_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
физический износ основного капитала и низкий технико-экономический уровень производственного аппарата. Кроме того важна разработка методики оценки эффективности инновационных проектов, учитывающей особенности энергетической отрасли, позволяющей наиболее оптимально планировать инвестиции в отрасль и обеспечить развитие энергетической системы страны. Список использованной литературы:
1. Бухарбаева Л.Я., Габидуллина Г.З. Комплексный подход к оценке инвестиционных проектов в энергетике // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 26.
2. Летягина Е.Н. Особенности оценки экономической эффективности внедрения инноваций в энергетику // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 3 (2). -
С.520-522.
© Шамарова Н.А., 2015
УДК - 658.562.6
Шамилева Эльвина Эскендеровна
к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия Фазылова Недиме Недимовна Студентка 4 курса кафедры экономики предприятия Институт экономики и управления ФГАОУ ВО, «КФУ им.В.И.Вернадского», Республика Крым, Россия
E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация
В данной статье рассмотрена система менеджмента качества, изложены основы управления качеством и требования в соответствии с стандартами, стадии процесса контроля качества, группы показателей качества по присутствующим в них свойствам, выявлены принципы организации контроля качества, факторы, влияющие на качество.
Ключевые слова
Управление качеством, уровень качества продукции, эффективность, система качества, степень
совершенствования качества.
Актуальность темы. Современная рыночная экономика предъявляет новые требования к системе управления качеством продукции. Это обусловлено тем, что устойчивость любой фирмы, ее положение на рынке определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность продукции связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых на первое место выходит качество продукции.
Цель и задачи исследования. Изучение систем управления качеством, показателей, оказывающих влияние на их развитие, принципы оценки и контроля их деятельности.
Результат исследования. Вопросам качества продукции уделяли внимание следующие ученые: А. А. Голиков, У.Э.Деминг, Д. Котон, Г. Г. Азгальдов, С. Д. Ильенкова, С. Т. Лапидус, М. Х. Мексон, М. Торстен, Д. Х. Харингтон. Они придерживались мнения, что качество продукции представляет собой совокупность свойств, влияние которых позволяет отличать один товар от другого, а зарождение качества происходит в процессе его выпуска.
Одним из главных вопросов современности, с которым сталкиваются предприятия, является контроль качества продукции и степень ее совершенствования. Для успешного решения данной проблемы необходимо
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
создание оптимальной системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособного и качественного продукта, установить контроль качества на всех этапах производственного процесса.
Главным показателем деятельности предприятия выступает качество продукции. Ее повышение и совершенствование определяет позицию предприятия в сложившихся условиях рынка, развитие научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, что является основной особенностью деятельности передовых компаний мира.
Эффективный контроль оказывает воздействие на качество товара, а также дает возможность избежать всевозможных сбоев в работе, выявить и ликвидировать их с наименьшими потерями для предприятия.
Для проведения системы контроля качества необходимо осуществление следующих стадий [4,с.102]:
1. Определить концепцию контроля: это может быть всеобъемлющая система контроля Controlling или частные проверки;
2. Постановка задачи контроля, которая может заключатся в решение о необходимости, точности, регулярности, эффективности процесса управления качеством;
3. Изучение объектов и субъектов контроля качества, определение методов, средств и объема системы контроля качества и установление сроков проведение проверки;
4. Определение плановых и фактических показателей уровня качества продукта;
5. Поиск отклонений фактических данных с плановыми и выявление причины отклонения;
6. Анализ отклонений и причин, распределение полномочий и определение действий, направленных на устранение недостатков.
Обеспечение высокого качества предполагает эффективное руководство всех фаз деятельности, начиная с зарождения идеи до изготовления продукции.
Для эффективности системы контроля качества необходимо совершенствовать службы технического контроля, что создает условия для разработки реальных планов контроля качества, основанных на полученных исследованиях и опыте предприятия, предупреждении брака, разбалансированности производственного процесса, отклонений фактических показателей от плановых.
Можно выделить следующие признаки, позволяющие облегчить процедуру технического контроля [4,с.115]:
• входной контроль, который осуществляют при получении сырья и материалов для производства продукции;
• текущий контроль, необходимый для контроля соответствия качества продукции требованиям нормативных документов;
• операционный контроль продукции, проводимый при процессе выполнения или после завершения одной технологической операции;
• приемочный контроль, в результате которого можно сделать вывод о пригодности продукта;
• инспекционный контроль, который осуществляют специально уполномоченные лица.
Опыт ведущих конкурентоспособных фирм установил, что качественная продукция, соответствующая требованиям и предпочтениям потребителей, может быть изготовлена только с учетом детального изучения и анализа рынка. Эффективнейшим методом, применяемым успешнейшими компаниями, является система управления качеством на базе международных стандартов ISO серии 9000. Значимую роль этот стандарт играет для фирм, целью которых является выход на международный рынок.
Стандарты ISO серии 9000 внедрены техническим комитетом по результатам анализа накопленного опыта ведущих предприятий в области создания, внедрения и функционирования систем качества продукции. Они представляют собой рекомендации по управлению качеством и общие требования по обеспечению высокого качества, выработке элементов систем качества [2,с.78].
Можно выделить 10 групп показателей качества продукции по присутствующим в них свойствам:
1. Показатели назначения - определение полезных свойств продукта, ее основные задачи, пригодность и цели его применения.
2. Показатели надежности - определение срока службы продукции, сохранения во времени всех
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
параметров, длительной работоспособности, способности выполнять соответствующие функции, способности подвергаться ремонту.
3. Эргономические показатели характеризуют согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма для удобного использования продукта.
4. Эстетические показатели - показатели, характеризующие целостность продукции, информационную выразительность, рациональность формы.
5. Технологические показатели определяют степень приспособленности товара к использованию и ремонту с наименьшими потерями для предприятия. К данной группе относят показатели себестоимости продукции, трудоемкости, фондоемкости и материалоемкости выпускаемой продукции;
6. Стандартизация и унификация отражает насыщенность продукции стандартами, уровень унификации с другими изделиями;
7. Патентно-правовые показатели - обновление технических решений, защита продукции с помощью патентов и, в последствии, беспрепятственная продажа в стране и за границей;
8. Экологические - показатели, характеризующие степень вредных воздействий на окружающую среду при изготовлении, использовании и утилизации продукта;
9. Показатели безопасности - это такие особенности продукции, обуславливающие при ее использовании отсутствие недопустимого риска, который связан с нанесением ущерба.
10. Экономические показатели включают расходы предприятия, связанные с разработкой, изготовлением и реализацией продукции, которые входят в себестоимость и, в последствие, в цену готового продукта.
К факторам обеспечения высокого качества продукции относят лучшее проектирование, лучшие средства связи, успехи рационализации, стандартизации, улучшение технологии и оборудования, лучшее сырье, новейшая техника и организация контроля, экономическое и научно-техническое сотрудничество, стабильный выпуск одной и той же продукции [1].
Система качества должна удовлетворять следующие важнейшие принципы [3,с.7]:
- непосредственное участие и ответственность органов управления предприятием в работах по повышению качества продукции;
- своевременное точное планирование в области качества;
- распределение обязанностей и полномочий на каждый этап процесса, обеспечивающий выполнение плана предприятия в области качества;
- распределение издержек по обеспечению качества продукта;
- обеспечение безопасности продукции для покупателя и окружающей среды;
- организация работ по повышение качества;
- совершенствование методов и средств обеспечения контроля качества.
Вывод. Таким образом, наиболее оптимальным решением является система управления качеством на предприятии, разработанная на основе международных стандартов ISO серии 9000, которые по праву считаются обобщенными для использования практически в любой сфере деятельности. Однако, поскольку они в некотором роде являются унифицированными, это потребует присутствия обученного квалифицированного персонала, либо же помощи сторонних специалистов по качеству в плане разработки необходимого пакета документов. Конечная цель совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии заключается в максимальном увеличении прибыли, за счет увеличения конкурентоспособности продукции и услуг, выхода на новые рынки сбыта, и, что вполне естественно, укрепление положения предприятия.
Список использованной литературы:
1. Международный стандарт ISO 9000 [Текст]: «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Москва, 2006.
2. Мазур И. И. Управление качеством [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.- Москва: Высшая школа, 2003. - 98 с.
3. Шевелева Г. И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс [Текст] / Г. И. Шевелева. - Кемерово, 2004. - 7-15 с.
Шевчук, Д. А. Управление качеством: Учебник [Текст] / Д. А. Шевчук. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 102 с.
© Шамилева Э.Э., Фазылова Н.Н., 2015
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 65.011(075)
Яковлев Роман Олегович, Тихонова Тамара, Халафова Эльвира, Баранникова Ксения
Студенты 4 курса Института экономики управления и прикладной информатики ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ им. А.А. Ежевского [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ - ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
Статья посвящена основной проблеме любого предприятия - минимизации затрат на производство и реализацию продукции. Ведь управление затратами является основным методом повышения экономической эффективности сельскохозяйстенного предприятия и получения максимальной прибыли.
Ключевые слова
Прибыль, управление затратами, экономическая эффективность, затраты, ресурсы, эффективность
управления, себестоимость.
Key words
Profit, cost management, economic effectiveness, costs, resources, efficiency management, cost.
Конкурентоспособность, финансовая устойчивость сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях в значительной степени зависит от того, как решается вопрос управления затратами в процессе производства и реализации продукции [1, с.2].
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства предопределена, с одной стороны, соотношением между достигнутыми результатами и понесенными затратами, которое отражает степень совершенства производственных ресурсов и эффективность их использования, с другой -управляемостью процессами, протекающими в организациях (предприятиях) [2, c. 4]. Особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость максимально возможной увязки уровня затрат с количеством и качеством производимой продукции. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение работниками сельского хозяйства методами эффективного управления формированием затрат в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий [3, c.6].
Управление затратами является средством достижения сельскохозяйственным предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат и распространяется на все элементы управления. Определить пути более эффективного использования средств и снижения себестоимости продукции можно лишь на основе разработки механизма управления затратами [4, c. 4]. Это позволит оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и превратить себестоимость в показатель качества управления, в инструмент управленческой технологии, соответствующий требованиям рынка. От него зависит величина получаемой прибыли аграрными товаропроизводителями и устойчивость сельскохозяйственного предприятия. Этим обусловлена объективная необходимость постоянного совершенствования управления затратами в сельскохозяйственных предприятиях.
Управление затратами производства начинается с определения производственной программы и выбора способа классификации затрат, поскольку именно это определит в дальнейшем вид и уровень плановых и фактических затрат на производство, по которым будут приниматься управленческие решения [5, c. 3].
Полнота решения этого вопроса зависит от того, как учтены при его формулировке необходимые условия и ограничения: наличие производственных ресурсов, их доступность и стоимость, прогнозы цен на производимую продукцию и возможный объём реализации. При этом важная роль принадлежит анализу.