Научная статья на тему 'Управление внедрением инновационных технологий в преподавании английского языка'

Управление внедрением инновационных технологий в преподавании английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлаева А. К.

В работе раскрыты особенности управления внедрения инновационных технологий, разработана структура управленческих знаний и умений руководителей школ по их внедрению, рекомендованы система управленческих действий руководителей и организационная деятельность педколлектива по внедрению образовательных инновационных технологий, критерии оценки успешности внедрения данных технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGERIAL ACTIVITIES OF APPLYING INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH

The article reveals managerial peculiarities of applying the innovative technologies in teaching process. In the given article worked out the structure of managerial skills and knowledge for school heads, recommended the system of managerial activities for school heads and organizational activities of applying the innovative technologies for teachers, the criteria for marking the success of applying these technologies in teaching process.

Текст научной работы на тему «Управление внедрением инновационных технологий в преподавании английского языка»

УДК 373 ББК 74.20

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Юлаева А.К.

В работе раскрыты особенности управления внедрения инновационных технологий, разработана структура управленческих знаний и умений руководителей школ по их внедрению, рекомендованы система управленческих действий руководителей и организационная деятельность педколлектива по внедрению образовательных инновационных технологий, критерии оценки успешности внедрения данных технологий в образовательный процесс.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Важнейшей составляющей данного процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Появились условия для реализации принципа вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские [1]. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. В данной статье мы остановимся только на организационных вопросах управления внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Как показали наши исследования, управление внедрением инновационных технологий имеет свои особенности.

На основе анализа теории управления образовательным процессом [2,3] мы систематизировали следующие особенности управления внедрения инновационных технологий:

1. Главной целью является становление школы как центра социально-культурного и профессионально-педагогического обеспечения развития личности школьника;

2. Учитывая потенциал педагогического коллектива, подготовленность учащихся и учебно-материальные ресурсы, необходимо сформулировать систему по управлению внедрением инновационных технологий. При этом необходимо:

- определить функции, которые должна реализовать система;

- выбрать методы и средства реализации этих функций; выбрать функции управления внедрения инновационных технологий, а также их взаимодействия;

- выявить логическую структуру управленческих действий;

- распределить полномочия и ответственность лиц за выполнение этих действий.

3. Должна быть обеспечена согласованность действий органов управления различных уровней, определено их место и назначение в целостной системе управления внедрения инновационных технологий.

4. Необходимо обеспечивать оптимальное

функционирование школы: обеспечение школы

кадрами, создание оптимальных условий по повышению их квалификации, обеспечение учащихся необходимыми учебно-наглядными пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, создание благоприятных условий жизни.

Указанными особенностями определяется ход и течение, результативность и эффективность процесса управления по внедрению инновационных технологий.

Как показал опыт работы коллектива Башкирского лицея №48, гимназий №50 и 64 г.Уфы, внедрение инновационных технологий будет реализовываться успешно при целенаправленной организации управления этим процессом по нижеследующей системе:

- изучение, анализ деятельности педагогов, а также педагогических условий по внедрению инновационных технологий;

- целеполагание по внедрению инновационных технологий;

- прогнозирование действия педагогов по внедрению инновационных технологий;

- принятие управленческих решений (планирование) по внедрению инновационных технологий;

- мотивация действия педагогов по внедрению инновационных технологий;

- организация действия педагогов по внедрению инновационных технологий;

- регулирование действия педагогов по внедрению инновационных технологий;

178

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

- координирование деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий;

- контроль деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий. Оценка результативности их внедрения.

Для внедрения инновационных технологий руководители общеобразовательных учреждений должны владеть определенными управленческими знаниями и умениями, в том числе успех внедрения инновационных технологий во многом будет зависеть от того, насколько руководители общеобразовательных учреждений владеют теоретическими знаниями и умениями по внедрению данных технологий.

В контексте формирования профессиональной управленческой компетентности по внедрению инновационных образовательных технологий на основе анализа научных исследований [4,5,6,7] нами разработана структура теоретических знаний и практических умений руководителей общеобразовательных учреждений.

Компонентами структуры теоретических знаний являются:

1. Сущность и структура управленческого образования.

2. Теоретические основы управления общеобразовательным учреждением.

3. Содержание, функции и методы управления общеобразовательным учреждением.

4. Научные основы инновационной деятельности педагогического коллектива.

5. Научные основы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Компоненты практических умений составляют:

1. Умение ставить и достигать управленческих целей.

2. Управлять коллективом педагогов, занимающихся внедрением инновационных технологий в образовательный процесс.

3. Проектировать и планировать внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

4. Организовать учебу педагогов по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.

5. Выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций по внедрению инновационных технологий, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

Как показали наши исследования, в процессе внедрения инновационных технологий руководители общеобразовательных учреждений также должны руководствоваться основными принципами, разработанными педагогической наукой [8,9,10]. К числу наиболее важных исследователи относят такие принципы, как:

1) ориентация на целостное (комплексное, всестороннее) совершенствование учебно-воспитательного процесса с выделением главного, ведущего звена в определенный момент на основе анализа реальной ситуации;

2) реализация в единстве близких, средних и далеких перспектив внедрения и на этой основе непрерывное, последовательное повышение уровня требований к этому процессу;

3) сочетание коллективной и индивидуальной работы, осуществление фронтального и дифференцированного подхода при организации внедрения;

4) внедрение достижений науки одновременно с передовым опытом;

5) соединение процесса внедрения достижений науки с организацией самообразования учителей и повышением их методической квалификации;

6) вариативный подход к внедрению на основе использования некоторого основного минимума внедряемых идей.

Работа педагогического коллектива по внедрению инновационных технологий также должна отражаться в учебно-воспитательном плане образовательного учреждения в разделе «Работа с педагогическим кадрами». Как показала наша практика, в плане наиболее оптимальными являются управленческие мероприятия руководителей нижеследующего содержания:

- подготовка научно-методических рекомендаций;

- разработка необходимой документации для работников школы по внедрению инновационных технологий (соответствующие локальные акты);

- проведение инструктивно-методических совещаний с руководством школы и активом учителей;

- распределение функций между всеми участниками внедрения;

- оказание оперативной помощи руководству школы в планировании и проведении методической учебы и самообразования учителей по внедряемой проблеме;

- четкое выделение основных этапов внедрения и связанной с этим методической учебы, чтобы она оказалась реально доступной для учителей за отведенное время;

- проектирование системы мер морально-психологического стимулирования работников школы, участвующих в процессе внедрения, возбуждения у них потребности в этой работе;

- планирование мер по пропаганде первых результатов опыта успешного внедрения конкретной идеи отдельными учителями, воспитателями и пр.;

- оперативный контроль за ходом внедрения, выявление типичных затруднений и недостатков, внесение коррективов в методические материалы, в содержание методической учебы, в темп и этапы внедрения и пр.;

- анализ результатов внедрения в конце учебного года и определение новых перспектив работы над этой темой.

Одним из важных этапов внедрения инновационных технологий является формирование у учителей потребности в овладении соответствующими достижениями науки. Для того чтобы раскрыть сущность и значение новых педагогических идей, руководителям необходимо показать:

- обусловленность этих идей общественными запросами, требованиями, предъявляемыми обществом к современной школе;

- какие результаты в обучении и воспитании будут достигнуты;

- как внедрение отразится на решении других учебно-воспитательных задач;

- влияние внедрения на совершенствование и рационализацию труда учителей и учащихся;

- преемственность новых идей с уже имеющимися в школьной практике, особенно в передовом опыте учителей, что докажет возможность применения их в данной школе;

- результаты опыта других школ, успешно внедряющих эту научную идею;

- сравнительные диаграммы, схемы, таблицы, доказывающие эффективность новых приемов работы.

Для оценки успешности внедряемой инновационной технологии необходимы определенные критерии. На основе анализа имеющихся научных разработок (Таланчук Н.М., Скаткин Н.М., Загвя-

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «Об образовании», 2005.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.:Академия, 2001. - 192с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. /Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2000. - 272с.

4. Внутришкольное управление: Теория и опыт педагогических и управленческих инноваций /Под ред.

Н.В.Горбуновой. - М.: Педагогика, 1995. - 191 с.

5. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. - М.: Педагогика, 1995. - 296с.

6. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работы в общеобразовательных учреждениях. - М., 2003. - 166с.

7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176с.

8. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М.: Педагогика, 1980.

9. Керженцев П.М. Принципы организации. Избранные произведения. - М.: Экономика, 1968.

10. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам /Р.П.Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С.9-15.

зинский В. И. и другие) мы разработали свои критерии, состоящие из 7 показателей. Ими являются:

1. Актуальность внедрения инновационных технологий;

2. Плановость внедрения инновационных технологий;

3. Перспективность внедряемых инновационных технологий;

4. Системность организационно-управленческих действий руководителей общеобразовательных учреждений;

5. Репрезентативность внедряемых инновационных технологий;

6. Повышение уровня профессиональной компетентности учителей при внедрении инновационных технологий;

7. Возрастающая удовлетворенность и интерес к внедрению инновационных технологий.

Разработанную нами систему управленческих действий руководителей общеобразовательных учреждений по внедрению инновационных технологий мы экспериментально проверили в гимназиях № 64, 50, Башкирском лицее № 48, лицее № 153 г.Уфы на уроках английского языка при внедрении проектной, информационной, а также здоровьесберегающей технологий. Результаты эксперимента показали, что уровень активности учащихся на уроке повысился на 17%, качество обучения - на 13%.

Поступила в редакцию 31.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.