Научная статья на тему 'Управление взаимодействием промышленной и торговой политики металлургических предприятий'

Управление взаимодействием промышленной и торговой политики металлургических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / ВНУТРЕННИЙ СПРОС / СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЦЕНА ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Дмитрий Владимирович, Штанский Владимир Александрович

Показаны основные факторы, определяющие взаимозависимость промышленной и торговой политики металлургических предприятий на внутреннем рынке металлопродукции. Обосновано, что важнейшей задачей посткризисного восстановления является приведение в соответствие промышленной политики, ориентированной в докризисный период на строительство высокопроизводительных агрегатов, с последовательным увеличением внутреннего спроса на металлопродукцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major factors defining interdependence industrial and a commercial policy of the metallurgical enterprises in home market of metal products are shown. It is proved that the major problem of postcrisis restoration is reduction in conformity of the industrial policy focused during the pre-crisis period on building of high-efficiency units, with consecutive increase in internal demand at metal products

Текст научной работы на тему «Управление взаимодействием промышленной и торговой политики металлургических предприятий»

Вестник СПбГУ. Сер. 8, Менеджмент, 2010. Вып. 1. -С. 3-6.

6. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб.-практ. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - 3-е изд. - М.: Дело и сервис, 2001.

7. Бочаров, В.В. Финансовый анализ [Текст] / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2001.

8. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 1995.

9. Родионова, В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции [Текст] / В.М. Родионова, М.А. Федотова. - М.: Перспектива, 1995.

10. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: Инфра-М, 2003.

11. Клементьев, Г.А. Стратегия и механизмы обеспечения финансовой устойчивости организаций в информационной экономике [Текст] / Г.А. Клементьев, В.Р. Окороков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 5 (103). - С. 112-115.

УДК 338.242.2

Д.В. Орлов, В.А. Штанский

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В условиях рыночной экономики промышленная и торговая политика металлургических предприятий (при определенных различиях по факторам их формирования) органически взаимосвязаны.

Результаты промышленной деятельности металлургических предприятий реализуются и фиксируются на рынках металлопродукции -внутренних и внешних. Они отражаются в конъюнктурных преимуществах производственно-торговой деятельности отдельных металлургических предприятий и, следовательно, в эффективности сбыта произведенной металлопродукции. При этом каждый из этих рынков имеет свою специфику.

Финансово-экономический кризис со всей очевидностью подтвердил взаимосвязь производственно-экономической и торговой деятельности металлургических предприятий и выявил особенности воздействия на эти сферы деятельности внутренних и внешних рынков [1]. До кризиса главными факторами, определяющими взаимосвязь торговой и промышленной политики, были систематическое наращивание производственного потенциала металлургических предприятий, рост объемов производства путем

строительства высокопроизводительных агрегатов и увеличение сбыта металлопродукции главным образом на внутреннем рынке.

С 2004 по 2008 гг. среднегодовой размер инвестиций в развитие и техническое перевооружение металлургических предприятий составлял 4,1 млрд долл. и превышал в 1,7 раза размер инвестиций в дореформенный период 1986-1990 гг.

Капиталовложения на 1 т стали за 6 лет, с 2003 по 2008 гг., были в среднем на уровне 50 долл. (при мировой практике порядка 3035 долл.).

В 2000-2008 гг. металлургической отрасли России выполнен комплекс работ по развитию и техническому перевооружению:

- реконструирован толстолистовой стан «5000» в ОАО «Северсталь»;

- введены в эксплуатацию крупнейший сортовой комплекс в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», три линии по производству оцинкованного листа и три линии по производству листа с полимерными покрытиями в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Северсталь» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», два современных агрегата по производству труб большого

диаметра в ОАО «Северсталь» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», первый в России литейно-прокатный комплекс в составе ОАО «ОМК», ряд МНЛЗ и современных средств обработки стали.

В 2009 г. введен в действие самый современный толстолистовой стан «5000» в ОАО «ММК».

Все эти агрегаты были построены с использованием современного импортного оборудования. Поэтому по своему техническому уровню, состоянию основных фондов, возможностям производства разнообразных видов продукции крупнейшие металлургические компании (ОАО «ММК», ОАО «НЛМК», ОАО «Северсталь» и др.) имеют достаточную конкурентоспособность.

За счет крупных инвестиций основные фонды металлургических компаний России выросли с 341 млрд руб. на начало 2004 г. до 850 млрд руб. на начало 2009 г. или в 1,9 раза [1, 4]. Наращивание производственного потенциала с увеличением производства металлопродукции сопровождалось расширением емкости внутреннего рынка, на котором в период после 2000 г. реализовывался, по сути, весь прирост производства металлопродукции.

Продажи металлопродукции российских предприятий на внутреннем рынке систематически, начиная с 2000 г., увеличивались и за 20002007 гг. выросли с 13,2 до 32,0 млн т, или почти на 19 млн т, т. е. почти в 2,4 раза.

Объемы продаж на внешнем рынке, с определенными годовыми колебаниями, начиная уже с 90-х гг. стабилизировались на уровне 26-28 млн т. В докризисный период на внешнем рынке реа-лизовывалось около 46 % производимой металлопродукции.

Финансово-экономический кризис, вызвавший обвал продаж на внутреннем рынке, стал главной причиной сокращения объемов производства и со всей очевидностью выявил разрыв между созданным за годы благоприятной экономической конъюнктуры производственно-экономическим потенциалом металлургических предприятий и ограниченными возможностями отечественных потребителей использовать этот потенциал. Внутреннее потребление металлопродукции в 2009 г. снизилось до 25 млн т, в том числе продажи российских металлургических

компаний на внутреннем рынке - до 23 млн т. Экспорт металлопродукции остался практически на прежнем уровне - 28 млн т. Загрузка всех производственных мощностей производителей металлопродукции находится в настоящее время на уровне 60-80 %.

Восстановление докризисного уровня производства возможно только за счет выхода из кризиса продаж на внутреннем рынке. Поэтому весьма актуальным становится изменение принципов взаимодействия промышленной и торговой политики металлургических компаний и методов их реализации, которые бы в комплексе обеспечили восстановление, а затем и развитие внутрироссийского рынка металлопотребления.

Каждое металлургическое предприятие в процессе своей сбытовой деятельности на основе общих принципов формирования маркетинго-логистической концепции [2, 3] выстраивает определенную политику по отношению к отдельным сегментам рынка и группам покупателей. Суть данной политики зависит от множества факторов:

- позиции, занимаемой предприятием на рынке;

- возможностей предприятия в производственной сфере;

- финансово-экономических показателей производственной деятельности;

- возможности производства и отгрузки готовой продукции как на внутренний, так и на внешний рынки.

Как показал финансово-экономический кризис, особое значение имеет последний фактор, так как на этих рынках были разные условия для металлопотребления. В экономике развитых стран в период кризиса были доступны «дешевые» кредиты, так как ставка рефинансирования составляла около 2,5 %. В России же ее уровень достиг 13 %, что, в свою очередь, оказывало значительное влияние как на экономику в целом, так и на потребление металлопроката в частности [4].

При выработке принципов торговой политики во взаимосвязи с промышленной политикой и методов их реализации необходимо четко разделять требования и условия продаж крупным потребителям и отдельно - мелким и средним. Это связано с тем, что ситуация

в этих сегментах потребления из-за разных требований и условий продаж и возможностей получения кредитных средств складывается по-разному.

В российской многопрофильной экономике конечными потребителями металлопродукции как абсолютно преобладающего конструкционного материала являются десятки тысяч предприятий. Их конкретная потребность в отдельных типоразмерах металлопродукции колеблется в исключительно широком диапазоне.

Разделение многочисленных потребителей металлопродукции на крупных, средних и мелких следует производить исходя из следующих критериев: величины отдельных заказываемых партий, частоты заказов, общего объема заказов отдельных типоразмеров металлопродукции в месячном разрезе, вида транспорта, которым продукция доставляется заказчику.

С позиций металлургических компаний обязательным признаком отнесения конкретных потребителей к категории крупных является перевозка железнодорожным транспортом, что определяет нижний предел отгрузки: грузоподъемность вагона - 60 т.

Анализ деятельности одной из ведущих металлургических компаний - ОАО «ММК» - показывает, что на 100 наиболее крупных потребителей с годовым объемом потребления более 5 тыс. т каждый приходится около 50 % проката, отгружаемого на внутренний рынок. При этом число предприятий с объемом потребления от 5 до 30 тыс. т составляет порядка 80 из 100, а доля каждого из пяти наиболее крупных составляет в среднем 3-3,5 %.

С учетом отмеченных факторов к крупным потребителям целесообразно относить предприятия с объемом суммарных месячных заказов не менее 300-400 т, т. е. 5-7 вагонных партий.

К средним и мелким потребителям относятся потребители с суммарным объемом месячных заказов менее 300 т. Этой категории потребителей доставка металлопродукции осуществляется преимущественно автотранспортом.

Крупными потребителями металлопродукции на внутреннем рынке являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, автомобильные предприятия, железнодорожный транспорт и трубные заводы. Доля этих потре-

бителей, получающих металлопродукцию от металлургических компаний, как правило, по прямым поставкам, в общем объеме продаж колеблется в пределах 50 %.

Крупным стратегическим потребителям металлопродукции (ОАО «РЖД», РАО «Газпром» и др.) уже в первые месяцы кризиса государство оказывало содействие по двум основным направлениям: обеспечивало оплату значительной части производимой ими продукции и кредитовало через государственные банки по более низким ставкам, чем коммерческие.

Вместе с тем более 50 % металлопродукции реализуется мелким и средним потребителям через различного рода сбытовые сети (независимые дилеры, торговые дома металлургических компаний). Основную часть мелких и средних потребителей составляют строительные организации. На долю строительного комплекса приходится немногим более 30 % общего потребления проката черных металлов, а также значительного количества труб и метизов. Поставки проката трубным и метизным заводам относятся, как правило, к прямым поставкам металлургических предприятий, в то время как значительная часть поставок труб и метизов конечным потребителям осуществляется через дилерскую сеть. И именно экономика продаж металлопродукции через посреднические, дилерские центры оказалась особенно чувствительна к финансово-экономическим изменениям на внутреннем рынке, поскольку мелким и средним потребителям приходилось кредитоваться самостоятельно, через банки. В результате объем производимой ими продукции и, следовательно, собственные средства резко сократились. В условиях кризиса многие независимые посредники оказались без достаточных банковских кредитов и резко сократили объемы взятой на реализацию металлопродукции.

Финансово-экономический кризис обозначил необходимость внести ряд дополнений к тем принципам, в соответствии с которыми формировалась торговая политика металлургических компаний на внутреннем рынке в стабильных условиях его поступательного развития. Эти дополнения касаются методов формирования покупателями финансовых средств для закупки продукции.

На внутреннем рынке металлургические компании осуществляют торговую политику на основе:

- оценки потребностей внутреннего рынка металлопродукции, с выявлением наиболее подходящих для каждой компании сегментов рынков реализации продукции;

- поиска наиболее эффективных путей реализации производимой металлопродукции при обеспечении ее качественных характеристик и цен, соответствующих платежным потребностям рынка, и с целью достижения превосходства над конкурентами по каждому отдельному сегменту рынка и каждому виду металлопродукции с учетом рыночной ситуации, возможностей предприятия, тенденций развития спроса и предложения.

На рис. 1 показано изменение структуры реализации металлопродукции за 2007-2009 гг. на примере ОАО «ММК».

Из данных рис. 1 следует, что при общем снижении поставок на внутренний рынок с 7 млн т в 2007 г. до 4 млн т в 2009 г. почти в 2 раза повысилась доля поставок трубной отрасли (с 20 до 37 %).

Вместе с тем в полтора раза сократилась доля поставок машиностроительным предприятиям (с 25 до 15 %) и с 49 до 37 % - поставки различным потребителям через дилерскую сеть.

Оценивая взаимосвязь промышленной и торговой политики следует подчеркнуть огромный разрыв между высоким удельным уров-

нем концентрации производства и низким удельным уровнем размеров потребления мелких и средних предприятий.

Объем производства по отдельным прокатным станам многократно превышает объемы потребления даже самыми крупными конечными заказчиками. Производительность отдельных сортовых станов и агрегатов по выпуску продукции высокой степени готовности - оцинкованный лист, листовой прокат с полимерными покрытиями, белая жесть - составляет порядка 100-300 тыс. т, по станам прокатки горячекатаного листа - нескольких миллионов тонн.

Основными поставщиками металлопродукции на внутренний рынок являются семь компаний: ОАО «Северсталь», ОАО «ММК», ОАО «НЛМК», ОАО «НТМК», ОАО «ЗСМК», ОАО «Мечел», ООО «Уральская сталь». На их долю приходится более 70 % от общих объемов поставок российскими металлургическими компаниями на внутренний рынок. При этом на три крупнейшие компании - ОАО «Северсталь», ОАО «ММК» и ОАО «НЛМК» - приходится более 40 % всех продаж российских компаний на внутреннем рынке.

В докризисном 2007 г. доля поставок металлопродукции на внутренний рынок составила, %: ОАО «Северсталь» - 19, ОАО «ММК» - 16, ОАО «НЛМК» - 8, ОАО «НТМК» - 6, ОАО «ЗСМК» - 6, ОАО «Мечел» - 4, ООО «Уральская сталь» - 5, прочие заводы - 20. При этом импортные поставки - 15 %.

Рис. 1. Отраслевая структура реализации ОАО «ММК» на российском рынке, тыс. т (□) - трубная отрасль; (■) - машиностроение; (□) - строительная отрасль; (□) - другие

Импорт (13 %)

ММК (16 %)

Другие (29 %)

Северсталь

(15 %)

НЛМК (7 %)

Челябинский МК (6 %)

НТМК (5 %)

Уральская сталь (4 %) ЗСМК (5 %)

Рис. 2. Структура российского рынка металлопродукции в 2009 г.

В 2009 г. доля поставок несколько изменилась (рис. 2).

Наиболее характерные изменения в 2009 г. -снижение доли поставок крупных предприятий на внутренний рынок в связи с переориентацией на экспортный рынок. В этих условиях доля поставок других предприятий (как правило, небольшой мощности) на внутренний рынок почти удвоилась.

Финансово-экономические взаимоотношения по оплате отгружаемой металлопродукции крупным компаниям строятся на принципах прямых договоров по оптовым ценам, устанавливаемым каждым предприятием.

Крупные металлургические предприятия реализуют металлопродукцию крупным потребителям напрямую через созданные ими торговые фирмы. Так, ОАО «ММК» осуществляет сбыт металлопродукции крупным потребителям по прямым поставкам через две торговые компании - «ММК-Тга^炙 и «ММК-Б1ее1».

В условиях кризиса финансово-экономические взаимоотношения металлургических предприятий с крупными компаниями-металлопот-ребителями оказались наиболее защищенными.

Металлургические компании с учетом всех взаимозависимых факторов, главным образом огромного разрыва между суточной производи-

тельностью и размером заказа конкретных видов продукции, экономически не заинтересованы в продажах металлопродукции мелким и средним потребителям напрямую. Это требует создания огромных складских площадей либо коренной перестройки работы всей взаимосвязанной цепочки металлургического производства: чугун - сталь - прокат. Немаловажное значение имеет и то, что многочисленные мелкие и средние потребители не могут принять металлопродукцию в том виде, в каком ее производят крупные металлургические агрегаты (листовые рулоны или сортовые бунты большого веса и др.). В результате выработалась практика реализации продукции мелким и средним потребителям на внутреннем рынке через посредников-дистрибьюторов.

На российском внутреннем рынке представлены две формы дистрибьюторской сети:

- независимые трейдерские компании;

- дилерская сеть крупных металлургических компаний.

Сеть независимых трейдерских компаний на российском рынке металлопродукции получила большое развитие: только достаточно крупных независимых трейдерских компаний с годовым объемом продаж свыше 20 тыс. т насчитывается около сорока.

Металлургическим предприятиям выгоднее продавать металлопрокат мелким и средним потребителям через посредников - независимую или собственную дилерскую сеть. Как правило, в каждом регионе действует ряд независимых трейдерских компаний или их филиалов. Так, на рынке Самарской области постоянно работают свыше 30 металлотрейдеров.

Независимые трейдерские компании выполняют, как правило, следующие функции:

- закупают крупные объемы металлопродукции у металлургических компаний;

- складируют закупленную металлопродукцию по отдельным типоразмерам на складах основной компании и ее филиалов;

- при наличии в их составе сервисных метал-лоцентров (СМЦ) выполняют дополнительные операции (продольную и поперечную резку и раскрой металла по требуемым заказчику размерам, обработку кромок, гибку, шлифовку, разгибку и правку арматуры в бунтах, гнутье арматуры и труб и т. д.);

- продают металлопродукцию, отсортированную на определенные партии конечным потребителям или более мелким дилерским фирмам.

Наиболее крупные трейдерские компании выступают по отношению к металлургическим компаниям как крупные заказчики, а по отношению к многочисленным средним и мелким потребителям - как продавцы разнообразных и по количеству, и по сортаменту партий металлопродукции.

Независимо от каналов реализации металлургические компании при формировании цен, исходят из того, что цена должна как минимум покрывать все затраты, необходимые налоговые выплаты и обеспечивать превышение выручки над затратами, т. е. получение прибыли как избытка сверх произведенных затрат.

Формирование же конкретных цен реализации, в зависимости от форм реализации продукции, проходит в несколько этапов. Но независимо от форм реализации, базовой ценой являются оптовые цены изготовителя. Они складываются на стадии производства и учитывают затраты производителя на выпуск продукции и ее реализацию и планируемую предприятием прибыль. Эти цены носят промежуточный характер.

Прямые продажи осуществляются на основе контрактных цен. Эти цены являются результатом договоренности между продавцом и покупателем и закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка данного товара контрактные цены могут тяготеть к ценам или продавца, или покупателя.

Как правило, с крупными потребителями заключаются долгосрочные контракты по фиксированным ценам или специальной формуле цены, увязывающей цену контракта с уровнем цен на мировом рынке. При этом отдельным крупным предприятиям предоставляются определенные льготные условия, например закупка в кредит, которая позволяет минимизировать отвлечение оборотных средств.

Формула цены закупки металлопродукции мелкими и средними потребителями у независимых трейдеров включает следующие составляющие:

ЦМТ- СЦпр + Тз+СКз + ППз + Птр + зо6 ,

где ЦМ- С - цены закупки мелкими и средними франко-склад потребителями независимой трейдерской компании; Цпр - цена закупки металлопродукции у металлургических компаний; Тз - затраты на транспортировку металлопродукции, закупленной трейдерской компанией, до места размещения ее складских баз (сервис-центров), разгрузку; СКз - складские затраты; ППз - затраты на предпродажную подготовку; Птр - прибыль трейдерской компании; Зоб - цена продаж, включает затраты трейдерских фирм, обусловленные отвлечением оборотных средств на предварительную закупку металлопродукции у компании-производителя.

Такая схема формирования цены при продаже мелким и средним компаниям является средством согласования промышленной политики металлургических компаний с торговой политикой - реализацией мелких и средних партий через дилерские фирмы.

Конечно, в отдельных случаях, в зависимости от взаимоотношений с потребителем, могут устанавливаться различные варианты оплаты: льготный срок оплаты поставки продукции, требование определенного процента предоплаты, различные системы надбавок и скидок по

договоренности между участниками сделки. В соглашении может учитываться также риск за возможный срыв сроков поставок с целью страхования потребителей проката от возможных непредвиденных расходов из-за простоя.

В условиях финансово-экономического кризиса сетевые (независимые) металлотрейдинго-вые компании, а также мелкие и средние потребители оказались в наиболее сложном финансовом положении, поскольку несли дополнительные затраты в виде замороженных оборотных средств на закупку, транспортировку, хранение

и доработку металлопродукции. При этом финансовые средства на выполнение всех этих операций независимые трейдерские компании заимствовали, как правило, в банках по весьма высокой процентной ставке.

Схема продаж (закупок) металлопродукции по группам потребителей и источники финансирования показаны на рис. 3.

При ограничении расчетов оценки эффективности только производственной деятельностью у предприятий учитываются преимущественно те факторы, которые определяются этой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ

/ \ } 1 / 2 \ ) / 1 1 3 \ ) 1 1 1 \ 4

Крупные потребители

Независимые трейдерские компании

Аффилированные трейдерские компании

Источники финансирования

Л Л

V

ч_

Л Л

V

МЕЛКИЕ И СРЕДНИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

Источники финансирования

Собственые средства

Кредиты коммерческих банков

Товарный кредит материнской компании

Источники финансирования

Собственные средства

Кредиты коммерческих банков

1

3

1

3

Рис. 3. Схема продаж по группам потребителей, формирование цен и источники финансирования 1 - продажа-закупка; 2 - оплата по контрактам; 3 - оплата по времени закупок; 4 - перечисление выручки от продаж

деятельностью. Так, в частности, использование высокопроизводительных агрегатов непрерывного действия дает более высокие результаты. Однако с учетом затрат на реализацию производимой продукции эффективность этих агрегатов может корректироваться в сторону уменьшения за счет дополнительных затрат, связанных с поставкой потребителям мелких и средних партий продукции.

Таким образом, проведенный анализ показал, что результаты промышленной политики металлургических компаний, ориентированных в докризисный период на строительство высокопроизводительных агрегатов, оказались недостаточно востребованными вследствие резкого падения внутреннего спроса на металлопродукцию. В условиях финансово-экономического кризиса продажи российских металлургических компаний на внутреннем рынке снизились с 32 млн т в 2007 г. до 23 млн т в 2009 г.

Отмечено, что в период кризиса вследствие увеличения стоимости кредитных ресурсов коммерческие банки, мелкие и средние потребители и трейдерские компании, реализующие им продукцию металлургических компаний, оказались в наиболее сложном финансовом положении.

В наибольшей степени промышленная политика металлургических компаний ориентирована на поставки продукции крупным потребителям по контрактным ценам. Вместе с тем около 50 % металлургической продукции реализуется мелким и средним потребителям, как правило, через независимые трейдерские компании.

В целях выхода из финансово-экономического кризиса и восстановления докризисного уровня металлопотребления необходимо вносить коррективы как в промышленную, так и торговую политику металлургических предприятий и металлопотребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бродов, А.А. Финансово-экономический кризис и черная металлургия России [Текст] / А.А. Бродов, Л.П. Макаров, В.А. Штанский // Сталь. - 2009. -№ 2. - С. 64-68.

2. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЭКСМО, 2005. - 544 с.

3. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. - М.: Международные отноше-

ния, 1993. - С. 180.

4. Информация о социально-экономическом положении России [Текст] // Федеральная служба государственной статистики. - М., 2009.

5. Юзов, О.В. Тенденции изменения экономических показателей развития черной металлургии России [Текст] / О.В. Юзов, А.М. Седых, С.З. Афонин // Экономика в промышленности. - 2009. - № 1. -С. 2-7.

УДК 338.1

Н.Ю. Гращенко

ЭТАПЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Стратегическое управление предприятия среды, желаемые значения которых выражены

направлено на создание определенного конку- в количественном или качественном эквивален-

рентного положения его на рынке, а следова- те. Целевая установка при этом - достижение

тельно, целевые установки стратегического определенной рыночной позиции. Таким обра-

управления - внешние, т. е. параметры микро- зом, под целью функционирования предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.