Научная статья на тему 'Управление внешнеторговой деятельностью предприятия в условиях развития рынка околотаможенных услуг'

Управление внешнеторговой деятельностью предприятия в условиях развития рынка околотаможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATIONS / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / CUSTOMS REPRESENTATIVE / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробова Марина Владимировна, Коробова Вера Федотовна

В статье рассмотрены различные организационно-экономические модели осуществления внешнеторговых операций предприятий с позиции тенденций развития таможенного дела и рынка околотаможенных услуг. Проведен их анализ с точки зрения трудоемкости, длительности прохождения таможенных процедур и эффективности взаимодействия с организациями околотаможенного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MARKET ANCILLARY SERVICES

The article discusses various organizational-economic models of foreign trade operations of enterprises from a position of tendencies of development of customs business and market ancillary services. Their analysis is carried out from the point of view of labour intensity, duration of customs procedures and the efficiency of interaction with organizations of ancillary businesses.

Текст научной работы на тему «Управление внешнеторговой деятельностью предприятия в условиях развития рынка околотаможенных услуг»

УДК 339.5

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

М.В. Коробова

Ивановский государственный политехнический университет

В.Ф. Коробова

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В статье рассмотрены различные организационно-экономические модели осуществления внешнеторговых операций предприятий с позиции тенденций развития таможенного дела и рынка околотаможенных услуг. Проведен их анализ с точки зрения трудоемкости, длительности прохождения таможенных процедур и эффективности взаимодействия с организациями околотаможенного бизнеса.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, таможенное регулирование, таможенный представитель, предприятие.

В современных условиях, характеризующихся ростом взаимодействия национальных экономик и крайним обострением конкурентной борьбы, эффективное функционирование и устойчивое развитие промышленного предприятия невозможно без его ориентации на внешний рынок и встраивания в глобальные мирохозяйственные процессы. В этой связи организация внешнеторговой деятельности является неотъемлемой частью хозяйственного механизма промышленного предприятия, решая задачу использования конкурентных преимуществ и продвижения выпускаемой продукции на внешние рынки.

Активизация внешнеторговой деятельности приводит к росту спроса на интенсивно развивающемся рынке околотаможенных услуг, поскольку прохождение таможенных формальностей является не имеющей альтернативы обязанностью участника внешнеэкономической деятельности, желающего реализовать свое право на перемещение товаров через таможенную границу. Предприятия, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, сталкиваются с большим количеством проблем, самостоятельно решить которые, как правило, невозможно. К подобным проблемам следует отнести не

только соблюдение всех предусмотренных таможенным законодательством требований, но и решение вопросов, имеющих экономический характер, включая транспортно-логистические операции.

Решение этого противоречия состоит в наличии организационно-экономического механизма управления внешнеторговой деятельностью, позволяющего предприятию более эффективно функционировать на внешнем рынке за счет сокращения непрофильных видов деятельности. В настоящее время существует несколько подходов к управлению внешнеторговой деятельностью. Распространенным является способ, когда предприятие самостоятельно организует процесс взаимодействия между всеми субъектами, участвующими в реализации внешнеторговых операций от этапа планирования, поиска поставщика, заключения контракта, прохождения таможенных формальностей, реализации сделки и до выполнения всех завершающих процедур. На каждом из этих этапов предприятие неизбежно сталкивается с различными коммерческими компаниями, действующими на рынке околотаможенных услуг, ориентированном на обеспечение совершенствования таможенного обслуживания внешнеторговых сделок с

учетом интересов всех сторон - бизнес-структур, государства и общества, структура которого была нами рассмотрена ранее [1].

Околотаможенные услуги (related-customsservices) - это вид бизнеса, организуемый специализированными компаниями, выступающими в качестве посредников по выполнению вспомогательных бизнес-процессов, связанных с движением проходящих таможню товаров и грузов к потребителю. К ним относятся услуги консультантов, таможенных брокеров, складов временного хранения и таможенных складов, а также таможенных перевозчиков и страховых организаций [2].

Схема организации, когда участник самостоятельно ведет внешнеторго-

вую деятельность и самостоятельно занимается таможенным оформлением, представлена на рис.1, из которой видно, что при таком способе организации внешнеторговых операций предприятию необходимо контактировать как минимум по четырем различным направлениям, с поставщиком - начиная от поиска поставщика и формирования заказа, с транспортной компанией -для выбора перевозчика, согласования транспортных документов и сроков забора груза, со страховой организацией - для страхования перевозки и контроля правильности заполнения страхового полиса, с таможенным органом- с целью декларирования груза и его выпуска на территорию РФ, а, в некоторых случаях, с органами стандартизации и сертификации.

Рис 1. Схема организации, когда участник самостоятельно организует внешнеторговые операции

Очевидно, что такой подход требует наличия на предприятии целого штата высококвалифицированных сотрудников, деятельность которых не связана с основным видом деятельности промышленного предприятия, то есть является непрофильной. Кроме того, предприятие несет все виды рисков.

Таможенное регулирование является неизменным этапом реализации любой внешнеторговой сделки. С его по-

мощью государство обеспечивает реализацию комплекса мер тарифного и нетарифного регулирования в целях защиты экономического суверенитета государства и экономической безопасности страны, а также формирования доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей, при этом оно выступает в качестве инструмента понуждения участников ВЭД к соблюдению требований законодательства и по-

этому отдельно взятым предприятием рассматривается как некий барьер, негативно сказывающийся на эффективности внешнеэкономической деятельности.

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в процессе таможенного оформления и декларирования грузов обусловлены как многообразием таможенных процедур, так и сложностью их реализации.

В качестве профессионального связующего звена между государственными таможенными органами и предприятиями, участниками внешнеэкономической деятельности, при таможенном оформлении внешнеторговых грузов выступает таможенный представитель -это юридическое лицо Российской Федерации или любая коммерческая организация, кроме казенного предприятия, внесенная в Реестр таможенного представителя (ст.12 ТК ТС). Условиями включения коммерческой организации в Реестр таможенных представителей являются:

- наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

- наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза;

- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро по курсу валют, ус-

танавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза на день предоставления такого обеспечения;

- соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза [3].

Срок действия свидетельства о включении таможенного представителя в Реестр не ограничен, но оно может быть отозвано в случае нарушения законодательства или неоднократного невыполнения обязательств. Таможенный представитель строит свои отношения с предприятием на договорной основе и осуществляет свою деятельность от имени и за счет декларанта, как правило, он оказывает ограниченный спектр услуг, таких как декларирование товаров, предоставление таможенным органам сведений, документов и декларируемых товаров, уплату платежей предусмотренных законодательством, помещение товаров на склад временного хранения, составление документов, необходимых для предварительных операций, и совершение иных действий, необходимых для таможенного оформления.

Использование предприятиями услуг специализированных посредников, таможенных представителей, обеспечивает оперативность и полноту выполнения таможенных процедур, способствует соблюдению таможенного законодательства, позволяет сократить потери от простоев и затраты времени при перемещении товаров через таможенную границу. Схема реализации внешнеторговой деятельности с помощью таможенного представителя показана на рис.2.

Рис.2. Схема реализации внешнеторговой деятельности с помощью таможенного представителя

Любые задержки в таможенных процедурах влекут за собой не только упущенную выгоду, но и создают помехи в переходе на более рациональные методы организации производства. С целью рационального использования ресурсов и снижения непроизводительных расходов бизнеса можно рекомендовать предприятиям выбирать посредника, предоставляющего полный комплекс логистических услуг, включающий планирование внешнеторговой сделки, организацию поставок, складирование, сертификацию, таможенное оформление и доставку грузов конечному потребителю к определенному сроку.

В современных условиях для сохранения конкурентоспособности на рынке околотаможенных услуг ярко выраженной тенденцией стало стремление таможенных брокеров (представителей) пересматривать стратегию своей работы, расширяя комплекс околотаможенных и транспортно-экспедиционных услуг, вплоть до подготовки поставок товаров в Россию заграницей - в так называемых местах формирования грузов [4].

В научной литературе разные авторы предлагают разные наименования

для фирм, оказывающих такого рода услуги, при этом перечень функций, которые данные компании (фирмы) выполняют, значительно превышает тот, что определен им действующим законодательством [3]. С этой позиции использование дефиниции «таможенный представитель» представляется не вполне корректным и требует дальнейшего осмысления. Мы согласны с автором [5], предлагающим для этих целей внести изменения в создание нормативной правовой базы для приобретения таможенным брокером (посредником) статуса универсального внешнеторгового посредника, оказывающего комплексные услуги по перевозке, хранению, обработке и таможенному оформлению внешнеторговых грузов от поставщика до получателя.

Схема организации внешнеторговой деятельности, когда участник действует с помощью универсального внешнеторгового посредника, представлена на рис.3. В этом случае обязанности предприятия по организации внешнеторговой сделки полностью передаются посреднику и сводятся к постановке задачи: где необходимо забрать груз и в какое место его следует доставить к установ-

ленному сроку. Актуальным моментом является вопрос согласования цены, включающей выплату вознаграждения

посреднику и общую стоимость тамо-женно-логистических услуг.

Рис 3. Схема организации внешнеторговой деятельности, с помощью универсального внешнеторгового посредника

Выводы

Существующие тенденции развития таможенного дела и рынка околотаможенных услуг проанализированы с точки зрения адаптивности их применения предприятиями, осуществляющими ВЭД для формирования организационно-экономического механизма повышения эффективности управления внешнеторговыми операциями.

Рассмотрены различные организационно-экономические модели осуществления внешнеторговых операций предприятия, в том числе с участием посредников. Проведен их анализ с точки зрения трудоемкости, длительности прохождения таможенных процедур и эффективности взаимодействия с организациями околотаможенного бизнеса.

Первый подход обеспечивает предприятию контроль на всех этапах организации внешнеторговых операций, но несет в себе большое число рисков и требует наличия на предприятии штата сотрудников, обладающих специальными знаниями и компетенциями в области международного права, таможенного и

валютного законодательства, в сфере страхования и организации международных перевозок.

Второй подход позволяет часть функций, которые выполняет предприятие, передать таможенному посреднику, который решает практически все вопросы таможенного администрирования, связанные с прохождением национальных границ.

Использование универсального внешнеторгового посредника, способного обеспечить комплекс услуг, приводит к снижению непроизводительных расходов бизнеса и позволяет сосредоточиться на решении производственных проблем.

Дальнейшая перспектива данного исследования заключается в разработке организационного-экономического механизма управления внешнеторговой деятельностью предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коробова, М.В. Анализ состояния и тенденций развития рынка околотаможенных услуг в Российской Федерации / М.В. Коробова, А.М. Вавилова, В.Ф. Коробова // Прорывные экономические

реформы в условиях риска и неопределенности: сборник материалов Международной научно-практической конференции - Уфа: 2015. - С. 256 -261.

2. Тихонович, Э.А. Субъектная структура рынка околотаможенных услуг /Э.А.Тихонович, Е.Н. Завгородняя // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. -2009. - №1.-С. 199-204.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврА-зЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N

17).- [Электронный ресурс ]- Режим доступа к ресурсу: http ://tktsrf. ru/razdel-1 /glava-3 /st-13 -tk-ts (дата обращения 05.01.2016).

4. Филиппов, A. M. Проблемы формирования околотаможенного сервиса в Российской Федерации / А.М. Филиппов // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Выпуск № 58. - 2008.- С.320-325.

5. Денисова, М.С. Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела./ М.С.Денисова //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2008. - Выпуск №2. -С.75-77.

Рукопись поступила в редакцию 28.01.2016.

MANAGEMENT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MARKET ANCILLARY SERVICES

M. Korobova, V.Korobova

The article discusses various organizational-economic models of foreign trade operations of enterprises from a position of tendencies of development of customs business and market ancillary services. Their analysis is carried out from the point of view of labour intensity, duration of customs procedures and the efficiency of interaction with organizations of ancillary businesses .

Key words: foreign trade activities, customs regulations, customs representative, enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.