УДК 373 ББК 74.20
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Юлаева А.К.
В работе раскрыты особенности управления внедрения инновационных технологий, разработана структура управленческих знаний и умений руководителей школ по их внедрению, рекомендованы система управленческих действий руководителей и организационная деятельность педколлектива по внедрению образовательных инновационных технологий, критерии оценки успешности внедрения данных технологий в образовательный процесс.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Важнейшей составляющей данного процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Появились условия для реализации принципа вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские [1]. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. В данной статье мы остановимся только на организационных вопросах управления внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Как показали наши исследования, управление внедрением инновационных технологий имеет свои особенности.
На основе анализа теории управления образовательным процессом [2,3] мы систематизировали следующие особенности управления внедрения инновационных технологий:
1. Главной целью является становление школы как центра социально-культурного и профессионально-педагогического обеспечения развития личности школьника;
2. Учитывая потенциал педагогического коллектива, подготовленность учащихся и учебно-материальные ресурсы, необходимо сформулировать систему по управлению внедрением инновационных технологий. При этом необходимо:
- определить функции, которые должна реализовать система;
- выбрать методы и средства реализации этих функций; выбрать функции управления внедрения инновационных технологий, а также их взаимодействия;
- выявить логическую структуру управленческих действий;
- распределить полномочия и ответственность лиц за выполнение этих действий.
3. Должна быть обеспечена согласованность действий органов управления различных уровней, определено их место и назначение в целостной системе управления внедрения инновационных технологий.
4. Необходимо обеспечивать оптимальное
функционирование школы: обеспечение школы
кадрами, создание оптимальных условий по повышению их квалификации, обеспечение учащихся необходимыми учебно-наглядными пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, создание благоприятных условий жизни.
Указанными особенностями определяется ход и течение, результативность и эффективность процесса управления по внедрению инновационных технологий.
Как показал опыт работы коллектива Башкирского лицея №48, гимназий №50 и 64 г.Уфы, внедрение инновационных технологий будет реализовываться успешно при целенаправленной организации управления этим процессом по нижеследующей системе:
- изучение, анализ деятельности педагогов, а также педагогических условий по внедрению инновационных технологий;
- целеполагание по внедрению инновационных технологий;
- прогнозирование действия педагогов по внедрению инновационных технологий;
- принятие управленческих решений (планирование) по внедрению инновационных технологий;
- мотивация действия педагогов по внедрению инновационных технологий;
- организация действия педагогов по внедрению инновационных технологий;
- регулирование действия педагогов по внедрению инновационных технологий;
178
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
- координирование деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий;
- контроль деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий. Оценка результативности их внедрения.
Для внедрения инновационных технологий руководители общеобразовательных учреждений должны владеть определенными управленческими знаниями и умениями, в том числе успех внедрения инновационных технологий во многом будет зависеть от того, насколько руководители общеобразовательных учреждений владеют теоретическими знаниями и умениями по внедрению данных технологий.
В контексте формирования профессиональной управленческой компетентности по внедрению инновационных образовательных технологий на основе анализа научных исследований [4,5,6,7] нами разработана структура теоретических знаний и практических умений руководителей общеобразовательных учреждений.
Компонентами структуры теоретических знаний являются:
1. Сущность и структура управленческого образования.
2. Теоретические основы управления общеобразовательным учреждением.
3. Содержание, функции и методы управления общеобразовательным учреждением.
4. Научные основы инновационной деятельности педагогического коллектива.
5. Научные основы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Компоненты практических умений составляют:
1. Умение ставить и достигать управленческих целей.
2. Управлять коллективом педагогов, занимающихся внедрением инновационных технологий в образовательный процесс.
3. Проектировать и планировать внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
4. Организовать учебу педагогов по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.
5. Выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций по внедрению инновационных технологий, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.
Как показали наши исследования, в процессе внедрения инновационных технологий руководители общеобразовательных учреждений также должны руководствоваться основными принципами, разработанными педагогической наукой [8,9,10]. К числу наиболее важных исследователи относят такие принципы, как:
1) ориентация на целостное (комплексное, всестороннее) совершенствование учебно-воспитательного процесса с выделением главного, ведущего звена в определенный момент на основе анализа реальной ситуации;
2) реализация в единстве близких, средних и далеких перспектив внедрения и на этой основе непрерывное, последовательное повышение уровня требований к этому процессу;
3) сочетание коллективной и индивидуальной работы, осуществление фронтального и дифференцированного подхода при организации внедрения;
4) внедрение достижений науки одновременно с передовым опытом;
5) соединение процесса внедрения достижений науки с организацией самообразования учителей и повышением их методической квалификации;
6) вариативный подход к внедрению на основе использования некоторого основного минимума внедряемых идей.
Работа педагогического коллектива по внедрению инновационных технологий также должна отражаться в учебно-воспитательном плане образовательного учреждения в разделе «Работа с педагогическим кадрами». Как показала наша практика, в плане наиболее оптимальными являются управленческие мероприятия руководителей нижеследующего содержания:
- подготовка научно-методических рекомендаций;
- разработка необходимой документации для работников школы по внедрению инновационных технологий (соответствующие локальные акты);
- проведение инструктивно-методических совещаний с руководством школы и активом учителей;
- распределение функций между всеми участниками внедрения;
- оказание оперативной помощи руководству школы в планировании и проведении методической учебы и самообразования учителей по внедряемой проблеме;
- четкое выделение основных этапов внедрения и связанной с этим методической учебы, чтобы она оказалась реально доступной для учителей за отведенное время;
- проектирование системы мер морально-психологического стимулирования работников школы, участвующих в процессе внедрения, возбуждения у них потребности в этой работе;
- планирование мер по пропаганде первых результатов опыта успешного внедрения конкретной идеи отдельными учителями, воспитателями и пр.;
- оперативный контроль за ходом внедрения, выявление типичных затруднений и недостатков, внесение коррективов в методические материалы, в содержание методической учебы, в темп и этапы внедрения и пр.;
- анализ результатов внедрения в конце учебного года и определение новых перспектив работы над этой темой.
Одним из важных этапов внедрения инновационных технологий является формирование у учителей потребности в овладении соответствующими достижениями науки. Для того чтобы раскрыть сущность и значение новых педагогических идей, руководителям необходимо показать:
- обусловленность этих идей общественными запросами, требованиями, предъявляемыми обществом к современной школе;
- какие результаты в обучении и воспитании будут достигнуты;
- как внедрение отразится на решении других учебно-воспитательных задач;
- влияние внедрения на совершенствование и рационализацию труда учителей и учащихся;
- преемственность новых идей с уже имеющимися в школьной практике, особенно в передовом опыте учителей, что докажет возможность применения их в данной школе;
- результаты опыта других школ, успешно внедряющих эту научную идею;
- сравнительные диаграммы, схемы, таблицы, доказывающие эффективность новых приемов работы.
Для оценки успешности внедряемой инновационной технологии необходимы определенные критерии. На основе анализа имеющихся научных разработок (Таланчук Н.М., Скаткин Н.М., Загвя-
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «Об образовании», 2005.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.:Академия, 2001. - 192с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. /Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2000. - 272с.
4. Внутришкольное управление: Теория и опыт педагогических и управленческих инноваций /Под ред.
Н.В.Горбуновой. - М.: Педагогика, 1995. - 191 с.
5. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. - М.: Педагогика, 1995. - 296с.
6. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работы в общеобразовательных учреждениях. - М., 2003. - 166с.
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176с.
8. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М.: Педагогика, 1980.
9. Керженцев П.М. Принципы организации. Избранные произведения. - М.: Экономика, 1968.
10. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам /Р.П.Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С.9-15.
зинский В. И. и другие) мы разработали свои критерии, состоящие из 7 показателей. Ими являются:
1. Актуальность внедрения инновационных технологий;
2. Плановость внедрения инновационных технологий;
3. Перспективность внедряемых инновационных технологий;
4. Системность организационно-управленческих действий руководителей общеобразовательных учреждений;
5. Репрезентативность внедряемых инновационных технологий;
6. Повышение уровня профессиональной компетентности учителей при внедрении инновационных технологий;
7. Возрастающая удовлетворенность и интерес к внедрению инновационных технологий.
Разработанную нами систему управленческих действий руководителей общеобразовательных учреждений по внедрению инновационных технологий мы экспериментально проверили в гимназиях № 64, 50, Башкирском лицее № 48, лицее № 153 г.Уфы на уроках английского языка при внедрении проектной, информационной, а также здоровьесберегающей технологий. Результаты эксперимента показали, что уровень активности учащихся на уроке повысился на 17%, качество обучения - на 13%.
Поступила в редакцию 31.10.2006 г.