Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности создания металлургическими компаниями промышленно-торговых центров'

Оценка экономической эффективности создания металлургическими компаниями промышленно-торговых центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / СЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / МЕЛКИЕ И СРЕДНИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штанский Владимир Александрович, Орлов Дмитрий Владимирович

Структуризированы основные виды дополнительных работ по доведению выпускаемой металлургическими предприятиями продукции массового назначения до требований конечных потребителей. Классифицированы затраты, обусловленные созданием крупными металлургическими компаниями собственных торгово-промышленных центров. Предложен метод оценки эффективности реализации продукции потребителям металлопроизводящей компанией через промышленно-торговые или сервисные центры, аффилированные с крупными металлургическими компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principal views of additional works on finishing of production of mass appointment let out by the metallurgical enterprises to requirements of the end users, providing production of higher degree of readiness with creation of additional cost to mass production. The expenses caused by creation by the large metallurgical companies of own commercial and industrial centers are classified.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности создания металлургическими компаниями промышленно-торговых центров»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Видяпин, В.И. Региональная экономика [Текст] / В.И. Видяпин, М.В. Степанов. - М.: Инфра-М, 2008. - 666 с.

2. Воронов, А. Кластеры - новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции [Текст] / А. Воронов // Маркетинг. - 2002. - № 5. -С. 37-43.

3. Вуфтер, К. Использование производственного потенциала страны [Текст] / К. Вуфтер. - М.: Экономика, 1993. - 207 с.

4. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление [Текст] / А.И. Гаврилов. - М.: Юнити, 2002. - 239 с.

5. Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент [Текст] / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панк-рухина. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 568 с

6. Глушкова, В.Г. Введение в экономическую географию и региональную экономику России [Текст] : в 2 ч. / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. — М.: Владос-пресс, 2009. - Ч. 1. - 430 с.

УДК 338.242.2

В.А. Штанский, Д.В. Орлов

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИМИ КОМПАНИЯМИ ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Заинтересованность потребителей в металлопродукции с определенными свойствами, получении ее в конкретные сроки и конкретными весовыми партиями обусловливает введение дополнительных операций в ее массовом производстве. Выполнение этих дополнительных операций создает добавочную стоимость к продукции массового производства.

Металлургические предприятия традиционно передавали организациям, преимущественно торговым, выполнение дополнительных операций по обслуживанию конкретных требований потребителей, особенно средних и мелких, включая сортировку металлопродукции, комплектацию сборных железнодорожных вагонов и машин металлопродукцией различного сортамента, хранение металлопродукции с продажей ее потребителям требуемыми партиями. Это было в полной мере сервисное обслуживание путем предоставления требуемых услуг.

Частью доработки продукции массового назначения по запросам потребителей является выполнение таких относительно простых опе-

раций, как продольная и поперечная резка, обработка кромки, формовка, гибка, дробеструйная очистка, шлифовка, грунтовка, окраска, пробивка отверстий. Эти операции позволяют доводить продукцию массового назначения в виде крупногабаритных рулонов и бунтов с весом в несколько тонн, выпускаемых высокопроизводительными металлургическими агрегатами, до конкретных требований многочисленных мелких потребителей, покупающих небольшие по весу партии (до 300 т в год).

С развитием и диверсификацией экономики и расширением запросов потребителей за пределами производственной деятельности крупных металлургических комбинатов на самостоятельно организуемых предприятиях началась организация производства продукции более высокой степени готовности, а следовательно, и с более высокой добавленной стоимостью -профнастила, металлочерепицы, сварных сеток, сварных балок требуемых размеров, гнутых профилей для различного рода металлоконструкций.

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20

В целом, сегодня можно выделить три основных вида дополнительных работ по доведению выпускаемой металлургическими предприятиями продукции массового назначения до требований конечных потребителей:

- сервисные услуги, относящиеся в основном к торговой сфере деятельности;

- выполнение относительно простых операций по продаже металлопродукции с дополнительными свойствами;

- производство металлопродукции более высокой степени готовности со значительным приращением добавленной стоимости.

И если предприятия, представляющие сервисные услуги, можно номинировать как сервис-центры (СМЦ), то предприятия, выполняющие третий вид дополнительных работ, предлагается номинировать как промышленно-торговые центры (ПТЦ).

В России сервисные металлоцентры стали создаваться с развитием рыночной экономики для обеспечения продвижения металлопродукции к потребителям и выполнения дополнительных услуг по их требованию. При этом в российской экономике такие сервисные (про-мышленно-торговые) центры первоначально развивались преимущественно как независимые, не аффилированные с металлургическими компаниями.

Сложившаяся в первые годы формирования рыночных отношений в России система выполнения ряда дополнительных операций с повышением добавленной стоимости производимой металлопродукции и ее реализации через ме-таллоцентры была ориентирована на использование для этого различного рода сторонних организаций. Несмотря на такие преимущества, особенно на первом этапе рыночных преобразований, как выгода от знания рынка, освобождение производителя от ряда несвойственных ему операций, металлургические компании теряли часть прибыли, которую присваивали сторонние организации. По мере существенного укрепления экономического положения крупнейших металлургических компаний выявилась объективная необходимость в значительном изменении стихийно складывающейся в первые годы рыночных реформ системы про-

движения металлопродукции к потребителям. Так появилась идея создания собственных металлоцентров, в результате чего часть добавленной стоимости в виде прибыли, которая ранее фиксировалась независимыми трейдерами, будут получать сами металлургические комбинаты.

В основу методического похода к обоснованию основных направлений создания крупными металлургическими компаниями экономически эффективных сервисных и промышленно-торговых центров положено следующее условие: затраты покупателя на приобретение металлопродукции у компаний-производителей не должны превышать его затрат на приобретение этой же продукции у конкурентов (как правило, у независимых трейдерских компаний).

Необходимость научно-экономической разработки вопросов формирования металлоцен-тров с целью более эффективного взаимодействия промышленной и торговой политики выявилась еще до финансово-экономического кризиса, но в его условиях экономика независимых сервисных металлоцентров особенно чувствительно среагировала на падение спроса конечных потребителей металлопродукции. Так, многие независимые сервисные фирмы оказались без достаточных банковских кредитов. В результате у них сократились возможности по покупке металлопродукции у металлургических компаний с целью ее последующей переработки и поставки конкретным потребителям. «Подушка безопасности» у независимых сервисных фирм оказалась намного слабее, чем у крупных металлургических компаний.

Вместе с тем нет оснований утверждать заранее, что создание металлоцентров - промыш-ленно-торговых или сервисных в составе крупных металлургических компаний обязательно даст экономический эффект.

При оценке эффективности создания ме-таллоцентров в составе крупных металлургических компаний необходимо оценить в полном объеме те затраты, которые должны будут произвести эти компании, учесть все условия, которые в совокупности могут обеспечить наиболее эффективное взаимодействие промышленной и торговой политики.

При передаче ряда функций торговой политики независимым трейдерским (сервисным) фирмам металлургические (промышленные) компании получали ту долю прибыли, которую им эти фирмы выделяли. При организации же собственных торгово-промышленных центров крупные металлургические компании несут в полном объеме затраты по этим обоим видам деятельности, но получают всю прибыль от выполненных дополнительных работ и услуг. При этом необходим учет следующих затрат:

- инвестиционных - на создание металлоцен-тров (промышленно-торговых или сервисных с учетом их функций);

- по времени, в течение которого не оплаченная конечными потребителями металлопродукция будет храниться в этих центрах;

- текущих - на выполнение функций в центрах.

Инвестиционные затраты должны включать

не только затраты на здание и оборудование соответствующих металлоцентров, но и затраты на приобретение (или аренду на длительный срок) земельной площади. При этом затраты на приобретение площадок для металлоцентров будут существенно разниться в зависимости от мест их размещения.

Возможен учет затрат на аренду земельной площади и в текущих затратах, если таковы условия получения права на ее использование.

При создании собственных металлоцентров дополнительно к затратам инвестиционным и текущим необходимо учитывать затраты на услуги, выполняемые обычно самостоятельными предприятиями:

- доставку металлопродукции от комбината до ПТЦ (СМЦ);

- оценку рынка сбыта имеющихся и потенциальных покупателей;

- оценку конкурентов и других факторов, определяющих условия сбыта;

- рекламные действия в целях привлечения покупателей;

- ведение переговоров и заключение соглашений с покупателями по ценовым и другим вопросам.

Эффективность реализации продукции потребителям непосредственно металлопроизводя-щей компанией обеспечивается, если величина

этих дополнительных единовременных затрат приносит доход за счет дополнительной прибыли, более высокой, чем при размещении средств, направляемых на инвестиции (в промышленно-торговые центры) и прирост оборотных средств:

ДП

Ис + Со

> Э„

где Эд - уровень эффективности (процент) при инвестировании в другие виды деятельности или по депозитному вкладу; ДП - разница между прибылью при реализации производителем через аффилированные фирмы (СМЦ или ПТЦ) (Пп) или через независимые трейдерские фирмы (Пд); Ис - инвестиции на создание собственного металлоцентра; Соб - дополнительные оборотные средства на создание запасов.

Причем набор услуг, выполняемых ПТЦ (СМЦ), может широко варьироваться в зависимости от разных секторов реализации продукции и др.

Обоснованная методика расчета эффективности создания ПТЦ (СМЦ) позволяет определить уровень эффективности, по которому, с одной стороны, для крупных металлургических компаний целесообразна продажа металлопродукции независимым трейдерам, а с другой - эта металлопродукция может быть использована в собственном ПТЦ (СМЦ) .

При этом необходимо учитывать следующее:

- каждый участник процесса реализации - металлургическая компания, металлоцентр, конечный потребитель - должны быть экономически заинтересованы;

- экономическая заинтересованность каждой компании должна определяться в условиях конкуренции с другими компаниями. Поэтому на заключительной стадии экономического расчета необходимо в соответствии с уже используемыми методиками определить эффективность создания таких металлоцентров путем соизмерения инвестиций, которые потребуются на их создание, с той прибылью, которая будет получена от их функционирования.

Экономические расчеты и практика показывают, что формирование собственных металло-центров и металлобаз рядом металлургических компаний позволяет осуществлять более эффек-

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2011. Экономические науки

тивную торговую политику, взаимосвязанную с промышленным производством.

Создание собственных сервисных (промыш-ленно-торговых) металлоцентров металлургическими компаниями позволяет:

- увеличивать добавленную стоимость массово производимой продукции, улучшая обслуживание потребителей;

- снижать расходы по доведению товара до потребителя, исключая вознаграждение, уплачиваемое посредникам;

- иметь значительно больший контроль над всей системой сбыта, осуществляя действия по продвижению продукции на рынок с учетом условий ее производства.

Конечно, создание собственной промышленной сервисной сети требует строительства специальных, хорошо оборудованных металлоцентров, включая металлосклады для хранения продукции от момента производства до отгрузки заказчику.

Формирование металлоцентров и металло-баз, например такой компании, как ОАО «ММК», существенно расширяет сферу влияния металлургических комбинатов в регионах, позволяет привлекать новых покупателей, которые не могут приобретать продукцию непосредственно на комбинате вследствие несоответствия размера своих заказов производительности агрегатов, но которым невыгодно платить посреднику более высокую цену.

Выполненные многовариантные расчеты по разработанной методике применительно к различным типам центров ПТЦ (СМЦ) и регионам показали, что коэффициент эффективности затрат на создание металлоцентра в составе крупной металлургической компании в среднем составляет 0,15-0,2. Это почти в два раза выше процентов по депозитарным вкладам.

Эффективность достигается за счет следующих основных составляющих:

- меньших затрат на оборотные средства, что связано с исключением металлопродукции из оборота в связи с выполнением дополнительных операций по обработке металлопродукции;

- исключения прибыли посредника - независимой трейдерской компании.

Более высокие затраты на оборотные средства у независимого посредника складываются вследствие их пополнения в значительной части за счет коммерческих кредитов:

I

Сб = £ Кпск , I = 1

Сдб - дополнительные затраты на оборотные средства; К - кредитные средства; Пс к - процентная ставка по кредиту; / - срок (число месяцев) погашения кредита.

Прибыль же посредника при реализации через них металлопродукции составляет порядка 3-7 %.

Необходимо подчеркнуть, что в основу оценки эффективности создания промышленно-торговых центров необходимо положить не минимум затрат по каждой составляющей части выполняемых работ, а максимум интегрального экономического эффекта.

Таким образом, в результате структуризации основных видов дополнительных работ по доведению выпускаемой металлургическими предприятиями продукции массового назначения до требований конечных потребителей, а также классификации затрат, обусловленных созданием крупными металлургическими компаниями собственных торгово-промышленных центров, предложен подход к оценке эффективности реализации продукции металлопроизво-дящей компанией потребителям через промыш-ленно-торговые или сервисные центры, аффилированные с крупными металлургическими компаниями

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский, П. Оценка эффективности инвестиционных проектов (Теория и практика) [Текст] / П. Виленский, В. Лифшиц, В. Смоляков - М.: Дело, 2004.

2. Слепов, В.А. Ценообразование [Текст] / В.А. Сле-пов. - М.: Экономистъ, 2005. - 574 с. - (Иошо ГаЬег).

3. Юзов, О.В. Тенденции изменения экономических показателей черной металлургии России в период финансово-экономического кризиса и посткризисного развития [Текст] / О.В. Юзов, Т.М. Петракова // Экономика в промышленности. - 2011. - № 3. - С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.