УДК 338.242 DOI 10.12737/1975
Евтюхов С.С.
д-р экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», Институт инновационного управления экономикой
e-mail: [email protected]
Управление взаимодействием бизнеса и власти в современной экономической системе
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия власти, бизнеса и общества. Уделяется внимание современной концепции взаимодействия и механизмам ее реализации в российских условиях.
Ключевые слова:
управление взаимодействием бизнеса и государства, государственные органы управления, мотива-ционные установки бизнесменов, связи бизнеса и государства, механизмы консолидации бизнеса, социальные функции бизнеса, институциональные преобразования отношений бизнеса и власти, институты гражданского общества.
Evtyuhov S.S.
Doctor of Economic Sciences, Professor,
State University of Management, Institute of Economic Management Innovation
e-mail: [email protected]
Interaction management business and government in the modern economic system
Abstract
The article deals with topical issues of cooperation between government, business and society. At-tention is given to the modern concept of interaction and the mechanisms of its implementation in the Russian conditions.
Keywords:
managing the interaction of business and government, state governments, business motivational installation; communication of business and government, business consolidation mechanisms, the social functions of the business, institutional transformation of the relationship of business and government, the institutions of civil society.
В рамках научной школы «Взаимодействие власти, бизнеса и общества» осуществляется немало актуальнейших исследований, среди которых важное место отводится проблемам управления таким взаимодействием и научно-практическим механизмам их разрешения в интересах общества.
Дело в том, что взаимодействие власти, бизнеса и общества — сложное явление. Оно имеет объемную, пространственную конструкцию, в которой жесткие детерминированные связи проходят через многослойные духовные и культурные пространства, скрепляющие всю систему отношений и не дающие социальной, корпоративной или властной системе доминировать во взаимодействии вне духовных, культурных ценностей и традиций. Власть, бизнес и общество подаются как единое целое, в котором все составляющие дополняют друг друга. Власть рассматривается как доминирующий фактор в обеспечении поступательного развития гармонизированных отношений хозяйствующих субъектов в сложной социо-, эколого-, экономической системе государства. Определяющей функцией бизнеса вы-
ступает ресурсное, технологическое и техническое обеспечение достижения ценностных ориентиров развития. Доминирующей функцией общества является формирование системы ценностных ориентиров развития пространства жизнедеятельности народа. Ключевым инновационным моментом в данной области знаний становится обеспечение баланса интересов во взаимодействии власти, бизнеса и общества на различных уровнях управления [2].
Действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах пока не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Она призвана базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в ходе взаимодействия бизнеса и власти. Однако рациональная модель подобного взаимодействия пока не найдена. В стране разрабатываются и обсуждаются различные программы реформирования бизнеса, развития его взаимоотношений с государственными органами управления, реализуются меры по их воплощению.
Несмотря на предпринимаемые усилия, экономические и социальные результаты взаимодействия бизнеса и государства не оправдывают ожиданий общества. Они не способствуют эффективному развитию бизнеса в реальном секторе экономики, а доходы, получаемые от его деятельности, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем общества.
Вместе с тем роль бизнеса в экономике вполне очевидна и в ходе развития рыночных отношений он постепенно занимает присущее ему место. Однако слаборазвитая система экономического взаимодействия бизнеса с государственными органами пока не позволяет ему эффективно реализовывать свои функции. Во многом это вызвано тем, что экономические отношения между бизнесом и государственными органами управления, а также их мотивационные установки, обусловливающие взаимодействие, изучены не в полной мере. Недостаточное внимание уделяется ценностным ориентирам бизнесменов, а также методологической базе взаимодействия бизнеса с государственными органами управления. По этим причинам формирование эффективных связей между бизнесом и государством замедляется и порождает массу неоправданных ошибок.
В условиях ориентации государственных органов на рыночные преобразования система их связей с бизнесом имеет объективную и значимую для общества природу. Она соединяет между собой элементы рыночных отношений, обеспечивая взаимодействие функций бизнеса и государства, способствующее более полному проявлению их возможностей и получению максимальных результатов как для бизнеса, так и для государственных органов, призванных отстаивать интересы общества.
В современных экономических условиях стоит задача установить такую систему взаимодействия бизнеса и власти, которая была бы адекватна как принципам государственного регулирования экономики в интересах общества, так и мотивационным установкам бизнеса. Это поможет решению и социальных проблем общества, которые зависят от того, как бизнес и власть реализуют свои социальные функции, насколько продумано их взаимодействие в этом вопросе.
В стране уже существуют некоторые механизмы консолидации российского бизнеса, который начинает осознавать свои корпоративные интересы. Однако лишь консолидации бизнеса для решения социально-экономических проблем общества недостаточно, необходимы консолидация и взаимо-
понимание между бизнесом и гражданским обществом. Предпринимательское сообщество будет тем крепче, чем теснее оно будет связано с гражданским обществом, а также с негосударственными организациями, отстаивающими интересы населения.
Российская политическая власть всячески способствует становлению гражданского общества и прилагает усилия к его поддержке. Однако нередко за действиями власти скрываются интересы традиционной российской бюрократии, которая достаточно сильна и представляет серьезную опасность как для бизнеса, так и общества в целом. Делаются попытки преобразования и самого бизнеса, ориентации его на решение проблем населения, хотя и они недостаточно эффективны. Последние годы со стороны общества к бизнесу появилось больше доверия, чем было раньше, но все же его недостаточно для того, чтобы он мог работать и чувствовать поддержку населения в своих нередко важных для людей социальных проектах.
Во взаимодействии с бизнесом (в части налаживания и поддержания связей с властью в целях устойчивого экономического роста) высока и безальтернативна роль цивилизованного лоббизма, который в современной экономической системе является одним из важнейших инструментов целенаправленного воздействия на государственные органы управления в целях создания ими наиболее благоприятных условий для решения проблем, порождаемых конкурентной рыночной экономикой. Вместе с тем в России бизнес-лоббизм нередко используется в интересах коммерческих структур, особенно крупного масштаба, а интересы общества и государства при этом игнорируются.
В настоящее время социальные функции бизнеса занимают все большее место в нашей стране и в мире. В связи с этим государственные органы управления и граждане, все, кто занят вопросами развития экономики внутри страны и за рубежом, придают большое значение последствиям деятельности глобальных бизнес-корпораций, стимулируя их на соблюдение принципов и стандартов социальной ответственности. Однако деятельность предпринимателей во многом определяется тем, насколько рациональны и эффективны их связи с государством, позволяющие достигать социальные цели общества через реализацию ответственных функций бизнеса.
Следует отметить, что проблематикой «Взаимодействие власти, бизнеса и общества» занимается значительное число известных ученых и экономистов. Они активно работали как до, так и после функционирования сформировавшейся научной школы.
Так, вопросам управления экономическим взаимодействием бизнеса и государства, а также выработке научно-практических рекомендаций для его улучшения в отечественной и зарубежной литературе уделяется немалое внимание. Этим проблемам посвящены труды А. Авиловой, М. Анохина, В. Афанасьева, В. Белова, В. Бусова, А. Бусыгина, К. Вят-кина, С. Глазьева, М. Горшкова, Н. Гусевой, С. Зотова, Л. Ильичевой, Г. Клейнера, А. Клименко, В. Козакова, В. Козбаненко, Л. Корявина, М. Ли-боракиной, В. Масленникова, И. Мерсияновой, И. Моделя, А. Нещадина, В. Никитина, Ю. Осипо-ва, В. Павлова, А. Панова, П. Половинкина, Л. Пись-мана, Л. Тихомирова, С. Савина, В. Савченко, М. Солодкой, А. Старовойтова, Т. Сиваевой, А. Че-пуренко, В. Чичканова, В. Шувалова, М. Шуровс-кого. Среди зарубежных исследователей в данной области наиболее известны такие классики, как X.П. Штиль, Ф. Хайек, И. Шумпетер и некоторые другие авторы. Однако проблемы управления экономическим взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах, ориентированных на реализацию интересов общества, изучены недостаточно, что отрицательно сказывается на обеспечении сбалансированного, эффективного развития государства.
В рамках названной школы выполнено немало исследований и получено научных результатов. Так, в частности разработана концепция управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах, а также сформулированы научно-практические рекомендации по ее реализации. Полученные результаты уточняют, дополняют, развивают теорию и практику управления экономическими системами, а также повышают результативность бизнеса, способствуют реализации социальных интересов общества. Концепция включает: методологию выявления современной природы связей бизнеса и власти, резервов их использования, нацеленных на усиление социальных функций бизнеса и реализацию экономических интересов общества; формирование инновационного управления взаимодействием бизнеса, общества и государства на основе участия населения в процессах гармонизации интересов; использование механизмов защиты социальных интересов общества, переориентирующих бизнес и власть на экономически ответственную политику; формирование системы цивилизованного бизнес-лоббирования, обеспечивающего не отраслевые, а корпоративные интересы бизнеса, общества и государства; оценку результатов взаимодействия бизнеса, общества и
власти в решении проблем населения и эволюционные изменения социальной ответственности бизнеса за реализацию поставленных целей, связывающих социальные стандарты с традициями общества и обусловливающих их сохранение и развитие.
Выявлены современные тенденции и условия экономического взаимодействия бизнеса и государства, предопределяющие особенности концепции управления его развитием в современных экономических системах:
• передача государственными органами управления природных ресурсов и высокодоходных сфер деятельности бизнесу, что изменило его роль в реализации экономической стратегии на внутреннем и внешнем рынках; закрепление лидерства российского бизнеса в обеспечении национальной экономики ресурсами и усиление его влияния на все сферы жизнедеятельности государства; утрата государством эффективных механизмов управления природными ресурсами и своего первенства в их использовании для решения экономических и социальных проблем общества; российский бизнес стал ориентироваться на ресурсное обеспечение зарубежных стран и его внешнеэкономические интересы стали доминировать над внутригосударственными, усиливая отток финансовых ресурсов за границу и политическую конфронтацию бизнеса и власти;
• проявление противоречий между интересами государства, бизнеса, общества и необходимость их разрешения. Современное экономическое и социальное благополучие общества все больше зависит от взаимоотношений бизнес-сообщества с государственными органами управления, от использования накопленного человеческого капитала [3, 4]. Между тем бизнес и государство сосуществуют в условиях взаимного недопонимания, негативно сказывающегося на экономическом и социальном развитии общества. Решение возникающих здесь проблем предполагает целенаправленный поиск баланса интересов между бизнесом, обществом и властью на базе рационального сотрудничества. Однако государство не создало мотивационных условий для развития бизнеса. Бизнес не стал эффективным инструментом, через который государственные органы управления реализуют общественно значимые цели. Крупный бизнес недостаточно поддерживает государство в решении масштабных проблем населения, слабо реализует свои социальные функции и не разделяет с государством
ответственность за социальное благополучие общества, приумножение его интеллектуального потенциала;
• находясь между властью и бизнесом, народ пока не может цивилизованным путем отстаивать свои интересы. Возможности его влияния ограничены из-за отсутствия гражданского общества с присущими ему консолидирующими институтами. Власть не может найти должных подходов к бизнес-элите — самой активной, мобильной части российского населения, во многом предопределяющей приоритеты развития страны. Необходим взвешенный подход к управлению экономическим взаимодействием бизнеса, общества и государства, укрепление потенциала преобразований, направляемых в русло решения общественных задач. Концепция предусматривает: а) в области институциональных преобразований — создание условий, способствующих объединению преимуществ государства, бизнес-сообщества, имеющихся институтов гражданского общества и населения, позволяющих получать комплексный эффект в результате их взаимодействия и направить его на реализацию экономических интересов общества; б) в сфере взаимодействия бизнеса и государства — восстановление функций государства, обеспечивающих его стратегическую роль в отношениях с бизнесом, поиск подходящего для России баланса конкуренции и государственного регулирования в экономике; формирование управленческих, нормативных, экономических, финансовых и социальных механизмов, гарантирующих стабильность в отношениях бизнеса и государства; в) во внутренней экономической политике — реализацию национальной философии хозяйствования, социальных интересов общества; вовлечение населения в инновационное развитие бизнеса; повышение интеллектуальной направленности в развитии предпринимательства; г) во внешней экономической политике — использование системы стратегий завоевания бизнес-структурами ключевых позиций на внешних рынках и обеспечение реализации экономических интересов общества на долгосрочную перспективу; разработка крупномасштабных бизнес-проектов в экономических интересах общества; сокращение утечки финансовых ресурсов за рубеж. В частности:
• обосновано, что установление рациональных связей между бизнесом и государственными органами управления является доминирующим фактором в стабилизации современных экономических систем. В данном контексте связи — это отношения взаимной зависимости, эффективная
составляющая сетевой экономики и являются таковыми благодаря следующим условиям: наличию этических или ценностных ориентаций участников сетевой экономики; высокому уровню доверия между участниками; нормам взаимности (в отношениях преобладают чувства взаимных обязательств и ответственности, а не желание извлечь выгоду из имеющего место доверия); существованию некоего морального сообщества, в котором предполагается доверительное поведение, понимание нормативных стандартов. В электронной сетевой экономике значительная часть связей теряет свое качество как редкий ресурс. Ограниченным ресурсом по-прежнему остается то, ради чего агенты устанавливают между собой связи, — место в системе разделения труда, на котором данный агент представляет для экономической системы максимальную ценность и, следовательно, получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду. Именно это и становится целью в управлении предприятием в сетевой экономике. Многообразие субъектов экономических и социальных отношений, наличие широкого круга интересов, возникающих в сфере реальной и электронной сетевой экономики, обусловливают необходимость регулирования, осуществляемого не только государственными, но и межгосударственными органами управления с целью достижения баланса интересов [1, 5]. Для приведения в действие этого механизма требуется ясность в понимании содержания категорий «государственное управление экономикой» и «мотивационные установки бизнеса». Показана необходимость государственного вмешательства в деятельность тех сфер, в которых рынок либо невозможен, либо недостаточно эффективен, а также функционирования бизнеса в самоорганизующейся конкурентной рыночной среде. Современная методологическая база связей бизнеса и государственных органов управления должна включать в себя: трактовку категории «государственное регулирование экономики», исходя из необходимости возложения на государство компенсаторских функций; адекватное раскрытие основных мотивационных установок бизнеса и государственных органов управления. При этом определяющее значение имеет осознание экономического развития не как самоцели, а как средства осуществления справедливой социальной политики; • доказано, что связи бизнеса с государственными органами управления должны строиться на базе
системы принципов государственного регулирования экономики, в рамках которых ответственным за экономическую политику должно быть исключительно государство. Эта система включает принципы свободной конкуренции; переориентации с традиционного определения меры государственного вмешательства в экономику на рост эффективности такого вмешательства; обеспечения полной определенности в вопросах собственности; стабильности регулирования экономики и отношений бизнеса с властными структурами посредством неукоснительного соблюдения общих правил хозяйствования (норм рыночного поведения); обязательного соблюдения нейтральности подхода по отношению ко всем субъектам хозяйствования в процессе государственного регулирования их деятельности; постоянной нацеленности на устранение появляющихся административных барьеров между бизнесом и властными органами, а также между самими хозяйствующими субъектами;
• выявлено, что в современном мире корпоративная социальная ответственность расценивается как добровольный вклад корпорации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с ее основной деятельностью. Бизнес-корпорации самым лучшим образом служат всему обществу и демонстрируют свою социально-политическую ответственность лишь тогда, когда действуют в направлении получения максимальной прибыли, сообразуясь при этом с этическими рамками и нормами. Внедрение систем корпоративной ответственности влияет на управление рисками компании за счет диалога с заинтересованными сторонами и своевременного выявления и решения возникающих проблем. Действующая в компании система корпоративной социальной ответственности, включающая регулярную подготовку социальных отчетов, повышает прозрачность бизнеса, что дает возможность обосновывать его стоимость. Для российского бизнеса корпоративная социальная ответственность как понятие и деятельность не совсем новая категория. Крупные градообразующие предприятия, различные ведомства еще в советское время поддерживали социальную сферу и соответствующую инфраструктуру. Трудящиеся получали путевки в дома отдыха, пользовались поликлиниками при предприятиях, имели продолжительные оплачиваемые отпуска. Однако отношения в то время не были рыночными, поэтому адекватное им понятие
«корпоративная социальная ответственность бизнеса» отсутствовало [5]; • установлено, что в основу развития корпоративной социальной ответственности должен быть положен ряд принципов, приемлемых для внутригосударственного и межгосударственного применения: признание добровольного характера корпоративной социальной ответственности; достоверность и прозрачность ее методов; сбалансированный и всеохватывающий подход к такой ответственности, включающий экономические, социальные и экологические аспекты, а также интересы потребителей; внимание к особенностям и потребностям среднего и малого бизнеса; совместимость с существующими международными договорами и нормативами. Современная корпоративная социальная ответственность — это норма, вытекающая из самой сущности бизнеса, который является не только экономическим, но и социально-политическим институтом. Социально-политические аспекты его деятельности так же неотделимы от него, как и экономические. Такая ответственность все чаще характеризуется тем, что бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественной продукции и услуг, добровольно берет на себя социальные обязательства перед обществом. Бизнесмены понимают, что экономическая эффективность производства не может быть самоцелью крупного бизнеса. Она лишь способствует гармоничному развитию общества, главные цели развития которого являются социальными.
Другая отличительная черта корпоративной социальной ответственности заключается в том, что население и государство все активнее поддерживают социально ответственные компании. Третья черта отражает увеличение масштаба корпоративной социально ответственной деятельности и расширение числа ее участников под воздействием глобализации. В значительной мере ими становятся межгосударственные структуры, а в качестве объекта приложения выступает население мирового сообщества, получающее преференции через глобальные социально ответственные проекты. Иными становятся правила, механизмы, принципы и условия реализации корпоративной социальной ответственности. Существенно увеличиваются затраты корпораций и государств на ее развитие [5]. В качестве одной из современных форм контроля общества за реализацией социальных функций бизнеса предложены региональные центры гражданской активности, обеспечивающие общественное участие, экспертизу, мониторинг, консультирование социальных проектов;
• показано, что любой бизнес оказывает влияние на общество, но сам он не может обойтись без общества и государства, регулирующего условия для его нормальной работы. Отличительной особенностью нового этапа взаимоотношений власти и бизнеса стало развитие в них социальной составляющей. Вместе с тем установлено, что подавляющая часть российского общества не осведомлена о масштабах развития социальных функций и программах бизнеса, реализуемых в стране. Предложено информировать общественность о социальной деятельности бизнеса путем вовлечения журналистов в обсуждение данной проблемы, а также через сотрудничество с известными общественными организациями. Аргументирована разработка и внедрение социального стандарта обязательств крупных бизнес-корпораций, ответственных перед собственными коллективами и населением регионов. Он должен отличаться комплексным, системным подходом, увязанным с социальной ситуацией на конкретной территории, быть пронизанным корпоративной идеологией, носить открытый, публичный характер, раскрывающий социальную позицию конкретных бизнес-корпораций в обществе, формировать позитивную практику взаимоотношений общества, бизнеса и государства. Целесообразно введение в практику социальных отчетов, социальных рейтингов, по которым население может судить об успехах в социальной деятельности бизнес-структур;
• установлено, что коммерческие компании под влиянием ужесточения отношения власти к бизнесу понимают свою социальную ответственность как ответственность перед властными структурами относительно уплаты налогов. Обосновано, что социальные функции и социальная ответственность компаний не должны ограничиваться уплатой налогов и обеспечением населения рабочими местами. С точки зрения общества и государства признаки социально ответственного поведения значительно шире. В убывающем порядке они выглядят следующим образом: производство качественных товаров по разумной цене; защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников; защита окружающей среды; вклад в российскую экономику; борьба с бедностью; оказание помощи при стихийных бедствиях и катастрофах; непричастность к любым формам взяточничества и коррупции;
• сформулировано современное понимание социальной ответственности бизнеса, которое включает не только обязательную уплату бизнесом
налогов, но и соблюдение им принятых в обществе социальных стандартов. В общем, социальная ответственность бизнеса — морально-политическая обязанность бизнесменов действовать в соответствии с социальной политикой государства, принимать определенные решения, придерживаясь основных ценностей и целей общества. Важно, чтобы социальная ответственность стала предметом различных субъектов деятельности — государства, бизнеса и общества, включая социальную ответственность личности. Это предполагает действие деловых кругов в соответствии с решениями, которые выходят за рамки непосредственных экономических интересов корпораций. Социальная ответственность бизнеса реализуется через социальную политику государства — деятельность государственных органов власти, внегосударственных структур и самой личности, направленную на решение социальных задач общества [5]. Бизнес-структура должна соблюдать законы и нормы общественной жизни. Как производитель она должна производить безопасные и надежные товары, устанавливать справедливые цены. Как работодатель — заботиться о материальном положении работников и недопущении их дискриминации. Как субъект управления ресурсами — эффективно их использовать и заниматься жизненно важными проблемами территорий, на которых она расположена. Как объект инвестирования — защищать интересы инвесторов и давать правдивую информацию о своем финансовом положении. Как участник социального развития — стимулировать и поддерживать инновации и признавать ответственность за свое воздействие на качество жизни окружающих. Кроме того, корпорация не должна участвовать в нечестной конкуренции или в необоснованном ее ограничении;
• установлены наиболее важные области проявления социальных функций и ответственности бизнеса: потребительский рынок товаров и услуг; управление персоналом и корпоративная культура; среда обитания человека; взаимодействие с местным, региональным или федеральным сообществом; сфера прав человека; финансово-экономическая сфера. Доказано, что мерилом деятельности социально ответственного бизнеса должны стать не только объемы средств, потраченных им на реализацию социальных функций через соответствующие социальные программы, но и их эффективность. Обосновано, что виды социальной ответственности — подразделение
социальной ответственности на группы по специфическому, отличающемуся друг от друга содержанию. Социальная ответственность обеспечивает уверенность человека в завтрашнем дне, а это в свою очередь формирует и экономическую устойчивость хозяйствующих субъектов, и политическую стабильность в обществе [5];
• выделены основные организационные формы структур управления, занимающиеся решением проблем населения в рамках социально ответственного бизнеса: корпоративные фонды, содержащиеся на деньги корпораций, реализующих социальные цели, увязывая их с общественным благом и с бизнес-целями; ассоциации малого бизнеса, специализирующиеся на создании новых рабочих мест; внебюджетные фонды социального развития, существующие за счет благотворительных пожертвований бизнеса, оказывающие социальную помощь населению; агентства, поддерживающие социально незащищенные слои населения в решении их жилищных проблем; советы по социальному партнерству, в которые входят менеджеры компаний и представители региональных или городских администраций. Показано, что во времени эти формы могут меняться, перестраиваясь адекватно изменяющимся социальным потребностям. Выбор той или иной формы обусловлен конкретной ситуацией;
• установлено, что отношения «бизнес — власть — общество» во многом зависят от того, насколько полноценно развиваются институты гражданского общества и составляющие его организации. Чтобы интересы бизнеса и населения были максимально удовлетворены, активность бизнеса должна быть направлена на развитие партнерства со структурами гражданского общества. В России постепенно оформились три сектора, характерные для периода становления гражданского общества: государственный, коммерческий и некоммерческий. Каждый из секторов имеет свою миссию, области деятельности, организационные структуры, системы управления, ресурсную, нормативную базу, специфические технологии работы, рынки товаров и услуг. Однако реалии России таковы, что чаще реализуется краткосрочное партнерство, когда усилия и ресурсы организаций разных секторов объединяются для достижения конкретной цели. Вместе с тем гражданское общество — это универсальная форма объединения усилий трех секторов, которая, используя социальные нормы, практику и организованные добровольные инициативы граждан,
способна направлять всех участников на решение проблем, предоставляя возможности для конструктивной деятельности каждому человеку. Суть межсекторного экономического партнерства в интересах общества состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими в общественной сфере;
• установлено, что основой конфликта между бизнесом и государством, бизнесом и другими сегментами гражданского общества является противоречие между частными интересами (ориентированными на личную выгоду) и общим благом (социально ориентированным служением). Фактором угрозы в данной системе отношений выступает хищническая, узкоэгоистическая направленность деятельности бизнеса. Для государства эта угроза реализуется в процветании системы коррупции, нечестной, неравной конкуренции. Для общества она оборачивается социальной поляризацией, нищетой, ростом локальных войн, социальной нестабильностью и деградацией.
Нередко в качестве базы конфликта между бизнесом и государством, бизнесом и другими сегментами гражданского общества выступает нормативно-правовая база, препятствующая явно или неявно различным способам взаимодействия. Доказано, что условием цивилизованного урегулирования конфликтной ситуации между бизнесом, государством и обществом являются институциональные механизмы (информационные совещания, консультации, переговоры, исследование возможных альтернатив и поиски взаимоприемлемых решений). При этом должны учитываться и социальные нормы, которые определяют критерии допустимого или недопустимого поведения, представления о цивилизованных или нецивилизованных способах решения проблемы, которые в отличие от правовых норм не закреплены в законах;
• аргументировано, что на региональном и муниципальном уровнях должны быть такие организационные формы конструктивного взаимодействия, как общественные координационные советы, постоянно действующие межведомственные комиссии, административные комиссии, в состав которых должны входить представители общественных организаций. Связь между властью и бизнесом может осуществляться через центры социального партнерства в регионах и другие структуры. Установлен главный критерий значимости и эффективности общественной организации — степень ее влияния на принятие по-
зитивных законодательных решений в интересах большинства российского общества; доказано, что в российском обществе экономическое бизнес-лоббирование по природе решаемых задач и охватываемой сфере интересов — это неотъемлемая часть развития экономической системы, соединяющей этически оправданные интересы общества, государства и бизнеса. В рыночной экономике власть и бизнес заинтересованы в постоянном диалоге: власть фактически перекладывает на бизнес решение социальных задач, поскольку бизнес располагает достаточными для этого ресурсами и понимает экономику лучше чиновников, а бизнес вынужден искать возможности ограничения растущего административного давления. Аргументировано, что бизнес-лоббирование должно восприниматься как объективно необходимый инструмент для балансирования отношений между бизнесом и властными структурами, их непрерывного мониторинга и корректировки. Однако для этого следует приложить серьезные усилия, как со стороны бизнеса, так и государства, придав бизнес-лоббизму цивилизованный характер. Инс-титуционализация экономического бизнес-лоббизма предполагает его политическое и юридическое оформление, имеющее внутренние и внешние составляющие. Внутренняя характеристика бизнес-лоббизма есть фиксация взаимосвязанных отношений его отдельных субъектов, которые на базе общих групповых интересов и нормативно-правовых актов определяют технологию своей деятельности. Внешняя составляющая бизнес-лоббизма есть проявление его внутреннего содержания как целостно-группового (корпоративного) субъекта, ориентированного на определенный объект с четко очерченными предпринимательскими целями. Юридическое содержание бизнес-лоббизма закрепляется в законах, где должны быть отражены его цели и предмет регулирования; аргументировано развитие бизнес-лоббирования на основе: методического изучения российского правового поля, продвигаясь от стихийного к системному законодательству по бизнес-лоббизму (по компетентным данным аудиторов, большинство преступлений последних лет совершалось в полном соответствии с законом); общеприемлемого законодательного и этически обоснованного решения вопросов приватизации в расчете на будущее, а также денационализации; обеспечения безусловной прозрачности системы
информации, циркулирующей между бизнесом и властными органами; предоставления бизнесу законных возможностей участия в политической деятельности в рамках соответствующих общеконституционных правовых норм; образования в той или иной форме института, уполномоченного выполнять функции посредника между партиями, властными органами и бизнесом; признания целесообразности и содействия на государственном уровне формированию специальных организаций лоббистов; создания информационной базы для возможно полного и своевременного осуществления лоббистской деятельности.
Следует отметить, что ни в какие времена невозможно формировать эффективно развивающуюся экономику без тесных связей бизнеса с государственными органами управления. Успешное развитие таких связей предполагает заинтересованное участие обеих сторон — бизнеса и государственных органов управления. Анализ практики свидетельствует, что пока предприниматели не удовлетворены отношениями бизнеса с государственными органами управления. Общественные и экспертные советы по вопросам развития бизнеса при государственных органах управления эффективны только на региональном и муниципальном уровнях, отсутствует должный доступ к информации, необходимой для продуктивной деятельности бизнеса в условиях конкуренции. Не налажены действенные механизмы конструктивного взаимодействия объединений предпринимателей с органами государственного управления.
Практика экономически развитых стран демонстрирует нам эффективность взаимодействия государственных структур и объединений предпринимателей, заключающегося в передаче им части функций государства в сфере регулирования бизнеса (включая аттестацию, сертификацию, лицензирование, подготовку кадров). Подобный опыт может быть использован и в России. Одним из путей решения проблем, связанных с недостатком информации, представители объединений предпринимателей считают получение (на льготных условиях) доступа к информационным ресурсам сети Интернет, широкое использование существующих правовых информационных систем, а также создание для действующих объединений предпринимателей единого информационного центра и базы данных, содержащих актуальную для них информацию.
Социальные функции и социальная ответственность бизнеса имеют глубокие исторические корни.
На Руси издревле существовали традиции меценатства и благотворительности. Они сохранялись в дореволюционной России и в советские времена. Социально ответственный бизнес, эффективно решая свои прямые коммерческие задачи, вносит позитивный вклад в устойчивое экономическое и социальное развитие общества. В результате реализации социальных функций бизнес снижает коммерческие риски, улучшает свою репутацию, повышает эффективность труда персонала, приобретает лояльность потребителей и, в конечном счете, становится более конкурентоспособным и признаваемым в обществе. Корпоративная социальная ответственность бизнеса это в первую очередь долгосрочная экономическая устойчивость предприятий, производство качественных товаров и услуг, создание рабочих мест и безопасной рабочей среды, здоровье и развитие персонала, экологическая безопасность, содействие развитию местного сообщества. Социальная ответственность бизнеса распространяется и на подготовку высокообразованной элиты общества, сохраняющей и обогащающей культурные традиции многонационального российского народа.
Ослабление государственной поддержки социальных функций бизнеса приводит к тому, что бизнес-структуры постепенно перестают участвовать в решении социальных проблем общества. Поэтому, прежде чем требовать от бизнеса должной социальной ответственности, необходимо создать соответствующие условия, позволяющие ему эффективно реализовать данную функцию. Важны при этом не только прямые административные меры поддержки, но и косвенные, с помощью апробированных в мире регуляторов непрямого воздействия. В ряде случаев они менее эффективны по сравнению с прямыми мерами поддержки, более длительны по времени и получению положительного эффекта, но крайне необходимы для системного использования имеющихся возможностей воздействия.
Власть зачастую не представляет, какую нагрузку несет бизнес на местах по решению социальных проблем и с какими трудностями он сталкивается. Вынужденные социальные вложения под давлением приводят к коррупции власти. В бизнесменах народ не видит социальной силы, способной обеспечить подъем национальной экономики. Вместе с тем власть стремится создать условия для реализации главных социальных функций, закрепленных за бизнесом в рыночной системе — расширять занятость и увеличивать доходы различных слоев населения. Кроме того, она стала уделять внимание и таким проявлениям социальной роли бизнеса, как
распространение наиболее передовых образцов корпоративной культуры на крупных предприятиях.
Сейчас не существует четких принципов поддержки социально ответственного бизнеса со стороны государства, не ущемляющих права той или иной заинтересованной стороны. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в поддержке тех хозяйствующих субъектов, которые по крайней мере осуществляют значительные и регулярные налоговые выплаты. Большое значение для управления развитием социальных функций бизнеса имеет оценка получаемых при этом эффектов от корпоративных социальных и благотворительных программ, как для компании, так и для тех, на кого они были рассчитаны. Чаще всего для крупных корпораций эффект характеризуется созданием стабильной бизнес-среды, укреплением доверия со стороны населения, партнеров, региональных органов власти и управления, формированием положительного имиджа, а в связи с этим снижением системных рисков бизнес-деятельности, ростом продаж, увеличением капитализации и улучшением финансовых показателей, способствующих расширению рынка. Имеют место и другие выгоды. Для населения эти эффекты чаще всего носят социальный и экономический характер.
Трудовой кодекс заложил основы для социального партнерства между властью и большим бизнесом. Как важный общественный институт, крупные бизнес-корпорации включены в систему отношений государства и народа, во многом определяющих социальное бытие не только отдельных сегментов рынка, но и всего общества. По существу, они должны делить с государством социальные функции и ответственность за состояние системы социальных услуг и благополучие общества в целом. Роль корпораций в ряде социальных функций бизнеса — одна из ключевых. В России сформировался достаточно обширный и преуспевающий корпоративный сектор, который может существенно поспособствовать решению социальных проблем страны. Перекладывать эту миссию целиком на государство равносильно сохранению нынешнего плачевного состояния социальной сферы. На Западе доктрина социальной ответственности крупных корпораций, развиваясь, модифицируется в другую, более широкую и всеобъемлющую концепцию корпоративного гражданства. Эта последняя, инкорпорировав в себя постулаты доктрины социальной ответственности, делает особый упор на установление корпорациями тесных, конструктивных отношений с государством.
В скорейшем подъеме экономики и развитии нашей страны заинтересованы как бизнес-корпорации, так и население, региональные власти и правительство. Крупные отечественные компании, в особенности монополисты, представляют собой странообразующие структуры. Но даже в этом случае обустройство совместной среды обитания возможно лишь при их взаимодействии с государством с учетом, как минимум, двух моментов. Во-первых, необходимо вводить разумные налоговые платежи и осуществлять политику протекционизма по отношению к российским производителям, что позволит им успешно реализовывать свои планы. Во-вторых, учитывать интересы общества и населения страны. На сегодняшний день ситуация, мягко говоря, иная. Производители, в лице владельцев и менеджеров, недовольны существующими условиями ведения бизнеса, а рядовые граждане, получая доход, привязанный к минимальной ставке оплаты труда, чувствуют неуверенность и социальную незащищенность. Таким образом, важной задачей государства на современном этапе должна стать выработка общих правил игры и контроль за их соблюдением, а также поддержка социальной ответственности бизнеса.
Существуют нематериальные источники, побуждающие развитие социальных функций и ответственности бизнеса: давление общества; давление рынка; государственное воздействие; внутренние убеждения лидеров бизнес-структур. Необходимы адекватные механизмы, поддерживающие данные источники: развитие контроля общества над бизнесом; рост конкуренции, стимулирующей функции бизнеса и государства; ориентация образования на подготовку специалистов со знанием социально ответственного бизнеса. Имеются организации, которые оказывают услуги социально ответственному бизнесу. Их развитие влияет на качество реализации бизнесом своих социальных функций. Это образовательные услуги, услуги кадровых агентств, услуги ярмарок, рекламные услуги, информационные услуги, услуги по цивилизованному лоббированию интересов бизнеса в регионе, фандрайзинговые услуги по совместному использованию и привлечению ресурсов к социальным проектам.
Можно выделить набор инструментов и социальных технологий реализации социальной ответственности бизнеса и информированности населения: социальные программы, социальная отчетность, социальный аудит, социальные рейтинги. Доверием у населения пользуются лишь те социальные отчеты, которые заверены органами государственной
власти и управления, а также независимыми внешними иностранными организациями. Наличие социальной отчетности бизнес-структур повышает инвестиционную привлекательность региона. Целесообразно создание федеральной, региональной, муниципальной и корпоративной базы данных, доступных населению, обо всех проведенных социальных проектах и бизнес-структурах их осуществлявших.
В настоящее время необходимо использовать показатели оценки бизнес-эффекта, связанные с участием бизнес-структур в благотворительных программах. Такими показателями могут быть: окупаемость инвестиций, направленных на благотворительные программы; эффективность благотворительной помощи по сравнению с эффективностью других, неблаготворительных средств (затрат на рекламу, стимулирование продаж); увеличение финансовых показателей деятельности компании вследствие реализации ею социальных и благотворительных программ. Ключевыми индикаторами бизнес-эффекта в данном случае являются:
• доход с инвестиций;
• окупаемость в виде соотношения между затратами на благотворительность и той долей прироста капитала, которая возникла благодаря благотворительной деятельности;
• данные о продажах; узнаваемость продукции и брэнда;
• интерес к продукции; количество и мотивация покупателей, совершивших первую покупку;
• причины смены марки товара.
В нашей стране в течение короткого времени возник заново основанный на деловой гражданской инициативе частный бизнес-сектор и существенно изменился государственный сектор, который в прошлом доминировал в экономике и монополизировал все управление, включая социальную сферу. Государственный сектор претерпел серьезные изменения с разделением трех ветвей власти и идентификацией системы государственных и муниципальных учреждений. Имеется и негосударственный, некоммерческий сектор, который все больше базируется на гражданских инициативах.
Для государственного сектора характерны государственная, муниципальная и смешанные формы собственности. Его миссия состоит в защите прав граждан, обеспечении безопасности страны, создании правовой базы, формировании доходной части бюджета определенного уровня и распределении доходов между территориями и сферами жизни, развитии системы образования, здравоохранения.
Технологии работы государственного сектора отличаются спецификой деятельности ветвей власти: исполнительной (административной), законодательной и судебной, а также характером функционирования государственных и муниципальных учреждений.
Для коммерческого сектора характерны частная и акционерные формы собственности. Его миссия состоит в максимальном извлечении прибыли на основе предоставления товаров и услуг в конкурентной борьбе с другими участниками внутреннего и внешнего рынков. Он использует широкий спектр технологий работы в сфере деловой активности, которые разнообразны и зависят от профиля деятельности коммерческих организаций.
Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы. У них разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество секторов необходимо. Ни государство, ни бизнес, ни граждане не могут в одиночку преодолеть социальную несправедливость и конфликты. Межсекторное экономическое партнерство понимается как конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, «выгодное» для каждой из сторон в отдельности и населения территории, где оно реализуется.
Существенным компонентом институционали-зации конфликтных отношений между бизнесом, обществом и властью можно считать создание неформальных правил и процедур, регулирующих отношения сторон. Иначе говоря, речь идет о неких неписаных правилах игры, вытекающих из культурных традиций общества, которым должны следовать участники конфликта и которые должны предоставлять равные условия для каждой из сторон. Организационной формой, позволяющей вырабатывать позиции сближения интересов бизнеса, общества и государства, является Гражданский форум, на котором рассматриваются и обсуждаются проблемы с точки зрения самих граждан. Задача форумов — помочь людям стать сознательными гражданами, развивать навыки гражданской инициативы, формировать мнение общественности и вносить посильный вклад в определение интересов общества в целом. На форуме обычно присутствуют представители государства и многочисленных гражданских объединений, обсуждаются назревшие вопросы жизни общества, бизнеса и власти, а также взаимодействия между ними.
Гражданское общество, как сфера свободного и поливариантного взаимодействия граждан, которые передоверяют государству функцию обеспечения общенационального интереса и целостности страны, исторически возникло и развивалось как система своеобразной «обратной связи» с различными подсистемами социума, которая выполняла функции коррекции, оптимизации и смягчения форм протекания социальных процессов. Гражданское общество в первую очередь обращается к способностям граждан, рассматривает общественность как основной политический капитал и говорит на языке практического решения проблем и укрепления взаимодействия между людьми.
Движения, поддерживающие интересы конкретных социальных групп, требуют патерналистского отношения со стороны государства. Они не могут существовать без опоры на власть, и государство должно вести с ними особый диалог. Бизнес, политические партии и правозащитное движение — отдельные части гражданского общества, требующие соответствующего к ним отношения. В системе «бизнес — общество — государство» гражданина от неправомерных действий власти должны защищать правозащитные организации. Своей профессиональной деятельностью они оппонируют власти, и поэтому их любые контакты с ней должны тщательно готовиться, а любой диалог, касающийся бизнеса и общества, должен быть равноправным.
Между рынком и государством находится широкая сеть устойчивых моделей коллективного поведения (институтов). Они значительно облегчают человеку ориентацию в окружающем мире, помогают адаптироваться к нему. Со временем люди начинают внутренне ценить участие в таких институтах, практически независимо от приносимых ими благ. К их числу и относятся некоммерческие общественные организации, объединенные собирательным понятием «третий сектор», который как бы противостоит государству и является сферой реализации частных интересов и проектов граждан. Он образуется по принципу самоуправления в результате активности граждан снизу. Это сближает его с понятием «гражданское общество». Главная цель некоммерческих организаций — не прибыль (как у бизнеса) и не политический капитал (как у государства), а общественная польза. Они должны компенсировать безразличие рынка и некомпетентность государства в решении многих экономических и социальных проблем общества на основе гражданственности и социальной ответственности, интересов общества и правовых норм.
Для выработки адекватного представления о перспективах развития ситуации в российском государстве, обществе и бизнесе в ходе реализуемой административной реформы, необходимо прежде всего разобраться в ценностных установках и идейных приоритетах, определяющих главные мотивы осуществления объявленных преобразований. Основой сохранения и развития сформированного русским народом государства является базирующаяся на христианских принципах функция защиты духовно-нравственных начал общественной (в том числе хозяйственной) жизни. Преобразования государственного аппарата в России должны осуществляться только с целью создания наилучших условий для реализации исторической сущности российского государства, определяемой духовно-нравственным выбором народа, и с учетом специфических условий хозяйственной деятельности в нашей стране. Эти условия объективно требуют существования мощного централизованного и ответственного перед обществом государства.
В функционирующей ныне российской экономической системе правовые основания лоббизма подменяются теневыми, криминальными методами лоббистской деятельности [2]. В результате чего лоббизм ассоциируется с корыстными антиобщественными интересами. Поэтому остро необходимо принятие базового федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», на базе которого могут быть введены в действие нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные сферы, позволяющие решать проблемы стиля и методов лоббистской деятельности. Весьма значимо также понимание роли государственного регулирования экономики. Неразумные ограничения свободы хозяйствования провоцируют развитие «черного» лоббизма. Вместе с тем лоббирование во многом обусловлено тем, что бизнес, общество и государство нередко сосуществуют в условиях взаимного недо-
понимания. Это требует изменения их взаимоотношений на взаимоприемлемой основе, иначе невозможно достичь удовлетворительного решения возникающих проблем. Лоббирование как раз и служит одним из таких инструментов, позволяющих цивилизованным путем согласовывать интересы бизнеса, общества и власти [5].
Нецивилизованный лоббизм объясняется, в частности, нерешенностью основополагающих проблем взаимоотношения между бизнесом и властью. Цивилизованная лоббистская деятельность наиболее успешна в координатах государственного регулирования рыночной экономики, свободного от оков бюрократизма. Вместе с тем бизнес-сообщество пока еще изобилует многими пороками и склонно к неудержимому криминальному обогащению. Проявляя неуемные амбиции, оно стремится к сохранению существующего нездорового положения вещей, в том числе через своих лоббистов в парламенте. Перспективы бизнес-лоббизма в значительной степени будут определяться тем, насколько успешной окажется административная реформа [5].
В нашей стране необходим закон о лоббистской деятельности, который бы провозгласил публичность сотрудничества и прозрачность намерений.
Литература
1. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества
(словарь терминов). — М.: Экономика, 2011. — 670 с.
2. Уколов В.Ф. Лоббирование как функция управления в предпринимательской деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 2.
3. Уколов В.Ф. Развитие взаимодействия предпринимательства, власти и общества // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 6.
4. Уколов В.Ф., Быстряков И.К. Человеческий капитал и экономика предпринимательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 6.
5. Уколов В.Ф., Тимченко В.С. Философия управления. В кн.: Инновационные ресурсы управления. — М.: ГУУ, 2011. — С. 12-31.