УДК 338
УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Е.А. Братухина
В статье проанализированы имеющиеся на сегодняшний день понятия «логистические издержки», «логистические расходы», «логистические затраты» и предложены новые определения, отвечающие требованиям современного развития логистики и управления цепями поставок.
Ключевые слова: логистические издержки, затраты, расходы, трансакционные издержки.
В экономической деятельности функциональные отделы предприятия стремятся улучшить выполнение своей основной функции, не задумываясь о том, как их деятельность может влиять на работу предприятие в целом. Такие функции как необдуманное удешевление упаковки, перепроизводство готовой продукции, излишние запасы материалов на складе, оказывают серьезное влияние на реализацию продукции и рентабельность предприятия, что может вызвать финансовые затруднения у предприятия.
Развитие функциональных областей логистики и управления цепями поставок в современных отечественных условиях, охватывающие предприятия различной отраслевой принадлежности, способствует комплексному изучению такой экономической категории, как логистические издержки в закупочной деятельности предприятия.
Процесс совершения закупок на принципах и методах логистики является ключом создания эффективной логистической системы на предприятии с целью оптимизации издержек.
Единого мнения на определение термина «закупка» не существует.
В некоторых источниках термин «закупка» означает разовую сделку, нацеленную на приобретение необходимого в данный момент сырья и материалов. Другими авторами «закупки» трактуются как приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными партиями, в большом количестве [11, с.24].
А термин «снабжение» описывается как процесс осуществления закупочной деятельности и является более широким понятием, чем «закупка» и эти два термина являются почти взаимозаменяемыми.
Смысловое значение слов «закупка» и «снабжение» различно. Так, термин «закупка» непосредственно связан с процессом покупки, осознанием её проблем, включая анализ рынка поставщиков, выбор поставщика, согласование с ним цены, и в конечном итоге включает сам факт покупки - торговую сделку. Слово «снабжение» означает «запасти», «доставить» что-либо нужное [4, с.28].
В работах В.И. Сергеева, И.П. Эльяшевича «снабженческая деятельность предприятия» направлена на то, чтобы организация получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием (как до осуществления сделки, так и после нее) и по выгодной цене [13, с 42].
В таком случае термин «закупка» относится к тактическому и оперативному действию предприятия по осуществлению ежедневной операции связанной с поставкой материальных ресурсов во избежание проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения.
Стратегическими функциями работы предприятия в области «снабжения» являются процессы, связанные с управлением закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействия с другими отделами и структурами предприятия, с разработкой и планированием новых закупочных схем и методов с учетом запросов и потребностей конечных потребителей.
Производственная деятельность по снабжению материальными ресурсами в отечественной практике до сих пор называется «материально-техническим снабжением» (обеспечением). Однако в последние годы растущее число российских ученых и специалистов по логистике, вышедших в основном из сферы «снабжения» стали определять эту область как «закупочную логистику» [12, с. 312].
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость [9, с. 18].
До появления термина «закупочная логистика» по определению А.Н. Родникова существовало материально-техническое обеспечение - звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и / или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и проч.) [10, с. 54].
По мнению Б.А. Аникина, закупочная логистика - это раздел логистики, занимающийся удовлетворением потребностей производства в материалах с максимальной экономической эффективностью при соблюдении установленных сроков закупки, количества и качества поставляемых материалов [1, с. 24].
По определению А.М. Гаджинского, закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами [3, с. 24].
Е.Е. Канке, И.П. Кошевая считают, что закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия [5, с. 72].
В зарубежной логистической науке также нет единого подхода в терминологии закупочная логистика. В частности, профессора Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс указывают, что «снабжение» включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и или готовых продуктов от поставщика на производственные предприятия, склады промышленных или торговых предприятий или в розничные магазины. И называют такой процесс приобретения в производственной деятельности «закупками» [2, с. 412].
Важнейшей комплексной функцией закупочной (заготовительной) логистики является планирование, организация и контроль обеспечения основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном временном режиме с минимальными совокупными затратами.
Материальные ресурсы, образующие материальные потоки, ограничены, поэтому большое значение в закупочной логистике имеет их оптимальное приобретение, доставка и распределение в процессе производства.
Главным объектом внимания закупочной (заготовительной) логистики являются материальные потоки, которые выступают важнейшим фактором производства и обладают общим свойством, заключающимся в высокой потенциальной возможности их участия в производственном процессе.
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Логистика закупок, являясь первой логистической подсистемой, которая представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия.
В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами предприятия, вопрос цен - главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок [6, с. 15].
Далее следует, уточнить понятийный аппарат основных определений связанных с закупочной деятельностью.
«Закупочная логистика» - это искусство управления перемещением необходимых по качеству и количеству материальных ресурсов, в нужное время и место от надежного поставщика, с целью организации обращения средств производства в востребованную продукцию, и обеспечения ею потенциальных потребителей.
В современном рынке предприятия должны ориентироваться не на собственные интересы, а на интересы потребителей. Данное стремление должно выражаться в максимальном удовлетворении запросов потребителей.
Немаловажным фактором является стоимость товаров и услуг, которая зависит от уровня издержек, возникающих при закупке материальных ресурсов, производстве и реализации продукции. Снижение издержек возможно только при применении различных логистических методов непосредственно на всем цикле движения материальных ресурсов.
В коммерческой деятельности предприятий большая доля затрат связана с логистическими издержками. Это затраты на транспортировку, складирование материальных запасов и готовой
продукции, формирование оптимальных партий заказа, а так же затраты на обеспечение информационных систем. Большие перспективы для успешного развития и получения максимально возможной прибыли предприятия, связаны с оптимизацией логистических издержек.
Для определения понятия «логистических издержек» в закупочной деятельности необходимо определиться с существующей терминологией «логистические расходы» и «логистические издержки». С этой целью были рассмотрены основные теоретические понятия логистических издержек, сформулированные заслуженными отечественными и зарубежными экономистами.
В работах А.В. Родникова, В.И. Сергеева «логистические издержки», «логистические затраты» трактуются как синонимы и определяются как суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента в цепи поставок.
Л.Б. Миротин в своих работах представляет логистические издержки как отклонения от запланированных технико-экономических показателей в виде потерь, а логистические затраты определены как затраты на выполнение заказов потребителей в виде трудовых, материальных и финансовых затрат.
В.И. Степанов «логистические издержки» рассматривает как издержки снабженческой деятельности выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием различных видов экономических ресурсов в процессе производства и продвижения промежуточной и конечной готовой продукции организациям-потребителям.
Логистические затраты классифицируются по элементам затрат, функциональным областям, по статьям затрат и центрам ответственности. В данной статье рассмотрим одну из функциональных областей логистических затрат, связанную с закупкой. Затраты на закупку включают в себя расходы по приобретению и оформлению заказа на сырье и материалы, транспортировку, хранение, и т.д.
Л. Л. Мешкова, И. И. Белоус, Н. М. Фролов утверждают, что импульсом к анализу логистических издержек послужила нестабильность экономического положения западных стран в середине 50-х годов, ставшая причиной снижения прибылей компаний. Первоначально к логистическим издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис) [8, с. 24].
Следует отметить, что в закупочной логистике существуют затраты связанные с совершением сделок. В экономической литературе такие затраты принято называть трансакционными издержками, которые связанны с затратами на поиск поставщиков, на ведение переговоров, заключением контракта и на контроль за соблюдением договорных обязательств.
В работе Д.Н Хаймана эти издержки направлены на обнаружение торговых партнеров, ведения переговоров и приобретения права собственности в результате совершения сделки и именуются операционными издержками (transaktion costs).
Согласно Д. Линдсей трансакционные издержки (transaktion costs) - затраты на выбор партнеров, ведение переговоров, выработку согласия и фактического исполнения условий договора, то есть непроизводственные затраты.
Н.К. Моисеева, трансакционные издержки рассматривает как издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами [7, с. 312].
В логистике широко применяется понятие «непроизводительные расходы (dead expenses)» -затраты и потери возникшие вследствие стихийных бедствий, брака, недостачи на складах, утраты и потери естественной убыли при хранении и транспортировании, простои и штрафы [14, с. 63]. Как видим, «непроизводственные затраты» и «непроизводительные расходы» имеют мало общего. По мнению большинства авторов, чтобы различать эти понятия в научной литературе, следует употреблять «трансакционные издержки». Поэтому логистические затраты подразделяются на затраты связанные с формированием конечного продукта и трансакционные издержки.
Таким образом, проанализировав существующие определения логистических издержек, необходимо уточнить их понятия применительно к закупочной деятельности предприятий по производству промышленного оборудования.
«Логистические издержки» - это совокупность необходимых логистических затрат и трансакционных издержек.
«Логистические затраты» - это затраты связанные с оплатой труда персонала предприятия, финансовыми расходами на закупку, поставку, транспортировку, складирование сырья и полуфабрикатов, которые по балансу предприятия относятся к общехозяйственным и коммерческим
расходам.
«Трансакционные издержки» - скрытые логистические издержки, связанные с процессом поиска, проведения переговоров, заключения договоров между поставщиками и предприятием -производителем промышленного оборудования.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт существующих определений связанных с закупочной логистикой, можно сделать вывод. Логистические издержки оказывают существенное влияние на рентабельность предприятия и на реализацию ее готовой продукции. Следовательно, четкая структуризация логистических издержек может способствовать оптимизации закупочной деятельности при производстве промышленного оборудования, а так же координации, интеграции отдельных видов логистических издержек, которые носят скрытый характер и не имеют четкой методики учета и измерения.
This article discusses the problems of «logistic expenses», «logistic expenditures» and «logistic expenditures». The definitions «logistic expenditures» seems to be given a new explanation, which meets the demands of the contemporary development of logistics and control of the delivery chains.
The key words: logistic expenses, expenditure, control, transaction expenses.
Список литературы
1. Аникина Б.А. Логистика. Москва, 2004 - с. 256
2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. Москва, 2001с. 723
3. Гаджинский А.М. Основы логистики. Москва, 1999 - с. 352
4. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Москва, 2001 - с.485
5. Канке Е.Е., Кошевая И.П., Логистика. Москва, 2005 - с. 185
6. Крючкова Н.А. Управление издержками в логистических системах [Текст] : учеб.пособие / Н.А. Крючкова. - Самара : Изд-во Самар.гос.эконом. ун-та, 2010- 112с.
7. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008- 582с.
8. Мешкова Л. Л., Белоус И. И., Фролов Н. М. Монография // Логистика в сфере материальных услуг (На примере снабженческо-заготовительных и транспортных услуг). 2-е изд. испр. и перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002 - с. 188
9. Неруш Ю. М. Логистика. Москва, 2006 - с. 296
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический
словарь.Москва, 1999 - с.452
11. Родников А.Н. Логистика. Москва, 2000 - с. 218
12. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Москва, 2008 - с. 631
13. Сергеев В.И. Логистика снабжения. Москва, 2011 - с. 331
14. Шутова П.А. Понятие «Трансакционные издержки» в логистике // Экономический анализ № 31 (160) - 2009 , с 60-63.
Об авторе
Братухина Е.А.- старший преподаватель, аспирант Самарского государственного экономического университета, [email protected]
8-917-125-37-04
SPECIFICATION OF THE DEFINITION AND THE ESSENCE OF «THE LOGISTIC EXPENSES OF PROCUREMENT ACTIVITI OF THE INDASTRIAL ENTERPRISE»
Bratukhina E. A.