Научная статья на тему 'Управление вузом на основе системы менеджмента и оценки качества образования'

Управление вузом на основе системы менеджмента и оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / MANAGEMENT / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / MERIT MANAGEMENT SYSTEM / EDUCATION MERIT RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна, Малыгин Алексей Александрович

В статье рассматриваются основные понятия системы менеджмента и оценки качества образования, приводятся модели всеобщего менеджмента в вузе, выделяются проблемы эффективного использования системы менеджмента качества, а также намечены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION MANAGEMENT ON THE BASIS OF MANAGEMENT AND EDUCATION MERIT RATING SYSTEM

In the article the main concepts of management and education merit rating system are considered, the models of general merit management in institute of higher education are cited, merit management system effective use problems are picked out and ways of its elimination are also contemplated.

Текст научной работы на тему «Управление вузом на основе системы менеджмента и оценки качества образования»

УДК 378.1

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О. Л. Ксенофонтова, А. А. Малыгин

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматриваются основные понятия системы менеджмента и оценки качества образования, приводятся модели всеобщего менеджмента в вузе, выделяются проблемы эффективного использования системы менеджмента качества, а также намечены пути их устранения.

Ключевые слова: управление, высшее учебное заведение, система менеджмента качества, оценка качества образования.

Обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства является главной задачей модернизации отечественной системы образования. Успешная реализация вузами этой задачи зависит от ряда факторов, ключевым из которых является эффективный менеджмент. В настоящее время в вузах созданы системы менеджмента качества (СМК), закладывающие основу для эталонной модели качества процесса и результатов образования на основе международных стандартов. Сегодня осознается понимание необходимости и важности самооценки на регулярной и добровольной основе.

На основании решения коллегии от

16.11.2004 г. №3/1 «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)» Федеральное агентство по образованию издало соответствующий приказ от

03.12.2004 г. № 304 о необходимости разработки и внедрения внутривузовских систем менеджмента качества образовательных услуг, т. е. тех услуг, которые финансируются из бюджета. Внимание к эффективному управлению связано и с присоединением России к Болонской дек-

ларации, и с усилением конкуренции на рынке образовательных услуг.

Современное представление об успешности организации в области качества, в том числе и вуза, включает три этапа признания обществом заслуг:

1. Качество продукции организации (качество выпускников вуза).

2. Качество производственной (операционной) системы организации (качество процесса предоставления образовательных услуг и качество выпускников вуза).

3. Качество (совершенство) организации в целом (качество менеджмента вуза, качество преподавательского состава, качество процесса предоставления образовательных услуг и качество выпускников вуза).

Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией с ориентацией на качество, носящая непрерывный характер. Менеджмент определяет, что нужно делать для руководства организацией, а менеджмент качества указывает на то, как это надо делать лучше.

Менеджмент качества опирается на определенные принципы, концепции и практические модели реализации. Наибольшее распространение получило международное семейство стандартов КО серии 9000, в структуре которых разработана типовая модель систем качества образовательных учреждений. Изначально

стандарты ISO предназначались для производственных процессов, в которых деятельность организации рассматривалась через цепочку взаимосвязанных и интегрированных процессов, и плохо согласовывались со спецификой образования. Согласно процессному подходу, заложенному в ISO, в системе управления качеством необходимо регулярно отслеживать состав и функционирование процессов, подлежащих документированию на основе измерений, оценивать измерения в соответствии с постоянно метающимися требованиями потребителей, направлениями деятельности и стратегией.

Со временем произошло сближение стандартов ISO с концепцией всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management - TQM), а именно с ее восемью принципами:

1) ориентация на потребителя (организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания);

2) лидерство руководителя (руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации; им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации);

3) вовлечение работников (работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности);

4) процессный подход (желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом);

5) системный подход к менеджменту (выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффектив-

ности организации при достижении целей);

6) постоянное улучшение (постоянное улучшение деятельности организации следует рассматривать как ее неизменную цель);

7) принятие решений, основанное на фактах (эффективные решения основываются на анализе данных и информации);

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками (организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности).

В результате такого сближения появились стандарты КО серии 9000 и 9001 версии 2000 г., которые и послужили основой для построения систем менеджмента качества в вузах.

На рис. 1 представлены модели всеобщего менеджмента качества в вузе.

Для вуза качество можно рассматривать как результат многоступенчатого процесса на различных уровнях (уровень ректората, факультетов / институтов, кафедр), который включает множество участников. Конечным результатом этого многоступенчатого процесса является выпускник с дипломом о высшем профессиональном образовании. При создании систем менеджмента качества в соответствии с требованиями КО 9000:2000 для выделения всех необходимых элементов нужно поэтапно описать учебный процесс, являющийся основным в деятельности вуза. Имеется в виду все этапы от внедрения образовательной программы до выпуска специалиста, включая детализацию каждого процесса в виде блок-схем или схем информационных потоков.

Стандарты КО серии 9000 рекомендуют использовать следующий цикл действий - цикл РБС(8)А или цикл Деминга при реализации процессного подхода (рис. 2).

Рис.1. Модели всеобщего менеджмента качества в вузе на основе универсальных принципов создания современных систем менеджмента качества

Рис.2. Цикл Деминга

Цикл Деминга включат следующие этапы:

- планируйте (Plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов согласно требованиям потребителей и политики организации;

- осуществляйте (Do) - внедрите процессы;

- проверяйте, изучайте (Check, Study) -постоянно проверяйте, измеряйте и изучайте процессы и продукцию, сравнивайте результаты с требованиями к продукции, требованиями целей в области качества, информируйте о результатах;

- действуйте (Act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

Необходимо отличать процессный подход от обычного функционального подхода к осуществлению деятельности. При функциональном подходе исполнитель, прежде всего, отрабатывает свою функцию, изложенную в должностной инструкции. Исполнитель отчитывается только перед своим руководителем и прислушивается, главным образом, к его мнению и его оценкам работы. Главное в оценке качества работы исполнителя -высокая оценка руководителя. При процессном подходе исполнитель в своей деятельности ориентируется на потребителя результатов процесса, на удовлетворение его потребностей и ожиданий. Потребитель процесса и его требования определены, анализируется возможность их

выполнения, устанавливается обратная связь с потребителем и организуется работа по выполнению его требований. Поэтому результаты процесса согласованы с потребителем и удовлетворяют его требованиям. Главное в оценке качества работы исполнителя - высокая оценка со стороны потребителя процесса и других заинтересованных сторон.

Процессный подход лежит в основе системы менеджмента качества вуза.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008, система менеджмента качества (quality management system) - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики, целей и достижения этих целей применительно к качеству). То есть это совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Приступая к разработке СМК вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться, и принципы оценки ее совершенства. Под моделью системы менеджмента качества понимают определенную совокупность критериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности вуза с позиций менеджмента качества, а также составляющих, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

По каждому из реализуемых в вузе процессов, входящих в реестр процессов СМК, должен осуществляться менеджмент процесса, который в типовой модели интерпретируется как 1) планирование качества процесса, 2) управление качеством процесса, 3) обеспечение качества

процесса, 4) улучшение качества процесса, 5) оценка качества процесса.

Реализация процессов вуза должна сопровождаться деятельностью по измерению, анализу и улучшению, т.е. должны осуществляться мониторинг, измерение и анализ процессов, управление несоответствиями и улучшение процессов [4].

1) Планирование качества процесса предполагает:

- определение требований потребителей процесса к выходным характеристикам качества - результатам процесса;

- постановки целей по внутренним и входным характеристикам качества;

- разработки последовательности действий, распределения ответственности и полномочий участников процесса, распределения ресурсов процесса;

- разработки методов измерения и анализа характеристик качества;

- формулирования признаков отсутствия несоответствий на основе характеристик качества;

- определения действий, приметаемых к процессу при невыполнении требований к характеристикам качества.

2) Управление качеством процесса (действия, направленные на поддержание характеристик качества процесса в заданных пределах) предполагает, что на основании измерения и анализа характеристик качества процесса осуществляются определенные мероприятия (проводятся коррекция и/или корректирующие действия, которые продумываются уже на этапе планирования) и достигается требуемое качество результатов.

3) Обеспечение качества процесса (действия по созданию уверенности, что требования к качеству будут выполнены) предполагает:

- обучение и повышение квалификации персонала;

- периодическую оценку (валидацию) процесса;

- создание системы оценки и сбора информации о характеристиках качества процесса, внедрение статистического управления процессами;

- формирование новых современных элементов инфраструктуры и образовательной среды, обеспечивающих требуемые характеристики учебных процессов (новое оборудование, специализированные аудитории, информационное и программное обеспечение и т.п.).

4) Улучшение процесса направлено на изменение значений характеристик качества процесса и его продукции в соответствии с целями улучшения, требует применения инструментов улучшения качества, а часто - и поддержки со стороны руководства для выполнения реинжиниринга (перепроектирования) процесса и получения дополнительных ресурсов.

5) Оценка качества процесса осуществляется в виде различных форм подтверждения выполнения требований к процессу (самооценка, внутренний аудит, внешняя оценка, оценка уровня зрелости).

Система обеспечения качества образования должна удовлетворять циклу непрерывного совершенствования - циклу Деминга (рис.2). Данная задача, в свою очередь, связывается с решением трех взаимосвязанных задач:

- формирование эталона качества;

- сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценка качества;

- выработка управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений.

Понятие «качество образования» рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения качества результата, т.е. соответствия уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов, и с точки зрения характеристики системы обеспечения этого качества, а именно - содержания образования, уровня подготовки преподавательских кадров, информационно-методического обеспе-

чения образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий [3].

Определяющими факторами, которые влияют на достижение конечной цели деятельности вуза, являются:

качество профессорско-

преподавательского состава;

- прием абитуриентов;

- качество образовательных программ;

- уровень информационного обеспечения;

- уровень организации вузовской науки;

- качество инфраструктуры вуза.

На основе этих факторов выделяются критерии системы обеспечения качества образования, по которым можно будет проводить его оценку, а именно:

- содержание образования;

- уровень подготовки специалистов;

- трудоустройство выпускников;

- профессорско-преподавательский состав;

- информационно-методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- используемые образовательные технологии;

- научная деятельность.

В настоящее время в вузах России используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

1) оценочный подход управления качеством деятельности ВУЗа (SWOT -анализ);

2) концепция, основанная на принципах Всеобщего менеджмента качеством (TQM);

3) подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.

Модель управления, основанная на оценочном подходе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности ВУЗа, а также положительных

и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения выявленных проблемных ситуаций и улучшения деятельности ВУЗа. В течении ряда лет данная модель используется в Новосибирском государственном техническом университете, ИГТА и Петрозаводском государственном университете, а также в ряде других ВУЗов.

Модель менеджмента, основанная на принципах ТОМ (всеобщего управления качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности ВУЗа, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у ВУЗа чётко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности ВУЗа. Всеобщий менеджмент качества предполагает процессный подход к деятельности ВУЗа, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Лидером в разработке и использовании данной модели менеджмента является Ивановский энергоуниверситет.

Модель менеджмента, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ISO 9000:2000. предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM, в данной модели основным инструментарием менеджмента является документированная система менеджмента, ориентированная на качество (в виде соответствующих стандартов предприятия, инструкциях и т.д.).

Анализ практики показывает, что к настоящему моменту вузы уже создали и сертифицировали свои системы менеджмента качества на основе процессного подхода. Однако, говорить о том, что произошел существенный прорыв в этом направлении, преждевременно. Системы управления качеством существуют, но их влияние на качество образования недостаточно. Одна из важных причин низкой эффективности действующих систем менеджмента качества в вузах заключается в недостаточной разработанности собственно педагогических методологических оснований деятельности по управлению качеством образования в вузе.

Анализ имеющегося опыта в сфере СМК в высших учебных заведениях позволяет выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

- отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;

- отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;

- утрата связи с предприятиями промышленности и, как результат, ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;

- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;

неприятие профессорско-

преподавательским составом новых принципов управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаточное содействие вузам во внедрении принципов менеджмента качества со стороны органов управления;

- недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- разработать общий алгоритм проектирования и внедрения системы менеджмента качества вуза;

- провести исследования основных рабочих процессов вуза, их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности в высшей школе;

- определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения; провести анализ и адаптацию требований и рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 применительно к специфике управления качеством в вузе;

- разработать базовую структуру системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001, включая организационную структуру и структуру документации системы менеджмента качества вуза;

- разработать требования к построению и содержанию Руководства по качеству вуза, документированных процедур основных рабочих процессов и другой документации системы менеджмента качества вуза;

- разработать модель и методику самооценки деятельности вузов с позиций менеджмента качества и провести ее апробацию.

Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и российский опыт создания системы менеджмента качества в вузах. Сегодня большинство российских государственных вузов находится на стадии высокой конкуренции в сфере высшего профессионального образования. Внедрение системы менеджмента и оценки качества образования - это одно из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности вуза, увеличение его рыночной доли, повышение эффективности его работы по всем показателям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солонин, С.И. Менеджмент качества образовательной услуги (руководство для преподавателей вузов): учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений/ С.И. Солонин. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. 190 с.

2. Вешнева И.В. Построение совершенной системы менеджмента качества в ВУЗе и его подразделениях: Учебно - методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука» 2009. 126 с.

3. Ротанова И.Н., Костенко М.А. Оценку ставит студент // Аккредитация в образовании. - 2012. №2(30).-С.56-57.

4. Ксенофонтова О.Л. Методические аспекты мониторинга рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2012. -№2(30). - С.51-58.

Рукопись поступала в редакцию 01.10.12.

INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION MANAGEMENT ON THE BASIS OF MANAGEMENT AND EDUCATION MERIT RATING SYSTEM

O. Ksenofontova, A. Malygin

In the article the main concepts of management and education merit rating system are considered, the models of general merit management in institute of higher education are cited, merit management system effective use problems are picked out and ways of its elimination are also contemplated.

Key words: management, institute of higher education, merit management system, education merit rating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.