Научная статья на тему 'Конституционные основы экологических полномочий органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан'

Конституционные основы экологических полномочий органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1002
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдусаттаров Акмал Мирзаакбарович

В статье анализируется конституционные основы экологических полномочий органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан. В частности проводится анализ состояния реализация ст. 50, 54, 55, 78, 93, 98 и 100 Конституции Республики Узбекистан, регулирующих экологических обязанностей граждан, экологических основ пользования собственностям, экологические полномочия парламента, Президента, правительства и местных органов государственной власти на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдусаттаров Акмал Мирзаакбарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы экологических полномочий органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.417

Абдусаттаров Акмал Мирзаакбарович

Старший научный сотрудник-исследователь Ташкентский государственный юридический университет г. Ташкент, Республика Узбекистан E-mail: abdusattarov.akmal@yandex.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация

В статье анализируется конституционные основы экологических полномочий органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан. В частности проводится анализ состояния реализация ст. 50, 54, 55, 78, 93, 98 и 100 Конституции Республики Узбекистан, регулирующих экологических обязанностей граждан, экологических основ пользования собственностям, экологические полномочия парламента, Президента, правительства и местных органов государственной власти на местах.

Ключевые слова

Конституция, экология, полномочия, органы государственной власти и управления, экологические

обязанности, экологическая политика.

В современном понимании Конституция представляет собой сложное историческое, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой форме закрепляет основы взаимоотношения государства и общества, а также выступает как логическое продолжение демократического развития цивилизованного государства. Она носит созидательный характер, представляя собой юридическую базу для успешного функционирования институтов гражданского общества и правового государства, для надлежащей реализации прав и свобод человека и гражданина. Конституция (от лат. «constitution» - «установление, устройство») является фундаментальным нормативно-правовым актом, выступающим в качестве отправного юридического начала не только по отношению к текущим, но и по отношению к самим конституционным законам.

Принятая 8 декабря 1992 года на XI сессии Верховного Совета Республики Узбекистан Конституция независимого Узбекистана - нового субъекта международного права - отражая накопленный опыт конституционного развития демократических государств, соответствует международным стандартам конституционного законотворчества и призвана гарантировать обеспечения государством соблюдения прав и свобод человека.

Конституция Республики Узбекистан, как отмечал Президент И.А. Каримов, - представляет собой качественно новый документ по своей коренной сути, философии, идеалам. Из всех мировых ценностей мы выделили самое великое - человека и на этой основе стремились найти рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством». Подтверждением данному высказыванию является ст. 13 Конституции РУ, гласящей, что «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь свобода, честь достоинство и другие неотъемлемые права».

Следует отметить, что нормы Основного Закона нашей страны также пронизаны идеями охраны экологической среды, бережного отношения к окружающей природной среде, рационального использования природных ресурсов. В частности, экологические вопросы регулируется в таких главах Конституции Узбекистана как «Обязанности граждан» (глава XI), «Экономические основы общества» (глава XII), «Олий Мажлис Республики Узбекистан» (глава XVIII) и «Основы государственной власти на местах» (глава XXI), соблюдение которых гарантировано Конституцией. Не может быть сомнения в том, что закрепление на конституционном уровне эколого-правовых отношений является важным правовым гарантией их реализации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Говоря о потенциале конституционных положений как общего характера, а также специализированных экологических, имею в виду то, что они определяют конкретные задачи развития экологического права. К примеру, конституционная норма об охране земель и других природных ресурсов адресована всем субъектам экологического права, в том числе государству. Для государственных органов из этой нормы вытекает задача создать законодательные механизмы, обеспечивающие рациональное природопользование и охрану окружающей среды, а также их реализацию [1].

Так далее более подробно рассмотрим именно конституционных основ экологических полномочий органов государственной власти и управления. В частности, исходя из ст. 78 Конституции РУ можно сделать вывод, что к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся принятие, внесение изменений и дополнений в законах направленных на регулирование экологических правоотношений. В частности, необходимо отметить, что в нашей стране принято около 30 законов, направленных на регулирование отношений в сфере охраны природы, природопользование и обеспечение экологической безопасности. В качестве примера можно привести Земельный кодекс, законы «Об охране природы», «О недрах» (Новая редакция), «О воде и водопользовании», «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «О лесе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охраняемых природных территориях», «Об отходах», «О государственном земельном кадастре», «Об экологической экспертизе», «Об экологическом контроле», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Также Олий Мажлис определяет основных направлений внутренней и внешней экологической политики Республики Узбекистан и принимает стратегических государственных программ в сфере экологии. Так определение основных направлений внешней экологической политики Республики Узбекистан осуществляется путем ратификация и денонсация международных договоров в этой сфере [2, с. 22]. В уточнение к вышесказанному Олий Мажлисом ратифицировано (присоединено) около десятка международных актов, таких как Конвенция «О сохранении биоразнообразия» (1995 год), Конвенция «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения» (СИТЕС) (1997 год), Боннская конвенция «Об охране мигрирующих видов диких животных» (1998 год), Рамсарская конвенция «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих птиц» (2001 год), Венская конвенция «Об охране озонового слоя» (1993 год), Базельская конвенция «О контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением» (1995 год).

Кроме того Олий Мажлис ежегодно принимает Государственного бюджета Республики Узбекистан и осуществляет контроль за его исполнением. Более того Олий Мажлис согласно последним поправкам к ст. 78 Конституции от 2014 года осуществляет парламентского контроля и в сфере экологии. Олий Мажлис также устанавливает налогов и других обязательных платежей. В частности, Законом от 27 декабря 2005 года № ЗРУ-17 был отменен экологический налог в Республике Узбекистан.

Также Олий Мажлис уполномочен утверждению указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления в сфере экологии. Например, Постановления Президента об образовании Министерства сельского и водного хозяйства (01 ноября 1996 года), Указ Президента об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (15 октября 2004 года) и др. были утверждены Олий Мажлисом.

Кроме вышеуказанных согласно ст. 80 Конституции к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы по представлению Президента Республики Узбекистан, а также заслушивание его отчетов (пп. 5, 12). Так по итогам заслушивание отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы по деятельности Государственного комитета в 2014 году был принять Постановление Сената от 16 мая 2015 года № СК-36-III, в котором дается рекомендации и оценка к деятельности комитета.

Важным полномочиям в сфере экологии наделен Президент Республики Узбекистан. В частности, согласно ст. 93 Президент Республики Узбекистан: ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; образует и упраздняет по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан; представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должность председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы; в исключительных случаях крупных катастроф, стихийных бедствий, эпидемий вводит чрезвычайное положение и др.

Необходимо отметить что принятие Президентом Республики Узбекистан указы «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии» от 01 марта 2013 года, «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане» от 22 октября 2012 года, «О мерах по соблюдению законности при реорганизации и оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств» от 18 апреля 2011 года, «Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые» от 02 мая 2011 года и др. стали важным стимулом в деле охраны природы и рационального природопользования. Также Постановлением Президента от 25 декабря 2013 года утвержден ставки налогов за пользование водными ресурсами, недрами, земельного налога и единого земельного налога.

Немаловажным является также роль и полномочия Кабинет Министров Республики Узбекистан в области экологии. В частности, исходя ст. 98 Конституции можно сделать вывод, что Кабинет Министров несет ответственность за проведение эффективной экологической политики, разработку и реализацию экологических программ; осуществляет меры по защите экологических прав и законных интересов граждан; координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления в сфере экологии, обеспечивает контроль за их деятельностью в установленном законом порядке; обеспечивает исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан в сфере экологии; представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим экологическим вопросам жизни страны.

Так Кабинетом Министров Республики Узбекистан утверждено программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на период 1999-2005, 2008-2012, 2013-2017 годы; а также программы мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан на 2003-2005, 2006-2010, 2011-2015 годы. Кроме того Кабинета Министров принят ряд постановлений, которые играют существенную роль в обеспечении охраны природы и рационального природопользования. В качестве примера можно привести постановления Кабинета Министров принятых в 2014-2015 годы, такие как «О мерах по внедрению Международных медико-санитарных правил в Республике Узбекистан» от 31 июля 2015 года, «Об утверждении Положения о Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии» от 13 августа 2015 года, «О мерах по дальнейшему совершенствованию использования объектов растительного мира» от 30 сентября 2015 года, «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования» от 20 октября 2014 года, «Об утверждении Положения о порядке ведения паспорта охраняемой природной территории» от 02 июня 2014 года, «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного экологического контроля» от 05 августа 2014 года, «Об утверждении положения о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов» от 21 января 2014 года и др.

Согласно ст. 100 Конституции РУ охрана окружающей среды относится к полномочиям местных органов государственной власти на местах. Экологические полномочия местных органов государственной власти на местах закреплено Земельным кодексом, законами «Об охране природы», «О недрах» (Новая редакция), «О воде и водопользовании», «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «О лесе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охраняемых природных территориях», «Об отходах», «О государственном земельном кадастре», «Об экологической экспертизе», «Об экологическом контроле», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственной власти на местах» и др.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Основные полномочия органов государственной власти на местах сосредоточены на регулирование земельных отношений. Так согласно ст. 10 Закона «О государственной власти на местах» хоким области, района, города вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим Кенгашем народных депутатов. Кенгаш народных депутатов, хоким в соответствии с законодательством Республики Узбекистан решают и другие вопросы в области земельных отношений. Компетенция органов государственной власти на местах в области регулирования земельных отношений закреплено также в ст. 5-6 Земельного кодекса.

С учетом вышеуказанных необходимо отметить, что целостная система конституционных органов в сфере экологии обеспечивают разработку и реализации эффективной экологической политики, которое направлен на реализацию права население на благоприятную окружающую среду, обеспечению рационального природопользования и охраны природы, устойчивого развития и экологической безопасности. Так как экологическая политика - это деятельность органов публичной власти, которая позволяет оптимальным образом регулировать отношения между человеком и окружающей средой в социально-экономической и политической сферах и направлена на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности в интересах нынешних и будущих поколений [3, c. 12].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что охрана природы, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности в Республике Узбекистан, закрепляется в Конституции и гарантируется государством, а также имеет четко выраженный правовой механизм его реализации на уровне законов и подзаконных актов.

Список использованной литературы:

1. Бринчук М.М. Конституционные основы развития экологического права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.igpran.ru/public/articles/2977.

2. Турсунов А.С. Конституционные основы внешней политики Республики Узбекистан: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Ташкент, 2002. - 34 c.

3. Велиева Дж.С. Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Саратов, 2011. - 50 c.

© А.М. Абдусаттаров, 2015

УДК 351

Васягина Марина Михайловна

к.ю.н., доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства СВИ ВГУЮ РПА Минюста России, г. Саранск, РФ

E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

МИССИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой миссии органов внутренних дел, способствующей успешности как внутренних так и внешних коммуникационных процессов организации.

Ключевые слова Миссия, стратегия, органы внутренних дел, организационная культура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.