Научная статья на тему 'Управление взаимоотношениями с поставщиками в системе менеджмента качества как основа конкурентоспособности организации'

Управление взаимоотношениями с поставщиками в системе менеджмента качества как основа конкурентоспособности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ELATIONSHIPS WITH SUPPLIERS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PRINCIPLES OF RELATIONSHIP MANAGEMENT WITH SUPPLIERS / PROCUREMENT / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилкина Альвина Тариеловна

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты управления взаимоотношений с поставщиками в системе менеджмента предприятия. Представлен критический обзор понятий «закупка» и «поставка», проблемы управления и регулирования процесса закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление взаимоотношениями с поставщиками в системе менеджмента качества как основа конкурентоспособности организации»

УДК 005.6:005.7 Экономические науки

Шилкина Альвина Тариеловна к.э.н., доцент кафедры управления качеством ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОСТАВЩИКАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты управления взаимоотношений с поставщиками в системе менеджмента предприятия. Представлен критический обзор понятий «закупка» и «поставка», проблемы управления и регулирования процесса закупок.

Ключевые слова: взаимоотношения с поставщиками, система менеджмента качества, принципы управления взаимоотношениями с поставщиками, закупки, поставка.

Annotation: The article discusses theoretical and methodological aspects of managing relationships with suppliers in the company's management system. Presents a critical review of the concepts of "purchase" and "supply", problems of control and regulation of the procurement process.

Keywords: relationships with suppliers, quality management system, principles of relationship management with suppliers, procurement, supply.

Существенное влияние на удовлетворенность потребителей оказывает качество сырья и материалов, товаров и услуг, которые организация получает от поставщиков. Любая организация сферы услуг и промышленные предприятия должны ориентироваться на требования клиентов и налаживать партнерские отношения не только с ними, но и с поставщиками, которые оказывают непосредственное влияние на процесс удовлетворенности потребителя и конкурентоспособность предприятия в целом.

Теоретическим, методологическим и практическим вопросам изучения принципов управления поставками на предприятиях уделено значительное внимание в научных трудах зарубежных и отечественных экономистов.

Особое место среди них занимают многочисленные работы, посвященные логистике, а также принципам, методам и инструментам управления закупками, наиболее известными из которых являются труды таких зарубежных ученых, как Д. Дж. Бауэрсокс, К. Лайсонс, М. Р. Линдерс, Д. Уотерс, Й. Ханф и др.

В отечественной научной литературе вопросы, касающиеся логистики, а также управления поставками изучены в рамках отдельных направлений научного и практического опыта. Исследования в данной области представлены в работах Б. А. Аникина, Г. Л. Бродецкого, А. М. Гаджинского, Л. Б. Миротина, В. И. Сергеева и др.

Понятия «закупка» и «поставка» являются практически взаимозаменяемыми, они имеют многочисленные толкования и рассматриваются в работах отечественных и зарубежных авторов, а также в нормативной и правовой документации (таблица 1).

Таблица 1 - Определения понятий «закупка» и «поставка»

Автор / источник Определение

Аникин Б. А. Закупки - деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов [5, с. 47].

Гаджинский А. М. Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему [9, с. 72].

Миротин Л. Б. Закупки определяют потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия [11, с. 25].

Бауэрсокс Д. Закупка - процесс приобретения ресурсов в производственной деятельности [6, с. 31].

Лайсонс К. Закупка - это процесс получения необходимого по качеству сырья в нужное время в нужном месте от надежного поставщика с хорошим сервисом и по выгодной цене [10, с. 151].

Уотерс Д. Закупка - функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации; обеспечивает механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок [13 с. 125].

Гражданский кодекс РФ Поставка представляет собой договор, по которому одна сторона поставщик, являющийся предпринимателем, обязуется в обусловленные сроки передавать в собственность другой стороне покупателю товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением, а покупатель обязуется принимать товар и платить за него определенную цену. К договору о поставке применяются правила о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором [1, с. 183].

Национальный стандарт РФ «Организация закупочной деятельности» Закупка - приобретение заказчиком (иными уполномоченными лицами от имени заказчика) товаров, работ, услуг, иных благ на основе гражданско-правового договора, по которому заказчик является плательщиком и получателем товаров, работ, услуг, иных благ [2, с. 3].

Стандарт С-ЕЭС ЗД 42005 «Проведение закупок» Закупка определяется как приобретение заказчиком продукции на основе договора [3, с. 6].

Таким образом, закупка - это организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи, а управление закупками - область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги. Приобретаемая для промышленных предприятий продукция - это, в основном, материальные ресурсы, необходимые для производства, а для торговых компаний -готовая продукция для последующей продажи.

Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене [8, а 57].

Значение деятельности по управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах: тактическом и стратегическом.

Закупки в тактическом (оперативном) плане представляют собой ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги.

Стратегическая сторона закупок предполагает собственно процесс управления закупками, выявление необходимости в материалах, сырье и услугах, изучение потребностей и запросов конечного потребителя, поиск, анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по цене, качеству и прочим условиям, контроль качества поставляемой продукции и т.п. [7, а 14].

Процесс закупок представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи и представляет собой последовательность этапов.

На первых этапах процесса закупки определяются общие потребности компании и индивидуальные потребности каждого ее подразделения, а также точное описание потребностей, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. На основе данной информации материальные ресурсы могут быть поставлены со склада, перемещены из другого подразделения, либо закуплены у стороннего поставщика.

Выбор поставщика составляет важную часть процесса закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. В соответствии с информацией о действующих контрактах с поставщиками размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров [12, c. 33].

Управление качеством поставок в организации строится на основе базовых принципов стандартов ИСО серии 9000. Структура стандарта ГОСТ Р ISO 9001-2011 предполагает 8 разделов, один из которых полностью посвящен менеджменту ресурсов [4, С. 3].

Требования к закупкам отражены в рамках пункта 7.4 «Закупки» стандарта ГОСТ Р ISO 9001-2011. Согласно данному пункту, для эффективного управления закупочной деятельностью необходимо оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. С этой целью должны быть разработаны критерии для отбора, оценки и проведения проверок поставщиков. Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, четко сформулированные требования к:

- утверждению продукции, процедур, процессов и оборудования;

- квалификации персонала;

- системе менеджмента качества.

Управление ресурсами в системе менеджмента качества предусматривает ряд основных процессов: закупки, поставки, распределение ресурсов, управление запасами ресурсов. Предприятие должно обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику закупленного сырья и товарно-материальных продукции. За счет этого достигается стабильное качество поставок и сырья, которое является важным элементом качества продукции и услуг любой организации.

Таблица 1.2 - Различия в походах к определению взаимоотношений с поставщиками в логистике и управлении качеством

Критерий сравнения Логистика Менеджмент качества (ГОСТ Р ISO 9001-2011)

Поставщик - начальное звено логистической цепочки, источник ресурсов. - партнер.

Отношения - в равной мере долгосрочные и краткосрочные. - преимущественно долгосрочные.

Выгода для поставщика — материальные ресурсы от продажи поставленной продукции. - материальные ресурсы от продажи поставленной продукции; - постоянный потребитель; - возможность изменения условий поставок в более выгодную для себя сторону.

Выгоды для организации. - получение необходимых ресурсов для производства. - повышенное внимание поставщика к качеству своей продукции; - возможность получения поставок по более выгодным условиям.

Таким образом, процесс закупок является одним из процессов жизненного цикла продукции, без которого дальнейшее производство осуществляться не может. Сфера деятельности, связанная с закупками, подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде необходимым сырьем, ресурсами и материалами.

Библиографический список

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4 // Составитель: К. Огнева. - М.: Эксмо, 2012. - 672 с.

2 Проект Национального стандарта Российской Федерации «Организация закупочной деятельности» (версия 0.8 от 2009-09-09). - Москва: [б.и.], 2009. - 82 с.

3 Стандарт РАО «ЕЭС России» С-ЕЭС ЗД 4-2005 «Проведение закупок». -Москва: [б.и.], 2005. - 18 с.

4 ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ, 2012. - 52 с.

5 Аникин Б. А. Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин, Т. А. Родькина, М. А. Гапонова и др. - М.: Проспект, 2012. - 408 с.

6 Бауэрсокс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс; пер. с англ. Н. Барышникова, Б. Пинскер - М.: Олимп-бизнес, 2010. - 640 с.

7 Боутеллир Р. Стратегия и организация снабжения / Р. Боутеллир, Д. Корстен; под ред. Н. Ф. Титюхина. - М.: КИА центр, 2006. - 128 с.

8 Веселов А. Организация работы отдела продаж. Системный подход / А. Веселов, М. Горбачев. - М.: Феникс, 2013. - 176 с.

9 Гаджинский А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2012. - 484 с.

10 Лайсонс К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К. Лайсонс, М. Джиллингем; пер. с англ. - 6-е изд. - М.: Инфра-М, 2012. - 797 с.

11 Миротин Л. Б. Логистика для предпринимателя: Основные положения, понятия и процедуры / Л. Б. Миротин, И. Э. Ташбаев. - М.: Инфра-М, 2001. - 136 с.

12 Просветов Г. И. Управление запасами: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 192 с.

13 Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 503 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.