, как решается вопрос управления затратами в процессе производства и реализации продукции [1, с.2].
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства предопределена, с одной стороны, соотношением между достигнутыми результатами и понесенными затратами, которое отражает степень совершенства производственных ресурсов и эффективность их использования, с другой -управляемостью процессами, протекающими в организациях (предприятиях) [2, c. 4]. Особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость максимально возможной увязки уровня затрат с количеством и качеством производимой продукции. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение работниками сельского хозяйства методами эффективного управления формированием затрат в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий [3, c.6].
Управление затратами является средством достижения сельскохозяйственным предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат и распространяется на все элементы управления. Определить пути более эффективного использования средств и снижения себестоимости продукции можно лишь на основе разработки механизма управления затратами [4, c. 4]. Это позволит оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и превратить себестоимость в показатель качества управления, в инструмент управленческой технологии, соответствующий требованиям рынка. От него зависит величина получаемой прибыли аграрными товаропроизводителями и устойчивость сельскохозяйственного предприятия. Этим обусловлена объективная необходимость постоянного совершенствования управления затратами в сельскохозяйственных предприятиях.
Управление затратами производства начинается с определения производственной программы и выбора способа классификации затрат, поскольку именно это определит в дальнейшем вид и уровень плановых и фактических затрат на производство, по которым будут приниматься управленческие решения [5, c. 3].
Полнота решения этого вопроса зависит от того, как учтены при его формулировке необходимые условия и ограничения: наличие производственных ресурсов, их доступность и стоимость, прогнозы цен на производимую продукцию и возможный объём реализации. При этом важная роль принадлежит анализу.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Отсутствие детального учета и анализа видов затрат обусловливает обезличивание ответственности за использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Наиболее целесообразным и эффективным является построение системы управления затратами в соответствии с производственной и организационной структурой предприятия, что позволяет увязать деятельность каждого внутрихозяйственного подразделения с ответственностью конкретных лиц и оценить их результаты. Для этого следует организовать 108 управление затратами по их носителям, центрам возникновения и ответственности, определив полномочия каждого работника и его обязанности. Эффективная организация учета и контроля затрат по центрам ответственности предполагает децентрализацию управления и выделение соответствующих уровней мест возникновения затрат и центров ответственности таким образом, чтобы каждый нижний уровень управления был подотчетным вышестоящему центру, а совокупность линий ответственности представляла иерархическую систему соподчинения.
Местами возникновения затрат в сельском хозяйстве могут быть [6, с. 3]:
- в цехе растениеводства - тракторно-полеводческие бригады, специализированные звенья по возделыванию отдельных сельскохозяйственных культур и отдельные поля севооборота;
- в цехе животноводства - животноводческие фермы (МТФ, СТФ и др.);
- в цехе механизации - ремонтно-механическая мастерская и автога- раж.
Соответственно центрами ответственности при этом будут: бригадиры тракторно-полеводческих бригад, звеньевые специализированных звеньев, заведующие МТФ, СТФ и другие, заведующий ремонтно-механической мастерской и заведующий автогаражем.
Эффективность управления затратами во многом зависит от выбора метода учета затрат. В практике учета затрат в настоящее время применяются нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный методы учета затрат на производство.
Для сельскохозяйственных предприятий с учетом специфики отрасли наиболее приемлемым из названных методов является попроцессный метод учета затрат. С помощью попроцессного метода учета затрат можно контролировать и учитывать затраты на каждом этапе технологического процесса.
Так, в растениеводстве в качестве объектов учета затрат можно использовать этапы выполнения работ начиная с предпосевной обработки почвы и кончая уборкой урожая сельскохозяйственных культур. Такая постановка учета затрат позволит обеспечить сопоставимость учетных и плановых показателей, оперативно контролировать отклонения фактических затрат от их технологических норм, принимать управленческие решения не после завершения производственных процессов, а непосредственно при их осуществлении.
Так, известно, что технологические карты на возделывание сельскохозяйственных культур, как правило, разрабатываются на несколько лет с обязательным ежегодным уточнением выполнения отдельных видов работ.
Необходимо подчеркнуть, что в целях получения полной информации для управления затратами необходимы обоснованная номенклатура 110 статей затрат и определение объектов калькуляции себестоимости продукции, а для наиболее эффективного управления калькуляционной единицей целесообразно устанавливать объекты калькуляции по местам возникновения затрат, что позволит оперативно контролировать формирование себестоимости отдельного вида продукции не только по отраслевому признаку, но и в разрезе структурных подразделений.
Правильный подход к выбору объектов учета затрат, классификации статей и методов учета затрат положительно скажется на качестве управленческих решений, на эффективности сельскохозяйственного производства.
Список использованной литературы: 1. Глущенко А.В. Развитие управления издержками производства на базе учета и контроля: учеб.пособ. -М.: Магистр, 2013.- 189 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
2. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции: методика и практика: учеб.пособ. -Инфра М, 2014.- 253 с.
3. Nechaev A.S., Antipina O.V., Prokopyeva A.V. The risks of innovation activities in enterprises // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 574-575.
4. Нечаев А.С. Методика расчета платежей при различных формах кредитования // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2009. № 3. С. 118-132.
5. Тяпкина М.Ф., Ильина Е.А., Ильин А.М. Роль инвестиционной привлекательности предприятий в воспроизводственном процессе // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 2. С. 9.
6. Хоружий Л.И. Проблемы теории, методологии, методики и организации управленческого учета в сельском хозяйстве: учеб.пособ. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 496 с.
© Яковлев Р.О., Тихонова Т.П., Халафова Э.С., Баранникова К.М., 2015
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.417
Абдусаттаров Акмал Мирзаакбарович
Старший научный сотрудник-исследователь Ташкентский государственный юридический университет г. Ташкент, Республика Узбекистан E-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация
В статье анализируется конституционные основы экологических полномочий органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан. В частности проводится анализ состояния реализация ст. 50, 54, 55, 78, 93, 98 и 100 Конституции Республики Узбекистан, регулирующих экологических обязанностей граждан, экологических основ пользования собственностям, экологические полномочия парламента, Президента, правительства и местных органов государственной власти на местах.
Ключевые слова
Конституция, экология, полномочия, органы государственной власти и управления, экологические
обязанности, экологическая политика.
В современном понимании Конституция представляет собой сложное историческое, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой форме закрепляет основы взаимоотношения государства и общества, а также выступает как логическое продолжение демократического развития цивилизованного государства. Она носит созидательный характер, представляя собой юридическую базу для успешного функционирования институтов гражданского общества и правового государства, для надлежащей реализации прав и свобод человека и гражданина. Конституция (от лат. «constitution» - «установление, устройство») является фундаментальным нормативно-правовым актом, выступающим в качестве отправного юридического начала не только по отношению к текущим, но и по отношению к самим конституционным законам.
Принятая 8 декабря 1992 года на XI сессии Верховного Совета Республики Узбекистан Конституция независимого Узбекистана - нового субъекта международного права - отражая накопленный опыт конституционного развития демократических государств, соответствует международным стандартам конституционного законотворчества и призвана гарантировать обеспечения государством соблюдения прав и свобод человека.
Конституция Республики Узбекистан, как отмечал Президент И.А. Каримов, - представляет собой качественно новый документ по своей коренной сути, философии, идеалам. Из всех мировых ценностей мы выделили самое великое - человека и на этой основе стремились найти рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством». Подтверждением данному высказыванию является ст. 13 Конституции РУ, гласящей, что «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь свобода, честь достоинство и другие неотъемлемые права».
Следует отметить, что нормы Основного Закона нашей страны также пронизаны идеями охраны экологической среды, бережного отношения к окружающей природной среде, рационального использования природных ресурсов. В частности, экологические вопросы регулируется в таких главах Конституции Узбекистана как «Обязанности граждан» (глава XI), «Экономические основы общества» (глава XII), «Олий Мажлис Республики Узбекистан» (глава XVIII) и «Основы государственной власти на местах» (глава XXI), соблюдение которых гарантировано Конституцией. Не может быть сомнения в том, что закрепление на конституционном уровне эколого-правовых отношений является важным правовым гарантией их реализации.