Научная статья на тему 'Управление воспитанием в сельском социуме Уфа-Шигири Свердловской области'

Управление воспитанием в сельском социуме Уфа-Шигири Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / MANAGEMENT / SOCIAL EDUCATION / FAMILY EDUCATION / THE PROGRAM OF EDUCATION / RURAL SCHOOLS / THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилов Р. Т., Петров Д. Е.

В современных социально-экономических условиях развития России важным фактором прогресса становится социальное воспитание, цель которого – развитие социальных, жизненных сил личности, способности к адаптации в любых условиях жизни. Для обеспечения этих условий требуется программа воспитания сельских школьников, необходимо опираться на идеи педагогизации сельской среды (сельский социум – большая школа жизни) и социализации школы (расширение ее узко образовательных функций, усиление ее социальной роли). В интересах социального развития села необходима, с одной стороны, естественная включенность учителей и учащихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), с другой – включенность жителей села в процесс воспитания, развития, обучения, социальной защиты детей. Программа предусматривает тесное сотрудничество социальных институтов села с семьей, в содержательном плане предполагает использование воспитательного потенциала сельской среды, духовных заповедей сельского «мира», культурных ценностей российской провинции, народной крестьянской культуры, традиции народной педагогики, медицины, культуры, агрономии, архитектуры, строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the present socio-economic conditions of Russia social education is an important factor of progress, the purpose of which is the development of social, personal vitality, ability to adapt to all conditions of life. Ensuring these conditions requires a program of education of rural students. It is necessary to rely on the idea pedagogization of rural environment (rural society is a large school of life) and the socialization of the school (the expansion of its narrows educational functions, strengthening its social role). The natural inclusion of teachers and students in various areas of rural life (industrial, social, cultural) is necessary, as well as involvement of the villagers in the process of education, development, education, social protection of children. The program provides for close cooperation of social institutions of the village with family, involves the use of educational potential of the rural environment, spiritual precepts of rural “peace”, the cultural values ​​of the Russian provinces, peasant folk culture and folk traditions of pedagogy, medicine, culture, agronomy, architecture and construction.

Текст научной работы на тему «Управление воспитанием в сельском социуме Уфа-Шигири Свердловской области»

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЕМ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ УФА-ШИГИРИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Management of parenting in rural society Ufa-Shigiri of Sverdlovsk region

Р. Т. Исмагилов, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и прогнозирования производства Д. Е. Петров, студент Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

В современных социально-экономических условиях развития России важным фактором прогресса становится социальное воспитание, цель которого - развитие социальных, жизненных сил личности, способности к адаптации в любых условиях жизни. Для обеспечения этих условий требуется программа воспитания сельских школьников, необходимо опираться на идеи педагогизации сельской среды (сельский социум - большая школа жизни) и социализации школы (расширение ее узко образовательных функций, усиление ее социальной роли). В интересах социального развития села необходима, с одной стороны, естественная включенность учителей и учащихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), с другой - включенность жителей села в процесс воспитания, развития, обучения, социальной защиты детей. Программа предусматривает тесное сотрудничество социальных институтов села с семьей, в содержательном плане предполагает использование воспитательного потенциала сельской среды, духовных заповедей сельского «мира», культурных ценностей российской провинции, народной крестьянской культуры, традиции народной педагогики, медицины, культуры, агрономии, архитектуры, строительства.

Ключевые слова: управление, социальное воспитание, семейное воспитание, программа воспитания, сельские школы, эффективность воспитания.

Summary

In the present socio-economic conditions of Russia social education is an important factor of progress, the purpose of which is the development of social, personal vitality, ability to adapt to all conditions of life. Ensuring these conditions requires a program of education of rural students. It is necessary to rely on the idea pedagogization of rural environment (rural society is a large school of life) and the socialization of the school (the expansion of its narrows educational functions, strengthening its social role). The natural inclusion of teachers and students in various areas of rural life (industrial, social, cultural) is necessary, as well as involvement of the villagers in the process of education, development, education, social protection of children. The program provides for close cooperation of social institutions of the village with family, involves the use of educational potential of the rural environment, spiritual precepts of rural "peace", the cultural values of the Russian provinces, peasant folk culture and folk traditions of pedagogy, medicine, culture, agronomy, architecture and construction.

Keywords: management, social education, family education, the program of education, rural schools, the effectiveness of education.

В современных социально-экономических условиях развития России важным фактором прогресса становится социальное воспитание, цель которого - развитие социальных, жизненных сил личности, способности к адаптации в любых условиях жизни. Семейное воспитание, воспитание в образовательных учреждениях, общественных детских и молодежных объединениях является составным компонентом социального воспитания.

Сегодняшняя система образования не обучает школьников методологии освоения нового знания, способам его самостоятельной выработки, не согласует эти процессы с развитием внутренней потребности в знании и потому вынуждена при возрастании требований к качеству постоянно наращивать время обучения. Следствием выступают неизбежная перегрузка обучаемых разнородными малозначимыми в будущей жизни сведениями по принципу «запас карман не тянет», постоянное увеличение сроков обучения. Школа, как и прежде, не учит чувствовать и осмыслять жизнь такой, какая она есть. Но главное, система образования до сих пор не определились с приоритетной целью современной школы: кого она должна воспитать?

Необходим выбор методологических оснований, отвечающий особенностям конкретной социокультурной среды. Предлагая в качестве основы системы обучения методологию выработки и освоения нового знания в темпе возникновения в нем внутренних потребностей у индивида, можно существенно сократить время обучения за счет роста эффективности системы образования, повышения интенсивности образовательных процессов. Опора на традиции культуры народов Урала, этнопедагогические исследования могут служить гарантией разумности изменений в системе образования. Так появилась программа «Урал. Человек. Истоки».

Сельский социум - основная административно-территориальная единица России в сельской местности, своего рода социальный институт, основанный на единой территориальной общности, социально-экономическом положении. Социум как институт местного самоуправления может выступать в качестве регулятора общественной жизни входящего в нее населения, выполняя социальные, административно-хозяйственные функции. В силу своей специфики он может стать наиболее адекватным проводником идей государства в области воспитания и образования подрастающего поколения. В свою очередь образовательные учреждения на территории социума становятся полным институтом воспитания, развития и социализации личности сельского ребенка.

Функции сельского социума многогранны. Он может обеспечить помощь и социальную поддержку каждому члену общины; непрерывное образование, используя кадровые, учебные, производственные ресурсы. Социум может корректировать и дополнять семейное воспитание, опираясь на общественное мнение, институты наставников, старших братьев и сестер, старшее поколение, традиции общинной жизни. Воспитателем здесь выступает семья, школа, детский сад, учреждение дополнительного образования, сельский клуб, все трудоспособные граждане, пожилые люди, средства массовой информации.

Целью общественного воспитания является социализация личности в новых социальных и экономических условиях на основе духовных традиций отечественной истории, литературы, народной крестьянской культуры.

Содержание воспитания должно быть сориентировано на личность, ее интересы и потребности. Как показывает практика, воспитание требует внедрения в педагогический процесс социологических, психолого-педагогических методов изучения личности, семьи, использования компьютера, программирования, которые бы сослужили на деле целям развития личности, поднятия уровня образования широких слоев сельского населения, особенно детей и молодежи.

Воспитание должно быть направлено на подготовку хозяина земли, наследника таланта и мастерства предков, уклада родительского дома, преемника крестьянских трудовых традиций. В общественной практике необходимо культивировать идею служения земле, идею великой миссии, сеятеля-кормильца, непреходящих ценностей труда земледельца, верности земли-матери, преданности нелегкому крестьянскому, хлеборобскому труду. В социальной

практике следует всемерно поддерживать авторитет истинных тружеников, мастеров-умельцев, опытных полеводов, огородников, садоводов, фермеров, постигших тайны умелого хозяйствования па земле. Нужно поощрять опытническую, экологическую работу как детей, так и взрослых, новации в области аграрных преобразований, поддерживать коллективные, семейные, кооперативные формы хозяйствования на селе. Это возможно, если духовная жизнь общины будет опираться на нравственные и ценностные ориентации россиян, такие как культ труда, совестливость, честность, культ знаний, культ семьи, любовь к Родине.

Важно пробудить у детей интерес к родовым корням, к вековым национальным традициям и обычаям, традициям крестьянского общежития. Необходимо, чтобы в сельской среде царил дух сотрудничества, коллективизма и взаимопомощи, любви и уважения к ближнему, дух почитания и уважения народно-национальной и мировой культуры.

Требуется укрепление воспитательного потенциала семьи, духовной связи детей и родителей, преодоление отчуждения подрастающего поколения от семьи, от старшего поколения. В воспитательной практике необходимо культивировать ценности семейной жизни, поощрять родителей, бабушек и дедушек, добившихся успехов в воспитании. В центре воспитания должны стоять вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, вопросы общественной помощи и поддержки молодых семей, вопросы организации семейного досуга, труда и отдыха.

Для широкой практической реализации программы воспитания сельских школьников необходимо опираться на идеи педагогизации сельской среды (сельский социум - большая школа жизни) и социализации школы (расширение ее узко образовательных функций, усиление ее социальной роли). В интересах социального развития села необходима, с одной стороны, естественная включенность учителей и учащихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), с другой - включенность жителей села в процесс воспитания, развития, обучения, социальной защиты детей.

Развитие сельской школы, как показывает современная практика, может происходить в разных направлениях. К примеру, на базе школы может быть создан многофункциональный социально-педагогический центр, который объединяет усилия школы, учреждения дополнительного образования, сельского клуба, детского сада, библиотеки в социально-педагогической работе со всеми категориями населения и организует эту работу с помощью социальных педагогов и работников. Происходит интеграция образовательных учреждений, поскольку все социальные институты села предоставляют свои ресурсы - кадровые и производственные (помещения, сооружения, залы, столовую, инструменты) - детям, молодежи, семьям.

В основе программы воспитания сельских школьников, развития социально-педагогической работы лежит идея о первичности и самоценности личности сельского жителя (ребенка и взрослого), о воспитании как ведущем факторе ее развития в процессе онтогенетического становления человека (от рождения до ухода из жизни). И хотя воспитывается, прежде всего, молодое поколение, человеческая личность развивается всю жизнь, взаимодействуя с различными социальными и биологическими факторами. В связи с этим правомерно утверждение, что человек воспитывается всю жизнь. Программа призвана стать средством достижения единения сельских жителей, усиления интеграционных процессов в сельской среде, развития кооперативного движения в различных областях человеческой деятельности. Каждый ребенок, подросток, взрослый должен иметь возможность раскрыть свои способности в определенном виде творческого труда (на учебно-опытном участке, в теплице, саду, мастерской, кооперативе, кружке, клубе, секции и т. д.). Каждый сельский житель (в сотрудничестве детей и взрослых) должен иметь возможность приобщаться к деятельности на пользу ближнему, побывать в роли

«дающего благо», проявляющего милосердие (помощь детям, пожилым людям, инвалидам, сиротам); включиться в работу по социальному обустройству села, переживая чувство сопричастности к своей малой родине, ее процветанию.

Программа предусматривает тесное сотрудничество социальных институтов села с семьей как важнейшим институтом социализации личности, основным объектом социально-педагогической работы на селе. В содержательном плане она предполагает использование воспитательного потенциала сельской среды, духовных заповедей сельского «мира», культурных ценностей российской провинции, народной крестьянской культуры, традиции народной педагогики, медицины, культуры, агрономии, архитектуры, строительства. Программа ориентирует на тщательное продумывание индивидуальных, групповых, массовых форм социально-педагогической работы с детьми и взрослыми, имеющими особые проблемы в силу их физического и психологического состояния, жизненных обстоятельств, личностных проблем (дети-сироты, дети-инвалиды, многодетные, молодые семьи и т. д.).

Программа воспитания сельских школьников как процесс управляема, с планируемыми системой и результатами. Процесс обучения можно представить тремя основными каналами движения информации.

1. Основной канал - передача информации от источника (представителя сельской общины) к приемнику (ученику) (ее предъявление ученикам, управление учебно-познавательной деятельностью, процедура восприятия, усвоения, закрепления знаний учениками). Дополнительными управляемыми источниками информации выступают книги, Интернет.

2. Канал управляющих воздействий, включающий планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.

3. Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).

Таким образом, повысить эффективность обучения можно за счет: оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику; эффективного управления и организации познавательной деятельности детей; организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи). Лишь тогда можно говорить о достаточном уровне управления процессом воспитания, реализацией программы, когда учащиеся овладеют знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.

Библиографический список

1. Исмагилов Р. Г.Образовательно-производственный и социокультурный комплекс Уфа-Шигири. Екатеринбург : ИРРО, 2004.

2. Пустуев А. Л. Субъективная оценка реформаторских преобразований в аграрном секторе и краткий отчет о 40-летней деятельности // Механизмы повышения устойчивости аг-роэкономических и агропромышленных систем : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. С. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.