УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ
В.А. Кундиус, д-р экон. наук, профессор В.С. Евтюшин, магистрант
Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-235-239
Аннотация. В условиях современной рыночной конкуренции эффективное управление затратами и постоянное снижение себестоимости продукта становятся ключевыми стратегическими задачами для любого предприятия. Эти процессы позволяют не только повысить конкурентоспособность компании, но и обеспечить устойчивое развитие бизнеса в долгосрочной перспективе. Оптимизация расходов и структуры затрат является необходимым шагом для максимизации прибыли и улучшения финансовых показателей организации. В данной статье мы рассмотрим основу управления затратами, а также стратегии по снижению себестоимости продукта.
Ключевые слова: затраты, управление затратами, структура, себестоимость, снижение себестоимости, растениеводств, зерновые.
Основной целью деятельности предприятия является его конкурентоспособность, достижение максимальной прибыли, которая служит основой и источником средств для расширения и развития производства, инноваций, повышения квалификации работников, улучшения условий и качества их труда, роста прочих конкурентных экономических показателей. Экономический результат деятельности определяется как разность дохода от продажи продукции и затрат на ее производство и реализацию. Именно поэтому важно анализировать затраты предприятия и квалифицированно ими управлять [1].
Цель работы - определить основные направления снижения себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные направления снижения себестоимости продукции;
2. Сравнить затраты на производство органической и неорганической продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Алтайского края.
Материалы и методы исследования. В процессе исследования применены системный подход, общенаучные методы, включая обзорно-теоретический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, сравнительного и факторного анализа, си-
стемно-функциональный. Использованы табличный метод для наглядного представления полученных результатов, обобщения. Объектом исследования являются ООО «Степной» Бийского района и АО «Учебно-опытное хозяйство «Пригородное» Алтайского края.
Результаты исследований. Управление затратами представляет собой динамичный процесс, включающий управленческие действия, направленные на достижение предприятием высокого экономического результата как посредством снижения уровня затрат, так и за счет их оптимизации (определения оптимального уровня). Снижение затрат на производство и реализацию продукции позволяет организации получить определенные преимущества на товарном рынке перед конкурентами, а также осуществить свою ценовую политику и получить дополнительную прибыль.
Следовательно, основная цель управления затратами в организации - оптимизация суммы и уровня затрат, обеспечение достаточных темпов развития производственной деятельности предприятия и достижения нормальных объемов прибыли. Процесс управления затратами на производстве связан с выявлением и учетом факторов, влияющих на формирование себестоимости продукции.
Управление затратами является составной частью системы управления предприятием в
целом. В общем смысле управление - это деятельность организации, направленная на реализацию целей объектов управления при условии рационального использования имеющихся ресурсов [2].
Основой управления затратами на предприятии является внедрение управленческого
учета и анализа в производственных подразделениях и бизнес-процессах организации на основе цифровизации. На рисунке 1 представлены инструменты управленческого учета.
Инструменты управленческого учета
I
Бухгалтерский учет
Сбор и обработка информации
Инвентаризация
Счета и двойная запись
Калькулирование себестоимости
Директ-костинг и стандарт-костинг
Документирование
Менеджмент
Планирование и прогнозирование
Контроль и регулирование
Нормирование и лимитирование
CPV-анализ
ABC-анализ
SWOT-анализ
Система сбалансированных показателей
Анализ создания ценности для клиента
Экономический анализ
Оценка результатов
Сравнение и группировка
Горизонтальный и вертикальный анализ
Факторный анализ
Мажинальный анализ
Рис. 1. Инструменты управленческого учета в организации
Объектами бухгалтерского управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений - центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность [3]. В частности, на крупных агропромышленных предприятиях нет плановых отделов, работающих изолированно от бухгалтерской службы, но есть специалисты бухгалтеры, занимающиеся планированием и прогнозированием на базе опе-
ративной бухгалтерской информации. Данный вид профессиональной деятельности также является составной частью эккаунтинга, предоставляющего руководству оперативную информацию для обоснования текущих и стратегических управленческих решений. На данных управленческого учета базируется постоянно действующий управленческий анализ, который представляет собой системный экономический анализ деятельности предприятия, основной целью которого является изучение прошлой, текущей и будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании финансовых результатов при
выборе стратегии и тактики хозяйствования [4].
Одним из значимых показателей, определяющих работу любого предприятия, является себестоимость продукции (работ и услуг). От её уровня зависят финансовые результаты деятельности различных предприятий, экономическое состояние субъектов хозяйствования, а также темпы расширенного производства. Анализ себестоимости продукции даёт возможность выявить тенденции, которые приводят к изменению данного показания, установить и определить влияние факторов на его прирост, внедрить различные резервы и корректирующие меры, направленные на снижение себестоимости продукции [5].
Основными факторами снижения себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях являются:
- снижение затрат на оплату труда в расчете на единицу продукции на основе повышения производительности труда;
- улучшение использования основных фондов путем повышения выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;
- рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии при понижении затрат на единицу изделия без понижения качества продукции;
- устранение перерасхода материальных запасов, топлива, энергии;
- снижение потерь от брака и ликвидация непроизводственных расходов;
- снижение расходов, связанных со сбытом продукции;
- снижение расходов на аппарат управления путем рациональной его организации;
- применение технологий органического земледелия в производстве органической сельскохозяйственной продукции.
Производство органической сельскохозяйственной продукции, в технологических процессах которого вместо химических удобрений, пестицидов и фунгицидов используются биоматериалы, естественная фауна, агротехнические приемы получает развитие в России и зарубежных странах как сегмент и направление совершенствования современного агро-производства. Предпосылками развития органического сельского хозяйства явились негативные последствия глобальной интенсификации относительно природы и общества, особенно здоровья населения, потребителей органической продукции. Эффективность производства органической продукции рассматривается с позиций социо - эколого -экономического подхода. В условиях инновационного развития процессов производства органической сельскохозяйственной и пищевой продукции отмечаются точки экономического роста за счет внедрения биологизации агротехнологий производства. Научные исследования показывают реальные возможности повышения эффективности органического сельского хозяйства и его перспективности на основе применения биотехнологий, научно обоснованных севооборотов, агротехнических приемов, организации производства и труда, кооперации и агропромышленной интеграции. На основании полученных данных можно оценить затраты в ООО «Степной» и АО «Учебно-опытное хозяйство «Пригородное» Алтайского края (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение затрат на производство зерна и зернобобовых культур органическими и промышленными методами в сельскохозяйственных организациях Алтайского края_
Индикатор
Производственные затраты (включая прошлые затраты на незавершенное производство), относящиеся к себестоимости продукции отчетного года, тысяч рублей.
Включая статьи:
а
д
& I
Материалы:
Се и
д ьн
>> к еа
ре
S В ар
ю ^
р
о
д
д
е р
I I ^
s й §
m Н о
5 ^ &
О «
И 1) й
ио
1ч ft
рк е К g
И И
оо
С «
ь л о
1ч
w
и
к
о &
и лие
Я
и й ои
е
а
аты
раат
о &
Выход продукции, ц
себестоимость
ю
fy
р
б у
р
о про
ООО «Степ ной» 2020 г.
10658
7246
330
13981
10999
17272
73466
13,1
60486
823,32
72
ООО «Степ ной» 2021 г.
11544
8468
602
14140
11677
9424
69524
14,61
55855
803,39
76
ООО «Степ ной» 2022 г.
15620
16153
235
771
14859
20651
13887
76315
14,66
82176
1076,8
АО «Учебно опытное хозяйство хПригород-ное»2020
18392
3281
6585
7482
4898
8335
7286
1006
11968
68865
18,1
69233
1005,3 4
53
АО «Учебно опытное хозяйство Пригород-ное»2021
16158
12362
10323
10851
2646
12403
11438
2491
18576
104535
25,1
97248
930,29
73
АО «Учебно опытное хозяйство Пригород-ное»2022
13481
9164
2316
12439
2148
10407
24253
1007
6495
73924
22,4
84207
1139,1
53,0
Заключение. Сравнение затрат на произ- тур в АО «Учебно-опытное хозяйство «При-водство зерна и зернобобовых по органиче- городное» в 1,4-1,5 раза выше, себестоимость ским технологиям в ООО «Степной» и про- единицы продукции ниже в 1,2-1,05 раза [6, мышленными методами в АО «Учебно- 7]. Таким образом, себестоимость продукции опытное хозяйство «Пригородное» (табл. 1) должна постоянно являться объектом анализа, показывает, что при значительных затратах на результаты которого будут направлены на внесение минеральных удобрений и примене- своевременное реагирование в виде рекомен-ние химических средств защиты растений даций по дальнейшей эффективной деятель-урожайность зерновых и зернобобовых куль- ности предприятия.
Библиографический список
1. Ерыгина, Л.В. Управление затратами: учеб. пособие для студ. бакалавриата по напр. подготовки 38.03.01 «Экономика» всех форм обучения / Л.В. Ерыгина, М.В. Полубелова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2017. - 120 с.
2. Ковалева, О.Н. Пути снижения себестоимости продукции в современных условиях / О.Н. Ковалева, Е.И. Щипкова // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018): материалы Всероссийской научной конференции молодых исследователей, Москва, 23 мая 2018 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). -Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2018. - С. 164-166.
3. Управленческий учет и анализ в агропромышленных организациях: практический курс: учебно-методическое пособие / Н.И. Пецух, В.А. Кундиус. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2021. - 73 с.
4. Кундиус В.А. Управленческий анализ деятельности предприятий агропромышленного комплекса: учебное пособие / В.А. Кундиус. - М.: КНОРУС, 2016. - 392 с.
5. Лебедев, В.Г Управление затратами на предприятии: учебное пособие / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова. - Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2016. - 156 с.
6. Кундиус В.А. Эффективность органического сельского хозяйства в условиях научно - технологического суверенитета // Russian Journal of Management. 2023. - Т. 11. № 4. - С. 125-138.
7. Кундиус В.А., Черепанова О.В., Чернышков В.Н. Повышение эффективности сельскохозяйственной отрасли на основе применения технологий производства органической продукции // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник материалов: в 2 кн. / XIX Международная научно-практическая конференция (8-9 февраля 2024 г.). - Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2024. -С. 50-53.
COST MANAGEMENT AND WAYS TO REDUCE PRODUCT COSTS
V.A. Kundius, Doctor of Economic Sciences, Professor V.S. Evtyushin, Graduate Student Altai State Agricultural University (Russia, Barnaul)
Abstract. In the conditions of modern market competition, effective cost management and constant reduction of product cost are becoming key strategic tasks for any enterprise. These processes allow not only to increase the company's competitiveness, but also to ensure sustainable business development in the long term. Optimization of expenses and cost structure is a necessary step to maximize profits and improve the financial performance of the organization. In this article, we will consider the basis of cost management, as well as strategies for reducing product cost.
Keywords: costs, cost management, structure, cost, cost reduction, crop production, cereals.